ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2003 года N 5-927п

О поправках к проекту Федерального закона N 280514-3
"Об общих принципах организации местного самоуправления

В Российской Федерации"

   

Рассмотрев проект Федерального закона N 280514-3 "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации", принятый в первом чтении, учитывая, что  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не  приняла к рассмотрению отзыв Законодательного Собрания края на  вышеназванный законопроект (Постановление Законодательного  Собрания края N 5-846П от 07.02.03), Законодательное Собрание края

постановляет:

1. Утвердить постатейные поправки Законодательного Собрания  Красноярского края к проекту Федерального закона N 280514-3 "Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации" (прилагаются).

2. Направить данное постановление в Комитет Государственной  Думы по вопросам местного самоуправления и депутатам  Государственной Думы от Красноярского края.   

Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.Усс


Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания края
от 4 марта 2003 года N 5-927П

Постатейные поправки
законодательного собрания Красноярского края
к проекту Федерального закона N 280514-3 "об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"

N
п/п

Статья

Содержание поправки

Обоснование

1

2

3

4

1.













Пункт 1
статьи 6












Пункт 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится
правовое регулирование вопросов местного самоуправления, не указанных в ст. 5 настоящего Федерального закона, а также вопросов, перечисленных в ст. 5 настоящего Федерального закона, если такое регулирование предписано или вытекает из положений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов."

Предлагаемая редакция устраняет имеющееся в проекте противоречие статьям 71 - 73, 76 Конституции России, согласно которым только установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении и относится к предмету федеральных законов, прочие же вопросы в сфере организации местного самоуправления составляют компетенцию субъектов Российской Федерации

2.






Статья 6,
пункт 4



Статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. До принятия федеральных законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, регулирование
соответствующих вопросов осуществляется законами субъектов Российской Федерации."

Часть 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, правовая позиция Конституционного Суда РФ о праве субъектов РФ на регулирование вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, до принятия федеральных законов по таким вопросам

3.


Статья 10,
пункт 1

Пункт 1 статьи 10 проекта дополнить словами "и на иных территориях, определяемых законами субъектов Российской Федерации"




4.











Статья 11,
пункт 5







Дополнить статью 11 пунктом 5 следующего содержания:
"5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть образованы муниципальные образования без учета предусмотренных настоящей статьей требований, если границы таких муниципальных образований совпадают с границами городов, поселков, сельсоветов, существовавшими на момент вступления в силу Конституции России 1993 года."

Поправка позволит учесть региональные и местные исторические и иные особенности, избежать уравнительного подхода, сохранить местное самоуправления там, где оно осуществлялось с 1991 года и где территория не соответствует выдвинутым в ст. 11 условиям. Считаем необходимым предусмотреть возможность осуществления местного самоуправления в границах сельсоветов, существовавших на момент принятия новой Конституции РФ. А вот дальнейшие территориальные изменения должны подчиняться предлагаемым ст. 11 критериям

5.











Статья 7,
пункт 5









Пункт 5 статьи 7 исключить


Нормативное содержание данного пункта совпадает с предыдущим положением: принятие органами местного самоуправления актов, противоречащих федеральным или региональным законам, недопустимо. Разъяснение, что делать, когда орган местного самоуправления полагает закон или иной акт большей юридической силы противоречащим Конституции России или иному акту более высокого порядка, не является задачей закона. Это без нужды перегружает текст, увеличивает объем нормативного материала без адекватного увеличения его содержания

6.




Статья 22,
пункт 11


Статью 22 проекта дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Порядок проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации."

Поправка восстанавливает уже существующее и оправдавшее себя на практике правило и устраняет неопределенность относительно того, какой уровень власти осуществляет правовое регулирование данных отношений

7.

















Статья 24,
пункт 1














Пункт 1 статьи 24 проекта изложить в следующей редакции:
"1. Порядок голосования об отзыве депутата или выборного должностного лица  местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации."



Применение процедур проведения референдума для организации голосования об отзыве депутата или выборного должностного лица не позволяет учесть специфику института отзыва. Процедуры проведения референдума могут быть применены только на этапе голосования и подсчета голосов. Но уже установление итогов отзыва, последствия голосования, а также основания отзыва, процедуры инициирования отзыва не могут осуществляться по правилам, предназначенным для референдума. В противном случае не существовало бы и самого института отзыва. Между тем отзыв депутатов и выборных должностных лиц - один из общепризнанных институтов прямой демократии. Императивное предписание о применении к нему процедур, предназначенных для проведения референдума, по существу, лишает его смысла

8.


















Статья 25,
пункт 10














Статью 25 проекта дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Порядок проведения схода граждан устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) уставом муниципального образования."






Обоснование к поправкам 8 - 12: законодательная регламентация порядка проведения местного референдума, сходов и собраний граждан, осуществления территориального общественного  самоуправления должна осуществляться в соответствии с конституционным  разграничением предметов ведения и полномочий на уровне субъектов Российской Федерации. В числе вопросов местного значения эти вопросы не указаны. Позиция авторов проекта, вероятно, сводится к тому, что эти вопросы вообще не нуждаются в законодательном регулировании и могут быть решены на муниципальном уровне. Однако ни теория муниципального права, ни практика местного самоуправления не дает оснований согласиться с приведенной позицией. Поэтому считаем необходимым восстановить действующие правила Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ

9.

Статья 27,
пункт 11

Пункт 11 статьи 27 проекта дополнить словами "в соответствии с законами субъектов Российской Федерации"



10.

Статья 29,
пункт 5

Пункт 5 статьи 29 проекта дополнить словами "в соответствии с законами субъектов Российской Федерации"





11.

Статья 30,
пункт 2

Пункт 2 статьи 30 проекта дополнить словами "в соответствии с законами субъектов Российской Федерации"





12.

Статья 31,
пункт 4

Пункт 4 статьи 31 проекта дополнить словами "в соответствии с законами субъектов Российской Федерации"



13.












Статья 34,
пункт 2














Пункт 2 статьи 34 изложить в следующей редакции:
"2. Наличие представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным."










Обоснование к поправкам 13 - 14: имеющееся в проекте правило об обязательном наличии представительного, исполнительного органов местного самоуправления и главы муниципального образования противоречит конституционному правилу о самостоятельном (в том числе от вмешательства федерального законодателя)  определении населением муниципального образования структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции России). Предписание об обязательном наличии этих органов считаем возможным сохранить только на переходный период, т.е. на период до принятия устава муниципального образования, где закрепляется избранная населением структура органов местного самоуправления

14.


















Статья 34,
пункт 10
















Дополнить статью 34 проекта пунктом 10 следующего содержания:
"10. До принятия устава муниципального образования структура органов местного самоуправления может быть
установлена представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При этом законом субъекта Российской Федерации может  быть предусмотрено обязательное формирование исполнительно - распорядительного органа муниципального образования и (или) избрание главы муниципального образования. Установление правил, предусматривающих обязательное формирование других органов местного самоуправления, не допускается."







Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»