АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 1999 года N 286-П

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 (в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Распоряжения администрации края от 24.12.98 N 1124-р

постановляю:

1. Утвердить Концепцию реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (прилагается).

(в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)

2. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора края Микичуру Г.И.

3. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор края
А.И.ЛЕБЕДЬ



Утверждена
Постановлением
администрации края
от 24 мая 1999 года N 286-П


КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 (в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)

СОДЕРЖАНИЕ


     стр.

     1.       Введение

     2.       Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса

     Российской Федерации

     3.       Ход реформирования жилищно-коммунального

     хозяйства Красноярского края

     4.       Цель и задачи реформирования

     5.       Направления реализации основных задач

     реформирования жилищно-коммунального хозяйства

     края

     5.1.     Снижение стоимости и повышение качества жилищно-

     коммунальных услуг

     5.1.1.   Формирование многообразия собственников в жилищной

     сфере

     5.1.2.   Демонополизация обслуживания муниципального

     жилищного фонда и формирование рынка услуг

     5.1.3.   Тарифное регулирование коммунальных предприятий

     5.1.4.   Акционирование муниципальных жилищных организаций

     5.1.5.   Модернизация жилищно-коммунального комплекса

     5.1.5.1. Модернизация жилищного фонда

     5.1.5.2. Модернизация инженерной инфраструктуры

     5.2.     Совершенствование механизма финансирования жилищно

     -коммунального хозяйства

     5.2.1.   Мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения

     устойчивой работы жилищно-коммунального

     комплекса

     5.2.2.   Использование внебюджетных форм финансирования

     5.2.3.   Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация

     задолженности предприятий жилищно-коммунального

     комплекса края

     5.2.4.   Разработка краевых стандартов перехода на новую

     систему оплаты жилья и коммунальных услуг

     5.2.5.   Реформирование системы ценообразования на услуги

     ЖКХ

     5.3.     Совершенствование социальной политики в сфере ЖКХ

     5.4.     Обеспечение государственного контроля за качеством

     предоставляемых жилищно-коммунальных услуг

     6.       Механизм реализации концепции

     7.       Нормативно-правовое и методическое обеспечение

     8.       Информационное обеспечение

     9.       Сроки и этапы реализации реформирования

1. ВВЕДЕНИЕ


Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.01 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

При подготовке Концепции учтены особенности современного социально-экономического положения региона, а также результаты проведенных в 1992 - 2001 гг. преобразований.

Концепция определяет принципиальные положения и условия, характеризующие сущность государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, этапы ее реализации на территории Красноярского края.

Основные положения Концепции должны быть учтены органами местного самоуправления края при разработке программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Основными предпосылками проведения реформ в Российской Федерации явились изменение социально-экономической политики, переход на рыночные отношения, демократизация общества, что обусловило необходимость структурных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве и создание новых форм финансово-экономических отношений, обеспечивающих безубыточное функционирование отрасли и повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

На федеральном уровне предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация в регионах не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население России оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов. Возможности бюджетов всех уровней оказались недостаточными для компенсации выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме.

Невыполнение бюджетных обязательств, несовершенство гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ, отсутствие эффективных и прозрачных процедур изменения тарифов монопольных коммунальных предприятий не позволили перейти на полноценные договорные отношения.

Рост цен на энергоресурсы, оборудование и материалы, большой удельный вес сброшенных в муниципальную собственность инженерных объектов в условиях несбалансированного подхода между затратами на их содержание и оплатой привели к недееспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа и, как следствие этого, сверхнормативным потреблением энергоресурсов, потерями энергоносителей при транспортировке. Недостаточная эффективность функционирования инженерной инфраструктуры приводит к повышенным затратам на жилищно-коммунальные услуги, способствует развитию энтропийных процессов.

Таким образом, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработана подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

3. ХОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


В результате проведения в 1992 - 2001 гг. на территории края государственной жилищной политики получены определенные позитивные результаты:

1. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.

Доля частного жилищного фонда на начало 2002 года составила 62,5%, муниципального - 24,5%, государственного - 6,2%, доля жилищного фонда общественной формы собственности - 6,8%. Всего с начала приватизации в собственность граждан перешло 51,2% квартир государственного и муниципального жилищного фонда. За 2001 год в крае приватизировано 35,4 тыс. жилых помещений общей площадью 1815,5 тыс. кв. метров. Из них 77,1% (27,3 тыс. жилых помещений площадью 1382,8 тыс. кв. метров) приходится на дома муниципальной формы собственности. Основная часть жилья приватизируется в городской местности - 92,7%. Средняя обеспеченность населения края жильем в 2001 году составила 19,1 кв. м общей площади жилья на одного жителя. Приватизация жилья обеспечила оживление вторичного рынка жилья.

2. Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным совершенствованием системы социальной защиты населения.

Соответствующий комплекс мер обеспечил увеличение платежей населения за I полугодие 2002 года до 27,8 процента от фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

3. Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах края создано 78 служб по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Количество семей, обратившихся за субсидиями, выросло в 2002 году до 3 процентов от общего количества семей в крае. Сумма выплаченных субсидий за 2001 год составила 14,3 млн. руб., за первое полугодие 2002 года - 25,5 млн. рублей. Количество субсидий, приходящихся на одного человека, составляет 54 руб. в месяц.

4. В результате комплексных проверок 47 предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 1998 - 2001 годах проведен анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в тарифы и нормативы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. В 2001 году средний процент возможного снижения издержек производства составил по краю 4,9% от общих затрат. Резерв экономии по проверенным в 2001 году предприятиям составил 7,8 млн. рублей.

5. За последние годы изменилась структура платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги:

на 16 территориях края в структуру оплаты включена оплата за капитальный ремонт жилищного фонда;

на 27 территориях края введена дифференцированная в зависимости от местоположения жилья оплата за найм;

оплата за техническое обслуживание жилья практически повсеместно дифференцирована в зависимости от качества жилья;

на 17 территориях края введена повышенная оплата за сверхнормативную площадь.

6. Приняты краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

социальная норма площади жилья;

предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;

уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в процентах к их стоимости;

максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

7. Осуществлено разграничение функций управления и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Продолжается совершенствование договорных отношений в сфере производства жилищно-коммунальных услуг.

На 52 территориях края созданы службы заказчика на организацию работ в жилищно-коммунальной сфере. На рынке производства жилищно-коммунальных услуг функционируют более 10 предприятий частной формы собственности.

8. В городах и некоторых районах края проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального назначения и благоустройства.

9. Организована работа по заключению с собственниками, владельцами и арендаторами жилых и нежилых помещений договоров на обслуживание жилищного фонда, а с нанимателями - договоров найма.

10. Продолжается создание товариществ собственников жилья. В настоящее время на территории края действуют более 200 товариществ собственников жилья.

11. Продолжается приемка жилищного фонда ведомств в муниципальную собственность. За последние 5 лет принято 11,8 млн. кв. метров жилья, предстоит принять 16,1 млн. кв. метров.

12. Для повышения устойчивости работы предприятий жилищно-коммунального комплекса используются программно-целевые методы.

За прошедший период в крае были разработаны следующие целевые программы:

Мероприятия по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.

Строительство жилья взамен ветхого и аварийного в городах и районах Красноярского края на 2002 - 2005 гг.

Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах края на 2003 - 2010 годы.

Муниципализация ведомственного жилищного фонда.

Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Красноярского края.

Кроме того, за счет капитальных вложений, целевых бюджетных фондов, налоговых доходов осуществляется финансирование строительства, реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства края в рамках реализации части социально-экологических блоков краевых целевых программ:

Адресная инвестиционная программа;

Мероприятия, финансируемые за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП "Горно-химический комбинат" за временную выдержку отработавшего ядерного топлива;

Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»