Недействующий


ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа

(с изменениями на 18 сентября 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 31 декабря 2004 года N 94-оз
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 22 июня 2000 года N 48-оз;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 9 октября 2000 года N 66-оз;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 18 сентября 2001 года N 64-оз.

____________________________________________________________________

     Принят Думой Ханты-Мансийского
 автономного округа
 16 июня 1998 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на территории округа в процессе поиска, разведки и добычи углеводородов, их раздела и реализации, в том числе отношения нефтегазовых предприятий, их инвесторов и подрядчиков с органами государственной власти автономного округа и органом управления государственным фондом недр.    

Целью Закона является также закрепление правовых и экономических условий деятельности нефтегазовых предприятий в качестве недропользователей и операторов, условий поиска, разведки и эксплуатации месторождений углеводородов.

Закон не регулирует отношения, связанные с организацией и проведением конкурсов (аукционов) на предоставление прав недропользования в целях поиска, разведки и добычи углеводородов, а также торгов подрядных работ, связанных с недропользованием.

Нормы Закона основаны на положениях, закрепленных федеральными законами и нормативными актами о недрах, охране окружающей природной среды, о стандартизации, а также гражданским и инвестиционным федеральным законодательством.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определения, используемые в Законе


В настоящем Законе используются следующие определения, означающие:

Нетто-добыча - объем углеводородов, извлеченных на поверхность в пределах района работ, сохраненная и измеренная (на контрольно-измерительной станции в пункте учета) за минусом объема нормативных потерь и объема углеводородов, используемых для внутрипромысловых нужд в количестве, предусмотренном нефтяным соглашением (контрактом).

Нефтегазовые залежи - естественное скопление жидких и газообразных углеводородов (приуроченное к одному или нескольким пластам-коллекторам с единой гидродинамической системой) в определенных пространственных границах (контурах) и на определенной глубине в пределах нефтегазоносного горизонта (пласта), имеющее количественное измерение по объему содержащихся извлекаемых либо достоверных (на основании геологических данных) запасов углеводородов.

Нефтегазовые залежи подразделяются в зависимости от геолого-физических характеристик на нефтяные, газонефтяные, газоводонефтяные, водонефтяные.

Нефтегазовые месторождения подразделяются в зависимости от геолого-физических характеристик на нефтяные, газонефтяные, газоводонефтяные, водонефтяные.

Нефтегазовые предприятия - все виды предприятий топливно-энергетического комплекса (включая вертикально-интегрированные нефтяные компании) независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие все виды производственной деятельности, связанные с поиском, разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов, очисткой и переработкой добытых углеводородов и получением нефтепродуктов.

Нефтяное (нефтяное с газовой или газоконденсатной шапкой, газонефтяное, газоконденсатнонефтяное, нефтегазовое, нефтегазоконденсатное) месторождение - совокупность нефтяных залежей, предоставленная для промышленной разработки в границах лицензионного участка, характеризуемая определенными пространственными границами и количественными параметрами по содержащимся извлекаемым запасам углеводородов категорий С1, С2 на основании геологических данных.

Нефтяные операции - все виды деятельности нефтегазового предприятия (его оператора по нефтяным операциям и специализированных подрядчиков), связанные с поиском и разведкой месторождений углеводородов, доразведкой, разбуриванием, обустройством промыслов, извлечением (добычей) углеводородов, подготовкой, хранением и транспортировкой углеводородов до места их учета и раздела либо врезки в систему магистрального трубопровода.

Попутный нефтяной газ - любые газообразные углеводороды, включая углекислый газ и гелий, находящиеся в недрах либо поступающие на поверхность земли из нефтегазовых скважин в районе нефтегазовых промыслов.

Сырая нефть - углеводороды в жидком состоянии при нормальном атмосферном давлении, а также все типы углеводородов и битумов (включая асфальты и озокериты) в их естественном состоянии либо полученные путем конденсации и экстракции из природного газа.

Технико-экономическое обоснование разработки месторождения углеводородов - совокупность технологических и технических условий и экономических расчетов промышленной эксплуатации месторождения, обосновывающих рентабельность эксплуатации месторождения.

Углеводороды - природный газ, попутный нефтяной газ, сырая нефть, сжиженный нефтяной газ, газоконденсатные жидкости и иные конденсаты.


Статья 2. Действие Закона


Настоящий Закон действует наряду с федеральным законодательством, регулирующим отношения, связанные с поиском, разведкой и добычей углеводородов, в том числе по вопросам определения технологических и технических регламентов добычи и порядка государственной экспертизы технических проектов разработки месторождений углеводородов, постановки разведанных запасов углеводородов на государственный баланс и соблюдения требований и стандартов к эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов, оборудования и объектов обустройства.


Статья 3. Форма собственности на добытые углеводороды
до их раздела с государством


Добытые недропользователем углеводороды до их раздела с государством являются государственной собственностью.

Форма собственности на добытые углеводороды после их раздела с государством определяется положениями законодательства Российской Федерации и автономного округа о недрах.

После прекращения прав недропользования (признания лицензии недействительной) на законных основаниях добытые углеводороды являются государственной собственностью.

Статья 4. Собственность на геолого-геофизическую и иную
информацию о недрах


Форма собственности на геологическую, геофизическую и иную информацию о недрах определяется положениями законодательства Российской Федерации и автономного округа о недрах и законодательства, регулирующего договорные отношения с инвесторами в условиях раздела продукции.

Статья 5. Общие требования, предъявляемые к нефтяным
операциям

Нефтяные операции должны осуществляться нефтегазовыми предприятиями при соблюдении:

- обязательных условий недропользования по выданной лицензии на право пользования недрами;

- условий нефтяных соглашений (контрактов);     

- утвержденных проектных документов;

- требований федерального и окружного природоохранного и природо-ресурсного законодательства, в том числе к страхованию рисков причинения ущерба окружающей природной среде;

- правил, норм и стандартов ведения нефтяных операций;

- соглашений по совместному геологическому изучению, разработке месторождений углеводородов и использованию внутрипромысловой инфраструктуры сопредельных промысловых участков недр.

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНЫХ
ОПЕРАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Статья 6. Цели государственного регулирования нефтяных
операций


Целями государственного регулирования нефтяных операций являются:

- рациональное использование запасов углеводородов на территории округа в интересах населения Российской Федерации и автономного округа;

- обеспечение воспроизводства минеральных ресурсов на территории округа и условий для выявления новых перспективных нефтегазоносных районов на территории округа;

- обеспечение стабильных экономических условий рентабельной деятельности нефтегазовых предприятий;

- обеспечение опережающего применения передовых технологий разведки и добычи;

- контроль за обязательной сертификацией технических средств и энергетических установок, их соответствия уровню мировых стандартов;

- реализация функций государственного контроля и надзора за проведением нефтяных операций и соблюдением законодательства об охране недр и окружающей природной среды, а также стандартов ведения геологоразведочных и добычных работ;

- обеспечение занятости населения автономного округа на предприятиях нефтегазового комплекса и развитие его социальной инфраструктуры;

- организация работ в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций на нефтегазовых промыслах;

- выполнение нефтегазовыми предприятиями установленных условий пользования недрами;

- соблюдение социально-экономических интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа.

Статья 7. Государственное регулирование нефтяных операций


Государственное регулирование нефтяных операций предполагает:

- создание и утверждение норм и правил, регламентирующих выполнение нефтяных операций,      

- обеспечение выполнения требований государственных стандартов, норм и правил, установление параметров на геофизическое, буровое и промысловое оборудование на стадии конкурсов, аукционов и подрядных торгов,

- проведения государственных экспертиз проектных документов,

- проведение государственного контроля за исполнением нефтяных соглашений (контрактов) и соглашений о разделе продукции,

- создание условий для страхования рисков причинения ущерба окружающей природной среде, имущественных рисков и рисков причинения ущерба третьим лицам.

Статья 8. Государственное управление ресурсами

     

На территории автономного округа создается система органов государственного управления ресурсами, государственного контроля за их рациональным использованием и охраной, которые взаимодействуют с территориальным подразделением федерального органа управления государственным фондом недр и иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного надзора и контроля при недропользовании.

Органы государственной власти автономного округа в процессе государственного управления ресурсами недр для выполнения отдельных специализированных задач формируют постоянно действующие комиссии, а также создают специализированные государственные унитарные предприятия для обеспечения деятельности по управлению ресурсами.

Органы государственного управления ресурсами недр автономного округа и создаваемые ими комиссии действуют на основании положений, утверждаемых Губернатором автономного округа единолично, а по вопросам совместного ведения - совместно с федеральными органами государственного управления.

Споры в связи с использованием ресурсов и управлением ими решаются в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 9. Полномочия органов государственной
исполнительной власти автономного округа по
регулированию нефтяных операций

Полномочия органов государственной исполнительной власти автономного округа по регулированию нефтяных операций включают в себя:

- формирование и выполнение территориальной программы рационального использования недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- осуществление контроля (в пределах своей компетенции) за производственной деятельностью нефтегазовых предприятий на территории автономного округа;

- контроль за ведением нефтяных операций и отчетностью нефтегазовых предприятий окружными и отраслевыми органами государственного управления;

- абзац 5 исключен с 16 октября 2000 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 9 октября 2000 года N 66-оз - см. предыдущую редакцию;


- определение совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр требований к отчетности нефтегазовых предприятий и операторов по нефтяным операциям в части выполнения условий нефтяных соглашений и контрактов, лицензионных и иных соглашений.


Статья 10. Недропользование и природопользование при
нефтяных операциях


Использование недр и природных ресурсов (включая государственное лицензирование прав пользования недрами и отдельными природными ресурсами, а также лицензирование видов деятельности, связанных с недропользованием) осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных федеральным и окружным законодательством о недрах, природоресурсным, природоохранным законодательством с учетом положений законодательства, регулирующего традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера.

В выдаваемые нефтегазовым предприятиям лицензии на право пользования недрами и в условия заключаемых с ними нефтяных соглашений и контрактов, в том числе соглашений о разделе продукции, включаются в обязательном порядке обязательства по выполнению условий конкурсов или аукционов ( которые явились основанием принятия решения о предоставлении нефтегазовому предприятию права пользования недрами), а также устанавливаемые государством условия недропользования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»