АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 1999 года N 286-П
О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Распоряжения администрации края от 24.12.98 N 1124-р
постановляю:
1. Утвердить Концепцию реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (прилагается).
(в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)
2. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора края Микичуру Г.И.
3. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор края
А.И.ЛЕБЕДЬ
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановления Совета администрации Красноярского края от 19.12.2002 N 424-п)
стр.
1. Введение
2. Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации
3. Ход реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Красноярского края
4. Цель и задачи реформирования
5. Направления реализации основных задач
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
края
5.1. Снижение стоимости и повышение качества жилищно-
коммунальных услуг
5.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной
сфере
5.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального
жилищного фонда и формирование рынка услуг
5.1.3. Тарифное регулирование коммунальных предприятий
5.1.4. Акционирование муниципальных жилищных организаций
5.1.5. Модернизация жилищно-коммунального комплекса
5.1.5.1. Модернизация жилищного фонда
5.1.5.2. Модернизация инженерной инфраструктуры
5.2. Совершенствование механизма финансирования жилищно
-коммунального хозяйства
5.2.1. Мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения
устойчивой работы жилищно-коммунального
комплекса
5.2.2. Использование внебюджетных форм финансирования
5.2.3. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
задолженности предприятий жилищно-коммунального
комплекса края
5.2.4. Разработка краевых стандартов перехода на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг
5.2.5. Реформирование системы ценообразования на услуги
ЖКХ
5.3. Совершенствование социальной политики в сфере ЖКХ
5.4. Обеспечение государственного контроля за качеством
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
6. Механизм реализации концепции
7. Нормативно-правовое и методическое обеспечение
8. Информационное обеспечение
9. Сроки и этапы реализации реформирования
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.01 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
При подготовке Концепции учтены особенности современного социально-экономического положения региона, а также результаты проведенных в 1992 - 2001 гг. преобразований.
Концепция определяет принципиальные положения и условия, характеризующие сущность государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства, этапы ее реализации на территории Красноярского края.
Основные положения Концепции должны быть учтены органами местного самоуправления края при разработке программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Основными предпосылками проведения реформ в Российской Федерации явились изменение социально-экономической политики, переход на рыночные отношения, демократизация общества, что обусловило необходимость структурных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве и создание новых форм финансово-экономических отношений, обеспечивающих безубыточное функционирование отрасли и повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
На федеральном уровне предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация в регионах не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население России оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов. Возможности бюджетов всех уровней оказались недостаточными для компенсации выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме.
Невыполнение бюджетных обязательств, несовершенство гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ, отсутствие эффективных и прозрачных процедур изменения тарифов монопольных коммунальных предприятий не позволили перейти на полноценные договорные отношения.
Рост цен на энергоресурсы, оборудование и материалы, большой удельный вес сброшенных в муниципальную собственность инженерных объектов в условиях несбалансированного подхода между затратами на их содержание и оплатой привели к недееспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа и, как следствие этого, сверхнормативным потреблением энергоресурсов, потерями энергоносителей при транспортировке. Недостаточная эффективность функционирования инженерной инфраструктуры приводит к повышенным затратам на жилищно-коммунальные услуги, способствует развитию энтропийных процессов.
Таким образом, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработана подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате проведения в 1992 - 2001 гг. на территории края государственной жилищной политики получены определенные позитивные результаты:
1. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.
Доля частного жилищного фонда на начало 2002 года составила 62,5%, муниципального - 24,5%, государственного - 6,2%, доля жилищного фонда общественной формы собственности - 6,8%. Всего с начала приватизации в собственность граждан перешло 51,2% квартир государственного и муниципального жилищного фонда. За 2001 год в крае приватизировано 35,4 тыс. жилых помещений общей площадью 1815,5 тыс. кв. метров. Из них 77,1% (27,3 тыс. жилых помещений площадью 1382,8 тыс. кв. метров) приходится на дома муниципальной формы собственности. Основная часть жилья приватизируется в городской местности - 92,7%. Средняя обеспеченность населения края жильем в 2001 году составила 19,1 кв. м общей площади жилья на одного жителя. Приватизация жилья обеспечила оживление вторичного рынка жилья.
2. Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным совершенствованием системы социальной защиты населения.
Соответствующий комплекс мер обеспечил увеличение платежей населения за I полугодие 2002 года до 27,8 процента от фактических затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
3. Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах края создано 78 служб по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Количество семей, обратившихся за субсидиями, выросло в 2002 году до 3 процентов от общего количества семей в крае. Сумма выплаченных субсидий за 2001 год составила 14,3 млн. руб., за первое полугодие 2002 года - 25,5 млн. рублей. Количество субсидий, приходящихся на одного человека, составляет 54 руб. в месяц.
4. В результате комплексных проверок 47 предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 1998 - 2001 годах проведен анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в тарифы и нормативы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. В 2001 году средний процент возможного снижения издержек производства составил по краю 4,9% от общих затрат. Резерв экономии по проверенным в 2001 году предприятиям составил 7,8 млн. рублей.
5. За последние годы изменилась структура платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги:
на 16 территориях края в структуру оплаты включена оплата за капитальный ремонт жилищного фонда;
на 27 территориях края введена дифференцированная в зависимости от местоположения жилья оплата за найм;
оплата за техническое обслуживание жилья практически повсеместно дифференцирована в зависимости от качества жилья;
на 17 территориях края введена повышенная оплата за сверхнормативную площадь.
6. Приняты краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:
социальная норма площади жилья;
предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;
уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в процентах к их стоимости;
максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
7. Осуществлено разграничение функций управления и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Продолжается совершенствование договорных отношений в сфере производства жилищно-коммунальных услуг.
На 52 территориях края созданы службы заказчика на организацию работ в жилищно-коммунальной сфере. На рынке производства жилищно-коммунальных услуг функционируют более 10 предприятий частной формы собственности.
8. В городах и некоторых районах края проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального назначения и благоустройства.
9. Организована работа по заключению с собственниками, владельцами и арендаторами жилых и нежилых помещений договоров на обслуживание жилищного фонда, а с нанимателями - договоров найма.
10. Продолжается создание товариществ собственников жилья. В настоящее время на территории края действуют более 200 товариществ собственников жилья.
11. Продолжается приемка жилищного фонда ведомств в муниципальную собственность. За последние 5 лет принято 11,8 млн. кв. метров жилья, предстоит принять 16,1 млн. кв. метров.
12. Для повышения устойчивости работы предприятий жилищно-коммунального комплекса используются программно-целевые методы.
За прошедший период в крае были разработаны следующие целевые программы:
Мероприятия по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства.
Строительство жилья взамен ветхого и аварийного в городах и районах Красноярского края на 2002 - 2005 гг.
Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах края на 2003 - 2010 годы.
Муниципализация ведомственного жилищного фонда.
Энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве Красноярского края.
Кроме того, за счет капитальных вложений, целевых бюджетных фондов, налоговых доходов осуществляется финансирование строительства, реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства края в рамках реализации части социально-экологических блоков краевых целевых программ:
Адресная инвестиционная программа;
Мероприятия, финансируемые за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП "Горно-химический комбинат" за временную выдержку отработавшего ядерного топлива;
Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы;