Недействующий

  
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 13 сентября 2002 года N 394-орг

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

от 13 сентября 2002 года N 208

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о вневедомственной системе контроля качества медицинской помощи на территории Красноярского края

   

В целях упорядочения деятельности медицинских учреждений, в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 374, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" от 31 января 2001 года N 18, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 года N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", Постановлением администрации Красноярского края "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи", в целях повышения качества и эффективности медицинской помощи и совершенствования системы контроля качества медицинской помощи

приказываем:

1. Утвердить Положение о вневедомственной системе контроля качества медицинской помощи на территории Красноярского края (Положение прилагается).

2. Считать утратившим силу Приказ управления здравоохранения администрации края N 158 от 11.08.1997 и краевого Фонда обязательного страхования N 142 от 21.08.1997 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению края".

3. Руководителям органов и учреждений здравоохранения края и краевого Фонда обязательного медицинского страхования:

3.1. Организовать систему контроля качества медицинской помощи субъектами вневедомственной системы в соответствии с настоящим Положением.

3.2. Довести до сведения подведомственных учреждений Положение о вневедомственной системе контроля качества медицинской помощи на территории Красноярского края.

4. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя начальника управления здравоохранения по вопросам аккредитации, стандартизации и контроля качества медицинской помощи И.С. Сычеву и заместителя директора Красноярского краевого Фонда обязательного медицинского страхования Г.А. Агаханову.   

 Начальник
     управления здравоохранения
     администрации края
     И.А.Шнайдер


     И.о. директора
     Красноярского краевого Фонда
     обязательного медицинского страхования
     Г.А.Агаханова


     Утверждено
     Приказом
     управления здравоохранения
     администрации края
     от 13 сентября 2002 года N 394-орг
     и Красноярского краевого Фонда
     обязательного медицинского
     страхования
     от 13 сентября 2002 года N 208


     Согласовано
     Красноярское региональное отделение
     Российской медицинской ассоциации
     Красноярская ассоциация
     страховых медицинских организаций
     Красноярское региональное отделение
     Фонда социального страхования
     Российской Федерации



Положение
о вневедомственной системе контроля качества
медицинской помощи на территории Красноярского края

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет порядок вневедомственной оценки качества медицинской помощи на территории края и разработано в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 374, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении" от 31 января 2001 года N 18, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 года N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", Постановлением администрации Красноярского края "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи", Методическими рекомендациями, утвержденными Федеральным фондом ОМС 12 мая 1999 года "Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации".

1.2. Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи является частью системы управления качеством и создается в целях защиты прав граждан на охрану здоровья и содействия органам государственного управления в решении задач по совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения и рационального использования ресурсов здравоохранения, в том числе системы ОМС, на территории края.

1.3. Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения различных форм собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, в рамках своей компетенции осуществляют:

органы лицензирования и аккредитации;

страховые медицинские организации (далее - СМО);

территориальные фонды обязательного медицинского страхования в случае выполнения ими функции страховщика (далее - ТФОМС);

страхователи;

исполнительные органы Фонда социального страхования края;

профессиональные медицинские ассоциации;

общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

Отношения сторон строятся на принципах равноправия.

1.4. Объектом контроля является качество медицинской помощи, оказываемой лечебно - профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ). В процессе контроля качества медицинских услуг, системы обеспечения качества медицинской помощи определяется степень их соответствия технологиям проведения, утвержденным отраслевыми руководящими документами, в том числе управлением здравоохранения администрации края (территориальным требованиям).

1.5. Целью контроля является соответствие фактических условий, объема и качества медицинских услуг Программе государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи.

1.6. Основной задачей субъектов вневедомственного контроля качества медицинской помощи является организация в пределах своей компетенции медицинской и медико - экономической экспертизы с целью обеспечения права граждан (физические лица) на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально - технических ресурсов здравоохранения и применения современных организационных и медицинских технологий и проверки эффективности использования ресурсов здравоохранения, а также финансовых средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и социального страхования.

Вневедомственный контроль качества осуществляется по следующим направлениям:

анализ результатов оказания медицинской помощи населению и системы ее обеспечения;

подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи, а также контроля за выполнением;

изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

проверка выполнения договорных обязательств между страхователями и страховщиком;

соблюдение Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

оценка возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

правильность применения тарифов и соответствие предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

проверка выполнения обязательств по договору между ЛПУ и страховой медицинской организацией;

другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции.

1.7. В ходе контроля определяются: улучшение технологии лечебно - диагностического процесса, а также снижение его себестоимости, формируются предложения по изменению категории соответствия вида деятельности (службы) и в целом ЛПУ, определенной при аккредитации медицинского учреждения, в случае выявления нарушений ЛПУ определяются суммы уменьшения оплаты за оказанную медицинскую помощь.

1.8. Общие понятия:

Качество медицинской помощи (далее по тексту - качество) - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, в соответствии с отраслевыми требованиями.

Характеристика качества:

- адекватность

- доступность

- преемственность и непрерывность

- действенность

- результативность

- эффективность

- безопасность

- своевременность

- способность удовлетворить ожидания и потребности

- стабильность процесса и результата

- постоянное совершенствование и улучшение

Адекватность - применение мер, технологий и использование ресурсов, в качественном и количественном отношении достаточных для достижения желаемых целей.

Доступность - выявляется наличие или отсутствие требуемых видов медицинской помощи и услуг.

Преемственность и непрерывность - понятие, относящееся к функционированию системы здравоохранения, отражающее степень соблюдения координации медицинской помощи пациенту (медицинское вмешательство) между практикующими специалистами, организациями, а также на протяжении во времени. Иначе говоря, это обеспечение необходимого взаимодействия в процессе оздоровления пациентов.

Действенность, сила воздействия - степень, в которой медицинские вмешательства улучшают здоровье в строго контролируемых и наблюдаемых условиях.

Результативность - степень, в которой медицинские вмешательства (учитывая современный уровень знаний) улучшают здоровье в обычных практических условиях. Обстоятельства, которые определяют различие между обычными условиями оказания помощи и контролируемыми клиническими испытаниями, включают сопутствующие заболевания пациентов, вследствие чего невозможно точно предсказать, будет ли пациент придерживаться схемы лечения, а также различия в практике представителей медицинских услуг.

Оценка качества - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.

Обеспечение качества - виды деятельности и программы, имеющие целью удовлетворять имеющиеся или предполагаемые ожидания и потребности отдельных пациентов и групп населения с эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Улучшение качества - достижение или процесс достижения нового уровня качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.

Индикатор качества - показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи. (Индикаторы качества: рейтинги удовлетворенности пациентов медицинской помощью, количество жалоб пациентов на некачественно оказанную медицинскую помощь, доля случаев повторной госпитализации и др.).

Управление качеством - часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.

Система качества - сочетание ресурсов, организационной структуры и методик, которые необходимы для достижения качества.

Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно - правовой формы и формы собственности за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи.

Медицинская услуга - результат деятельности лечебно - профилактических учреждений или специалистов, направленный на удовлетворение нужд и потребностей населения в медицинской помощи.

Услугам присущи 4 характеристики: неосязаемость; непостоянство качества; несохраняемость; неотделимость от источника.

Права пациента - специфические права, производные от общих конституционных, гражданских, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Гарантии прав пациента - предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором обязательства по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при предоставлении медицинских и сервисных услуг.

Основанием для предъявления претензий и принятия управленческих решений является такое действие или бездействие медицинского работника, которое способствовало или могло способствовать:

- увеличению риска прогрессирования исходного заболевания;

- возникновению нового патологического процесса;

- неоптимальному использованию ресурсов медицины;

- неудовлетворенности пациента от взаимодействия с системой медицинской помощи.

2. Организация взаимодействия субъектов
вневедомственной системы контроля качества
медицинской помощи

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»