• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"



Рассмотрев проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании", принятый в первом чтении 10 декабря 2004 года, руководствуясь пунктом 4 статьи 43 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

постановляет:

1. Принять Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании".

2. Направить вышеназванный Закон Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.В. Филипенко для подписания и обнародования.

Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
В.С.Сондыков

г.Ханты-Мансийск
25 декабря 2004 года
N 1981

Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"



Принят
Думой Ханты- Мансийского
автономного округа - Югры
25 декабря 2004 года

Статья 1


Внести изменения и дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 апреля 1996 года N 15-оз "О недропользовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 25-оз, 16 ноября 2001 года N 72-оз) (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 3, ст. 179; N 10, ст. 1231) в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 4 апреля 2002 года N 18-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2002, N 3, ст. 248), изложив его в следующей редакции:

Закон "О недропользовании"

"ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

О недропользовании



Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возникающие в процессе геологического изучения, использования (в том числе для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых) недр, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, охраной недр и в связи с реализацией исполнительными органами государственной власти автономного округа своих полномочий в установленных федеральными законами пределах по управлению государственным фондом недр.

Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и интересов граждан и пользователей недр в процессе недропользования, а также закрепляет правовые условия, обеспечивающие экологическую безопасность, сохранение традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при пользовании недрами на территории автономного округа.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство автономного округа о недропользовании


Законодательство автономного округа о недропользовании состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Статья 2. Участие автономного округа в соглашениях о разделе продукции

1. Регулирование участия автономного округа в соглашениях о разделе продукции в связи с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

2. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа и их должностные лица обязаны учитывать требования настоящего Закона при внесении предложений по условиям недропользования в проекты разрабатываемых соглашений о разделе продукции в целях поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

Статья 3. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов при пользовании недрами


Отношения, связанные с использованием и охраной земельных, водных и лесных ресурсов, растительного, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов, возникающие при пользовании недрами на территории автономного округа, регулируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 4. Недропользование на территории автономного округа


Настоящий Закон регулирует отношения недропользования на территории автономного округа с учетом закрепленных федеральным законом положений:

1) о государственной собственности на недра;

2) о разрешительном характере предоставления права пользования нед-рами либо (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) о предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции;

3) о перечне оснований получения, перехода и прекращения права пользования недрами, закрепленных федеральным законом;

4) о состязательности при выборе пользователя недр в процессе проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами;

5) о платности пользования недрами;

6) о рациональном и комплексном пользовании недрами в пределах предоставленных в пользование участков недр;

7) о минимально технически возможном воздействии на окружающую среду при пользовании недрами;

8) о сочетании экономических интересов пользователей недр и государства;

9) об обеспечении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;

10) о возвратности участков недр;

11) о государственном мониторинге геологической среды;

12) о закреплении в лицензии на пользование недрами обязательных условий пользования недрами;

13) о государственном геологическом, экологическом и ином контроле за деятельностью пользователей недр.

Глава II. Управление государственным фондом недр на территории автономного округа
Статья 5. Государственный фонд недр на территории автономного округа

1. Недра на территории автономного округа, включая подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, в соответствии с федеральным законом являются государственной собственностью.

2. На территории автономного округа в соответствии с федеральными законами запрещается отчуждение участков недр, в том числе посредством совершения гражданских сделок.

3. В соответствии с федеральными законами право собственности на добытые из недр полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы переходит к владельцу права пользования таким участком недр по условиям лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции.

Статья 6. Управление государственным фондом недр на территории автономного округа

1. Правительство автономного округа в пределах своих полномочий вправе определить уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере управления государственным фондом недр на территории автономного округа и его компетенцию.

2. В соответствии с федеральным законодательством Правительством автономного округа могут заключаться соглашения с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий в сфере управления государственным фондом недр.

Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по регулированию отношений в сфере недропользования
Статья 7. Полномочия Думы автономного округа по регулированию отношений недропользования


К полномочиям Думы автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) регулирование отношений недропользования в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами;

2) установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) принятие решений по проектам федеральных законов, утверждающих перечни участков недр, расположенных на территории автономного округа, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и внесение в установленном порядке таких проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

4) утверждение условий участия представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа в комиссиях и управляющих комитетах, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием исполнительных органов государственной власти автономного округа для целей подготовки проектов соглашений о разделе продукции, координации работ при реализации названных соглашений соответственно;

5) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих отношения недропользования на территории автономного округа;

6) законодательная защита интересов коренных малочисленных народов Севера и интересов граждан, проживающих на территории автономного округа.

Статья 8. Полномочия Правительства автономного округа в сфере недропользования на территории автономного округа

1. Правительство автономного округа в пределах своих полномочий в соответствии с положениями федеральных законов, соглашений об исполнении части федеральных полномочий по управлению государственным фондом недр, настоящего Закона и иных законов автономного округа организует и осуществляет управление государственным фондом недр на территории автономного округа.

2. В области управления геологическим изучением недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:

1) осуществляет нормативное правовое регулирование в области недропользования в пределах своей компетенции, определяемой федеральными законами, законами автономного округа, а также соглашениями об исполнении части федеральных полномочий по управлению государственным фондом недр;

2) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа, участвующий в установленном порядке в проведении государственной экспертизы геологической и иной информации о недрах в части общераспространенных полезных ископаемых;

3) создает территориальный фонд геологической информации и определяет условия его ведения;

4) организует оперативный учет поступающей в территориальный фонд геологической и иной информации о недрах;

5) обеспечивает составление территориальных балансов запасов и ка-дастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и осуществляет контроль за их составлением;

6) распоряжается геологической информацией, полученной за счет средств бюджета автономного округа и местных бюджетов;

7) разрабатывает и утверждает территориальные программы геологического изучения недр на территории автономного округа, а также определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий в установленном порядке государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от имени автономного округа;

8) участвует в установленном порядке в разработке предложений к государственным программам геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации и в их реализации;

9) разрабатывает предложения по региональному перечню полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также перечням участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на территории автономного округа на условиях соглашений о разделе продукции;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

3. В области эксплуатации недр на территории автономного округа Правительство автономного округа:

1) участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

2) разрабатывает и направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр либо его территориальный орган предложения об условиях пользования недрами на территории автономного округа для конкурсных или аукционных комиссий, а также для комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении прав пользования недрами в бесконкурсном порядке;

3) осуществляет нормативно-правовое регулирование в с соответствии с законами автономного округа в области использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) организует учет участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечивает защиту прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе при заключении с пользователями недр договоров об условиях пользования недрами, а также посредством разработки и принятия модельных соглашений недропользователей с коренными малочисленными народами Севера;

6) разрабатывает и направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения по разовым платежам за пользование недрами, уплата которых осуществляется при наступлении событий, оговоренных в лицензии;

7) разрабатывает предложения по условиям проектов соглашений о разделе продукции и после утверждения таких предложений Думой автономного округа направляет в комиссии, образуемые федеральными органами исполнительной власти, с участием исполнительных органов государственной власти автономного округа для целей подготовки проектов таких соглашений;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

4. В рамках своих полномочий Правительство автономного округа обеспечивает защиту имущественных интересов автономного округа при исполнении на территории автономного округа заключаемых с пользователями недр договоров об условиях пользования недрами и соглашений о разделе продукции, осуществляет представительство автономного округа при судебном разрешении споров с пользователями недр.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования на территории муниципальных образований

1. Органы местного самоуправления осуществляют регулирование отношений недропользования в границах муниципальных образований в пределах полномочий, предоставленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами автономного округа.

2. В области недропользования на территории муниципальных образований органы местного самоуправления:

1) принимают участие в согласовании условий предоставления недр в пользование и условий отводов земельных участков, а также в решении других вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения муниципального образования, в том числе представителей коренных малочисленных народов Севера;

2) осуществляют разработку предложений по геологическому изучению недр;

3) предоставляют в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) осуществляют контроль за использованием и охраной недр при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых в границах муниципальных образований, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) направляют в Правительство автономного округа представления о временном приостановлении работ, связанных с пользованием недрами (за исключением случаев пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых), в связи с угрозой экологических или техногенных катастроф и аварий;

6) направляют в Правительство автономного округа предложения о введении ограничений на выделение участков недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, а также в местах традиционного проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;

7) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Глава IV. Пользование недрами на территории автономного округа
Статья 10. Пользователи недр

1. В соответствии с федеральным законом пользователями недр на территории автономного округа могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

2. Требования к наличию у пользователей недр разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, либо заключенных договоров с организациями, имеющими право на осуществление таких видов деятельности, определяются в соответствии с федеральным законом.

3. Права и обязанности пользователей недр в соответствии с федеральным законом возникают с момента государственной регистрации лицензий на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

Статья 11. Предоставление прав пользования недрами


Основания возникновения прав пользования участками недр на территории автономного округа устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Статья 12. Виды пользования недрами

1. Недра на территории автономного округа в соответствии с федеральными законами предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

2. Участок недр в соответствии с федеральным законом может быть предоставлен в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых.

Статья 13. Сроки пользования недрами


Сроки пользования недрами и порядок их исчисления определяются в соответствии с федеральными законами.

Статья 14. Предоставление, оборот, временное приостановление, ограничение и прекращение прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых


Отношения по предоставлению, обороту, временному приостановлению, ограничению и прекращению прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и порядок пользования такими участками недр устанавливаются законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Статья 15. Захоронение на территории автономного округа радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов


При захоронении на территории автономного округа радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов по решению Правительства Российской Федерации Правительство автономного округа вносит предложения о проведении дополнительных геологических и экологических государственных экспертиз в целях обоснования радиационной безопасности таких захоронений. Соответствующее предложение вносится Правительством автономного округа с учетом мнения населения автономного округа на соответствующей территории, выявляемого посредством проведения консультативных опросов.

Статья 16. Переход права пользования недрами и переоформление лицензии на пользование недрами

1. Право пользования участком недр на территории автономного округа переходит к другому лицу по основаниям и в порядке, определенным федеральным законом.

2. При переходе права пользования недрами лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 17. Застройка площадей залегания полезных ископаемых

1. В соответствии с порядком предоставления горных отводов при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения нефти, газа или теплоэнергетических вод, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, в том числе границы населенных пунктов, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

2. В соответствии с федеральным законодательством проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

3. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений в соответствии с федеральным законодательством допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Статья 18. Пользование объектами общей инфраструктуры и коммуникациями в процессе недропользования


При осуществлении работ в границах участка недр на территории автономного округа пользователи недр пользуются объектами общей инфраструктуры и коммуникациями на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Возмещение затрат пользователей недр, право пользования недрами которых досрочно прекращено


В случае выставления на конкурс или аукцион изъятых из пользования участков недр, на которых построены объекты инфраструктуры и иные промысловые объекты за счет конкретного пользователя недр (право пользования недрами которого досрочно прекращено), Правительство автономного округа либо уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган согласованные с прежним пользователем недр предложения об условиях компенсации прежнему пользователю недр ранее произведенных затрат на строительство объектов инфраструктуры и иных промысловых объектов в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр.

Глава V. Лицензирование пользования недрами на территории автономного округа
Статья 20. Государственная система лицензирования


В соответствии с федеральным законом на территории автономного округа действует государственная система лицензирования - единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Статья 21. Объект лицензирования при предоставлении недр в пользование


При организации и проведении на территории автономного округа конкурсов или аукционов на право пользования недрами, а также при предоставлении права пользования недрами по результатам рассмотрения заявок в бесконкурсном порядке Правительство автономного округа или уполномоченные им представители вносят в федеральный орган управления государственным фондом недр либо его территориальный орган предложение по размеру минимального (неделимого) участка недр, предоставляемого в пользование, где линейные размеры площади поверхности земли - одна минута по долготе и одна минута по широте, а выделяемый в пользование на территории автономного округа участок недр должен состоять из целого числа минимальных участков.

Статья 22. Лицензионное оформление права пользования недрами


Право пользования участками недр на территории автономного округа в соответствии с федеральным законодательством оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статья 23. Порядок получения лицензий на пользование недрами

1. Порядок выдачи, оформления, государственной регистрации, переоформления в случае изменения условий, хранения, учета и аннулирования лицензий на пользование недрами определяется в соответствии с федеральным законодательством.

2. Порядок выдачи, оформления, государственной регистрации, переоформления в случае изменения условий, хранения, учета и аннулирования лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в соответствии с законодательством автономного округа.

Статья 24. Проведение конкурсов или аукционов на право пользования недрами на территории автономного округа

1. В соответствии с федеральным законом проведение конкурсов или аукционов на право пользования недрами на территории автономного округа осуществляется на основании решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

2. При участии в подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами Правительство автономного округа либо уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия проводимых конкурсов или аукционов следующих условий:

1) о выполнении пользователями недр на территории автономного округа природоохранных программ;

2) об обязанностях пользователей недр по согласованию схем размещения промысловых объектов в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр с коренными малочисленными народами Севера, если в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр находятся территории традиционного природопользования;

3) о компенсации лицам из числа коренных малочисленных народов Севера причиненных убытков в связи с нарушением либо ограничением традиционного природопользования и хозяйствования с определением форм и объемов такой компенсации;

4) о наличии трудовых, финансовых и производственных ресурсов, необходимых для соответствующего вида пользования недрами.

Статья 25. Изменение условий действующей лицензии на пользование недрами

1. Основания для изменения действующих лицензий на пользование недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых на территории автономного округа определяются в соответствии с федеральным законом.

2. В случае открытия нового месторождения полезных ископаемых в границах участка недр, предоставленного в пользование на территории автономного округа, Правительство автономного округа либо уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения по изменению условий предоставленных лицензий на пользование недрами в течение трех календарных месяцев с даты проведения геологической экспертизы по факту открытия нового месторождения.

Статья 26. Права и обязанности пользователей недр

1. Права и обязанности пользователей недр в части рационального использования и охраны недр, а также безопасного ведения работ при недропользовании в границах территории автономного округа независимо от вида пользования недрами определяются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа могут устанавливать дополнительные требования для пользователей недр в части рационального использования и охраны недр, а также охраны окружающей среды и санитарного благополучия населения в связи с географическими, климатическими и этническими особенностями автономного округа, если устанавливаемые дополнительные требования не противоречат федеральному законодательству.

Глава VI. Определение условий пользования недрами в лицензии
Статья 27. Предложения по обязательным условиям пользования недрами, вносимые в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган

1. При подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами, проводимых на территории автономного округа для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также при предоставлении прав пользования недрами в бесконкурсном порядке Правительство автономного округа или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в текст выдаваемых лицензий обязательных (помимо предусмотренных федеральным законом) условий пользования недрами в части:

1) сроков строительства и ввода в эксплуатацию промысловых объектов;

2) сроков пересчета запасов полезных ископаемых в границах участка недр и представления отчета о пересчете запасов полезных ископаемых;

3) сроков и объемов реализации проектных технологических документов на разведку и добычу полезных ископаемых;

4) условий принятия пользователями недр промысловых объектов, построенных за счет бюджетных средств;

5) согласования с коренными малочисленными народами Севера схем размещения промысловых объектов в границах территорий традиционного природопользования;

6) участия пользователей недр в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в административно-территориальных границах которых осуществляются разведка и добыча полезных ископаемых;

7) согласования с исполнительными органами государственной власти автономного округа технических заданий на разработку проектной документации на стадии обустройства месторождений для добычи полезных ископаемых;

8) места перехода права собственности на добытые полезные ископаемые (минеральное сырье) к пользователю недр;

9) представления одного экземпляра проектной (технологической) документации на разработку месторождения полезных ископаемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа.

Статья 28. Обязательные условия пользования недрами при разведке и добыче углеводородов

1. При подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами для целей разведки и добычи углеводородов на территории автономного округа Правительство автономного округа или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия конкурса (аукциона) либо выдаваемые лицензии на право пользования недрами следующих обязательных условий недропользования:

1) определение объекта промышленной эксплуатации в форме конкретных залежей полезных ископаемых и их границ на момент предоставления права пользования недрами;

2) минимальный объем геологоразведочных работ в физическом выражении;

3) условия возмещения произведенных из бюджета автономного округа фактических затрат (в том числе посредством передачи пользователю недр ранее аккумулируемых в бюджете автономного округа отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы) на геологическое изучение конкретного участка недр, предоставляемого для разведки и добычи углеводородов;

4) сроки работ по доразведке месторождения и пересчету запасов полезных ископаемых по результатам доразведки;

5) сроки постановки на государственный баланс разведанных запасов полезных ископаемых;

6) сроки представления результатов подсчетов запасов полезных ископаемых;

7) сроки сдачи керна в территориальный геологический фонд, в том числе в специализированное государственное кернохранилище автономного округа;

8) порядок использования информации о недрах, полученной за счет бюджетных средств, а также промысловых объектах, построенных за счет бюджетных средств;

9) условия изменения установленных в лицензии параметров разработки, в том числе условий добычи полезных ископаемых;

10) порядок пересмотра условий пользования недрами при изменении горно-геологических и экономических условий пользования недрами, в том числе в связи с открытием новых месторождений (залежей) полезных ископаемых;

11) сроки разработки и утверждения технологической проектной документации при разработке месторождения полезных ископаемых и проектов обустройства участка недр;

12) представление одного экземпляра проектной (технологической) документации на разработку месторождения полезных ископаемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа;

13) сроки оценки уровня загрязнения окружающей среды в границах участка недр на дату выдачи лицензии;

14) процент утилизации попутного газа;

15) наличие отдельного узла (узлов) учета продукции (углеводородов) для каждого участка недр при добыче углеводородов.

2. При проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами либо при рассмотрении заявок на предоставление права пользования недрами в бесконкурсном порядке на территории автономного округа Правительство автономного округа либо уполномоченный им исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия таких конкурсов или аукционов либо в выдаваемые лицензии на пользование недрами условий о порядке и сроках представления владельцами лицензий в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа промысловой информации, в том числе по объемам добытых в отчетный период полезных ископаемых.

Глава VII. Промышленная эксплуатация недр
Статья 29. Общие требования к условиям разведки и добычи полезных ископаемых и иной промышленной эксплуатации недр

1. Общие требования к разработке месторождений (залежей) полезных ископаемых, разработке и соблюдению проектной документации, рациональному использованию и охране недр определяются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр в процессе разведки и добычи полезных ископаемых (в том числе общераспространенных), строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе на участках недр местного значения), осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа во взаимодействии с федеральными органами государственного геологического контроля и горного надзора.

3. Пользователи недр, получившие лицензию на право пользования недрами для целей добычи (разведки и добычи) полезных ископаемых на территории автономного округа, направляют сведения в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа о заключенных договорах с профессиональными горноспасательными и пожарными частями (службами) по предупреждению и ликвидации аварий и пожаров, в том числе открытых нефтяных и газовых фонтанов, и пожаров на нефтегазопромыслах.

Статья 30. Государственная экспертиза технологических схем (проектов) разработки месторождений полезных ископаемых и проектов обустройства участка недр


Проект (технологическая схема) разработки месторождений полезных ископаемых и иной промышленной эксплуатации недр, а также проект обустройства участка недр подлежат обязательной государственной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 31. Отходы горного производства (техногенные образования) и хранилища временно не используемых добытых полезных ископаемых

1. Отходы горного производства (техногенные образования) и хранилища временно не используемых добытых полезных ископаемых, полученные в результате разработки месторождения полезных ископаемых либо иной промышленной эксплуатации недр на территории автономного округа, в соответствии с федеральным законодательством подлежат паспортизации.

2. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов по переработке отходов горного производства (техногенных образований), полученных в результате добычи полезных ископаемых или иной промышленной эксплуатации недр, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отходы горного производства (техногенные образования), в том числе отвалы вскрышных пород, другие отходы горного производства, а также хранилища временно не используемых полезных ископаемых, имеющие перспективу утилизации, должны быть размещены с учетом требований к безопасному ведению работ в границах участка недр и допустимых нормативов в области охраны окружающей среды.

Статья 32. Консервация и (или) ликвидация горных выработок, скважин и иных промысловых объектов в границах участка недр

1. В соответствии с федеральным законодательством работы по ликвидации и (или) консервации осуществляются пользователями недр за счет собственных средств, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, согласно утвержденной проектной документации с выделением в ней планируемых объемов финансирования работ по ликвидации и консервации.

2. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа участвует в установленном порядке в согласовании разработанных пользователями недр технических заданий на составление проекта консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и иных промысловых объектов.

3. Требования к содержанию проекта ликвидации и (или) консервации промысловых объектов (включая работы по рекультивации нарушенных и загрязненных земель и восстановлению загрязненных и засоренных водных объектов в границах участка недр или его части), порядок проведения государственной экологической экспертизы и технической экспертизы на разработанный проект определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Глава VIII. Геологическое изучение недр. Геологическая и иная информация о недрах
Статья 33. Геологическое изучение недр

1. В соответствии с федеральным законодательством геологическое изучение недр на территории автономного округа может осуществляться за счет бюджетных средств, а также за счет собственных средств пользователей недр.

2. Программы (планы) доразведки (разведки) участка недр должны включать конкретные работы по бурению поисковых, разведочных и оценочных скважин на геологические объекты с определением их количества и глубины, по сейсмическим и геофизическим исследованиям, обработке полученных материалов и керна, а также срокам завершения таких работ.

3. В соответствии с федеральным законодательством после завершения работ по доразведке (разведке) участка недр пользователь недр представляет геологический отчет в федеральный и территориальный фонды геологической информации, производит пересчет запасов полезных ископаемых с представлением результатов на государственную экспертизу в сроки, определяемые в лицензии (ее текстовых приложениях), а также обязан заявить о сроках начала разработки участка недр либо сроках его возврата в государственный фонд недр.

4. Порядок проведения работ по геологическому изучению недр, поискам, оценке запасов и разведке полезных ископаемых на территории автономного округа определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 34. Территориальные программы по геологическому изучению недр на территории автономного округа

1. Геологическое изучение недр на территории автономного округа осуществляется в соответствии с Концепцией геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы автономного округа, разрабатываемой с учетом предложений органов местного самоуправления и утверждаемой Правительством автономного округа на длительную перспективу.

2. На основании положений Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы автономного округа разрабатываются ежегодные территориальные программы геологического изучения недр автономного округа.

3. Территориальная программа геологического изучения недр на территории автономного округа формируется с учетом ежегодных программ геологоразведочных работ пользователей недр, проводимых на выделенных в пользование участках недр.

4. В территориальных программах геологического изучения недр должны быть указаны:

1) направления, объемы, виды и стоимость геологоразведочных работ (общая и по направлениям работ);

2) текстовые обоснования целесообразности проведения работ по каждому объекту с приложением необходимых графических материалов, характеристики предполагаемых результатов;

3) перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (названия работ, предполагаемый результат исследований).

5. Территориальная программа геологического изучения недр автономного округа разрабатывается, утверждается и реализуется в порядке, определяемом Правительством автономного округа.

6. Контроль за выполнением территориальной программы геологического изучения недр осуществляет уполномоченный Правительством автономного округа исполнительный орган государственной власти автономного округа.

7. При проведении поискового и разведочного бурения в границах выделенного в пользование участка недр на территории автономного округа пользователь недр обязан информировать уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа о ходе и результатах поискового и разведочного бурения в сроки, указанные в лицензии либо договоре об условиях пользования недрами.

8. При выполнении территориальных программ геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа либо за счет собственных средств (в том числе привлеченных) пользователи недр при проведении работ руководствуются утвержденными в соответствии с федеральным законодательством проектами, а также условиями лицензии на пользование недрами либо заключенными с ними договорами.

Статья 35. Геологическая и иная информация о недрах

1. Требования к содержанию информации о недрах и иной информации в связи с выполнением условий лицензии на пользование недрами определяются в соответствии с федеральным законодательством.

2. В соответствии с федеральным законодательством пользователь недр, осуществляющий работы по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку запасов полезных ископаемых на основании государственного контракта в рамках территориальной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы и за счет средств бюджета автономного округа, не приобретает права собственности на полученную геологическую и иную информацию о недрах.

3. Распоряжение полученной за счет средств бюджета автономного округа и местных бюджетов геологической и иной информацией о недрах при реализации территориальной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы осуществляется Правительством автономного округа.

4. Требования к содержанию и порядку представления пользователями недр геологической и иной информации, полученной в ходе геологического изучения недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации определяются в соответствии с федеральными законодательством, а в части территориального фонда геологической информации также законодательством автономного округа.

Статья 36. Керн (керновый материал)

1. При передаче в соответствии с федеральным законодательством геологической и иной информации о недрах в территориальный фонд геологической информации пользователи недр передают в специализированное государственное кернохранилище на территории автономного округа отобранный в ходе проведения геологоразведочных работ керн (керновый материал), включающий в себя информацию о разбуриваемых нефтенасыщенных пластах и горных породах.

2. Порядок представления керна (кернового материала) в специализированное государственное кернохранилище автономного округа, его хранение, обработка и интерпретация, а также представление заинтересованным лицам в составе геологической и иной информации о недрах осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

3. Условия об ограниченном использовании керна (кернового материала) и данных его интерпретации третьими лицами, а также срок, в течение которого действуют названные условия конфиденциальности, определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 37. Специализированное государственное кернохранилище автономного округа

1. Условия использования специализированного государственного кернохранилища автономного округа в целях бессрочного хранения керна (кернового материала) и данных его интерпретации определяются соглашениями между федеральным органом управления государственным фондом недр и Правительством автономного округа.

2. Правительство автономного округа определяет порядок деятельности специализированного государственного кернохранилища автономного округа в качестве имущественного объекта, являющегося собственностью автономного округа.

Статья 38. Экспертиза, оценка и учет разведанных запасов полезных ископаемых

1. В соответствии с федеральным законодательством разведанные запасы месторождений полезных ископаемых на территории автономного округа подлежат экспертизе с целью определения их объема и качества, возможности их промышленного освоения на основании полученной информации о недрах, а также в целях ведения территориального баланса запасов и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

2. Порядок проведения государственной экспертизы разведанных запасов полезных ископаемых и их месторождений, а также основания утверждения этих запасов, порядок постановки запасов на государственный баланс и их списания с государственного баланса определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 39. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых. Территориальный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

1. Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых на территории автономного округа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством на основе геологической информации и государственной отчетности, представляемых пользователями недр.

2. В территориальном балансе запасов полезных ископаемых отражаются изменения запасов полезных ископаемых по результатам поисково-оценочных работ, геологоразведочных работ и разработки месторождения с учетом объемов добытых полезных ископаемых и технологических потерь текущего года, с учетом результатов пересмотра территориальной комиссией по запасам параметров ранее учтенных запасов полезных ископаемых.

Статья 40. Лицензионное дело

1. В целях формирования и пополнения территориального фонда геологической информации в части сведений об участках недр, выделенных в пользование, и выданных лицензиях ведется лицензионное дело.

2. Лицензионное дело является совокупностью документов, графических и иных приложений, формируемых в хронологическом порядке по мере их поступления в течение всего срока действия лицензии на пользование недрами и имеющих отношение к недропользованию по конкретному участку недр, включая необходимые документы, оформляемые в связи с прекращением права пользования недрами либо его перехода от пользователя недр другому лицу.

3. Лицензионное дело состоит из документов, послуживших основанием выдачи лицензии на пользование недрами; копий разрешительных и согласовывающих документов, выданных соответствующими органами исполнительной власти в рамках своей компетенции; нотариально заверенных копий уставных документов недропользователя, а также необходимых регистрационных документов (о постановке на налоговый учет, присвоении статистических кодов и т.д.); копий необходимых разрешений (лицензий) на производство специализированных видов работ, связанных с недропользованием, либо копий договоров со специализированными организациями, имеющими право ведения специализированных работ; копии бланка лицензии и всех приложений (включая лицензионные соглашения), входящих в состав лицензии и являющихся ее неотъемлемыми частями, а также изменений и дополнений к лицензии; копии договора об условиях пользования недрами, если он был заключен, и дополнений к нему; предписаний органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и государственный надзор за деятельностью недропользователей; актов проверок условий выполнения лицензий на пользование недрами и заключаемых с недропользователем договоров; проектных документов на разработку и обустройство месторождения со ссылками на места их хранения; отчетов недропользователя и его обращений в органы исполнительной власти, иных документов и сведений о деятельности недропользователей на участке недр.

4. В лицензионное дело включаются текстовые, графические и иные материалы, которые могут входить в качестве приложений в состав лицензий на пользование недрами, в том числе:

1) карта с указанием географических координат границ выделенного в пользование участка недр;

2) описание объектов лицензирования с указанием их стратиграфического индекса по государственному балансу запасов полезных ископаемых и кадастру, а также величины запасов полезных ископаемых на дату выдачи лицензии;

3) пакет (перечень, описание, содержание) геологической информации, передаваемой пользователю недр на момент выдачи лицензии;

4) программы (планы) геологоразведочных работ;

5) проекты (технологические схемы) пробной эксплуатации, опытно-промышленной и промышленной разработки, уточненный и согласованный проект разработки с протоколами об их утверждении;

6) проект обустройства участка недр (уточненный проект обустройства участка недр);

7) программы работ по обустройству участка недр;

8) протоколы по утверждению (изменению) уровней (объемов) добычи углеводородов при разработке месторождений углеводородов в связи с изменением проектно-технологических документов;

9) перечень конкурсных или аукционных условий, обязательных к выполнению пользователем недр;

10) обязательные условия пользования недрами в границах участка недр, предоставляемого в пользование;

11) обязательные формы отчетности пользователей недр;

12) перечень конфиденциальной информации пользователей недр;

13) копии землеотводных актов;

14) перечень (описание с указанием остаточной стоимости и оценкой технического состояния) промысловых объектов, связанных с проведением работ в границах участка недр на момент выдачи лицензии на пользование недрами;

15) перечень скважин и иных промысловых объектов, построенных за счет бюджетных средств в границах участка недр;

16) социально-экономические соглашения.

5. Доступ к лицензионному делу в части информации, имеющей конфиденциальный характер по условиям заключенного с пользователем недр договора, либо сведений, составляющих в соответствии с федеральным законодательством государственную тайну, осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых федеральным законодательством.

6. Лицензионное дело пополняется перечисленными в настоящей статье документами, включая акты о ликвидации или консервации, до окончания всех работ на участке недр и подлежит бессрочному хранению.

Глава IХ. Предоставление и использование земельных участков для недропользования
Статья 41. Предоставление земельных участков в целях пользования недрами на территории автономного округа


Земельные участки для целей пользования недрами на территории автономного округа предоставляются на основаниях, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 42. Согласование условий размещения промысловых объектов в границах территорий традиционного природопользования

1. При разработке проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых либо иное промышленное освоение участка недр в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера пользователь недр обязан согласовать с представителями коренных малочисленных народов Севера схему размещения промысловых объектов, в том числе буровых скважин и иных сооружений временного и постоянного характера. Лица, препятствующие выполнению работ по согласованным схемам размещения промысловых объектов, в том числе буровых скважин и иных сооружений временного и постоянного характера, несут установленную законодательством ответственность.

2. При обращении пользователя недр и коренных малочисленных народов Севера в Правительство автономного округа для разрешения спора в связи с размещением промысловых объектов (буровых скважин) в границах территорий традиционного природопользования спор рассматривается согласительной комиссией, образуемой Правительством автономного округа, с участием представителей уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, пользователя недр и лица из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в границах конкретной территории традиционного природопользования. При этом Правительство автономного округа устанавливает срок, в течение которого спор должен быть рассмотрен.

Глава X. Государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории автономного округа
Статья 43. Осуществление государственного контроля за геологическим изучением, использованием и охраной недр исполнительными органами государственной власти автономного округа на территории автономного округа

1. Государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории автономного округа осуществляется уполномоченным Правительством автономного округа исполнительным органом государственной власти автономного округа в порядке, определяемом федеральным законодательством.

2. При осуществлении государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории автономного округа уполномоченный Правительством автономного округа исполнительный орган государственной власти автономного округа:

1) в рамках своей компетенции принимает решения по вопросам контроля за выполнением недропользователями условий выданных лицензий на пользование недрами, договоров об условиях пользования недрами, требований федерального законодательства и законодательства автономного округа о недрах и охране окружающей среды;

2) при проведении контрольных проверок осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), в том числе с органами государственного горного надзора, государственного геологического, санитарного и экологического контроля;

3) осуществляет исполнение части полномочий федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) по государственному контролю и надзору за недропользованием и охраной недр при наличии соответствующих соглашений.

Статья 44. Охрана участков недр на территории автономного округа, представляющих особую научную или культурную ценность

1. Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр на территории автономного округа, представляющие особую научную или культурную ценность и признанные геологическими заповедниками либо памятниками природы на территории автономного округа, подлежат государственной защите в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

2. В соответствии с федеральным законом в случае обнаружения в границах участка недр редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке, принять необходимые меры для их сохранности и направить информацию об обнаружении названных объектов в органы исполнительной власти, предоставившие лицензию на пользование недрами.".

Статья 2


Настоящий Закон автономного округа вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Со дня вступления настоящего Закона в силу признать утратившими силу:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 26 июня 1998 года N 57-оз "О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 1998, N 6, ст. 586);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22 июня 2000 года N 48-оз "О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2000, N 6, ст. 379);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 9 октября 2000 года N 66-оз "О внесении изменения в статью 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2000, N 9, ст. 619);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 сентября 2001 года N 64-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О разработке месторождений углеводородов на территории автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 9, ст. 1132).

Статья 3


Губернатору и Правительству автономного округа привести в соответствие с настоящим Законом изданные ими нормативные правовые акты автономного округа в течение восьми месяцев с даты вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с положениями настоящего Закона до принятия иных законов и нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, порядок получения таких прав регулируется в соответствии с ранее принятыми нормативными правовыми актами автономного округа.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.Филипенко

г.Ханты-Мансийск
31 декабря 2004 года
N 94-оз

О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"

Название документа: О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О недропользовании"

Номер документа: 1981

94-оз

Вид документа: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Принявший орган: Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статус: Действующий

Опубликован: Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, N 12 (часть I), 31.12.2004
Дата принятия: 25 декабря 2004

31 декабря 2004

Дата начала действия: 10 января 2005