• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МЭР ГОРОДА САРАТОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18.07.2001 № 566


О концепции развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы
     

___________________________
Снят с контроля
постановлением мэра г. Саратова
от 07.04.2003 № 296

в связи с его выполнением
___________________________

В целях формирования основных направлений развития здравоохранения города, реализации прав граждан на охрану здоровья, утверждения приоритетности профилактики заболеваний, необходимости санитарного просвещения населения

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить концепцию развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы (прилагается).

2. Комитету здравоохранения администрации города (Михайлов А.В.) разработать и представить на утверждение в городскую Думу в установленном порядке целевые программы согласно концепции развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города по социальной сфере и общественным отношениям Музурова А.Н.

Вице-мэр,
первый заместитель мэра города
А.И. Соколов


Приложение
к постановлению
мэра города
18.07.2001 № 566


Концепция развития здравоохранения города на 2002-2005 годы

«Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба.

Задача этого года - создать законодательную базу для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. Это нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме. Повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения. А для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу.»

Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ

Обоснование необходимости разработки Концепции

Необходимость новой Концепции определяется появлением новых факторов, влияющих на организацию охраны здоровья населения, развитием различных форм собственности, усилением роли местного самоуправления на фоне нестабильного и недостаточного финансирования отрасли.

Концепция развития здравоохранения города разработана в соответствии с концепцией развития здравоохранения Саратовской области, с Конституцией Российской Федерации, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения, Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уставом Саратовской области, законами Саратовской области по вопросам здравоохранения.

Концепция утверждает приоритетность профилактики заболеваний, необходимость санитарного просвещения населения, пропаганду здорового образа жизни и реализацию прав граждан на охрану здоровья.

В условиях ограниченности бюджетных средств становится особенно актуальной задача обеспечения государственных гарантий оказания всем гражданам медицинской помощи законодательно установленного объема и качества на основе создания организационно-технологических, правовых и финансово-экономических механизмов, оптимального использования ресурсов здравоохранения в условиях рыночной экономики. Важным является в этих условиях формирование межведомственных, межотраслевых взаимоотношений, направленных на улучшение общественного здоровья.

Цели и задачи

Основной целью концепции развития здравоохранения города на 2002-2005 годы является обеспечение мер по организации охраны здоровья и профилактики заболеваний, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.

Можно выделить ряд основных задач, направленных на реализацию основной цели Концепции:

1. Совершенствование деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения в городе.

2. Реализация муниципального соглашения между министерством здравоохранения области и администрацией города, направленная на охрану здоровья населения города.

3. Улучшение демографической ситуации в городе.

4. Сохранение права каждого жителя города на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии с минимальными стандартами обследования и лечения.

5. Целевое финансирование приоритетных направлений в охране здоровья населения в соответствии с городскими целевыми программами, направленными в первую очередь на такие социально-значимые проблемы как туберкулез, наркология, ВИЧ, онкология и др.

6. Снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, травм, суицидов, злокачественных новообразований.

7. Интеграция основных источников финансирования.

8. Переориентация оказания медицинской помощи населению города на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованной госпитализации, с созданием института врачей общей практики и семейных врачей, врачебных амбулаторий, дневных стационаров.

9. Приведение коечной мощности лечебных учреждений города в соответствие с реальной потребностью населения в условиях рыночной экономики и обязательного медицинского страхования с учетом социального состава пролеченных больных и перепрофилированием простаивающих коек под койки социального ухода.

10. Реструктуризация потоков больных преимущественно в амбулаторно-поликлинические учреждения: в дневные стационары поликлиник и койки дневного пребывания стационаров, с уменьшением потоков больных на круглосуточные стационарные койки и скорую медицинскую помощь.

11. Совершенствование скорой и неотложной медицинской помощи.

12. Ежегодное формирование социального заказа по научной разработке и совершенствованию эффективных технологий защиты здоровья
населения города.

13. Развитие и совершенствование системы добровольного медицинского страхования, оказания платных медицинских услуг и иных источников финансирования.

14. Упорядочение льгот в обеспечении населения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения.

15. Расширение социальной базы здравоохранения с привлечением к решению вопросов охраны здоровья каждого гражданина города, общественных и религиозных организаций.

16. Развитие экономических принципов управления отраслью (оплата труда медработников в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, официальная оценка экономических потерь города в результате неудовлетворительного состояния здоровья граждан, анализ эффективности использования ассигнований на здравоохранение).

17. Введение системы страхования профессиональной ответственности повышения социальной защищенности медицинских работников.

Совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений города


Совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений города

2001 год

1. Реконструкция детского сада № 252 для филиала ММУ «Поликлиника № 5».

2. Реконструкция детского сада № 255 для ММУ «Поликлиника № 9».

3. ММУ «1-я городская клиническая больница» - укрепление фундамента, стен 1 и 11 корпуса.

4. ММУ «Городская клиническая больница № 2 им. В.И. Разумовского» -реконструкция помещений под травматологический пункт.

5. ММУ «Городская больница № 10» - капитальный ремонт детского инфекционного корпуса, реконструкция прачечной.

6. ММУ «Медико-санитарная часть «Корпус» - реконструкция детского сада № 98 под женскую консультацию.

7. ММУ «Городской психоневрологический диспансер» - реконструкция 2-х корпусов детского сада № 123 под стационар и поликлинику психиатрической службы.

8. ММУ «Больница № 6 им. академика В.Н. Кошелева» - завершение реконструкции централизованного стерилизационного отделения.

9. ММУ «Больница № 8» - строительство патологоанатомического корпуса, ввод в эксплуатацию прачечной, укрепление наружных стен роддома, реконструкция 1-го этажа больницы под клиническую.

10. ММУ «Городской онкологический диспансер» - укрепление фундамента корпуса гамма-терапии.

11. ММУ «5-я детская инфекционная больница» - завершение укрепления фундамента, стен здания, перекрытия детской поликлиники.

12. ММУ «Медико-санитарная часть Саратовского нефте-перерабатывающего завода» - завершение строительства хирургического корпуса.

2002 год

1. ММУ «1-я городская клиническая больница» - подготовка проектно-сметной документации на строительство пищеблока.

2. «4-я городская больница», ММУ «Городское противотуберкулезное объединение» - завершение строительства лабораторного корпуса.

3. ММУ «Городское противотуберкулезное объединение» - разработка проектно-сметной документации под реконструкцию.

4. ММУ «Больница № 6 им. академика В.Н. Кошелева» - подготовка проектно-сметной документации на строительство пищеблока, капитального ремонта терапевтического корпуса.

5. ММУ «Детский городской противотуберкулезный санаторий № 1» -разработка проектно-сметной документации на строительство 2-х жилых корпусов спортивно-оздоровительного комплекса.

6. ММУ «Поликлиника № 20» - подготовка проектно-сметной документации на строительство гаража, рентгенологического кабинета.

7. ММУ «1-я детская инфекционная больница» - завершение строительства 1-й очереди (лечебный корпус, котельная, пищеблок, кислородная станция, гараж, насосная станция, станция дезинфекции машин, дренаж, теплотрасса, ливневая канализация, газо- и энергоснабжение).

8. ММУ «Медико-санитарная часть Саратовского нефтеперерабатывающего завода» - разработка проектно-сметной документации под лабораторию, рентгенологический кабинет.

9. ММУ «Поликлиника № 9» - завершение реконструкции детского сада № 55 для размещения поликлиники.

10. ММУ «Больница № 8» - строительство патологоанатомического корпуса.


2003 год

1. ММУ «Детский противотуберкулезный санаторий №1» реконструкция бассейна.

2. ММУ «1-я городская клиническая больница» - строительство пищеблока.

3. ММУ «Городская клиническая больница № 2 им. В.И. Разумовского» - разработка проектно-сметной документации для строительства морга для умерших от особо опасных инфекций.

4. ММУ «1-я детская инфекционная больница» - строительство 2-й очереди лечебно- диагностического корпуса.

5. ММУ «4-я детская больница» - реконструкция раздаточного пункта детского питания под лабораторную рентгенологическую службу.

6. ММУ «Городское противотуберкулезное объединение» -реконструкция здания под диспансер.

7. Противотуберкулезный диспансер Заводского района ММУ «Городское противотуберкулезное объединение» - строительство здания диспансерного отделения.

8. ММУ «Медико-санитарная часть Саратовского нефте-перерабатывающего завода» - реконструкция помещения под лабораторию, рентгенологический кабинет.

9. ММУ «Поликлиника № 20» - строительство гаража, рентгенологического кабинета, реконструкция помещений для размещения лаборатории, рентгенологического кабинета.

10. ММУ «Больница № 6 им. академика В.Н. Кошелева» -строительство пищеблока.

2004 год

1. ММУ «Городская клиническая больница № 2 им. В.И. Разумовского» - строительство морга для умерших от особо опасных инфекций.

2. ММУ «Городской психоневрологический диспансер» реконструкция помещения для организации реабилитационного центра больных наркоманией.

3. ММУ «Городской детский противотуберкулезный санаторий № 1» -строительство 2-х жилых корпусов.

4. ММУ «1-я детская инфекционная больница» - строительство 3-й очереди административно- лабораторного корпуса.

5. ММУ «Больница № 8» - строительство патологоанатомического корпуса.

2005 год

1. ММУ «1-я детская инфекционная больница» - благоустройство, строительство ограждения.

В связи с большой изношенностью автотранспорта скорой медицинской помощи необходима замена 35 единиц автотранспорта с носилками ежегодно.

Учитывая более 90 % износ автотранспорта и не рентабельностью их восстановления, необходимо обновление автотранспорта в количестве - 60 автомашин с носилками, 20 - без носилок ежегодно.

Совершенствование кадрового и научного потенциала

Приоритетами в области кадровой политики должны стать:

- систематическая работа по укомплектованию кадрами лечебно-профилактических учреждений города;

- подготовка резерва руководящих кадров;

- проведение постоянной работы по повышению квалификации кадров, воспитанию их в духе высокой ответственности за выполнение своих обязанностей, строгого соблюдения трудовой и производственной дисциплины; повышение личной ответственности медицинского работника за качество своего труда; повышение значимости аттестации врачей и среднего медицинского персонала;

- совершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как медсестра с высшим образованием, врач общей практики;

- реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, изменяющая соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних, дифференцированный подход к оплате труда.

Приоритеты в организации первичной медицинской помощи и ее специализированных видов

Совершенствование первичной медицинской помощи направлено на выполнение следующих задач:

1. Дальнейшее развитие амбулаторно-поликлинической службы:

- развитие системы врача общей практики, введение в штаты фельдшеров-помощников врача;

- дальнейшее развитие, оснащение оборудованием районных диагностических отделений в базовых поликлиниках;


- развитие и совершенствование медико-социальной помощи, создание районных медико-социальных центров;

- расширение сети дневных стационаров, стационаров на дому;

- развитие и совершенствование специализированных центров и диспансеров;

- дальнейшее внедрение стационарзамещающих технологий лечения больных пожилого и старческого возраста;

- развитие действующей системы профилактики заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, увеличение объема и повышение качества лечения пожилых людей и облегчение доступа к услугам в сфере здравоохранения, в том числе в специализированном медицинском учреждении геронтологического профиля.

2. Дальнейшая оптимизация стационарной помощи:

- организация этапности оказания стационарной помощи путем специализации отделений по степени интенсивности и профилю оказания медицинской помощи и обеспечения ухода за больными (интенсивного лечения, восстановительного лечения, медико-социальной помощи, хосписы);

- развитие сети дневных стационаров, стационаров дневного пребывания, стационаров одного дня и на дому;

- рациональное и эффективное использование коечного фонда.

Совершенствование психиатрической и наркологической службы

В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) особенно среди детей, подростков и молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, негативным действием социальных, экономических, психологических факторов.

Неуклонный рост числа наркологических больных и отсутствие эффективной системы в лечении и профилактики данной патологии вынуждает комитет здравоохранения совместно со специалистами психиатрами и наркологами пересмотреть методы и подходы к решению этой проблемы.


Объединение под единым организационно-методическим руководством всех специалистов, работающих с данной патологией, позволяет упорядочить процесс лечения и первичной профилактики наркологических заболеваний.

В рамках формирующейся структуры на базе городского психоневрологического диспансера планируется создание Центра наркологии.

Основными направлениями в работе данного центра станут: разработка и внедрение новых технологий в лечении и профилактики наркологических заболеваний, организационно-методическая работа со специалистами соответствующих учреждений, а также формирование высококвалифицированного кадрового потенциала.

Системный подход поможет больным более быстро и беспрепятственно получать квалифицированную помощь на местах. Существенную роль также будут играть специалисты - психотерапевты, психологи, социальные работники. В дальнейшем планируется укомплектовать ими городской психоневрологический диспансер.

Для проведения одного их важных этапов оказания помощи больным данной категории необходимо создать в ближайшее время реабилитационное отделение.

В лечении алкогольной зависимости более рентабельно применение стационарзамещающих форм и последующее проведение социально-реабилитационных мероприятий, длительное динамическое диспансерное наблюдение.

Задачей профилактической работы следует считать донесение до широких масс населения правдивой и полной информации о психоактивных веществах и последствиях их употребления как для организма человека, так и для его социального существования. Лидирующую позицию в организации профилактической работы с населением и особенно молодежью должны взять на себя специалисты психиатры и наркологи. Но привлекать к этой деятельности следует не только государственные органы, но и авторитетные общественные и религиозные организации, средства массовой информации, а также престижных политических лидеров и популярных деятелей культуры, искусства и спорта.

Первичная профилактическая деятельность, по сути, является ранней, упреждающей формирование негативных ценностей и мотивов употребления наркотиков. Однако именно первичная профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление детей с наркологическими проблемами до настоящего времени вызывает большие трудности. Вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа наркологии по-прежнему касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

При формулировании новой Концепции первичной профилактики необходимо исходить из того положения, что в любой группе подростков есть лица, никогда не принимавшие наркотические средства, «экспериментаторы» и наркоманы, нуждающиеся в лечении или реабилитации. При этом последовательное углубление мероприятий первичной профилактики позволяет предупредить ее отрыв от вторичной профилактики, включающей диагностику, дезинтоксикацию, лечение постабстинентных расстройств, психической зависимости и собственно реабилитацию.

Крайне необходимо уже в 2001 году приступить к приобретению тест-систем на определение наркотических веществ в биологических жидкостях, предварительно рассчитав их потребность по районам области.

Первым важным моментом, который необходимо учитывать при планировании и организации профилактической помощи, является то, что ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями.

Одной из форм работы является организация помощи подросткам и молодежи группы риска на учебных и рабочих местах.

Необходимо отметить, что все ведомства, заинтересованные в решении проблем профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. В современной законодательной базе правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы первичной профилактики практически отсутствует.

Конструктивная позиция состоит в том, что для обеспечения активной профилактической работы необходимо совершенствовать законодательство для вмешательства на всех уровнях «наркотической пирамиды». Должны быть введены меры административной ответственности за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, определено правовое поле для реализации мер первичной профилактики.

Ряд таких законодательных актов уже разработаны Министерством здравоохранения Российской Федерации и находятся на согласовании в Правительстве и Государственной Думе.

Совершенствование кардиологической службы г. Саратова

Основным направлением совершенствования кардиологической службы города является проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение развития и раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижение инвалидности и смертности населения от данной патологии.

Приоритетной задачей остаются борьба с артериальной гипертонией, внедрение и реализация программы «Целевая диспансеризация населения по профилактике и раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний».

Необходимо дальнейшее оснащение районных кардиодиспансеров, обучение кардиологов и врачей-терапевтов, что позволит поднять уровень специализированной помощи населению.

Для своевременной диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи необходимо:

- 100% оснащение электрокардиографами машин скорой медицинской помощи;

- увеличение числа линейных бригад, что позволит приблизить профильность работы кардиобригад к 95-100%;

- обновление и укомплектование диагностической аппаратурой кардиологических отделений города и палат интенсивной терапии;

- обеспечение жесткого контроля за соблюдением стандартов объема и качества оказания кардиологической помощи во всех лечебных учреждениях в соответствии с их уровнем;

- внедрение и применение новых современных подходов, организационных и клинических технологий (компьютеризация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), телемедицина).

Современный уровень оказания специализированной помощи кардиологическим больным не может быть достигнут без широкого внедрения хирургических методов лечения ишемической болезни сердца, нарушений ритма и пороков сердца различной этиологии.

Необходима разработка целевой программы по кардиохирургии, включающей в себя подготовку специалистов, укрепление диагностической базы, внедрение и применение новых технологий.

Необходимыми факторами для развития кардиологической службы являются: материально-техническое оснащение, разработка и внедрение системы взаимодействия по определению приоритетов развития специализированной помощи на базе различных ЛПУ, как между самими учреждениями, так и преемственность между терапевтами, кардиологами, ревматологами и кардиохирургами по диспансеризации этой категории больных, своевременному обследованию и направлению на оперативное лечение.

Необходимо внедрение на базе Саратовского НИИ кардиологии компьютерной информационно-аналитической системы управления качеством кардиологической помощи с включением в нее ЛПУ г. Саратова, что позволит осуществлять мониторинг соблюдения стандартов кардиологической помощи населению города.

Важной задачей остается развитие кардиологической службы в педиатрии.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия

В сложившейся ситуации требования к эффективности и качеству деятельности санитарно-эпидемиологической службы г. Саратова в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения назрела необходимость разработки целостной Концепции охраны здоровья населения города.

Необходимо восстановление дезинфекционной службы в составе городской государственной санитарной службы.

Разработка и обеспечение проведения совместных мероприятий с городской санитарно-эпидемиологической службой, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города.

Профилактика ВИЧ/СПИДа

ВИЧ/СПИД одна из самых трагических проблем, с которыми столкнулось человечество в нынешнем столетии.

Основная задача здравоохранения в данной ситуации - недопущение заражения других лиц в ЛПУ через донорскую кровь. В плане противодействия распространения ВИЧ-инфекции главное на сегодняшний день - это первичная профилактика. Пропаганда здорового образа жизни среди населения, переориентация сознания молодого поколения на заботу о своем здоровье, своем будущем, чтобы молодое поколение само могло защитить себя.

Учитывая изложенное, считать приоритетными направлениями в профилактике ВИЧ/СПИДа:

- повышение уровня знания населения по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДа;

- проведение всех доступных мероприятий по информированию и обучению населения средствам и методам предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией;

- оказание содействия совместно с органами социальной защиты в социальной поддержке ВИЧ-инфицированным и членам их семей;

- недопущение внутрибольничного и профессионального заражения гемоконтактными инфекциями подразумевает обеспечение безусловного соблюдения требований режимов дезинфекции и стерилизации в ЛПУ города, полное обеспечение потребности ЛПУ в спецодежде, резиновых перчатках, дезсредствах;

- преемственность в работе между наркологической, дерма-товенерологической, инфекционной и общесоматической службами с координирующей деятельностью центра СПИД;

- развитие образовательных программ для медицинских работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, практической работы с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми лицами, постоянное повышение квалификации медицинских работников по данной проблеме;

- развитие программ психологической поддержки для медицинского персонала и других специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими.

Совершенствование фтизиатрической службы

Работа по раннему, своевременному выявлению и профилактике туберкулеза в г. Саратове осуществляется на основании Закона Саратовской области «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза», постановления мэра города Саратова от 18.11.99 № 913 «О неотложных мерах борьбы с туберкулезом в г. Саратове», приказа Министерства здравоохранения РФ от 22 ноября 1995 г. № 324 «О совершенствовании противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза».

В целях стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу на территории г. Саратова, повышения качества оказания специализированной противотуберкулезной помощи населению, улучшения материально-технической базы учреждений фтизиатрической сети города разработана целевая программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Саратове на 2002-2005 гг.».

В целях создания единого автоматизированного учета больных активными формами туберкулеза, оценки эпидемиологической ситуации по данному заболеванию в городе внедрена и функционирует система Государственного эпидемиологического мониторинга по туберкулезу.

Для повышения качества оказания противотуберкулезной помощи населению города, а также в целях укрепления фтизиатрической службы на период до 2005 года необходимо:

- сохранение городской противотуберкулезной службы как единого целого в форме объединения тубучреждений города;

- утверждение целевой программы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в городе Саратове на 2002-2006 гг.»;

- обеспечение сплошного охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез;

- обеспечение максимального охвата специфической профилактикой детского населения города;

- повышение качества организации выявления туберкулеза среди детского и подросткового населения в целях достижения истинного показателя заболеваемости среди данных контингентов;

- повышение качества организации выявления туберкулеза экстрапульмональной локализации;

- максимальное выявление всех впервые заболевших туберкулезом среди коренного населения города, а также больных туберкулезом среди лиц, прибывающих из мест лишения свободы и мигрантов;

- обеспечение контроля за реализацией программы Всемирной организации здравоохранения «Выявления бациллярных форм туберкулеза и их лечение краткосрочными курсами химиотерапии»;

- укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы города;

- подготовка высококвалифицированных кадров;

- осуществление координации противотуберкулезных мероприятий на межведомственном уровне;

- развитие материально-технической базы фтизиохирургической службы в целях увеличения объема хирургической помощи больным туберкулезом органов дыхания;

- осуществление современных лечебно-профилактических и диагностических мероприятий среди больных туберкулезом и лиц, принадлежащих к группе риска по заболеванию туберкулезом;


- участие в совместной работе с кафедрами Саратовского государственного медицинского университета по вопросам профилактики и раннего выявления туберкулеза.

Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии лекарственной помощи населению

Согласно «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», Федерального закона «О лекарственных средствах», Постановлений Правительства РФ № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и № 710 «О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» государством декларировано:

1. Бесплатное лекарственное обеспечение и обеспечение медицинской помощи при стационарном медицинском обслуживании.

2. Лекарственное обеспечение стационарного и амбулаторного лечения больных, страдающих социально-значимыми заболеваниями.

3. Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение амбулаторного лечения льготных категорий граждан (инвалиды, ветераны, дети и др.).

В соответствии с действующими нормативными документами в обеспечении населения лекарственными средствами участвуют:

1. Министерство здравоохранения РФ - в части обеспечения области иммунобиологическими препаратами и лекарственными средствами в рамках федеральных целевых программ:

- «Сахарный диабет»;

- «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России»;

- «Дети России»;

- «Вакцинопрофилактика»;

- «АНТИ ВИЧ/СПИД».

2. Министерство здравоохранения области - в части лекарственного обеспечения «основных» социально-значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез, онкология, психические и вензаболевания).

3. Администрация г. Саратова - в части обеспечения лекарственными препаратами лечебных учреждений и обеспечения лекарственными препаратами прочих льготных категорий населения и видов заболеваний (дети до 3-х лет, бронхиальная астма и др.).


4. Министерство труда и социальной защиты области в части обеспечения лекарственными препаратами групп населения в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ».

Источниками финансирования лекарственного обеспечения населения города являются:

- федеральный бюджет;

- территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

- областной бюджет;

- городской бюджет.

Государственная политика обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.

Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное обеспечение, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий.

На этапе амбулаторного лечения:

1. Упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления лекарственных средств и изделий медицинского назначения на льготных условиях.

2. Формирование списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан в рамках областных и муниципальных заказов.

3. Формирование перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний в рамках областных и муниципальных заказов.

На этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в программах государственных гарантий.

Учитывая реальную социально-экономическую обстановку в городе и хроническую инфляцию, с одной стороны, и высокие цены на импортные препараты и неразвитую отечественную фармацевтическую промышленность, с другой стороны, комитет здравоохранения предлагает ряд организационных мер, которые позволят совершенствовать лекарственное обеспечение населения:

1. Ha базе крупных лечебно-профилактических учреждений создать больничные аптеки как структурные подразделения для выполнения социальных программ.

2. Возобновить работу по централизованным закупкам лекарственных средств витальной группы для обеспечения лечебно-профилактических учреждений города для оказания экстренной медицинской помощи.

3. Усилить контроль за рациональным использованием лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях города.

Укрепление оснащенности медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений города

1. Возобновление поставок медицинского оборудования по программе «Медицинское оборудование» за счет кредита Всемирного Банка реконструкции и развития.

2. Оснащение учреждений родовспоможения медицинской техникой, оборудованием реанимационных отделений детских стационаров, приобретение мониторов матери и плода, ультразвуковых диагностических аппаратов для выполнения нейросонографии, специализированных реанимобилей.

3. Приобретение медоборудования в области гинекологии:

кольпоскопы, электро-нож, аппараты для прерывания беременности, ультразвуковой аппарат с цветным доплером.

4. Приобретение лабораторного оборудования, высокочувствительных тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции.

5. Приобретение рентгеновских компьютерных томографов со спиральным сканированием, рентгенодиагностических систем «Сименс», бронхоскопов, ультразвуковых ингаляторов.

6. Приобретение 6 маммографов, аппаратов для ультразвукового исследования «Алока», 3 гамматерапевтических дистанционных аппаратов, дозиметров.

7. Оснащение городского кожвендиспансера и кабинетов города современным диагностическим оборудованием (приобретение люминисцентных микроскопов, наборов серии «Слайд», наборов для ИФА-, РИФ-диагностики).

8. Приобретение медоборудования по пульмонологической программе:

аппаратов для исследования функции внешнего дыхания «Флоускорин», оснащение палат интенсивной терапии (прикроватных мониторов, дефибрилляторов, аппаратов ИВЛ), рентгеновских диагностических комплексов, небулайзеров, пикфлоуметров, аппаратов для плазмофереза, лазеротерапии, бронхоскопов.

9. Оснащение ЛПУ города анестезиологическим оборудованием, отвечающим требуемому стандарту оснащения операционных новыми наркозно-дыхательными аппаратами типа «Фаза-5», «Фаза -5 НД», «Фаза-3» и контрольно-диагностической аппаратурой (пульсоксиметры и многоканальные мониторы).

10. Приобретение нового эндоскопического оборудования и ремонт находящегося в эксплуатации.

Укрепление готовности лечебно- профилактических учреждений города к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений здравоохранения города в военное время и в чрезвычайных ситуациях. Создание городского чрезвычайного медицинского резерва на случай чрезвычайной ситуации с массовыми санитарными потерями, оснащение многопрофильных и специализированных больниц города резервными источниками энергоснабжения.

2. Участие в осуществлении комплекса мероприятий, планируемых администрацией города по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разработка и внедрение автоматизированной системы диспетчерской и административной служб «АДИС» в городской станции скорой медицинской помощи, доведение количества бригад скорой помощи, оказывающих экстренную медицинскую помощь жителям города, до нормативного показателя - 1 бригада на 10 тысяч населения.

Совершенствование хирургической службы

В течение последних лет в городе происходили серьезные структурные изменения хирургической службы, связанные с интенсификацией ее деятельности и направленные на упорядочение объема и характера оперативных вмешательств в ЛПУ различных уровней; отработку профильности отделений; снижение экономических затрат; улучшение качества оказания помощи.


К приоритетам развития хирургической службы следует отнести:

- повсеместное внедрение системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития острых хирургических заболеваний и их осложнений;

- совершенствование системы подготовки основных клинических специальностей по хирургии и анестезиологии;

- усиление работы со специалистами амбулаторно-поликлинического звена различных специальностей (в т.ч. терапевты, гастроэнтерологи, хирурги, эндокринологи) по своевременному выявлению больных с хирургической патологией и формирование потоков больных из поликлиник города в специализированные центры;

- соблюдения стандартов объема и качества оказания хирургической помощи во всех ЛПУ города в соответствии с их уровнем и категорийностью;

- дальнейшее развитие ресурсосберегающих технологий и стационарзамещающих форм оказания помощи в хирургических стационарах и амбулаторных учреждениях;

- оснащение и развитие центров специализированной высокотехнологической помощи;

- принять целевую программу «О развитии службы переливания крови в городе».

Развитие онкологической службы

1. Принятие территориальной целевой программы «Онкология».

2. Создать территориальный раковый регистр.

3. Совершенствовать систему подготовки врачей основных клинических специальностей по онкологии.

4. Внедрить систему активного поиска ранних форм рака шейки матки и молочной железы.

5. Обеспечить участие врачей основных клинических специальностей в проведении активного поиска предопухолевой патологии и раннего рака.

6. Совершенствовать систему диспансерного наблюдения за больными с предопухолевой патологией.

7. Обеспечить онкологические учреждения необходимыми противоопухолевыми препаратами.

8. Совершенствовать радиологическую службу.

9. Развивать материально-техническую базу онкологических учреждений.


10. Организовать центр паллиативной помощи онкологическим больным.

11. Продолжить пропаганду мероприятий по первичной профилактике рака в средствах массовой информации.

Совершенствование службы охраны материнства и детства

Сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация критическая. Смертность населения в 2 раза превышает рождаемость, когда даже миграционный процесс не позволяет восполнить потери детского населения, которые за последние 5 лет составили 9,7%. Происходит процесс старения населения. Удельный вес детей в структуре населения за последние 5 лет снизился с 18,2 до 16,4%. Вновь рождающееся поколение не восполняет поколения своих родителей. В многодетных семьях воспитывается лишь 2,9% детей. За последние 3 года вновь наметилась тенденция к росту показателя младенческой смертности, которая в 2000 году составила 18,3% на 1000. В ее структуре 70% падает на смертность детей в возрасте до 1 месяца. В среднем 25% детей умирают от врожденных аномалий развития.

Особое значение в условиях столь неблагоприятной демографической ситуации приобретает здоровье населения. Показатели здоровья женщин остаются на низком уровне. Экстрагенитальную патологию имеют 15,4% женщин фертильного возраста, во время беременности этот показатель увеличивается до 85,5%. Высокие показатели экстрагенитальной патологии, как и сопутствующие беременности осложнения повысили удельный вес беременных с факторами риска по перинатальной и акушерской патологии до 99,6%, группа высокого риска составляет 72% всех беременных. К началу беременности к категории здоровых относились только 15% женщин, к концу беременности эта группа приближается к нулю. Серьезную обеспокоенность вызывают выраженные изменения состояния здоровья девушек-подростков, показатели заболеваемости среди которых продолжают увеличиваться, число девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья выросло до 86%. Общая заболеваемость детского населения за 3 года выросла на 24%. Нуждаются в постоянном диспансерном наблюдении и реабилитации 50% детей. Современная патология у 42% детей приобретает хронический характер и сходна с патологией взрослого человека. Особое беспокойство вызывает рост экопатологии - заболеваний щитовидной железы, врожденных аномалий развития, аллергических заболеваний. Стрессовые ситуации повседневной жизни оказывают влияние на рост психических заболеваний, вегетососудистых дистоний, патологии пищеварительной системы. Более 2000 детей признаны инвалидами детства. В связи с этим на 2002-2005 годы необходимо:

- сохранение приоритета развития службы охраны здоровья матери и ребенка;

- совершенствование работы по интеграции деятельности терапевтической, акушерско-гинекологической и педиатрической служб;

- решение проблемы межведомственного подхода к состоянию здоровья женщин и детей;

- обеспечение гарантий бесплатной медицинской помощи беременным и детям;

- дальнейшее внедрение в работу специалистов стандартов и протоколов лечения и обследования больных;

- развитие службы перинатальной диагностики внутриутробного состояния плода, обеспечение бесплатного генетического и инфекционного скрининга беременным;

- обеспечение ранней диагностики, а при необходимости и ранней коррекции врожденных пороков сердца у детей;

- развитие экстренной и реанимационной помощи детскому населению города;

- бесперебойные закупки сурфактанта с целью эффективного выхаживания недоношенных детей;

- организация оснащенного необходимым оборудованием единого неонатологического стационара с реанимационным отделением;

- создание перинатального центра на базе родильного дома 8 городской клинической больницы;

- разработка и утверждение в Думе городских программ, способствующих развитию педиатрической и акушерско-гинекологической служб («Дети города», «Вакцинопрофилактика», «Поддержка и поощрение грудного вскармливания», «Обеспечение детей первого года жизни, оставшихся без грудного вскармливания адаптированными молочными смесями», «Профилактика зобной эндемии в городе», «Профилактика кариеса у детей», «Обеспечение детей и подростков-инвалидов, страдающих фенилкетонурией и муковисцидозом жизненно-необходимыми препаратами»;

- совершенствовать службу планирования семьи и обеспечить бесплатную контрацепцию подростков и социально-неадаптированных слоев населения;

- совершенствование и дальнейшее развитие работы по подготовке беременных к родам по системе «Подготовленные роды»;

- максимально обеспечить родовспомогательные учреждения одноразовыми медицинскими технологиями, современной ультразвуковой диагностикой;

- повысить медицинскую грамотность населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья через средства массовой информации;

- расширить сеть кабинетов доверия в образовательных учреждениях и активизировать работу существующих;

- организовать волонтерское движение в помощь кабинетам доверия;

- разработать и внедрить программу по формированию в семьях потребности в здоровом образе жизни и стремления к гармоничному развитию личности.

Совершенствование финансирования здравоохранения города

Преобразование и развитие системы финансирования здравоохранения включает в себя:

1. Подушевое финансирование для обеспечения минимального уровня оказания медицинской помощи.

2. Включение в систему обязательного медицинского страхования всех лечебно-профилактических учреждений, исключая социально-значимые (станция скорой помощи, психоневрологическая, наркологическая, онкологическая (частично), туберкулезная службы).

3. Приоритетное финансирование за счет бюджета социально-значимых программ (сахарный диабет, дети Саратова, наркология, охрана здоровья матерей, фтизиатрия).

4. Страхование неработающего населения администрацией города с выделением средств на эти цели в фонд обязательного медицинского страхования.

5. Четкое распределение объема гарантированной бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета в соответствии с минимальными стандартами обследования и лечения.

6. Включение в систему финансирования платных услуг и услуг добровольного медицинского финансирования.

Формирование здорового образа жизни

Неблагоприятные тенденции медико-демографических показателей заболеваемости и смертности во многом являются следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространения вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.

Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также утратой позиций профилактики в медицине.

В этих условиях изменить ситуацию позволит реальное повышение приоритета профилактической деятельности, целенаправленное ее развитие и совершенствование. Для этого необходимо развитие следующих направлений:

- информационное - пропаганда здорового образа жизни, обеспечение высокого качества профессиональной, доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней;

- образовательное - разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и подкрепляться государственной поддержкой на всех уровнях;

- координирующее - взаимодействие государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленное на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Для решения этих вопросов и координации деятельности имеющихся в лечебно-профилактических учреждениях г. Саратова отделений профилактики, пропаганды медико-гигиенических знаний среди населения города, вовлечения для этих целей заинтересованных организаций и учреждений, прежде всего образования, культуры, экологических служб, религиозных организаций и средств массовой информации в г. Саратове необходимо организовать центр медицинской профилактики при городском комитете здравоохранения.

Председатель
комитета здравоохранения
А.В. Михайлов

О концепции развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы

Название документа: О концепции развития здравоохранения г. Саратова на 2002-2005 годы

Номер документа: 566

Вид документа: Постановление Главы муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Принявший орган: Глава муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 18 июля 2001