СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2002 года N 424-п

О внесении изменений и дополнений в Постановление
администрации Красноярского края от 24.05.99 N 286-п "О Концепции
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края"

   

В целях дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства края и в соответствии со статьей 68 Устава Красноярского края

постановляю:

1. Внести изменения и дополнения в Постановление администрации Красноярского края от 24.05.99 N 286-п "О Концепции реформирования жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края", изложив Концепцию в новой редакции (прилагается).

2. Рекомендовать главам городов и районов края не позднее I квартала 2003 года разработать и утвердить территориальные программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

3. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и жилищной политики администрации края (Макаренко) оказать главам городов и районов края методическую помощь в разработке территориальных программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

4. Контроль за выполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора края А.И. Матюшенко.

5. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор края -
     Председатель Совета
     администрации края
     А.Г.Хлопонин


     Утверждена
     Постановлением
     Совета администрации края
     от 19 декабря 2002 года N 424-п

Концепция
реформирования и модернизации жилищно-коммунального
хозяйства Красноярского края

1. Введение

Концепция реформирования жилищно - коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.01 N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

При подготовке Концепции учтены особенности современного социально - экономического положения региона, а также результаты проведенных в 1992 - 2001 гг. преобразований.

Концепция определяет принципиальные положения и условия, характеризующие сущность государственной политики реформирования жилищно - коммунального хозяйства, этапы ее реализации на территории Красноярского края.

Основные положения Концепции должны быть учтены органами местного самоуправления края при разработке программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства.

2. Анализ состояния жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации

 

Основными предпосылками проведения реформ в Российской Федерации явились изменение социально - экономической политики, переход на рыночные отношения, демократизация общества, что обусловило необходимость структурных реформ в жилищно - коммунальном хозяйстве и создание новых форм финансово - экономических отношений, обеспечивающих безубыточное функционирование отрасли и повышение качества предоставляемых населению жилищно - коммунальных услуг.

На федеральном уровне предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно - коммунальной сферы, однако социально - экономическая ситуация в регионах не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население России оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно - коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов. Возможности бюджетов всех уровней оказались недостаточными для компенсации выпадающих доходов предприятий жилищно - коммунального хозяйства в полном объеме.

Невыполнение бюджетных обязательств, несовершенство гражданско - правовых отношений в сфере ЖКХ, отсутствие эффективных и прозрачных процедур изменения тарифов монопольных коммунальных предприятий не позволили перейти на полноценные договорные отношения.

Рост цен на энергоресурсы, оборудование и материалы, большой удельный вес сброшенных в муниципальную собственность инженерных объектов в условиях несбалансированного подхода между затратами на их содержание и оплатой привели к недееспособности предприятий жилищно - коммунального хозяйства.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа и, как следствие этого, сверхнормативным потреблением энергоресурсов, потерями энергоносителей при транспортировке. Недостаточная эффективность функционирования инженерной инфраструктуры приводит к повышенным затратам на жилищно - коммунальные услуги, способствует развитию энтропийных процессов.

Таким образом, кризисное состояние жилищно - коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно - коммунальная сфера Российской Федерации превратилась в источник угроз для социального и экономического развития страны.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно - коммунального комплекса необходимо использование программно - целевого метода. В связи с этим Правительством Российской Федерации разработана подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно - коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

3. Ход реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Красноярского края

 

В результате проведения в 1992 - 2001 гг. на территории края государственной жилищной политики получены определенные позитивные результаты:

1. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.

Доля частного жилищного фонда на начало 2002 года составила 62,5%, муниципального - 24,5%, государственного - 6,2%, доля жилищного фонда общественной формы собственности - 6,8%. Всего с начала приватизации в собственность граждан перешло 51,2% квартир государственного и муниципального жилищного фонда. За 2001 год в крае приватизировано 35,4 тыс. жилых помещений общей площадью 1815,5 тыс. кв. метров. Из них 77,1% (27,3 тыс. жилых помещений площадью 1382,8 тыс. кв. метров) приходится на дома муниципальной формы собственности. Основная часть жилья приватизируется в городской местности - 92,7%. Средняя обеспеченность населения края жильем в 2001 году составила 19,1 кв. м общей площади жилья на одного жителя. Приватизация жилья обеспечила оживление вторичного рынка жилья.

2. Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно - коммунальное хозяйство, с одновременным совершенствованием системы социальной защиты населения.

Соответствующий комплекс мер обеспечил увеличение платежей населения за I полугодие 2002 года до 27,8 процента от фактических затрат по предоставлению жилищно - коммунальных услуг.

3. Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах края создано 78 служб по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Количество семей, обратившихся за субсидиями, выросло в 2002 году до 3 процентов от общего количества семей в крае. Сумма выплаченных субсидий за 2001 год составила 14,3 млн. руб., за первое полугодие 2002 года - 25,5 млн. рублей. Количество субсидий, приходящихся на одного человека, составляет 54 руб. в месяц.

4. В результате комплексных проверок 47 предприятий жилищно - коммунального хозяйства в 1998 - 2001 годах проведен анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в тарифы и нормативы на жилищно - коммунальные услуги, оказываемые населению. В 2001 году средний процент возможного снижения издержек производства составил по краю 4,9% от общих затрат. Резерв экономии по проверенным в 2001 году предприятиям составил 7,8 млн. рублей.

5. За последние годы изменилась структура платежей граждан за жилищно - коммунальные услуги:

на 16 территориях края в структуру оплаты включена оплата за капитальный ремонт жилищного фонда;

на 27 территориях края введена дифференцированная в зависимости от местоположения жилья оплата за найм;

оплата за техническое обслуживание жилья практически повсеместно дифференцирована в зависимости от качества жилья;

на 17 территориях края введена повышенная оплата за сверхнормативную площадь.

6. Приняты краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

социальная норма площади жилья;

предельная стоимость предоставляемых жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;

уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно - коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в процентах к их стоимости;

максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

7. Осуществлено разграничение функций управления и содержания объектов жилищно - коммунального хозяйства. Продолжается совершенствование договорных отношений в сфере производства жилищно - коммунальных услуг.

На 52 территориях края созданы службы заказчика на организацию работ в жилищно - коммунальной сфере. На рынке производства жилищно - коммунальных услуг функционируют более 10 предприятий частной формы собственности.

8. В городах и некоторых районах края проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту объектов жилищно - коммунального назначения и благоустройства.

9. Организована работа по заключению с собственниками, владельцами и арендаторами жилых и нежилых помещений договоров на обслуживание жилищного фонда, а с нанимателями - договоров найма.

10. Продолжается создание товариществ собственников жилья. В настоящее время на территории края действуют более 200 товариществ собственников жилья.

11. Продолжается приемка жилищного фонда ведомств в муниципальную собственность. За последние 5 лет принято 11,8 млн. кв. метров жилья, предстоит принять 16,1 млн. кв. метров.

12. Для повышения устойчивости работы предприятий жилищно - коммунального комплекса используются программно - целевые методы.

За прошедший период в крае были разработаны следующие целевые программы:

Мероприятия по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно - коммунального хозяйства.

Строительство жилья взамен ветхого и аварийного в городах и районах Красноярского края на 2002 - 2005 гг.

Капитальный ремонт жилищного фонда в городах и районах края на 2003 - 2010 годы.

Муниципализация ведомственного жилищного фонда.

Энергоресурсосбережение в жилищно - коммунальном хозяйстве Красноярского края.

Кроме того, за счет капитальных вложений, целевых бюджетных фондов, налоговых доходов осуществляется финансирование строительства, реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно - коммунального хозяйства края в рамках реализации части социально - экологических блоков краевых целевых программ:

Адресная инвестиционная программа;

Мероприятия, финансируемые за счет средств, поступивших в краевой бюджет от ФГУП "Горно - химический комбинат" за временную выдержку отработавшего ядерного топлива;

Геологическое изучение недр и развитие минерально - сырьевой базы;

По охране окружающей среды;

По использованию, восстановлению и охране водных объектов.

Только в 2001 году по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство" профинансировано строительство, реконструкция и разработка проектно - сметной документации 59 объектов на сумму 215,09 млн. рублей.

Объекты инженерного обеспечения жилищно - коммунального хозяйства финансируются также за счет реализации федеральных целевых программ:

Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.;

"Экология и природные ресурсы": подпрограммы "Отходы", "Обеспечение населения России питьевой водой", "Водные ресурсы и водные объекты";

"Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов РФ".

Разработана и готовится к утверждению краевая целевая программа "Восстановление и модернизация жилищно - коммунального хозяйства края" со сроком реализации до 2010 года.

13. За годы реформирования из краевого бюджета на проведение работ по восстановлению и реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно - коммунального хозяйства края в счет Мероприятий по повышению устойчивости и перспективному развитию инженерного обеспечения жилищно - коммунального хозяйства края было выделено 399,72 млн. рублей.

На эти средства отремонтировано и заменено 623 котла, 344,2 км инженерных и 99,8 км электрических сетей, что составляет соответственно 12,4% и 7% от общей протяженности сетей, нуждающихся в замене.

Приобретено и установлено:

 

установок подготовки воды на котельных

 15 шт.;

 

комплексов по очистке и обеззараживанию воды

34 комплекса;

 

дизельгенераторов

 35 шт.;

 

спецавтотехники

 59 шт.;

 

приборов учета

 139 узлов.

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»