Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О пожарной безопасности в Орловской области

(в ред. Закона Орловской области № 126-ОЗ,№ 219-ОЗ)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 декабря 2005 года на основании
Закона Орловской области от 02.12.2005 N 554-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят Орловским областным Советом народных депутатов                18 июня 1999 г.     


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера настоящего закона

Настоящий закон в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" является составной частью законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, организации и функционирования пожарной охраны в Орловской области, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, права и обязанности предприятий, организаций, иных юридических лиц и граждан в области обеспечения пожарной безопасности.

Требования данного Закона распространяется на всех граждан Российской Федерации, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства на территории Орловской области.

Статья 2. Основные понятия, использованные в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:

пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или) угроза жизни и здоровья людей;

опасные факторы пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу;

вторичное проявление основных факторов пожара: осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций, радиоактивные источники, вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токоведущие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества;

фонд оплаты труда - общая сумма средств, начисленных всему персоналу юридического лица за выполненную работу или отработанное время;

степень огнестойкости здания (сооружения, пожарного отсека) - классификационная характеристика объекта, определяемая показателями огнестойкости и пожарной опасности строительных конструкций;

огнестойкость конструкции - способность конструкции сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара;

горючесть - способность вещества или материала к горению;

нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности - принятие органами государственной власти, местного самоуправления нормативных правовых актов по пожарной безопасности в виде законов, постановлений, распоряжений, решений;

нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление норм и правил пожарной безопасности, обязательных для исполнения.

Статья 3. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности

Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Орловской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности", иные федеральные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления Орловской области, не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 4. Объекты охраны от пожаров

Охране от пожаров на территории Орловской области подлежат: населенные пункты,  промышленные и иные объекты, имущество юридических и физических лиц, иное имущество, а также природные богатства.

Статья 5. Субъекты обеспечения пожарной безопасности

Субъектами обеспечения пожарной безопасности являются:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- пожарная охрана;

- предприятия, организации, иные юридические и физические лица;

- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 6. Полномочия Орловского областного Совета народных депутатов в области пожарной безопасности

К полномочиям областного Совета народных депутатов в области пожарной безопасности относятся:

проведение на территории Орловской области единой политики в сфере обеспечения пожарной безопасности;

принятие законов, внесение поправок и дополнений в законы, другие нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;

планирование, осуществление контроля за исполнением статей областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности  и  содержание пожарной охраны;

утверждение целевых программ по обеспечению пожарной безопасности на территории области;

установление дополнительных налоговых льгот по платежам в областной бюджет от прибыли предприятий, объединений пожарной охраны на сумму, направляемую на организацию производства и (или)  приобретение пожарно-технической продукции, а также другие льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти Орловской области в области пожарной безопасности

К полномочиям органов исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся:

участие в разработке, финансирование и организация выполнения целевых программ по обеспечению пожарной безопасности в пределах выделенных бюджетных средств на территории области;

организация работы комиссий по пожарной безопасности при администрации Орловской области.

утверждение порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории Орловской области;

установление численности личного состава пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств областного бюджета, создание, реорганизация и ликвидация подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств областного бюджета;

участие в разработке и исполнении областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности и содержание пожарной охраны, областных целевых программ;

утверждение перечня особоважных предприятий и организаций Орловской области, пожарная охрана которых в обязательном порядке осуществляется подразделениями государственной противопожарной службы либо ведомственной пожарной охраны;  

введение особого противопожарного режима на отдельных территориях Орловской области, установление дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

утверждение нормативных документов, устанавливающих дополнительные требования пожарной безопасности для отдельных предприятий, населенных пунктов и других территорий области.

Статья 8. Комиссия по пожарной безопасности

Областная комиссия по пожарной безопасности при администрации Орловской области (далее именуемая - комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти, общественных объединений, предприятий, организаций, иных юридических лиц по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Главой администрации области.

Персональный состав Комиссии определяется Главой администрации области при обязательном участии представителей областных служб, занимающихся вопросами финансирования, строительства, землепользования, управления имуществом, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других служб (по согласованию).

Соответствующие комиссии по пожарной безопасности создаются при районных администрациях.

Для осуществления общественного контроля при органах местного самоуправления могут создаваться общественные комиссии по пожарной безопасности. Порядок их образования и работы определяется должностным лицом или представительным органом местного самоуправления, наделенным уставом муниципального образования соответствующими полномочиями.

ГЛАВА III. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА


Статья 9. Виды пожарной охраны Орловской области

На территории Орловской области действуют следующие виды пожарной охраны:

Государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования;

муниципальная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Статья 10. Государственная противопожарная служба, её полномочия, права и обязанности

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Орловской области. В систему Государственной противопожарной службы Орловской области входят: Управление Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Орловской области (далее Управление Государственной противопожарной службы); органы управления и подразделения по охране районов, городов, других населенных пунктов и объектов области, созданные в порядке, установленном Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Управление Государственной противопожарной службы:

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области;

осуществляет общее руководство, координирует деятельность других видов пожарной охраны;

осуществляет оперативное руководство силами и средствами всех пожарных подразделений области, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых и форм собственности;

разрабатывает и вносит в администрацию области, областной Совет народных депутатов для утверждения проекты нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также самостоятельно устанавливает дополнительные требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой и пожарной опасностью отдельных предприятий и населенных пунктов;

вносит в органы власти и местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

организует и проводит комплексные проверки обеспечения пожарной безопасности  органов местного самоуправления в части выполнения требований федерального и областного законодательства в области пожарной безопасности.

Государственная противопожарная служба области обязана в полном объеме выполнять функции, возложенные на неё федеральным и областным законодательством, ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе:

реагировать на сообщения о нарушениях требований пожарной безопасности и о произошедших пожарах, принимать меры по устранению имеющихся нарушений и тушению возможных пожаров;

принимать меры по предотвращению причинения ущерба, связанного с боевыми действиями по тушению пожаров;

принимать меры по комплектованию штатов личным составом и профессиональной подготовке кадров;

содержать в исправном состоянии имеющуюся на вооружении пожарную технику, средства связи и пожарно-техническое вооружение;

согласовывать проектные решения, на которые отсутствуют нормы проектирования, обоснованные отступления от норм проектирования и внесение дополнительных противопожарных мероприятий, компенсирующих отступления от норм.

Иные права и обязанности на Государственную противопожарную службу могут быть возложены федеральным законом или законом Орловской области.

Статья 11. Ведомственная, добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования

Органы управления и подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на предприятиях, в муниципальных образованиях в порядке, установленном Федеральным законом "О пожарной безопасности". Создание ведомственных или добровольных пожарных подразделений для отдельных предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается постановлением Правительства Российской Федерации и постановлением Главы администрации области. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующих ведомств и предприятий. Ведомственные и добровольные пожарные подразделения входят в состав гарнизона пожарной охраны. Их привлечение для тушения пожаров осуществляется на основании соответствующих расписаний и планов в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

В целях проведения ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности в областных ведомствах, предприятиях и организациях создаются группы пожарной профилактики, в штаты вводятся освобожденные должности инженеров (инструкторов пожарной профилактики). Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создаются такие ведомственные профилактические подразделения, утверждается постановлением Главы администрации области. Их деятельность осуществляется на основании положения, разрабатываемого Управлением Государственной противопожарной службы.

Личный состав ведомственной пожарной охраны проходит обязательную первоначальную подготовку на базе учебного пункта Управления Государственной противопожарной службы по специальным программам. Повышение квалификации руководящего состава ведомственной пожарной охраны проводится на курсах не реже одного раза в три года. Подготовка личного состава добровольной пожарной охраны организуется и проводится на базе территориальных подразделений Государственной противопожарной службы. На предприятиях и в организациях, где не предусмотрено наличие пожарной техники, создаются противопожарные формирования в виде пожарных дружин, а на малочисленных предприятиях с численностью работающих до 15 человек, добровольные пожарные расчеты.

На всех промышленных предприятиях области должны быть созданы и действовать пожарно-технические комиссии, в состав которых включаются главные специалисты этих предприятий. Деятельность этих комиссий регламентируется положением, разработанным Государственной противопожарной службой области и утвержденным постановлением Главы администрации области.

В школах и загородных детских оздоровительных учреждениях могут создаваться дружины (команды) юных пожарных.

Наряду с коллективными формами участия в деятельности по предотвращению пожаров отдельные граждане могут в индивидуальном порядке осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности. С этой целью при Управлении Государственной противопожарной службы, районных органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы учреждаются внештатные инспектора по пожарному надзору, которые оказывают содействие Государственной противопожарной службе в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и в населенных пунктах. Порядок зачисления во внештатные инспектора, их права и обязанности, другие вопросы, связанные с осуществлением противопожарного контроля определяются положением о внештатных инспекторах, утверждаемым Главой администрации области.

Органы местного самоуправления могут создавать подразделения муниципальной пожарной охраны. Лица, принимаемые на основе трудовых договоров и осуществляющие службу на должностях в подразделениях муниципальной пожарной охраны, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация службы в муниципальной пожарной охране, включающая требования к должностям, статус, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Орловской области.

Время работы на должностях в муниципальной пожарной охране засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности

Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы осуществляется за счёт следующих источников:

а) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, созданных на основе договоров) - за счёт средств Федерального бюджета;

б) территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на  основе договора с администрацией Орловской области - за счёт областного бюджета;

в) объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями - за счёт средств предприятий, организаций.

В дополнение к перечисленным источникам финансирования используются средства от выполненных Государственной противопожарной службой работ и услуг (на договорной основе).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»