ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 17.09.2013 № 289

Об утверждении Концепции повышения
эффективности управления государственным
имуществом Кировской области

(с изменениями на 8 июля 2016 года)

____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Кировской области от 12.05.2014 № 122
распоряжением Правительства Кировской области от 17.11.2015 № 445
распоряжением Правительства Кировской области от 08.07.2016 № 210

____________________________________________________________________________


В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области:


1. Утвердить Концепцию повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области (далее - Концепция) согласно приложению №1.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области согласно приложению № 2.

3. Министерству государственного имущества Кировской области обеспечить реализацию мероприятий Концепции и Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


Приложение № 1


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 17.09.2013 № 289

КОНЦЕПЦИЯ
повышения эффективности управления

государственным имуществом Кировской области

1. Общие положения

Концепция повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области (далее -Концепция) разработана в соответствии с Уставом Кировской области, Стратегией социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом.

Цель Концепции - определение основных направлений повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области,разработка механизмов и мер по преодолению негативных тенденций и решению существующим проблем в данной сфере.

Для реализации Концепции предлагается План мероприятий, который содержит перечень необходимых нормативных правовых документов, которые подлежат актуализации и разработке, определяет сроки и ответственных исполнителей мероприятий.


     2. В состав государственного имущества Кировской области входит:

имущество, закрепленное на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями и областными казенными предприятиями;

имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за областными государственными предприятиями;

имущество, составляющее казну Кировской области;

имущество области, временно учитываемое на балансах хозяйственных обществ;

имущество области, переданное в оперативное управление федеральным государственным учреждениям;

земельные участки, на которые в силу законодательства возникло право областной собственности;

акции (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащие области.

По состоянию на 01.07.2013 в собственности области имеется:

484 областных государственных учреждения, в том числе 127 автономных учреждений (26,2 % от общего их количества).В оперативное управление областных государственных учреждений передано 3664 единицы недвижимого имущества общей площадью 2093,17 тыс. кв. метров. Остаточная стоимость основных фондов областных государственных учреждений составила 15,65 млрд. рублей.

35 унитарных предприятий, из которых 34 действующих предприятия и 1 предприятие в стадии конкурсного производства.

26 пакетов акций (либо долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, из них: 11 хозяйственных обществ с долей от 1 акции до 25% ,из них: действующих - 9; в стадии ликвидации - 1; в стадии банкротства - 2; 3 хозяйственных общества с долей от 25% + 1 акция до 50%, все являются действующими; 12 хозяйственных обществ с долей от 50% и выше, из них: действующих - 10; в стадии ликвидации - 1; не ведут хозяйственной деятельности - 1.

1067 земельных участков общей площадью 242,5 тыс. га    

     3. Существующая система управления государственным имуществом Кировской области, отвечая требованиям обеспечения сохранности, владения, управления имуществом, не отвечает в должной мере требованиям эффективного управления, направленного на обеспечение доходности для бюджета области, достижение высоких результатов финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия области, снижение общественных издержек на предоставление услуг государственными организациями Кировской области.

При этом ввиду отсутствия установленной методологии оценки, эффективность управления государственным имуществом зачастую оценивает-ся как отношение объема поступивших в бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим области, и перечисления прибыли государственных унитарных предприятий, к объему вложенных в уставные фонды и уставные капиталы хозяйствующих субъектов, без учета социально-экономического эффекта, эффекта от создания институтов развития региона, приносящих результат в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Кроме того, действующее определение целей управления государственным имуществом Кировской области существенно снижает возможности Кировской области в создании институтов развития региона с использованием имеющихся имущественных ресурсов, формировании прозрачной методологии оценки эффективности управления государственным имуществом. Согласно Закону Кировской области от 06.10.2008 № 287-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области

целями управления государственным имуществом области являются: обеспечение реализации органами государственной власти Кировской области их полномочий; обеспечение доходов областного бюджета от использования государственного имущества Кировской области.

Основной блок системных проблем и задач, направленных на повышение эффективности управления государственным имуществом, связан с недостаточной эффективностью деятельности ряда государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Кировской области.

Для обеспечения эффективного управления государственным имуществом Кировской области требуют пересмотра и дополнительного нормативного регулирования подходы к системе управления государственным имуществом и обеспечению эффективного управления. Это также подтверждается имеющимися замечаниями, высказываемыми контрольными и надзорными органами, основная суть которых заключается в недостаточности контроля со стороны органов исполнительной власти отраслевой компетенции, органа по управлению имуществом Кировской области, органов управления предприятиями.

Данная проблема связана с недостаточной точностью определения полномочий и ответственности всех органов управления. Согласно действующему региональному законодательству полномочия по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью государственных унитарных предприятий возложены на отраслевые органы власти, при этом не определена ответственность отраслевого органа власти за результаты деятельности предприятий. Цели участия области в конкретных хозяйственных обществах, экономическое обоснование участия области определяется органом исполнительной власти отраслевой компетенции, при этом мониторинг достижения заявленных целей и ожидаемых результатов от участия области в хозяйственных обществах практически не осуществляется.

Отсутствует нормативная база для осуществления мониторинга эффективности управления государственным имуществом, подразумевающая проведение данной оценки на всех уровнях управления: дирекция предприятия, совет директоров, органы государственной власти.

В связи с недостаточностью методологии оценка эффективности управления государственным имуществом Кировской области осуществляется не в полной мере.

Также требует пересмотра директивная форма управления в части принятия решений и разграничения ответственности за принимаемые решения. Формирование директив для определения позиции Кировской области как акционера осуществляется органом по управлению имуществом Кировской области на основании предложений органов власти отраслевой компетенции и является обязательной для представителей области в хозяйственных обществах. Ответственность за принимаемое решение возлагается на министерство государственного имущества, при этом ответственность отраслевого органа власти не рассматривается.

Кроме того, на федеральном уровне в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом

предусматривается поэтапный отказ от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности.

В долгосрочной перспективе на федеральном уровне поставлена задача - отсутствие к 2018 году федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Реализация данной задачи требует также пересмотра подходов к деятельности областных государственных унитарных предприятий и определение целей и политики Кировской области в отношении присутствия государственного сектора в экономике региона.

В качестве дополнительных проблем следует отметить исключение действующим законодательством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из системы контроля за использованием земель, а также закрытость федеральных ведомственных информационных систем, содержащих сведения об объектах и субъектах права, что служит препятствием для создания интегрированного информационного ресурса, имеющего открытый характер, являющегося основой для создания механизма управления земельными участками и объектами недвижимого имущества в целях их эффективного использования.

В отношении областных государственных учреждений проблемным является отсутствие методологии и системы мониторинга достаточности имущества для обеспечения выполнения государственных функций и недостаточность охвата контрольными мероприятиями по проверке сохранности и целевого использования имущества.

Классификация проблемных вопросов управления имуществом Кировской области приведена в таблице:

Таблица

Сфера

Перечень проблем

Система управления

отсутствие долгосрочных сформулированных целей и политики Кировской области по участию государственного сектора в различных сферах экономики

недостаточность нормативного разграничения полномочий и ответственности министерства государственного имущества Кировской области и органов исполнительной власти отраслевой компетенции

формальность работы института совета директоров

непрозрачность принимаемых решений и финансово-экономической обоснованности принимаемых решений по увеличению уставных фондов, уставных капиталов государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ

отсутствие унифицированных подходов к системе оплаты труда руководителей хозяйственных обществ со 100% долей участия области, недостаточность нормативного регулирования оплаты труда управленческого персонала государственных организаций

Эффективность управления

низкий контроль за эффективностью деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ

отсутствие системы финансового воздействия на органы исполнительной власти отраслевой компетенции к достижению высоких результатов деятельности предприятий, находящихся в ведомственной подчиненности

отсутствие кадрового резерва профессиональных менеджеров в сфере управления деятельностью предприятий

недостаточный уровень подготовки управленческих кадров предприятий, представителей области в хозяйственных обществах в сфере стратегического и бизнес-планирования

отсутствие контроля за достижением заявленных целей и результатов участия области в акционерных обществах

отсутствие механизмов и методик оценки эффективности управления как на уровне организаций, так и на уровне органов исполнительной власти области

отсутствие методологии и мониторинга оценки достаточности имущества для обеспечения выполнения государственных функций

отсутствие нормативно закреплённого механизма актуализации существующей территориально распределенной информационной системы за счёт сведений, содержащихся в ведомственных информационных ресурсах

Администрирование управления

наличие в собственности области "малых

пакетов акций хозяйственных обществ, не позволяющих оказывать влияние на деятельность предприятий. При этом затраты на продажу подобных пакетов превышают ожидаемые доходы от продажи

недостаточная открытость и публичность информации, что вызывает неоднократные обращения потенциальных потребителей услуг в орган по управлению имуществом Кировской области

излишние трудозатраты, связанные с необходимостью разработки, согласования и утверждения двух практически идентичных программных документов: программы управления государственным имуществом Кировской области и государственной программы управления государственным имуществом Кировской области, имеющих отличия лишь в учете расходов на содержание органа по управлению имуществом Кировской области

     4. Основные направления повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области

Основные направления повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области вытекают из необходимости решения существующих проблем и формирования новых механизмов управления государственным имуществом Кировской области.

Основные направления повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области можно структурировать по следующим направлениям:

формирование политики в сфере управления государственным имуществом;

разграничение полномочий и ответственностив сфере управления государственным имуществом Кировской области;

формирование эффективной системы управления деятельностью государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, включая повышение мотивации, уровня компетенции и ответственности всех участников процесса управления государственным имуществом Кировской области;

повышение прозрачности и финансово-экономической обоснованности принимаемых решений в сфере управления государственным имуществом Кировской области;

разработка методологии и внедрение механизмов оценки эффективности управления;

формирование эффективной системы управления земельными ресурсами Кировской области;

4.1. Формирование политики в сфере управления государственным имуществом

Государственная политика Кировской области в сфере управления государственным имуществом должна быть направлена на:

однозначное определение и формирование исчерпывающего состава государственного имущества, необходимого для выполнения государственных функций органами государственной власти Кировской области и находящимися в их ведении областными организациями;

создание эффективной системы управления государственным имуществом Кировской области, обеспечивающей выполнение государственных функций и обеспечивающих социально-экономическое развитие Кировской области;

определение долгосрочной стратегии участия государственного сектора Кировской области в различных сферах экономики для принятия управленческих решений о деятельности государственных предприятий и участии области в хозяйственных обществах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»