ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2003 года N 5-846П

О проекте Федерального закона N 280514-3 "Об общих  принципах
организации местного самоуправления в Российской  Федерации"   

 

Рассмотрев проект Федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, Законодательное Собрание края

постановляет:

1. Направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания по вопросам местного самоуправления отзыв на проект Федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (прилагается).

2. Направить настоящее Постановление и отзыв на проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы от Красноярского края, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного Собрания края Новикову В.А.

   Заместитель председателя
     Законодательного Собрания края
     А.А.Ромашов


     Приложение
     к Постановлению
     Законодательного Собрания края
     от 7 февраля 2003 года N 5-846П



Отзыв
на проект Федерального закона N 280514-3 "Об общих  принципах
 организации местного самоуправления в Российской  Федерации"

   

Рассмотрев проект федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, Законодательное Собрание края отмечает, что практика деятельности органов местного самоуправления выявила значительное количество вопросов, которые нуждаются в нормативном регулировании на федеральном уровне. Прежде всего, отсутствуют законодательно установленные гарантии самостоятельности местного самоуправления, очевиден дисбаланс между объемом полномочий и размером доходных источников, не урегулированы вопросы разграничения муниципальной собственности (включая собственность на землю), отсутствуют действенные формы ответственности органов местного самоуправления перед населением. Все это ведет к ослаблению института местного самоуправления, отказу граждан от законодательно закрепленных форм участия в управлении, подрывает доверие граждан не только к органам местного самоуправления, но и к органам государственной власти.

Таким образом, необходимость реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации очевидна. Вместе с тем полагаем, что такое реформирование не должно вступать в противоречие с основами конституционного строя, в частности с его фундаментальными принципами (федеративное устройство государства и самостоятельность местного самоуправления), должно быть обеспечено финансами, необходимыми для реализации реформы, а также учитывать специфику регионального развития и предусматривать такие сроки реформирования, которые не приведут к параличу власти на местном уровне.

1. Соответствие законопроекта Конституции РФ

 

1.1. Одной из концептуальных идей, положенных в основу проекта, является идея противодействия злоупотреблениям региональной власти на муниципальном уровне. С этой целью компетенция субъектов РФ в области местного самоуправления значительно сокращена. Одновременно увеличился объем вопросов, регулируемых на федеральном уровне. Фактически федеральный законодатель берет на себя регулирование неопределенного круга вопросов, касающегося прав, обязанностей и ответственности как государственных органов, так и органов местного самоуправления.

Так, согласно ст.6 проекта к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом. Между тем издание федеральных законов в данной сфере допустимо только по вопросам, составляющим общие принципы организации местного самоуправления, то есть по предмету совместного ведения, предусмотренному подпунктом "н" части 1 ст.72 Конституции России. Все другие вопросы местного самоуправления регулируются в силу ст.ст.73 и 76 Конституции России законами субъектов РФ.

Кроме того, по вопросам организации местного самоуправления, не относящимся к общим принципам, законы субъектов РФ имеют приоритет перед федеральными законами. Согласно ч.6 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ по таким вопросам действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Этой конституционной норме противоречит п.3 ст. 6 проекта, согласно которому в случае противоречия конституции (устава), закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность должностных лиц местного самоуправления, федеральным законам применяются федеральные законы.

1.2. Проект предусматривает осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Законами субъектов РФ устанавливаются только границы названных территорий. Установление иных территорий для осуществления местного самоуправления проект не допускает. Тем самым игнорируется конституционное предписание об осуществлении местного самоуправления и на других (кроме городских и сельских поселений) территориях, определяемых с учетом исторических и местных традиций (ст.131 Конституции России). Предписание об образовании муниципальных районов, если оно рассматривается в качестве общего принципа, не может служить способом учета не общих, а наоборот, региональных и местных особенностей. Возможности установить иные территории для осуществления местного самоуправления в интересах населения, в том числе сохранить территории, где уже осуществляется местное самоуправление (по меньшей мере - с 1991 года), если они не соответствуют выдвинутым ст.11 проекта критериям, субъекты РФ предлагаемым проектом лишены.

1.3. Согласно ст.131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Практика применения данного конституционного положения судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ свидетельствует о недопустимости определения текущим законодательством (независимо от уровня - федеральным или региональным законом) видов и перечня органов местного самоуправления, которые надлежит образовать в муниципальном образовании. Между тем ст.34 законопроекта определяет виды органов, входящих в структуру органов местного самоуправления (п.1 ст.34), и предписывает обязательное наличие в ней ряда органов и должностных лиц - представительного, исполнительно - распорядительного и главы муниципального образования.

2. Экономическая обоснованность проекта

 

Прилагаемый к законопроекту полуторастраничный текст с наименованием "Финансово - экономическое обоснование" по сути таковым признать нельзя, поскольку он не определяет расходов на реализацию проекта. Поскольку проект предполагает радикальную реформу организации местного самоуправления, то с очевидностью такая реформа потребует специальных расходов из муниципального бюджета и бюджета субъекта РФ. Например, расходы на формирование органов местного самоуправления в тех поселениях, где они фактически отсутствуют, но в соответствии с проектом должны быть созданы; переизбрание практически всех органов местного самоуправления численностью, предписанной проектом (для практики Красноярского края увеличение депутатского корпуса как минимум в два раза); создание (формирование и содержание) новых, контрольных органов в структуре органов местного самоуправления; изменение границ муниципальных образований в связи с новыми императивными требованиями, изложенными в проекте и прочее.

3. Сроки рассмотрения проекта

 

Полагаем, что стандартный срок, установленный для подготовки замечаний и предложений на законопроект, в 1 месяц не может быть приемлемым для действительного обсуждения законопроекта заинтересованными лицами и выработки постатейных замечаний, в которых, на наш взгляд, нуждается законопроект для приведения его в соответствие с Конституцией РФ. Практика организации местного самоуправления в регионах РФ различна, однако нет оснований полагать, что граждане РФ повсеместно лишены права на местное самоуправление, а потому необходимо срочно его "восстанавливать" без учета местных особенностей и имеющегося положительного опыта.

4. Вывод

 

В целом представленный законопроект может быть положен в основу реформы организации местного самоуправления при условии изложения норм, затрагивающих вопросы ведения субъектов РФ, диспозитивно. Возражаем против принятия законопроекта в предложенной редакции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»