Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 10 апреля 2001 года N 14-1255


О краевой целевой программе
"Стабилизация и развитие агропромышленного
комплекса Красноярского края на период 2001 - 2005 гг."


Действие приостановлено в 2002 году в части, не обеспеченной  финансированием за счет средств краевого бюджета, по пуктам. - см Закон Красноярского края от 29.03.02 N 2-144

       

Действие приостановлено в 2003 году в части, не обеспеченной  финансированием за счет средств краевого бюджета, по пунктам. -  см. Закон Красноярского края от 20.12.02 N 5-771  

Приостановлено действие с 1 января по 31 декабря 2004 года Законом Красноярского края от 26.12.03 N 9-1655 в полном объеме.

Приостановлено действие с 1 января по 31 декабря 2005 года Законом Красноярского края от 28.12.2004 N 13-2854  в полном объеме.      



Статья 1.

Утвердить краевую целевую программу "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2001 - 2005 гг." согласно приложению.

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем ее опубликования в газете "Красноярский рабочий".

Губернатор
Красноярского края
А.И.Лебедь


Приложение
к Закону Красноярского края
от 10 апреля 2001 года N 14-1255

ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Стабилизация и развитие агропромышленного
комплекса Красноярского края на период 2001 - 2005 гг."

Наименование программы


краевая целевая программа "Стабилизация и
развитие агропромышленного комплекса
Красноярского края на период 2001 - 2005
гг."

Основание для
разработки программы

окончание срока действия программы
"Стабилизация и развитие агропромышленного
производства в Красноярском крае на 1996 -
2000 гг."

Заказчик программы

администрация Красноярского края

Разработчики программы









































1. Красноярский научный центр Сибирского
отделения Российской академии наук;
2. Красноярский отдел Института экономики
и организации промышленного производства
Сибирского отделения Российской академии
наук;
3. Красноярский научно - исследовательский
институт сельского хозяйства (НИИСХ)
Российской академии сельскохозяйственных
наук;
4. Красноярский государственный аграрный
университет (КрасГАУ);
5. Красноярский научно - исследовательский
и проектно - технологический институт
животноводства (КрасНИИПТИЖ) Российской
академии сельскохозяйственных наук;
6. Красноярский филиал института труда
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации (КФ НИИ труда);
7. Сибирский филиал Всероссийского научно
- исследовательского технологического
института ремонта и эксплуатации машинно -
тракторного парка Российской академии
сельскохозяйственных наук (СибГОСНИТИ);
8. Сибирский научно - исследовательский
институт гидротехники и мелиорации
Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации (СибНИИГиМ);
9. Сибирский научно - исследовательский
институт экономики сельского хозяйства
(НИИЭСХ) Российской академии
сельскохозяйственных наук;
10. Главное управление продовольственных
ресурсов администрации Красноярского края
( ГУПР);
11. Главное управление социально -
экономического развития села администрации
Красноярского края (ГУСЭРС);
12. Управление ветеринарии администрации
Красноярского края;
13. Управление племенного дела в
животноводстве администрации Красноярского
края

Цели программы










увеличение душевого потребления
продуктов питания населением края;
повышение устойчивости обеспечения края
продовольствием и сельскохозяйственной
продукцией за счет увеличения собственного
производства и сокращения ввоза и импорта;
увеличение объемов производства в
сопряженных с АПК отраслях экономики,
расширение краевой налогооблагаемой базы,
рост занятости трудоспособного населения;
улучшение социальных и жилищных условий
сельского населения

Задачи программы


улучшение экономических условий для
развития производства и
предпринимательства в аграрном секторе
экономики края;



ликвидация накопленных финансовых
задолженностей сельскохозяйственных
товаропроизводителей;




создание эффективного механизма
государственной поддержки
сельскохозяйственных товаропроизводителей
края;








сохранение и постепенное наращивание
основных составляющих ресурсного
потенциала в сельском хозяйстве и сфере
переработки, в первую очередь плодородия
земель, племенного животноводства,
птицеводства и элитного семеноводства,
прогрессивных технологий, научно -
технического потенциала;





активизация структурной перестройки
аграрной экономики за счет постепенного
увеличения инвестиций в
высокотехнологичные и конкурентоспособные
производства;



обеспечение развития социальной
инфраструктуры в сельской местности,
повышение уровня жизни сельских жителей

Сроки реализации
программы

2001 - 2005 годы

Перечень подпрограмм














"Совершенствование организации
растениеводства";
"Повышение плодородия почв";
"Семеноводство";
"Совершенствование организации
животноводства и рыбоводства";
"Развитие птицеводства";
"Племенное дело в животноводстве и
птицеводстве";
"Ветеринарная медицина";
"Техническое перевооружение
сельскохозяйственного производства";
"Развитие пищевой и перерабатывающей
промышленности";
"Кадровое обеспечение";
"Социальное развитие села"

Главные распорядители
бюджетных средств







Главное управление социально -
экономического развития села администрации
Красноярского края;
Главное управление продовольственных
ресурсов администрации Красноярского края;
управление ветеринарии администрации
Красноярского края;
управление племенного дела в
животноводстве администрации Красноярского
края

Объемы и источники
финансирования
программы
(в ценах 2000 года)






































всего по программе 17522322 тыс. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 5815100 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 10923222 тыс. рублей;
предприятий АПК - 784000 тыс. рублей (по
согласованию).
Из них:
на 2001 год всего 2277480 тыс. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 999000 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 1269480 тыс. рублей;
предприятий АПК - 9000 тыс. рублей (по
согласованию);
на 2002 год всего 2967816 тыс. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 1029200 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 1796616 тыс. рублей;
предприятий АПК - 142000 тыс. рублей (по
согласованию);
на 2003 год всего 3471748 тыс. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 1112200 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 2184048 тыс. рублей;
предприятий АПК - 175500 тыс. рублей (по
согласованию);
на 2004 год всего 4161500 тыс. рублей,
в т ом числе за счет средств
федерального бюджета - 1278300 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 2673200 тыс. рублей;
предприятий АПК - 210000 тыс. рублей (по
согласованию);
на 2005 год всего 4643778 тыс. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 1396400 тыс. рублей
(по согласованию);
краевого бюджета - 2999878 тыс. рублей;
предприятий АПК - 247500 тыс. рублей (по
согласованию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы





увеличение в среднегодовом исчислении в
2001 - 2005 гг. по сравнению с 1996 - 2000
гг. производства валовой продукции
сельского хозяйства на 2,8%, зерна - на 31
тыс. т (1,8%), молока - на 42 тыс. т
(5,1%), мяса - на 16 тыс. т (14,5%), яиц -
на 168 млн. шт. (24,6%), товарной
продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности - на 10%

Организация контроля
за выполнением
программы







контроль за реализацией программы
осуществляют: Главное управление социально
- экономического развития села
администрации края, Главное управление
продовольственных ресурсов администрации
края, управление ветеринарии администрации
края, управление племенного дела в
животноводстве администрации края (при
координирующей роли Главного управления
социально - экономического развития села
администрации края)


Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Разработка краевой целевой программы "Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2001 - 2005 гг." обусловлена необходимостью принятия мер по выводу аграрной экономики края из кризисного состояния, повышению экономической эффективности агропромышленного производства, возобновлению роста производства сельскохозяйственной продукции, улучшению продовольственного обеспечения региона, оздоровлению социальной обстановки на селе.

За 1991 - 1998 годы почти на 760 тыс.га (26%) сократились посевные площади сельскохозяйственных культур. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий за этот период сократилось на 46,7%, свиней - на 45,2%, овец и коз - более чем в 5 раз, птицы - на 39,2%. Капитальные вложения в АПК (в сопоставимых ценах) уменьшились более чем в 15 раз, объемы мелиоративных работ в 30 раз. Машинно - тракторный парк сельскохозяйственных предприятий сократился по тракторам на 25%, по зерноуборочным комбайнам - на 42%.

Истощается пашня, лишенная минеральных и органических удобрений. Сокращаются объемы работ по защите растений от вредителей и болезней. Резко ухудшилась эпизоотическая обстановка. Снизился уровень технологических требований, обострился дефицит квалифицированных управленческих кадров.

Закономерным следствием названных процессов явилась утрата специализации крупных хозяйств и территорий края, которая складывалась длительное время с учетом климатических условий. Производство животноводческой продукции, картофеля и овощей смещается в сторону мелкотоварного личного хозяйства, базирующегося на примитивных технологиях и ручном труде.

Эти и другие негативные процессы привели к значительному снижению урожайности полей, продуктивности скота и птицы, сокращению валовых сборов зерна, других культур, производства важнейших продуктов питания. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности уменьшился за 1991 - 1999 годы почти в 2 раза, в том числе в 1996 - 1999 годах - на 18%.

В общем объеме потребляемых в крае продовольственных товаров снизилась доля местных производителей. Удельный вес представленных в продаже поставляемых из других регионов, а также импортных изделий в общем количестве продовольственных товаров составил в 1999 году по экспертным оценкам: по колбасным изделиям - 50 - 60%, по маслу животному - 45 - 50%, маргарину - 65 - 75%, сыру - 75 - 80%, мясным консервам - 70 - 75%, макаронным изделиям - 50 - 60%. Систематическое возрастание в общем объеме потребления продуктов питания доли ввозимого продовольствия создает прямую угрозу стабильности рынка продовольствия и экономической безопасности края.

Несмотря на возросший объем поставок продовольствия по импорту и за счет ввоза из других регионов потребление населением края мясных, молочных и ряда других продуктов значительно снизилось.

В 1999 году потребление продовольственных товаров жителями края составило лишь 65% от уровня 1990 года. Одновременно произошли существенные негативные сдвиги в структуре потребления продуктов питания. Наиболее ощутимыми стали изменения в потреблении продуктов животного происхождения, растительного масла, сахара. По данным Госкомстата России, в Красноярском крае годовое среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты I категории) снизилось (в кг) с 73 в 1990 году до 55 в 1999 году, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - с 405 до 240, растительного масла - с 8,4 до 7,2, сахара - с 48 до 21, яиц (шт.) с 292 до 201. Одновременно возросло потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля - соответственно на 12 и 58%. В конце 1999 года около 17% жителей края (514 тыс. человек) имели денежные доходы ниже прожиточного минимума, а значит, не имели возможности выкупить даже минимальный обеспечивающий лишь физиологическое выживание продуктовый набор.

В результате количественных изменений и структурных сдвигов в потреблении продовольственных товаров дефицит белка в рационе населения края достиг 25%, витаминов - 50%. Резко ухудшилось качество продуктов питания. По данным Управления Госторгинспекции по Красноярскому краю, за 1999 год забраковано из-за несоответствия стандартам 20 - 40% молочной продукции, 10 - 15% мясной продукции.

Таким образом, сокращение потребления продовольствия превысило не только относительные, но и абсолютные пороговые (критические) значения, налицо не просто отставание фактического потребления наиболее ценных продуктов питания относительно медицинских норм, но и его абсолютное падение в сравнении с ранее достигнутыми достаточно устойчивыми показателями.

Разрушается социальная сфера села. Сокращается сеть детских дошкольных учреждений, клубов и Домов культуры, сельских больниц, предприятий розничной торговли и общественного питания. Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в 2,3 раза ниже, чем в среднем по краю. На селе растет явная и скрытая безработица. Смертность сельского населения в крае в 1,5 раза превышает рождаемость.

Цели и задачи реализации программы

Основные цели программы:

- увеличение душевого потребления продуктов питания населением края;

- повышение устойчивости обеспечения края продовольствием и сельскохозяйственной продукцией за счет увеличения собственного производства и сокращения ввоза и импорта;

- увеличение объемов производства в сопряженных с АПК отраслях экономики, расширение краевой налоговой базы, рост занятости трудоспособного населения;

- улучшение социальных и жилищных условий сельского населения.

В период реализации программы Красноярский край должен за счет собственного производства полностью обеспечить внутренние потребности в таких продуктах, как мясо птицы, яйцо, молоко и молочные продукты, картофель, овощи, зерно. По другим важнейшим видам продовольствия и сырья, таким, как мясо и мясопродукты, регион будет нуждаться во ввозе, в том числе в импорте. Однако удельный вес ввоза в общем объеме внутреннего потребления по этим продуктам должен существенно снизиться.

Минимально необходимые количественные ориентиры роста агропромышленного производства предусматривают: достижение в 2001 2005 годах устойчивых темпов роста производства продукции сельского хозяйства на 3 - 4%, в пищевой и перерабатывающей промышленности на 5 - 7%, увеличение инвестиций в АПК - не менее чем на 20% в год, повышение эффективности агропромышленного производства - не менее чем на 10% в год.

Для этого с учетом общегосударственных федеральных и краевых мер по существенному изменению пропорций в распределении регионального дохода в пользу жителей края, в том числе сельских, и перехода на этой основе к социально ориентированному хозяйству необходимо:

- улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе;

- предпринять меры по ликвидации накопленных финансовых задолженностей сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей АПК;

- обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки, в первую очередь плодородия земель, племенного животноводства, птицеводства и элитного семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;

- активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства;

- обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни сельских жителей.

Основные этапы и направления программы

Программа стабилизации и развития АПК рассчитана на 2001 - 2005 годы и будет реализована в два этапа.

На первом этапе (2001 - 2002 годы) необходимо создать экономические, нормативно - правовые и организационные условия для восстановления производственного потенциала, создания системы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства, улучшения финансового состояния товаропроизводителей АПК с тем, чтобы на этой основе преодолеть кризис агропромышленного производства.

К специфическим задачам первого этапа относятся: преодоление кризисного спада производства; сохранение производственного потенциала АПК; поддержание и сохранение основных систем жизнеобеспечения села; частичное (по возможности безболезненное) свертывание неэффективных производств и недопущение образования глубоко депрессивных районов и новых очагов социально экономического бедствия.

На втором этапе (2003 - 2005 годы) должны быть решены следующие задачи:

- возобновление роста производства на основе восстановления производственного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, усиления государственной поддержки АПК, применения эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья и продукции;

- усиление конкуренции, развитие предпринимательской инициативы;

- создание необходимой рыночной и социальной инфраструктуры, оздоровление демографической ситуации на селе.

В течение выделенных этапов будут осуществлены мероприятия, нацеленные на:

- компенсацию части текущих затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- сезонное кредитование расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- улучшение материально-технической оснащенности, техническое перевооружение сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;

- сохранение и повышение плодородия почв;

- поддержку племенного животноводства, птицеводства, элитного семеноводства, ветеринарной медицины;

- совершенствование подготовки специалистов для АПК;

- научную и информационно-консультационную поддержку товаропроизводителей АПК.

Механизм реализации и организация контроля
за ходом выполнения программы

Руководство и контроль за ходом выполнения программы осуществляют органы управления АПК администрации края (Главное управление социально-экономического развития села, Главное управление продовольственных ресурсов, управление племенного дела в животноводстве, управление ветеринарии), которые являются распорядителями средств, выделяемых на реализацию программы.

Органы управления АПК администрации края несут ответственность за реализацию программы в установленные сроки и в соответствии с установленными приоритетами - за эффективное и целевое использование средств, направляемых на реализацию программы, в соответствии с действующим законодательством.

Распорядители средств, выделяемых на реализацию программы, проводят тендерные (конкурсные) отборы исполнителей мероприятий.

Исполнители мероприятий программы ежеквартально представляют соответствующим распорядителям отчет о ходе выполнения программы и целевом использовании бюджетных средств.

Ассигнования из краевого бюджета на реализацию мероприятий программы осуществляются с учетом ее корректировки на уровень инфляции и исходя из возможностей финансирования за счет бюджетных средств (согласно ст.6 Закона края "О краевых целевых программах" N 12-384 от 17 декабря 1996 года).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»