САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 31.05.2001 № 6-43
О муниципальной целевой Программе развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы
(с изменениями на 27 марта 2003 года)
____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 28.11.2006 N 12-97
в связи с выполнением
____________________________
_________________________________________________________
Текст документа с учетом изменений и дополнений, внесенных:
решением Саратовской городской Думы от 28.02.2002 № 18-159,
решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164,
решением Саратовской городской Думы от 27.03.2003 № 32-288.
_________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закона Саратовской области от 21.05.97 № 31-ЗСО «О поддержке малого предпринимательства в Саратовской области» Саратовская городская Дума
решила:
1. Принять муниципальную целевую Программу развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001 - 2003 годы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 31.5.2001 № 6-43
Наименование программы | Муниципальная целевая Программа развития малого предпринимательства в городе Саратове на 2001-2003 годы |
Дата принятия решения о разработке программы | 1 марта 2001 года |
Заказчик программы | Администрация города Саратова |
Основные разработчики Программы | Комитеты и отделы Администрации города, администрации районов города |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Эффективное развитие малых предприятий города, увеличение количества рабочих мест, расширение для бюджета города базы налогообложения, содействие развитию деловой и инвестиционной активности развитие конкуренции на рынках товаров и успуг |
Сроки реализации программы | В течение 2001 -2003 годов |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | «Развитие системы государственной поддержки малых предприятий в Саратове»; «Развитие системы финансовой поддержки малых предприятий»; «Поддержка малых предприятий в научно-технической сфере»; «Развитие предпринимательства в системе ЖКХ»; «Устранение барьеров в развитии малого предпринимательства»; «Продвижение продукции малых предприятий» |
Головной исполнитель | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
Объемы и источники финансирования | Городской бюджет - 6 150 000 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Стабилизация рынка труда города; насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства; увеличение бюджетных поступлений от малых предприятий города |
Система организации контроля за ходом реализации программы | Контроль осуществляет комитет по экономике и инвестиционной политике, а также руководители соответствующих ведомств, комитетов, ответственных за выполнение мероприятий программы |
Настоящая Программа является продолжением проводимой в 1998-2000 годах работы по реализации администрацией города Саратова в сфере государственной поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса.
Анализ состояния малого бизнеса в городе показывает определенные положительные результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, по итогам 2000 года в сравнении с 1999 годом объем продукции, работ, услуг, выполненных малыми предприятиями города, увеличился в 1,6 раза. Численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 9 тыс. человек и составила около 62 тыс. человек. Налоговые платежи с субъектов малого бизнеса, переведенных на уплату единого налога, увеличились в 2,2 раза. По оценочным данным в городе действует около 6,5 тыс. малых предприятий. На учете в органах ИМНС стоит около 25 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В структуре проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в 1999-2000 годах, значительных изменений не произошло. По-прежнему, одной из наиболее важных проблем остается налоговый режим. Кроме непомерно больших размеров налогов, не способствует развитию предприятий малого бизнеса негибкость налоговой политики, сложность нормативных документов. Следует отметить, что с введением единого налога на вмененный доход некоторая доля напряженности в этом вопросе была снята.
Сохраняются барьеры в развитии малого бизнеса, связанные с процедурами административного регулирования, - сложность этих процедур, большое количество необходимых документов и длительность их оформления, создающие почву для волокиты со стороны чиновников.
К несовершенству нормативно - правового регулирования сферы деятельности малого бизнеса относится сложность всего законодательства, в т. ч. противоречивость законов, неоднозначность их трактовки, плохая информированность о правовых нововведениях. Наиболее важной проблемой, с которой сталкиваются субъекты малого бизнеса, является поиск источников инвестиций, клиентов и рынка сбыта. Получение банковских кредитов затруднено из-за высоких ставок, большого количества необходимых документов и сложности предоставления гарантий. Отсутствует система управления инвестиционным планированием. Предприниматели, как правило, не в состоянии качественно провести инвестиционное проектирование, расчет рисков, отсутствует система продвижения проектов, единая методика определения перспективности бизнес-планов и т. д. При этом инвестирование в малый бизнес - органический путь повышения инвестиционной активности в городе. В условиях ограниченного финансирования целесообразно не только непосредственное кредитование отдельных предприятий, но и развитие инфраструктуры поддержки, в том числе, через предоставление налоговых льгот, льготный режим предоставления помещений и другие меры.
Решение проблем развития малого бизнеса требует программных методов, т. е. системного подхода, который обеспечит выделение приоритетов поддержки малого бизнеса и разработку такой концепции поддержки сферы предпринимательства, при которой средства, выделяемые на данные цели, должны направляться на создание организаций и механизмов, обеспечивающих высокий уровень возврата средств.
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для деятельности и развития малого предпринимательства путем создания и совершенствования нормативно - правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий на местном уровне, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, совершенствование механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Задачи программы определяются ее конечной целью и заключаются в: преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создании новых рабочих мест; обеспечении импорто-замещения; пополнении городского бюджета; развитии муниципального заказа; адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства; укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей; расширении информационного поля для малого предпринимательства. Реализация программы будет осуществляться в 2001-2003 годах.
Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства:
- инновационная сфера;
- малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
- малая строительная индустрия;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- транспорт;
- дорожное хозяйство и придорожный сервис;
- общественное питание и сфера услуг;
- информационный сервис;
- обслуживание жилищно-коммунального хозяйства.
Наименование мероприятий | Срок | Финансовое | Источники | Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.1. Разработка и внесение на рассмотрение городской Думы Положения о поддержке субъектов малого предпринимательства органами местного самоуправления г. Саратова. | 1 кв. 2002 г. | 20000 | Бюджет города | Комитет по экономике |
1.2. Обучение, переподготовка специалистов организаций инфраструктуры муниципальной поддержки малого бизнеса | 2002- | 2002. г. - 30000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.3. Информационное обеспечение межрегиональных связей малого предпринимательства | 2002- | 2002 г. - 100000 | Бюджет города | Комитет по экономике |
1.4. Создание справочника малых предприятий - производителей продукции | 2 кв. 2002 г. II кв. 2003 г. | 80 000, | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.5. Проведение конкурса «Предприниматель года» | Ежегодно | Комитет по экономике и инвестиционной политике | ||
1.6. Внесение изменений в Положение о Совете по развитию предпринимательства | 2 кв. 2002 г. | Комитет по экономике и инвестиционной политике | ||
1.7. Содействие созданию городской инфраструктуры (бизнес - инкубаторы, лизинговые компании, учебные центры, технопарки и т. д.) | Постоянно | 2002 г. - 60000 2003 г. - 450000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике, Комитет по управлению имуществом |
1.8. Информационная поддержка малого предпринимательства путем опубликования методических и справочных материалов, | 2002-2003 гг. | 375 000, | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
в том числе о кредитных потребительских кооперативах граждан | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике | ||
1.9. Разработка модельных бизнес-планов для начинающих предпринимателей | 2002-2003 гг. | 150000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.10. Формирование положительного образа предпринимателя и информационная поддержка через средства массовой информации и пропаганду малого предпринимательства | 2002-2003 гг. | 2002 г. - 30000 2003 г. -150000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.11. Подготовка и проведение конференций, «круглых столов» по тематике малого предпринимательства | 2003 г. | 50000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
1.12 Методическая помощь общественным организациям предпринимателей и пропаганда их деятельности | 2003 г. | 100000 | Бюджет города | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
2.1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, работающих в приоритетных направлениях в соответствии с Приложением (строка с учетом изменений, внесеных решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164. См. предыдущую редакцию) | 2001- 2003 г.г. | 2001 г. -
| Городской бюджет | Совет по развитию МП, конкурсная комиссия, комитет по экономике и инвестиционной политике |
2.2. Реализация механизма микрофинансирования (строка с учетом изменений, внесеных решением Саратовской городской Думы от 21.03.2001 № 19-164. См. предыдущую редакцию) | 2002-2003 г.г. | 2002 г. - за счет средств, выделяемых на реализацию п.2.1 Программы
| Городской бюджет | Комитет по экономике и инвестиционной политике |
Механизм реализации
Льготное кредитование проектов малых предприятий осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления бюджетных кредитов, предназначенных для поддержки субъектов малого предпринимательства и развития инфраструктуры рынка (Приложение) (абзац в редакции, введенной с 1 апреля 2002 года решением Саратовской городской Думы от 28.02.2002 № 18-159. См. предыдущую редакцию).
Основной целью реализации механизма микрофинансирования является создание в городе условий, обеспечивающих доступ малых предприятий и предпринимателей города к рынку небольших финансовых ресурсов путем создания при комитете по экономике соответствующего структурного подразделения по работе с малым бизнесом и выдаче кредитов. По разным оценкам до 70 % предпринимателей в России прибегают к услугам так называемых неформальных кредитов. Доступность легальных источников позволяет снижать долю теневого предпринимательства.
По проведенным исследованиям Фонда «Евразия» потребность в микрокредитах в России в настоящий момент в 3 - 4 раза превышает предложение-Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2002- 2003 годах.
На реализацию механизма микрофинансирования в 2002 году требуется выделение из городского бюджета 1,0 млн. руб.
Оптимальная величина активов, которыми может эффективно управлять институт микрофинансирования, колеблется в пределах от 1,0 до 3,0 млн. рублей. Если активы менее 1,0 млн. рублей, то проблематично достигнуть самоокупаемости предприятия, а если активы более 3,0 млн. руб., то теряется управляемость клиентами, и ситуация на рынке финансов выходит из-под контроля.
Если диапазон средних займов составит от 2-х до 30 тыс. рублей, то один институт микрофинансирования при активах в 1,0 млн. руб. сможет предоставить свои услуги около 300 - 400 клиентам в год.
Залогом успеха работы на рынке микрофинансов является установление доверительных отношений с клиентами, отношений сотрудничества и поддержки.
В целом ожидаемые результаты от реализации подпрограммы следующие:
- создание и поддержание более 500 рабочих мест;