Недействующий

Об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы

1. СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОБЛАСТИ И
ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ

Настоящая Программа разработана на основе федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы и её мероприятия являются продолжением плана первоочередных мероприятий администрации Орловской области по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы.

Социально-экономические преобразования последних лет как в Российской Федерации, так и в регионе, высветили многие проблемы охраны труда, в частности, ухудшение условий труда, высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1997 году было проведено обследование состояния условий труда на 383 предприятиях со среднесписочной численностью работников 115481 человек. В обследованных отраслях 33038 человек или 29% работали в неблагоприятных условиях труда и пользовались льготами и компенсациями.

По статистическим данным в области по состоянию на 1.01.98 г. на каждом третьем предприятии, в организации произошли несчастные случаи. В основном это предприятия и организации сельского хозяйства (49,4 % от всех травм), промышленности (34,5%), строительства и промстройматериалов (11%) и транспорта (5%). В 1997 году от травм на производстве пострадало 1460 человек, 65 человек погибло. Необходимо отметить, что чаще погибают работники в возрасте 35-40 лет. Семьям погибших выплачено только единовременных пособий на сумму около 330 млн. рублей. Всего же в области по трудовым увечьям по состоянию на 1.01.98 г. выплачено около 5 млрд. рублей. Помимо этого значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев и поломки оборудования, снижения производительности труда.

Критическое положение с охраной труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов; недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств индивидуальной и коллективной защиты; отсутствием в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации; массовыми нарушениями технологических и производственных дисциплин; низким уровнем культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников; снижением ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда; несоблюдением режимов труда и отдыха, сокращением медицинских осмотров.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в выполнении требований норм и правил охраны труда при производстве работ, ухудшении состояния трудовой дисциплины.

Сложившаяся ситуация во многом еще связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная (региональная) система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям; отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдать требования по охране труда; не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы.

Вопросами управления охраной труда в регионе занимается отдел Государственной экспертизы условий труда при управлении труда администрации области. Работа отдела строится в соответствии с Положением об отделе Государственной экспертизы условий труда и Положением о подразделении по охране труда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этих условиях на отдел легли функции организатора и координатора всей деятельности проводимой в регионе по условиям и охране труда. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 30.10.95 г. № 58 утверждено примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации с нормативом численности работников подразделения исходя из расчета 2-3 человека на 100 тысяч человек занятых в отраслях экономики. Такие подразделения созданы во многих регионах России. Назрела необходимость создания службы управления охраной труда и в нашей области.

В течение последних двух лет приняты постановления Главы администрации области, направленные на совершенствование работы в области охраны труда: № 430 от 24.10.95 г. "Об организации проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности на территории области", № 18 от 12.01.96 г. "О совершенствовании работы по улучшению условий и охраны труда". Это способствовало созданию определенной системы в управлении вопросами условий и охраны труда в регионе и определило стратегию на ближайшие годы. При администрации области создана и работает Межведомственная комиссия по охране труда. Стало правилом в районах, где наблюдается высокий уровень травматизма, проводить комплексные проверки предприятий, организаций различных отраслей народного хозяйства с обсуждением результатов проверок на расширенных совместных заседаниях коллегий районных администраций и совета инспекций при совете федерации профсоюзов области. Для обучения кадров руководителей вопросам охраны труда в соответствии с программой, утвержденной Минтрудом России создано и работают 10 учебных центров, где прошло обучение 2600 человек.

В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.94 г. № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" и постановления Министерства труда Российской Федерации от 3.11.95 г. № 64 "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда" орган государственной экспертизы условий труда приступил к проведению в опытном порядке работ по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, так как наш регион включен в число участников эксперимента по сертификации. Для этой цели в области была проведена аккредитация трех лабораторий и органа по сертификации в системе Минтруда России с выдачей лицензий на проведение данного вида работ. В 1997 году ряду предприятий, которые провели аттестацию рабочих мест, выданы сертификаты соответствия требованиям охраны труда. Для оказания помощи предприятиям, организациям в проведении аттестации рабочих мест и подготовке к сертификации производств в области создана система межрайонных центров по аттестации рабочих мест по условиям труда (10 лабораторий) на базе центров санэпиднадзора, лабораторий институтов и предприятий.