САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 31.05.2001 № 6-43


О муниципальной целевой Программе развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы

(с изменениями на 27 марта 2003 года)

____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 28.11.2006  N 12-97
в связи с выполнением
____________________________

_________________________________________________________

Текст документа с учетом изменений и дополнений, внесенных:

решением Саратовской городской Думы от 28.02.2002 № 18-159,

решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164,

решением Саратовской городской Думы от 27.03.2003 № 32-288.

_________________________________________________________


В целях реализации Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закона Саратовской области от 21.05.97 № 31-ЗСО «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской области» Саратовская городская Дума

решила:

1. Принять муниципальную целевую Программу развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001 - 2003 годы (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.

Мэр города -
 глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко


Приложение
к решению
 Саратовской городской Думы
 от 31.5.2001 № 6-43

 


Муниципальная целевая Программа
развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы



ПАСПОРТ
муниципальной целевой Программы развития малого
предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы

Дата принятия решения о разработке программы

1 марта 2001 года

Заказчик программы

Администрация города Саратова

Основные разработчики Программы

Комитеты и отделы Администрации города, администрации районов города

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Эффективное развитие малых предприятий города, увеличение количества рабочих мест, расширение для бюджета города базы налогообложения, содействие развитию деловой и инвестиционной активности развитие конкуренции на рынках товаров и успуг

Сроки реализации программы

В течение 2001 -2003 годов

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

«Развитие системы государственной поддержки малых предприятий в Саратове»; «Развитие системы финансовой поддержки малых предприятий»; «Поддержка малых предприятий в научно-технической сфере»; «Развитие предпринимательства в системе ЖКХ»; «Устранение барьеров в развитии малого предпринимательства»; «Продвижение продукции малых предприятий»

Головной исполнитель

Комитет по экономике и инвестиционной политике

Объемы и источники финансирования

Городской бюджет - 6 150 000 рублей
(с учетом изменений внесенных решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164 и от 27.03.2003 № 32-288. См. первоначальную редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Стабилизация рынка труда города; насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства; увеличение бюджетных поступлений от малых предприятий города

Система организации контроля за ходом реализации программы

Контроль осуществляет комитет по экономике и инвестиционной политике, а также руководители соответствующих ведомств, комитетов, ответственных за выполнение мероприятий программы



Содержание проблемы

Настоящая Программа является продолжением проводимой в 1998-2000 годах работы по реализации администрацией города Саратова в сфере государственной поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.

Анализ состояния малого бизнеса в городе показывает определенные положительные результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, по итогам 2000 года в сравнении с 1999 годом объем продукции, работ, услуг, выполненных малыми предприятиями города, увеличился в 1,6 раза. Численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 9 тыс. человек и составила около 62 тыс. человек. Налоговые платежи с субъектов малого бизнеса, переведенных на уплату единого налога, увеличились в 2,2 раза. По оценочным данным в городе действует около 6,5 тыс. малых предприятий. На учете в органах ИМНС стоит около 25 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В структуре проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в 1999-2000 годах, значительных изменений не произошло. По-прежнему, одной из наиболее важных проблем остается налоговый режим. Кроме непомерно больших размеров налогов, не способствует развитию предприятий малого бизнеса негибкость налоговой политики, сложность нормативных документов. Следует отметить, что с введением единого налога на вмененный доход некоторая доля напряженности в этом вопросе была снята.

Сохраняются барьеры в развитии малого бизнеса, связанные с процедурами административного регулирования, - сложность этих процедур, большое количество необходимых документов и длительность их оформления, создающие почву для волокиты со стороны чиновников.

К несовершенству нормативно - правового регулирования сферы деятельности малого бизнеса относится сложность всего законодательства, в т. ч. противоречивость законов, неоднозначность их трактовки, плохая информированность о правовых нововведениях. Наиболее важной проблемой, с которой сталкиваются субъекты малого бизнеса, является поиск источников инвестиций, клиентов и рынка сбыта. Получение банковских кредитов затруднено из-за высоких ставок, большого количества необходимых документов и сложности предоставления гарантий. Отсутствует система управления инвестиционным планированием. Предприниматели, как правило, не в состоянии качественно провести инвестиционное проектирование, расчет рисков, отсутствует система продвижения проектов, единая методика определения перспективности бизнес-планов и т. д. При этом инвестирование в малый бизнес - органический путь повышения инвестиционной активности в городе. В условиях ограниченного финансирования целесообразно не только непосредственное кредитование отдельных предприятий, но и развитие инфраструктуры поддержки, в том числе, через предоставление налоговых льгот, льготный режим предоставления помещений и другие меры.

Решение проблем развития малого бизнеса требует программных методов, т. е. системного подхода, который обеспечит выделение приоритетов поддержки малого бизнеса и разработку такой концепции поддержки сферы предпринимательства, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны направляться на создание организаций и механизмов, обеспечивающих высокий уровень возврата средств.

Основные цели и задачи Программы

Сроки ее реализации

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства путем создания и совершенствования нормативно - правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий на местном уровне, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в: преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест; обеспечении импорто-замещения; пополнении городского бюджета; развитии муниципального заказа; адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей; расширении информационного поля для малого предпринимательства. Реализация программы будет осуществляться в 2001-2003 годах.

Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства:

- инновационная сфера;

- малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;

- малая строительная индустрия;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- транспорт;

- дорожное хозяйство и придорожный сервис;

- общественное питание и сфера услуг;

- информационный сервис;

- обслуживание жилищно-коммунального хозяйства.


Основные мероприятия по реализации Программы


Раздел I. Развитие системы муниципальной поддержки малых предприятий в городе Саратове
(с изменениями на 27 марта 2003 года, см. первоначальную редакцию)

Наименование мероприятий

Срок
исполнения

Финансовое
обеспечение
(руб.)

Источники
финансирования

Исполнители

1

2

3

4

5

1.1. Разработка и внесение на рассмотрение городской Думы Положения о поддержке субъектов малого предпринимательства органами местного самоуправления г. Саратова.

1 кв. 2002 г.

20000

Бюджет города

Комитет по экономике
и инвестиционной политике

1.2. Обучение, переподготовка специалистов организаций инфраструктуры муниципальной поддержки малого бизнеса

2002-
2003 гг.

2002. г. - 30000

Бюджет города

Комитет по экономике и  инвестиционной  политике

1.3. Информационное обеспечение межрегиональных связей малого предпринимательства

2002-
2003 гг.

2002 г. - 100000
2003 г. - 150000

Бюджет города

Комитет по экономике
и инвестиционной политике

1.4. Создание справочника малых предприятий - производителей продукции

2 кв. 2002 г.

II кв. 2003 г.

80 000,
в том числе: 2002 г. - 30000, 2003 г. - 50000

Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.5. Проведение конкурса «Предприниматель года»

Ежегодно



Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.6. Внесение изменений в Положение о Совете по развитию предпринимательства
при комитете по экономике и инвестиционной политике

2 кв. 2002 г.



Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.7. Содействие созданию городской инфраструктуры (бизнес - инкубаторы, лизинговые компании, учебные центры, технопарки и т. д.)

Постоянно



2002 г. - 60000

2003 г. - 450000





Бюджет города



Комитет по экономике и инвестиционной политике,    Комитет    по управлению   имуществом

1.8. Информационная поддержка малого предпринимательства путем опубликования методических и справочных материалов,

2002-2003 гг.




375 000,
в том числе:
2002 г. -75 000,
2003 г. - 300 000

Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

в том числе о кредитных потребительских кооперативах граждан


Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.9. Разработка модельных бизнес-планов для начинающих предпринимателей

2002-2003 гг.

150000

2002 г. - 75000

Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.10. Формирование положительного образа предпринимателя и информационная поддержка через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства

2002-2003 гг.

2002 г. - 30000

2003 г. -150000


Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.11. Подготовка и проведение конференций, «круглых столов» по тематике малого предпринимательства

2003 г.

50000

Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике

1.12 Методическая помощь общественным организациям предпринимателей и пропаганда их деятельности

2003 г.

100000

Бюджет города

Комитет по экономике и инвестиционной политике


Раздел II. Развитие системы финансовой поддержки

2.1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, работающих в приоритетных направлениях в соответствии с Приложением (строка с учетом изменений, внесеных решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164. См. предыдущую редакцию)

2001- 2003 г.г.

2001 г. -
2 000 000;

2002 г. -
2 000 000  

  

Городской бюджет

Совет по развитию МП, конкурсная комиссия, комитет по экономике и инвестиционной политике

2.2. Реализация механизма микрофинансирования (строка с учетом изменений, внесеных решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164. См. предыдущую редакцию)

2002-2003 г.г.

2002 г. - за счет средств, выделяемых на реализацию п.2.1 Программы  

  

Городской бюджет

Комитет по экономике и инвестиционной политике



Механизм реализации

Льготное кредитование проектов малых предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления бюджетных кредитов, предназначенных для поддержки субъектов малого предпринимательства и развития инфраструктуры рынка (Приложение) (абзац в редакции, введенной с 1 апреля 2002 года решением Саратовской городской Думы от 28.02.2002 № 18-159. См. предыдущую редакцию).

Основной целью реализации механизма микрофинансирования является создание в городе условий, обеспечивающих доступ малых предприятий и предпринимателей города к рынку небольших финансовых ресурсов путем создания при комитете по экономике соответствующего структурного подразделения по работе с малым бизнесом и выдаче кредитов. По разным оценкам до 70 % предпринимателей в России прибегают к услугам так называемых неформальных кредитов. Доступность легальных источников позволяет снижать долю теневого предпринимательства.

По проведенным исследованиям Фонда «Евразия» потребность в микрокредитах в России в настоящий момент в 3 - 4 раза превышает предложение-Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2002- 2003 годах.

На реализацию механизма микрофинансирования в 2002 году требуется выделение из городского бюджета 1,0 млн. руб.

Оптимальная величина активов, которыми может эффективно управлять институт микрофинансирования, колеблется в пределах от 1,0 до 3,0 млн. рублей. Если активы менее 1,0 млн. рублей, то проблематично достигнуть самоокупаемости предприятия, а если активы более 3,0 млн. руб., то теряется управляемость клиентами, и ситуация на рынке финансов выходит из-под контроля.

Если диапазон средних займов составит от 2-х до 30 тыс. рублей, то один институт микрофинансирования при активах в 1,0 млн. руб. сможет предоставить свои услуги около 300 - 400 клиентам в год.

Залогом успеха работы на рынке микрофинансов является установление доверительных отношений с клиентами, отношений сотрудничества и поддержки.

В целом ожидаемые результаты от реализации подпрограммы следующие:

- создание и поддержание более 500 рабочих мест;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»