1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края одобрить: концепцию развития информационного общества и формирования электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года согласно приложению.
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
М.В. Кузичев
Концепция развития
информационного общества и формирования электронного
Правительства в Красноярском крае до 2014 года
1. Введение
Настоящая Концепция развития информационного общества и формирования электронного правительства в Красноярском крае до 2014 года (далее по тексту - Концепция) разработана министерством информатизации и связи Красноярского края.
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В рамках настоящей Концепции под электронным правительством в Красноярском крае понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти Красноярского края и местного самоуправления Красноярского края, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг и информации о результатах деятельности органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления Красноярского края.
Основанием для разработки Концепции являются перечисленные ниже документы.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
4. Концепция создания единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления, одобренная протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90.
11. Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 947.
12. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р.
13. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 № 871-р.
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Красноярском крае (далее - край) электронного правительства на период до 2014 года.
_______________
* Возможно, ошибка оригинала. Дату следует читать: «06.09.2009» - Примечание изготовителя базы данных.
** Возможно, ошибка оригинала. Дату следует читать: «15.06.2009» - Примечание изготовителя базы данных.
Постановка задачи по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае стала возможной благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере, органах государственной власти края и органах местного самоуправления края.
Достигнут минимально необходимый уровень развития телекоммуникаций, доступа в сеть Интернет и обеспеченности населения средствами связи и компьютерной техникой. Повышается уровень компьютерной грамотности населения. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.
Завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти края и местного самоуправления края современной вычислительной техникой.
В крае имеется успешный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (запись на приём к врачу, услуги на базе единой социальной карты жителя края), а также автоматизации оказания коммерческих услуг (оплата за услуги связи, оплата услуг ЖКХ и т.д.).
На федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, есть хорошая динамика ее совершенствования.
Успешно функционируют краевые отраслевые информационные системы в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, экономики, финансов, сельского хозяйства и природопользования, потенциально пригодные для преобразования в функциональные системы электронного правительства.
В рамках межотраслевой информатизации создана автоматизированная информационная система мониторинга муниципальных образований края (АИС «ММО»), в рамках которой обеспечен регулярный мониторинг показателей социально-экономического развития муниципальных образований края.
Информационно-телекоммуникационная сеть «Енисей» успешно используется для обеспечения служебной коммуникации в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, управления финансами и обеспечения деятельности мировых судов.
В 2007-2008 годах разработано прикладное программное обеспечение двух инфраструктурных систем краевого электронного правительства: Централизованного хранилища данных, обеспечивающего совместимость информации, консолидируемой из отраслевых информационных систем и иных источников, а также Банка пространственных данных, содержащего картографическую основу и спутниковые снимки территории всего края.
Формируется организационная структура краевой информатизации: Комиссия при Губернаторе края по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в крае (далее - комиссия), министерство информатизации и связи края, краевое государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий».
Функционируют информационные системы реестра и портала государственных и муниципальных услуг края.
Разработан и утвержден комиссией региональный план развития информационного общества и формирования электронного правительства в крае на 2010 - 2012 годы (далее - Региональный план).
Региональным планом предусмотрено создание соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности органов исполнительной власти края, многие из которых в настоящее время внедряют информационные системы управления. Планируется перевод ведомственного документооборота в электронный вид. Практически все органы государственной власти края имеют ведомственные Интернет-сайты либо размещают информацию о своей деятельности на официальном сайте края (краевой портал www.krskstate.ru). Разрабатываются технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.
В 20 муниципальных образованиях края эксплуатируется система обращения единой социальной карты жителя края (ЕСККК). Эта система является инфраструктурной основой для перехода края на универсальную электронную карту как инструмент доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронной форме.
Определена организация, ответственная за выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт, взаимодействующая с федеральной уполномоченной организацией ОАО «Универсальная электронная карта».
Функционирует краевая система диспетчеризации подвижных объектов с использованием технологии ГЛОНАСС.
Завершено проектирование и частичный ввод в эксплуатацию краевой автоматизированной системы «Безопасный город».
Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам.
Не в полной мере сформирована нормативная база краевого уровня, необходимая для формирования электронного правительства в крае.
Не определена архитектура электронного правительства в крае, регламенты межведомственного юридически значимого электронного взаимодействия и процедуры, регулирующие интеграцию новых сервисов с существующими информационными системами.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Действующие краевые ведомственные информационные системы формировались отдельными органами исполнительной власти края в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти края и органам местного самоуправления края для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в краевых и муниципальных информационных системах.
Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
Использование в деятельности органов исполнительной власти края закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам.
Не в полной мере определены технологии перехода к предоставлению государственных услуг в электронной форме. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к Интернет-сайтам и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан.
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти края между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между федеральными, краевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления края.
Не полностью автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.
Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного и муниципального управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных и муниципальных информационных систем.
Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.
Низкий уровень информационного обеспечения населения о возможности получения в электронном виде уже существующих услуг, отсутствие механизма обучения и консультационной поддержки, а также механизма обратной связи, позволяющего оценить удовлетворенность жителей края оказанным сервисом, сдерживают процесс распространения ИКТ среди населения.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края.
Формирование электронного правительства в крае требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края в рамках единой государственной политики.
Целью формирования и развития информационного общества в крае является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности краевой экономики, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования ИКТ.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти края, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ.
Для решения поставленных задач органы государственной власти края должны:
разрабатывать основные мероприятия по развитию информационного общества, создавать условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
принимать участие в развитии законодательства и совершенствовании правоприменительной практики в области использования ИКТ;
создавать благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких ИКТ;
создавать условия для равного доступа граждан к информации;
в дополнение к сети пунктов коллективного доступа, развернутой на базе отделений УФПС «Почта России» в рамках федеральной целевой программы, создавать сети доступа к сервисам электронного правительства в крае на базе подконтрольных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края бюджетных сетей, включая учреждения образования, культуры и социальной защиты населения;
организовать мероприятия по повышению компьютерной грамотности населения края с целью формирования спроса на услуги электронного правительства в крае с использованием, в том числе, потенциала образовательных учреждений, общественных организаций, благотворительных фондов и частной инициативы;
создавать Wi-Fi зоны в автономных, бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления края, и содействовать созданию таких зон в иных общественных местах;
осуществлять мониторинг наиболее острых общественных проблем в территориальном и отраслевом разрезе и в приоритетном порядке планировать мероприятия, обеспечивающие средствами электронного правительства их решение в короткие сроки.
Целями формирования в крае электронного правительства являются:
повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;