Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2011 года N 896


Об утверждении региональной инвестиционной
 программы "Обращение с твердыми бытовыми
 и промышленными отходами в Брянской
 области" (2011 - 2015 годы)

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 11.09.2017 N 435-п
____________________________________________________________________



В соответствии с Законом Брянской области от 6 декабря 2010 года N 105-З "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую региональную инвестиционную программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Брянской области" (2011 - 2015 годы).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.


Губернатор
      Н.В. Денин


                                   Утверждена
                              постановлением администрации
                              Брянской области
                              от 5 октября 2011 г. N 896

Региональная инвестиционная программа
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами
в Брянской области" (2011 - 2015 годы)


Паспорт
региональной инвестиционной программы "Обращение с твердыми
бытовыми и промышленными отходами в Брянской области"
(2011 - 2015 годы)

Наименование
программы

-

региональная инвестиционная программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (далее - программа)

 Разработчики
 программы

-



комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, департамент экономического развития Брянской области,

ООО "Приоритет-Брянск", ОАО "Чистая планета" (по согласованию)

Цель и задачи
программы

-

цель:

      создание и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение комфортных условий проживания
населения;

 

задачи:

уменьшение объемов захораниваемых отходов производства и потребления;

 
     совершенствование системы управления отходами;

     улучшение экологической обстановки, в т.ч. путем возврата земель в пользование;

     достижение значимых социально-экономических результатов, обеспечение экономической эффективности и устойчивости работы хозяйствующих субъектов в сфере обращения с отходами

Срок реализации программы

-

2011 - 2015 годы

Объем и источники
финансирования

-

общий объем инвестиций - 4146525,0 тыс. руб., в т.ч.:

     средства инвесторов - 1705725,0 тыс. руб. (по согласованию);

     кредиты - 150000,0 тыс. руб. (по согласованию);

     лизинг - 30000,0 тыс. руб. (по согласованию);

     федеральный бюджет - 2127500,0 тыс. руб. (по согласованию);

     областной бюджет - 133300,0 тыс. руб. (по согласованию)

Основные мероприятия программы

-

строительство мусоросортировочных заводов и комплексов по переработке вторичных отходов;

     разработка нормативно-правовых документов по совершенствованию системы обращения с отходами;

     разработка генеральной схемы межмуниципальной санитарной очистки населённых пунктов области;

 

ведение регионального кадастра отходов;

 
     реализация инвестиционных проектов "Формирование современного инфраструктурного комплекса обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях Брянской области" (ООО "Приоритет-Брянск") и "Обращение с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в г. Брянске и Брянской области" (2011 - 2015 годы) (ОАО "Чистая планета")

Основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации программы

-

создание дополнительных рабочих мест - 730;

 
     введение мощностей по переработке ТБО до 650 тыс. тонн в год на территории Брянской области, в том числе до 280 тыс. тонн в год в
г. Брянске;

     увеличение доходной части бюджета и внебюджетных фондов путем перечисления налогов и отчислений на 182,0 млн. руб.;

     рост обеспеченности населения современной системой сбора и вывоза отходов до 95 - 97 % в 2015 году;

     объем отсортированных отходов от общего объема образовавшихся отходов к 2015 году достигнет 91 %;

     объем восстановления нарушенных земель после рекультивации составит 55,5 га;

     объем отобранных вторичных отходов от общего объема отходов составит 20 % ежегодно;

     сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу при реализации проекта "Зеленая энергия" составит 480,6 тонны

Механизм управления реализацией программы

-

программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Брянской области и представляет собой комплекс мероприятий, скоординированных по объемам финансирования, срокам реализации


Введение

Региональная инвестиционная программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Брянской области" (2011 - 2015 годы) реализуется на основе государственно-частного партнерства, разработана в соответствии с:

поручением Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781;

Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";

Законом Брянской области от 11 мая 2006 года N 29-З "Об отходах производства и потребления";

распоряжением администрации области от 2 июня 2011 года N 410-р "О создании рабочей группы по подготовке проекта долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Брянской области".

Перечень объектов программы представлен в приложении 1.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом


В настоящее время в отвалах и хранилищах на территории Российской Федерации скопилось около 80 млрд. тонн отходов. Точные данные об образовании, утилизации и размещении отходов производства и потребления за последние годы отсутствуют. Отсутствует порядок статистического и оперативного учета в области обращения с отходами и вторичными ресурсами, в том числе с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Отходы производства и потребления складируют и захоранивают в несанкционированных местах, нередко в водоохранных зонах, охранной зоне магистральных трубопроводов, санитарных зонах скважин питьевого водоснабжения. Объемы размещения токсичных отходов на несанкционированных свалках постоянно растут.

Действующее российское законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не отвечает новым экономическим условиям, современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов, не обеспечивает эффективного учета образования и утилизации отходов, использования вторичных ресурсов.

Основными нерешенными проблемами в области обращения с отходами остаются:

отсутствие государственной стратегии в области обращения с отходами, включая предотвращение образования отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот;

отсутствие эффективного учета и контроля образующихся отходов и вторичных ресурсов;

децентрализация ответственности за решение проблем, связанных с обращением с отходами, и передача её на уровень местного самоуправления, резко обострившая экологическую ситуацию;

отсутствие комплексного подхода к решению вопросов, связанных с использованием вторичного сырья и его вовлечением в хозяйственный оборот, включая экономическое стимулирование этих видов деятельности;

отсутствие учета экологического фактора при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусматривающего применение международного принципа ответственности производителя за весь жизненный цикл продукции;

громоздкость системы государственного нормирования в части утверждения норм накопления отходов.

Решение указанных проблем возможно при цивилизованном формировании отходоперерабатывающей индустрии. В настоящее время обращение с отходами и их утилизацию следует рассматривать как самостоятельную отрасль российской экономики, находящуюся в тесной взаимосвязи со всеми другими отраслями промышленности. При этом следует принимать во внимание, что политика в области обращения с отходами производства должна формироваться в первую очередь в тех отраслях промышленности и народного хозяйства, где эти отходы образуются.

Твердые бытовые отходы (ТБО) нужно не уничтожать, а использовать. Нельзя подходить к проблеме ТБО как к борьбе с мусором, ставя задачу любой ценой избавиться от него и поскорее выбросить на свалку или сжечь. Это гигиенически нецелесообразно и экологически вредно. Кроме того, ТБО - это комплексное сырье, содержащее целый ряд ценных компонентов.   Переработка отходов создает дополнительные рабочие места, а товары из вторсырья в конечном итоге оказываются дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду и почву, чем простое сжигание, и позволяет сохранить природные ресурсы на более длительный срок.  С каждым годом в крупных городах количество выбрасываемого мусора увеличивается на 10 %. Под мусорные свалки в России отчуждено 0,8 млн. га земель. Изменяется морфология утилизируемого мусора. Мусор становится насыщеннее упаковочными материалами (ПЭТ-бутылка, картон, коробки). ТБО - это гетерогенная смесь сложного морфологического состава, которая содержит в себе до 80 % органических горючих фракций.

Основная проблема при захоронении ТБО - отрицательное воздействие на окружающую среду. При захоронении на полигонах в ТБО происходит процесс ферментации или гниения, в результате чего выделяются различные вредные вещества и газы. Отходы разносит ветром как в виде макроскопических частиц, так и в виде пыли. В результате выпадения атмосферных осадков (дождь, снег) на полигон попадает вода. Вода проходит сквозь складированные отходы, соединяется с фильтратом и попадает в водоемы, а потом и в организм человека через продукты или употребление воды. По итогам работы и анализа независимых экспертов в области охраны окружающей среды сделаны выводы, что фильтрат, "произведенный" ТБО, будет сохраняться достаточно долго. Программа по глубокой переработке твердых бытовых и промышленных отходов с получением электроэнергии направлена на создание пилотного проекта по решению острой экологической проблемы, применимого на территории России. Использование современных технологий позволяет перерабатывать мусор с извлечением сырья для вторичной переработки и получением энергии.

Вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья доказало свою экологическую и экономическую целесообразность. Многие страны на этом пути достигли впечатляющих успехов. По отдельным видам вторичного сырья, например, возврат бумажных отходов (макулатуры) в повторное производство доведен до 60 - 67 % (Дания, Швеция, Голландия), лома аккумуляторов - до 80 % (Япония), изношенных шин - до 90 % (во всех развитых странах мира) и т.д.

Повышенный интерес к использованию вторичного сырья в развитых странах мира определяется наряду с экономическими соображениями также и жестким экологическим законодательством в отношении переработки отходов производства и потребления. Все большую роль играют международные соглашения по охране природы, особенно в тех направлениях, которые координируют отношения по обращению с отходами.

Из общего состава отходов (учитывая уровень современной технологии, культуры обращения с ТБО в России и реальную востребованность рынком) целесообразен отбор стекла, жестяных банок, черного металла, картона качества МС-6, бумаги качества МС-11, ПЭТ-бутылок, текстиля, ПВД, полимерных отходов, мешков биг-бэги, аккумуляторов, алюминиевых банок, канистр из полимеров, пластмассовых изделий (ящики, столы, посуда, ведра и проч.), внутренней отделки бытовой техники (холодильники, телевизоры, компьютеры), мешков из-под муки, ПНД (смешанный).

По оценкам специалистов, учитывающих текущий уровень экономически оправданных технологий (в зависимости от размера фракций и затрат на их извлечение), отбору в качестве вторичного сырья подлежит не более 25 % от общей массы отходов.

На сегодняшний день в Брянской области имеется переработка ПЭТ-бутылок, бумаги, картона, стекла, отработанных масел, ртутьсодержащих ламп, лома черных металлов. Из данного вторсырья производятся товары народного потребления, имеющие спрос на всей территории Российской Федерации.

По данным отчетов, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в 2010 году на предприятиях области образовалось 995995,14 тонны отходов производства и потребления.

По классам опасности отходы распределены следующим образом:

Образование отходов по классам опасности

      Таблица 1

Класс опасности отходов для окружающей природной среды

Образование отходов за 2010 год, тонн

I класс опасности для окружающей природной среды

42,88

II класс опасности для окружающей среды

123,28

III класс опасности для окружающей природной среды

386104,44

IV класс опасности для окружающей природной среды

340072,65

V класс опасности для окружающей природной среды

269651,89

Всего отходов

995995,14


Образование отходов по классам опасности представлено на диаграмме (рис.1)

Образование отходов за 2010 год по классам опасности, тонн

 Рис.1

В числе основных источников образования многотоннажных отходов за 2010 год, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую природную среду, необходимо выделить ОАО "Мальцовский портланд-цемент", ООО ПК "Бежицкий сталелитейный завод", ЗАО "Клинцовский силикатный завод", Погарское МУП МУЖКХ, ЗАО УК "Брянский машиностроительный завод", ООО ЛДК "Амтел", МУКП КГП КХ г. Карачев, товарищество на вере "Сыр Стародубский", ОАО "Кварцит", ОАО "Дятьковский хрусталь", ОАО "Дятьково-ДОЗ" и др.

В среднем более 15 % образующихся ТБО несанкционированно размещаются в окружающей среде.

Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Брянской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется около 610 тыс. тонн ТБО, из них на долю населения приходится около 380 тыс. тонн.

Усредненный морфологический состав ТБО, образующихся в Брянской области (%): пищевые отходы - 30 - 40; бумага, картон - 15 - 30; дерево - 4 - 8; металл цветной - 1 - 2; металл черный - 4 - 6; текстиль - 3 - 6; стекло - 6-7; кожа, резина - 2 - 4; пластмасса - 10 - 12; прочее - 15,1; отсев - 9,1.

Морфологический состав ТБО представлен на диаграмме (рис. 2).

 Рис. 2

Общая доля утильных фракций отходов, которая может быть отсортирована и использована в качестве вторичного сырья, составляет от 15 до 25 % от общего количества, остальная часть подлежит захоронению на полигонах, утилизации или переработке в "зеленую энергию".

Объекты захоронения, в т.ч. в прессованном виде, находящиеся практически возле каждого населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 32 крупных полигонов и свалок лишь 12 созданы в соответствии с проектами, имеющими согласования, должным образом оформлены отводы земельных участков.

Сортировка отходов на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции отходов отправляются на объекты захоронения.

В области действует более 30 предприятий, оказывающих услуги по сбору, транспортировке и размещению отходов: ОАО "Чистая планета", ООО "Ремондис", МУП "Коммунальщик" (г. Клинцы), МКП "Благоустройство" (г. Новозыбков), ООО "Благоустройство" (г. Сельцо), Унечское МУП ЖКО, МУП "Жилкомсервис" (г. Трубчевск), Суземское МУП ЖКХ, МУКП КГП КХ (г. Карачев), МУП МУЖКХ Погарского района, МУП ЖКХ Стародубского района, ОАО "Жуковский коммунальщик", МУП "Коммунальщик" (г. Злынка), МУП "Полигон" (г. Сураж), ООО "МУЖКХ Дубровского района", ООО "Бежицакоммунлифт", МУП "Климовский комму-нальщик", МУП "Красногорский коммунальщик", МУП "Навлинское МУ ЖКХ", МУП "Жилкомсервис" Володарского района г. Брянска, МУП ЖКХ Гордеевского района, МУП ЖКХ г. Сельцо, МУП "Мирнинский жилкомхоз", ООО "Домоуправление" (пос. Навля) и др.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Брянской области осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»