ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 июля 2011 года N 565-р


[Об одобрении Концепции развития информационного общества
 и формирования электронного правительства в
Красноярском крае до 2014 года]



1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края одобрить: концепцию развития информационного общества и формирования электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года согласно приложению.

2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.


Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
М.В. Кузичев



Приложение
к распоряжению Правительства
 Красноярского края
от 19.07.2011 № 565-р

     

Концепция развития
 информационного общества и формирования электронного
Правительства в Красноярском крае до 2014 года

   

  

1. Введение


Настоящая Концепция развития информационного общества и формирования электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года (далее по тексту - Концепция) разработана министерством информатизации и связи Красноярского края.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

В рамках настоящей Концепции под электронным правительством в Красноярском крае понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти Красноярского края и местного самоуправления Красноярского края, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления Красноярского края.

Основанием для разработки Концепции являются перечисленные ниже документы.

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

4. Концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления, одобренная протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2009 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»*.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»**.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».

11. Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 947.

12. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р.

13. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 № 871-р.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах».

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Красноярском крае (далее - край) электронного правительства на период до 2014 года.

_______________

* Возможно, ошибка оригинала. Дату следует читать: «06.09.2009» - Примечание изготовителя базы данных.

** Возможно, ошибка оригинала. Дату следует читать: «15.06.2009» - Примечание изготовителя базы данных.

2. Предпосылки для развития в крае информационного общества
 и формирования электронного правительства


Постановка задачи по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае стала возможной благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере, органах государственной власти края и органах местного самоуправления края.

Достигнут минимально необходимый уровень развития телекоммуникаций, доступа в сеть Интернет и обеспеченности населения средствами связи и компьютерной техникой. Повышается уровень компьютерной грамотности населения. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.

Завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти края и местного самоуправления края современной вычислительной техникой.

В крае имеется успешный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (запись на приём к врачу, услуги на базе единой социальной карты жителя края), а также автоматизации оказания коммерческих услуг (оплата за услуги связи, оплата услуг ЖКХ и т.д.).

На федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, есть хорошая динамика ее совершенствования.

Успешно функционируют краевые отраслевые информационные системы в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, экономики, финансов, сельского хозяйства и природопользования, потенциально пригодные для преобразования в функциональные системы электронного правительства.

В рамках межотраслевой информатизации создана автоматизированная информационная система мониторинга муниципальных образований края (АИС «ММО»), в рамках которой обеспечен регулярный мониторинг показателей социально-экономического развития муниципальных образований края.

Информационно-телекоммуникационная сеть «Енисей» успешно используется для обеспечения служебной коммуникации в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, управления финансами и обеспечения деятельности мировых судов.

В 2007-2008 годах разработано прикладное программное обеспечение двух инфраструктурных систем краевого электронного правительства: Централизованного хранилища данных, обеспечивающего совместимость информации, консолидируемой из отраслевых информационных систем и иных источников, а также Банка пространственных данных, содержащего картографическую основу и спутниковые снимки территории всего края.

Формируется организационная структура краевой информатизации: Комиссия при Губернаторе края по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае (далее - комиссия), министерство информатизации и связи края, краевое государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий».

Функционируют информационные системы реестра и портала государственных и муниципальных услуг края.

Разработан и утвержден комиссией региональный план развития информационного общества и формирования электронного правительства в крае на 2010 - 2012 годы (далее - Региональный план).

Региональным планом предусмотрено создание соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности органов исполнительной власти края, многие из которых в настоящее время внедряют информационные системы управления. Планируется перевод ведомственного документооборота в электронный вид. Практически все органы государственной власти края имеют ведомственные Интернет-сайты либо размещают информацию о своей деятельности на официальном сайте края (краевой портал www.krskstate.ru). Разрабатываются технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.

В 20 муниципальных образованиях края эксплуатируется система обращения единой социальной карты жителя края (ЕСККК). Эта система является инфраструктурной основой для перехода края на универсальную электронную карту как инструмент доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме.

Определена  организация,  ответственная за выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт, взаимодействующая с федеральной уполномоченной организацией ОАО «Универсальная электронная карта».  

Функционирует краевая система  диспетчеризации подвижных объектов с использованием технологии ГЛОНАСС.

Завершено проектирование и частичный ввод в эксплуатацию краевой автоматизированной системы «Безопасный город».

Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам.

Не в полной мере сформирована нормативная база краевого уровня, необходимая для формирования электронного правительства в крае.

Не определена архитектура электронного правительства в крае, регламенты межведомственного юридически значимого электронного взаимодействия и процедуры, регулирующие интеграцию новых сервисов с существующими информационными системами.

До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

Действующие краевые ведомственные информационные системы формировались отдельными органами исполнительной власти края в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти края и органам местного самоуправления края для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в краевых  и муниципальных информационных системах.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Использование в деятельности органов исполнительной власти края закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам.

Не в полной мере определены технологии перехода к предоставлению государственных услуг в электронной форме. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к  Интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.

В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти края между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между федеральными, краевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления края.

Не полностью автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.

Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного и муниципального управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных и муниципальных информационных систем.

Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.

Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.

Низкий уровень информационного обеспечения населения о возможности получения в электронном виде уже существующих услуг, отсутствие механизма обучения и консультационной поддержки, а также механизма обратной связи, позволяющего оценить удовлетворенность жителей края оказанным сервисом, сдерживают процесс распространения ИКТ среди населения.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.

Формирование электронного правительства в крае требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в рамках единой государственной политики.

3. Цели и задачи развития информационного общества
 и формирования электронного правительства в крае


Целью формирования и развития информационного общества в крае является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности краевой экономики, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования ИКТ.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти края, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ.

Для решения поставленных задач органы государственной власти края должны:

разрабатывать основные мероприятия по развитию информационного общества, создавать условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

принимать участие в развитии законодательства и совершенствовании правоприменительной практики в области использования ИКТ;

создавать благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких ИКТ;

создавать условия для равного доступа граждан к информации;

в дополнение к сети пунктов коллективного доступа, развернутой на базе отделений УФПС «Почта России» в рамках федеральной целевой программы, создавать сети доступа к сервисам электронного правительства в крае на базе подконтрольных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края бюджетных сетей, включая учреждения образования, культуры и социальной защиты населения;

организовать мероприятия по повышению компьютерной грамотности  населения края с целью формирования спроса на услуги электронного правительства в крае с использованием, в том числе, потенциала образовательных учреждений, общественных организаций, благотворительных фондов и частной инициативы;

создавать Wi-Fi зоны в автономных, бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края, и содействовать созданию таких зон в иных общественных местах;

осуществлять мониторинг наиболее острых общественных проблем в территориальном и отраслевом разрезе и в приоритетном порядке планировать мероприятия, обеспечивающие средствами электронного правительства их решение в короткие сроки.

Целями формирования в крае электронного правительства являются:

повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»