ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2023 года N 768-п


О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 14 января 2019 года N 7-п "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области"


В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года N 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Брянской области от 14 января 2019 года N 7-п "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 3 июня 2019 года N 244-п, от 26 августа 2019 года N 381-п, от 23 декабря 2019 года N 626-п, от 23 декабря 2019 года N 627-п, от 13 июля 2020 года N 295-п, от 28 декабря 2020 года N 675-п, от 28 декабря 2020 года N 676-п, от 27 сентября 2021 года N 400-п, от 27 декабря 2021 года N 592-п, от 27 декабря 2021 года N 593-п, от 24 октября 2022 года N 466-п, от 26 декабря 2022 года N 658-п, от 28 декабря 2022 года N 693-п, от 31 июля 2023 года N 344-п, от 26 декабря 2023 года N 752-п), изложив преамбулу в следующей редакции:

"В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года N 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области

постановляет:".

2. Внести изменения в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области", утвержденную вышеуказанным постановлением, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Грибанова Б.И.

Исполняющий обязанности Губернатора
Ю.В.Филипенко

Приложение
к постановлению Правительства
 Брянской области
от 26 декабря 2023 г. N 768-п


"Утверждена
постановлением Правительства
 Брянской области
от 14 января 2019 г. N 7-п


Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Брянской области"


Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Брянской области


Леса России - один из возобновляемых природных ресурсов, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества и выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции.

На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей. Особенностью лесов Брянской области является высокая эстетическая, научно-историческая и просветительская ценность, историческое наследие лесов области, связанное с Великой Отечественной Войной и партизанским движением. Данные особенности и наличие высокопродуктивных сосновых насаждений, пограничное положение области и значительные участки радиационно-загрязненной древесины в западных районах области определяют региональную специфику пространственной дифференциации лесного покрова и развития всех биологических процессов, специфику использования лесов, а также требования к системе мер по охране, защите и воспроизводству лесов.

Лесами в Брянской области занято 1237,8 тыс. га. Это треть территории региона. Площадь земель, занятых лесными насаждениями, - 1147,6 тыс. га. Земли лесного фонда занимают 1209,3 тыс. га, или 98% всех лесов области.

Эксплуатационные леса занимают 45% площади. Общий запас древесины составляет 222 млн. куб. метров.

По лесорастительному районированию большая часть территории Брянской области относится к зоне хвойно-широколиственных лесов - к лесному району хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части и лишь небольшая часть - к лесостепной зоне - к лесостепному району европейской части Российской Федерации.

На территории лесного фонда области преобладают защитные леса - 56% от общей площади земель лесного фонда.

В лесах области преобладают сосняки, произрастающие на 38,2% площади лесов и образующие 47% от общего запаса насаждений области. Березняки произрастают на 29,3% площади и составляют по запасу - 25,4%, Ельники занимают 9,6% площади с долей запаса насаждений - 6,2%, дубравы - 6% с долей запаса 5,1%. Осинники и черноольшаники, соответственно, занимают 9,0% и 7,2% площади с долей запасов - 9,1% и 6,7%. Остальные породы (лиственница, ясень, клен, липа, акация, тополь, ивы древовидные) представлены незначительно - на 6,7% площади.

Из общей площади покрытых лесом земель и общих запасов древесины хвойные породы составляют 48% от общей площади и 53% от общего запаса, твердолиственные породы, соответственно, 6% и 5%, мягколиственные породы, соответственно, 46,0% и 41,5%.

Леса области характеризуются большим процентом молодняков хвойных пород, что является следствием большого объема лесокультурных мероприятий и высокой долей средневозрастных насаждений, которые в дальнейшем обеспечат увеличение приспевающих, а затем и спелых насаждений. Доля спелых насаждений сравнительно невелика, особенно по хвойным породам, в то время как по мягколиственным породам вследствие неполного освоения расчетной лесосеки происходит накопление спелых и перестойных насаждений.

Самым перспективным видом использования лесов в регионе является заготовка древесины.

В аренде находятся 289 лесных участка общей площадью 887038,03 га, в т.ч.:

- в целях заготовки древесины - 149 лесных участка общей площадью 845083,24 га;

- в целях ведения охотничьего хозяйства - 9 участков площадью 39826,11 га,

- для осуществления рекреационной деятельности - 43 лесных участка площадью 48,96 га,

- для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - 10 участков площадью 119,58 га,

- для строительства и реконструкции линейных сооружений - 64 лесных участка площадью 367,72 га,

- для заготовки и сбора недревесных ресурсов - 1 участок площадью 189,40 га,

- для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений - 2 участка площадью 1,65 га,

- для ведения сельского хозяйства - 7 участков площадью 104,62 га;

- для выращивания лесных плодовых, декоративных растений - 1 участок площадью 21,6 га;

- для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) - 1 участок площадью 1,13 га.

- для переработки древесины - 1 участок площадью 4,4 га.

- в целях заготовки живицы - 1 участок площадью 1269,62 га.

В постоянное (бессрочное) пользование передано 12 лесных участков, общей площадью 10117,38 га, в том числе:

- научно-исследовательской и образовательной деятельности - 2 участка площадью 10051,29 га;

- для осуществления рекреационной деятельности - 8 лесных участков площадью 61,19 га;

- для строительства, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - 2 лесных участка площадью 4,9 га

В безвозмездное (срочное) пользование передано 9 лесных участков общей площадью 11,95 га, в т.ч.:

- для ведения сельского хозяйства - 7 участков площадью 4,40 га;

- для ведения религиозной деятельности - 1 участок площадью 0,40 га;

- для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов - 1 участок площадью 7,15 га.

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в 2022 году составляет 2876 тыс. куб. метров ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству - 1237,3 тыс. куб. метров. В аренде находится 73,8% площади земель лесного фонда, в том числе в целях заготовки древесины - 95,8%. Установленный объем изъятия древесины на арендованных участках составляет 2091,0 тыс. куб. метров. Использование ежегодного допустимого объема изъятия древесины (освоение расчетной лесосеки) на арендованных лесных участках составило в 2020 году 54,8%, в 2021 году - 49,7%, в 2022 году - 54,5%.

Неосвоение расчетной лесосеки связано с уменьшением объемов заготовки мягколиственной древесины в связи с отсутствием спроса.

Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. Работы по восстановлению лесов проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов (договоров) на свободных лесных участках. В 2020 году лесовосстановительные работы проведены в Брянской области на площади 3037,5 га, в 2021 году - на площади 3261,5 га, в 2022 году - на площади 3365,6 га.

В целях своевременного и качественного восстановления лесов арендаторами лесных участков плановые задания ежегодно выполняются в полном объеме, что позволяет не оставлять незакультивированных вырубок на арендуемых участках. Управление лесами Брянской области (далее - управление лесами) в рамках взаимовыгодного сотрудничества оперативно вносит изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств и обеспечивает корректировку проектов освоения лесов.

Средний класс природной пожарной опасности на землях лесного фонда в области составляет 2,9 балла по пятибалльной системе.

Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким процентом хвойных насаждений, густой сетью дорог, большой посещаемостью населением лесов, неконтролируемыми сельхозпалами. Благодаря своевременным принятым мерам превентивного характера по итогам прогнозирования и мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемых Федеральным агентством лесного хозяйства и управлением лесами Брянской области, за последние годы удалось стабилизировать ситуацию с лесными пожарами и не допустить чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами.

На землях лесного фонда за пятилетний период (2018 - 2022 г. г.) ликвидировано 280 лесных пожаров на общей площади 2436,386 га. Вред, причиненный лесам, составил более 25 млн. руб. Наибольшее количество лесных пожаров за пятилетний период наблюдения возникло в 2019 и 2020 годах - 93 и 172 случая соответственно, на площади 1201,413 га в 2019 году и 1218,79 га в 2020 году.

В 2022 году на землях лесного фонда на территории Брянской области было ликвидировано 2 лесных пожара. Пройденная огнем площадь составила 9,98 га. Вред, причиненный лесам, составил 116,3 тыс. руб.

В целях предупреждения, обнаружения лесных пожаров используется 4-х уровневая система мониторинга пожарной опасности в лесах:

- система обнаружения с использованием 45 цифровых видеокамер высокого разрешения, которые подключены к системе мониторинга лесопожарной обстановки "Лесоохранитель", и позволяющие вести наблюдение через систему "Интернет" с любого персонального компьютера при наличии доступа;

- спутниковый мониторинг лесопожарной обстановки ИСДМ-Рослесхоз;

- мониторинг путем наземного патрулирования лесов;

- круглосуточная работа диспетчерского пункта управления лесами.

С 2019 года на территории Брянской области активно реализуется региональный проект "Сохранение лесов" в рамках национального проекта "Экология", благодаря которому проводится обновление парка лесопожарной техники и оборудования.

ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" с 2019 по 2022 г. г. на приобретение лесопожарной техники и оборудования выделено финансирование из федерального бюджета в объеме 255,1 млн. рублей.

В ходе реализации регионального проекта "Сохранение лесов" в рамках национального проекта "Экология" в специализированное учреждение Брянской области в период с 2019 по 2022 г. г. было поставлено 72 единицы лесопожарной техники и 202 единицы лесопожарного оборудования.

Выполнение противопожарных профилактических мероприятий и тушение возникающих лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Брянской области осуществляет государственное бюджетное учреждение Брянской области "Лесопожарная служба" в рамках выполнения государственного задания. Штатная численность личного состава лесопожарных формирований, допущенных к тушению лесных пожаров, составляет 210 человек. Все работники лесопожарных участков обучены тактике и технике тушения лесных пожаров, охране труда.

При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов от пожаров количество лесных пожаров и пройденная ими площадь на период до 2030 года должны иметь тенденцию к снижению.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация вреда причиненного лесам вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Брянской области.

Ежегодно на землях лесного фонда на территории Брянской области в целях улучшения санитарного состояния лесов и предупреждения распространения вредных организмов проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия.

Общая площадь погибших и поврежденных лесных насаждений за период 2020 - 2022 годов составила 21,7 тыс. га. Основными причинами гибели лесных насаждений являются неблагоприятные погодные условия, вызывающие вспышки очагов вредителей леса.

В целях определения площадей погибших и поврежденных лесных насаждений ежегодно проводится лесопатологическое обследование лесных насаждений. В 2020 году лесопатологическое обследование проведено на площади 11,5 тыс. га, в 2021 году - на площади 3,9 тыс. га, в 2022 году - на площади 5,7 тыс. га.

Площадь очагов вредителей и болезней леса, требующих мер борьбы, составила в 2020 году 10,8 тыс. га, в 2021 году - 7,4 тыс. га, в 2022 году - 4,9 тыс. га. За период с 2020 года по 2022 год санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на площади более 15,7 тыс. га.

Одной из основных проблем экологического состояния брянских лесов является радиоактивное загрязнение почвенного покрова цезием-137 в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5,1 до 15 Ки/кв. м главной целью пользования лесным фондом является сохранение и усиление свойств леса как биогеохимического барьера на пути миграции радионуклидов, поддержание удовлетворительного санитарного и противопожарного состояния.

В целях осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в зонах радиактивного загрязнения лесов управлением лесами Брянской области ежегодно осуществляется проведение работ по радиационному обследованию лесов:

- определяется плотность загрязнения земель лесного фонда,

- определяются количественные и качественные характеристики древесных и недревесных лесных ресурсов,

- определяется информация о миграции радионуклидов в лесных экосистемах на примере стационарных участков.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное правовое регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторинга, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов.

Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами, а также по обеспечению безопасности населения и работников лесного хозяйства в условиях радиационного загрязнения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»