САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19.06.2003 № 35-302


О муниципальной целевой Программе
«Охрана репродуктивного здоровья населения города на 2003-2006 годы»

(с изменениями на 15 сентября 2005 года)

____________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 24.09.2009 N 43-515
в связи с выполнением
____________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 04.11.2004 N 51-482,
решением Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-602.

_______________________________________________________________     


В соответствии со статьёй 20 Устава города Саратова, в целях совершенствования системы охраны репродуктивного здоровья населения, снижения младенческой и предотвращения материнской смертности, укрепления системы мер, способствующих осознанному родительству, совершенствования организации и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, обеспечения приоритетного гарантированного финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять муниципальную целевую Программу «Охрана репродуктивного здоровья населения города на 2003-2006 годы» (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения.

Мэр города -
 глава городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко


Приложение
к решению
 Саратовской городской Думы
от 19.06.2003  №  35-302

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
 НА 2003-2006 ГОДЫ"
 (с изменениями на 4 ноября 2004 года)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Муниципальная целевая программа "Охрана репродуктивного здоровья населения города на 2003-2006 годы"

Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения

Постановление мэра города от 18 июля 2001 года № 566   "О Концепции развития здравоохранения города Саратова на 2002-2005 годы"

Заказчик программы

Администрация города Саратова

Основные разработчики программы

Комитет здравоохранения ГУ "ЦГСЭН в городе Саратове"
Комитет по образованию
Комитет по культуре

Цель программы

Создание в городе условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала, создание предпосылок для улучшения демографической ситуации

Задачи программы

1. Увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения.

2. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения.

3. Повышение уровня квалификации специалистов по проблемам репродуктивного здоровья.

4. Создание сети медико-психологической и образовательной помощи детям и подросткам.

5. Организация андрологической помощи.

6. Формирование у каждого гражданина общества чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. репродуктивного.

7. Медико-санитарное просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья.

Сроки и этапы реализации программы


1. I этап (2003-2004 годы):

1.1 Разработка мер межведомственного взаимодействия по вопросам охраны репродуктивного здоровья;

1.2 Разработка системы подготовки кадров;

1.3 Создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни;

2.   II этап (2005-2006 годы).

1.1 Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья;

1.2 Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья;

1.3 Улучшение материально-технической базы медицинских лечебно-профилактических учреждений;

1.4 Осуществление работы в области образования, которая позволила бы женщинам и мужчинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения.

Перечень основных мероприятий


1.   Нормативно-правовое обеспечение.

2.   Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья.

3. Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений системы охраны репродуктивного здоровья.

4. Совершенствование профилактических и лечебно-диагностических мероприятий.

5.    Медико-экологические проблемы.

6.  Усовершенствование профессионального образования и подготовки кадров в системе охраны репродуктивного здоровья.

7.   Образовательная и санитарно-

просветительская деятельность среди населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

Исполнители программы


ГУ "ЦГСЭН в городе Саратове"

Комитет здравоохранения

Комитет по культуре

Комитет по образованию

Саратовский областной центр планирования семьи и репродукции (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

Общие затраты на реализацию Программы

составляют 29400,1 тыс. рублей,

из средств бюджета города:

всего - 29400,1 тыс. руб., в том числе

2003 год - 12065,4 тыс. руб.,

2004 год - 4237,0 тыс. руб.,

2005 год - 4700,0 тыс. руб.,

2006 год - 8397,7 тыс. руб.

(раздел с учетом изменений, внесенных решением Саратовской городской Думы от 15.09.2005 N 62-602, см. предыдущую редакцию).

     

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы


-  Стабилизация и улучшение основных показателей состояния репродуктивного здоровья населения;

- Улучшение организации и качества акушерско-гинекологической и неонатологической помощи;

-   Создание андрологической помощи;

- Укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений;

-   Создание позитивного отношения к семейным ценностям, вопросам воспитания детей.

Система организации контроля за исполнением программы


Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация города Саратова.

Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет комитет здравоохранения администрации города Саратова путём заслушивания ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых и годовых отчётов комитетов администрации города и подведомственных муниципальных медицинских учреждений о реализации мероприятий Программы, а также контрольные и финансовые органы администрации города в установленном порядке. При предоставлении отчётов об исполнении Программы указывается объём средств, выделенных городу из федерального и регионального бюджетов, с указанием направления их расходования.

Отчёт о ходе выполнения Программы заслушивается в администрации города, на заседаниях постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Саратовской городской Думы. Отчёт утверждается Саратовской городской Думой.

Промежуточные отчёты сдаются с периодичностью один раз в год.

Один раз в год комитет здравоохранения администрации города Саратова отчитывается об исполнении Программы в Министерстве здравоохранения Саратовской области (по мероприятиям, финансирование которых будет осуществляться из средств областного бюджета).

     

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Муниципальная целевая программа (далее - Программа) разработана на основе: "Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годы" (Москва, 2000 год), постановления правительства Саратовской области от 25 июня 2002 года №52-П «О целевой Программе "Охрана репродуктивного здоровья населения Саратовской области на 2002-2005 годы" и в соответствии с Концепцией развития здравоохранения города Саратова на 2002-2006 годы, одобренной постановлением мэра города Саратова от 18 июля 2001 года № 566.

Необходимость разработки Программы вызвана тем, что наряду с социально-экономическими факторами, неудовлетворительное репродуктивное здоровья населения Саратова играет значительную роль в сложившейся демографической ситуации в городе, которая на протяжении многих лет остается кризисной. Рождающееся поколение не восполняет поколение родителей. Общая смертность населения в течение последних 5 лет практически в 2 раза превышает рождаемость, в связи с чем прирост населения имеет отрицательный результат и колеблется от 6,6% (1998 год) до 8,8% (2001 год).

Причины демографического кризиса многообразны и связаны как с социально-экономическими факторами, так и с целым рядом "человеческих" факторов: кризисом семьи, репродуктивными установками на малодетную семью, деструктивным репродуктивным поведением с предпочтением аборта как средства регуляции рождаемости и т.д. В данных условиях особое значение имеет репродуктивное здоровье населения, на которое существенное влияние оказывает соматическое и психическое здоровье, репродуктивный потенциал детей и подростков как основной фактор демографического благополучия в городе.

Снижение роли государства в области социальных гарантий привело к росту психических и социально значимых заболеваний не только среди взрослого населения, но и среди детей, подростков.

Продолжает оставаться напряженной эпидемиологическая ситуация по заболеваниям, передаваемым половым путем. Крайне высокую тревогу вызывает заболеваемость среди женщин, на долю которых приходится более 50% зарегистрированных случаев, наибольший удельный вес составляют женщины и мужчины в возрасте 20-39 лет, т.е. репродуктивного возраста.

На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает рост общей заболеваемости, который наблюдается практически по всем классам болезней и составляет в среднем 5% в год.

Имеет место рост заболеваемости репродуктивной системы у женщин, так диспансерная группа гинекологических больных по городу Саратову за 3 года увеличилась на 38%, распространенность на 1000 женского населения составила 182 (в 1998 году-106).

Картина общей заболеваемости женщин становится особенно тревожной при дополнении её характеристиками здоровья самой активной в репродуктивном отношении части женского населения - беременных женщин.

Рост заболеваний репродуктивной системы и соматической патологии во многом определяет увеличение за последние 5 лет в 1,2 раза числа осложнений во время беременности и родов. В результате этого процент нормальных родов снизился до 27% в 2001 году, что повлекло за собой развитие неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья новорожденных детей. Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, отмечается высокий процент рождения недоношенных и незрелых детей, сохраняется высокий уровень младенческой и материнской смертности.

Отрицательно характеризует показатели репродуктивного здоровья населения рост распространенности патологии среди девушек и юношей. За период с 1998 г. по 2001 г. количество здоровых подростков уменьшилось с 17,2% до 15,8%, а страдающих хроническими заболеваниями увеличилось с 40,9% до 42,4%. Патология репродуктивной системы у девушек выросла с 11,5% до 13,2%.

Состояние репродуктивного здоровья населения является предметом интереса не только медицинской практики, но и общественности, так как оно выделяется своей общественно-политической значимостью и напрямую связано со здоровьем детей, а, следовательно, с будущим государства и нации.

Разработанная Программа носит межведомственный характер, имеет профилактическую направленность, содержит принципиальную новизну в части проведения последовательной системы мероприятий и увязана с основными направлениями развития здравоохранения в рамках реформирования отрасли.

Принятие данной Программы позволит осуществить систему мер по формированию целенаправленной политики в области укрепления репродуктивного здоровья и сохранения репродуктивного потенциала населения, охраны семьи и её воспитательной функции, внедрить в практику здравоохранения и смежных ведомств эффективные мероприятия по подготовке к будущему материнству и отцовству, начиная с детства.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы

Создание в городе Саратове условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала, создание предпосылок для улучшения демографической ситуации

    Задачи программы
     

1. Увеличение объема мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения.

2. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения.

3. Повышение уровня квалификации специалистов по проблемам репродуктивного здоровья.

4. Создание сети медико-психологической и образовательной помощи детям, подросткам, семье.

5. Организация андрологической помощи.

6. Медико-санитарное просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья, формирование у каждого гражданина общества чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. репродуктивного.

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1 этап (2003-2004 годы):

1.1 Разработка мер межведомственного взаимодействия по вопросам охраны репродуктивного здоровья;

1.2 Разработка системы подготовки кадров;

1.3 Улучшение материально-технической базы медицинских лечебно-профилактических учреждений;

1.4 Разработка новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни;

    2   этап (2005-2006 годы):

2.1 Внедрение в деятельность учреждений и организаций научно обоснованных технологий по ведущим проблемам охраны репродуктивного здоровья;

2.2 Совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в системе охраны репродуктивного здоровья;

2.3 Улучшение материально-технической базы медицинских лечебно-профилактических учреждений;

2.4 Внедрение в практику здравоохранения современных технологий профилактики и лечения в области репродуктивного здоровья.

2.5 Осуществление работы в области образования, которая позволила бы женщинам и мужчинам, в особенности молодежи, получать информацию о репродуктивном здоровье и возможности его сохранения.

IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Перечень программных мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая организационно-методическое, материально-техническое, профилактическое и кадровое обеспечение.

В программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

     
     4.1.Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы:


4.1.1.Разработка системы эффективного ведомственного и вневедомственного контроля за соблюдением законодательства по охране труда женщин, детей и подростков.

4.2.Совершенствование организации медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья:

4.2.1.Разработка системы мониторинга репродуктивного здоровья населения с созданием единой коммуникационной системы и банка данных.

4.2.2.Разработка и внедрение в амбулаторно-поликлинические учреждения города новых организационных форм работы с учетом приоритетности задач охраны репродуктивного здоровья населения.

4.2.3.Организация городского перинатального центра на базе ММУ "Городская клиническая больница №8".

4.2.4.Организация городского неонатологического стационара с реанимационным отделением, и палатами совместного пребывания матери и ребенка путем реорганизации ММУ "Городская детская больница № 2 ", ММУ "Городская детская больница № 4 ", ММУ "Городская детская инфекционная больница № 6".

4.2.5.Организация андрологической службы:

4.2.5.1.Создание детского андрологического кабинета на базе ММУ "Городская детская поликлиника № 4"

4.2.5.2.Организация городского детского урологического кабинета на базе ММУ "Городская детская больница № 4 ".

4.2.5.3.Открытие палат андрологического профиля на базе ММУ " Городская клиническая больница № 8".

4.2.6.Совершенствование службы планирования семьи: 4.2.6.1.Открытие кабинета планирования семьи на базе ММУ "Городская больница № 6".

4.2.6.2.Организация медико-педагогического центра для молодежи Ленинского района на базе женской консультации МСЧ "Саратовстекло".

4.2.7.Расширение сети кабинетов социально-психологической помощи.

4.2.8.Разработка программы медико-психологической помощи в системе женских консультаций, молодежных медико-педагогических центров, Перинатального центра.

     4.3.Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений системы охраны репродуктивного здоровья:

4.3.1.Табельное оснащение аппаратурой городского Перинатального центра.

4.3.2.Оснащение лечебно-диагностической аппаратурой городской неона-тологической больницы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»