ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 декабря 2006 года N 265-ОЗ


Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы"

(с изменениями на 29 ноября 2007 года)
(*с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 29 ноября 2007 года N 377-ОЗ.)



Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 23 ноября 2006 года N 555

     Статья 1


Утвердить областную целевую Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" (прилагается).

     Статья 2


Финансирование мероприятий данной Программы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

г. Калуга

8 декабря 2006 г.

N 265-ОЗ



Приложение
к Закону Калужской области
от 8 декабря 2006 года N 265-ОЗ

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы"


Паспорт
областной целевой Программы


Наименование   
Программы      

Областная целевая Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" (далее - Программа)                                      

Заказчики      
Программы      

- Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области;  
- министерство образования, культуры и спорта Калужской области;      
- Управление внутренних дел Калужской области   

Разработчики   
Программы      

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области (далее - УФСКН);              
- министерство здравоохранения и социального развития Калужской области (далее - МЗиСР);     
- министерство образования, культуры и спорта Калужской области (далее - МОКС);               
- Управление внутренних дел Калужской области (далее - УВД);         
- прокуратура Калужской области (далее - прокуратура);                      
- управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации Калужской области (далее - УФСБ);                                          
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Калужской области (далее - УФСИН);             
- Калужская таможня                             

Дата принятия  
решения о      
разработке     

Распоряжение Губернатора области от 01.09.2006 N 183-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы"    

Цель Программы


Задачи Программы      

Сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области более чем на 12 процентов по сравнению с 2005 годом.                         
- обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних;        
- совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками;                                    
- создание системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации;            
- создание комплексной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;           
- совершенствование форм и методов профилактической деятельности, пропаганды здорового образа жизни, направленных на формирование антинаркотического мировоззрения и духовно-нравственной культуры в обществе;       
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;                               
- улучшение оснащения наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием;          
- совершенствование материально-технического обеспечения подразделений правоохранительных органов, в функции которых входит борьба с незаконным оборотом наркотиков                  

Целевые        
индикаторы и   
показатели     

- Масштаб незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по отношению к уровню 2005 года (в процентах);                 
- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц (в процентах);          
- доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию (в процентах);                     
- степень соответствия данных, полученных в результате мониторинга, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, данным        
официальной статистики МЗиСР области.           
Значения целевых показателей представлены в приложении N 1         

Сроки          
реализации     
Программы      

2007-2009 годы                                  

Перечень       
основных       
мероприятий    

Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:                            
- организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту;  
- проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни;  
- внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;    
- снижение доступности наркотиков при их незаконном потреблении;  
- организация деятельности средств массовой информации по антинаркотическому просвещению, противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков;                                     
- осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в области;                           
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и органов внутренних дел области, в функции которых входит противодействие распространению наркотиков;     
- предотвращение профессионального инфицирования и социальная поддержка сотрудников органов наркоконтроля                                   

Объемы         
финансирования (в целом и с распределением по годам и источникам
финансирования)

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета            

Всего

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Общий объем       
финансирования за
счет средств из областного бюджета

5952

1000

3178,4

1773,6

Ожидаемые      
результаты     

- Сокращение к 2009 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области более чем на 12 процентов по сравнению с 2005 годом, что        
соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 2200 человек;        
- охват профилактическими мероприятиями не менее четверти от общего числа подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет;       
- увеличение на 10-15 процентов количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет;                      
- оптимизамиция выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ                                         

Система        
организации и  
контроля за    
исполнением    

Общая координация и контроль за исполнением Программы осуществляются УФСКН, которое:        
- по окончании реализации Программы готовит и представляет в Правительство Калужской области доклад о выполнении Программы. Заказчики Программы (МЗиСР, МОКС, УВД):                   
- в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств (по направлениям своей деятельности), выделяемых на реализацию мероприятий Программы.              
- ежеквартально запрашивает у министерств, ведомств, ответственных за выполнение мероприятий Программы, информацию о ходе их исполнения, а также информацию о поступлении и расходовании финансовых средств;              
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в министерство экономического  
развития Калужской области отчет о ходе выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Результаты выполнения Программы ежегодно будут обсуждаться на заседаниях координационной антинаркотической комиссии при Правительстве области                                         

  

   

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом


Областная целевая Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 01.09.2006 N 183-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" и в соответствии с положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 N 33 (ред. от 06.05.2005 N 179, от 04.08.2006 N 285).

Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в Калужской области, как и в целом в России, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

По данным ГУЗ "Наркологический диспансер Калужской области" на учете состоит 1630 лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Количество официально зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" составляет 1197 человек, что в среднем по Калужской области ниже среднероссийского показателя и составляет 118 человек на 100 тыс. населения (по России - 268).

В то же время с учетом латентности наркомании как социального явления, по оценкам специалистов, количество лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества в 8-10 раз больше.

В 2005 году количество регистрируемых наркозависимых в области стабилизировалось и продолжает постепенно снижаться. Начиная с 2001 года количество состоящих на учете лиц данной категории снизилось на 2,4%. В то же время удельный вес молодежи в возрастной категории до 30 лет, состоящей на учете, составляет более 60%, из них учащихся и студентов - около 21%.

Однако несмотря на уменьшение количества лиц с диагнозом наркомания начиная с 2004 года прослеживается рост количества лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (без диагноза "наркомания"). Наибольшее увеличение произошло в Малоярославецком районе и в г. Калуге.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.

Употребление наркотиков инъекционным способом приводит к распространению ВИЧ-инфекции, СПИДа и вирусного гепатита B. На учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" состоит 1275 ВИЧ-инфицированных, из них 59,5% или 759 человек заразились путем внутривенного введения наркотиков.

Несмотря на значительное количество ВИЧ-инфицированных, в период с 2004 по 2005 гг. в Калужской области заболеваемость ВИЧ-инфекцией имеет тенденцию к стабилизации. В течение последних двух лет доля лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией путем внутривенного введения наркотиков снизилась на 12,1%.

В то же время количество лиц, состоящих на учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" и употребляющих внутривенно наркотические средства, в ряде муниципальных районов области остается высоким.

В целом наркоситуация в Калужской области определяется рядом негативных факторов - прежде всего значительным ростом спроса на наркотики особенно среди несовершеннолетних и молодежи, большим числом лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями, ростом влияния наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономическую безопасность области.

Можно выделить города и районы с наиболее опасной наркоситуацией - Калуга и Обнинск, Малоярославецкий, Жуковский, Боровский и Бабынинский районы.

Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.

На оперативную обстановку в области продолжает оказывать негативное влияние наличие преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку, занимающихся транспортировкой и сбытом наркотиков.

Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую соломку и марихуану.

За 2005 год всеми правоохранительными органами Калужской области выявлено 853 наркопреступления (83,5 на 100 тыс. населения), что на 7% больше, чем в 2004 году.

В связи с тем, что наркопреступления зачастую носят скрытый характер, рост количества выявленных наркопреступлений свидетельствует не об ухудшении наркоситуации, а об усилении работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти области.

Из общего числа наркопреступлений, выявленных в 2005 году правоохранительными органами, 80,2% связаны с незаконным сбытом наркотиков.

Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от общего количества выявленных преступлений в области составил 3,27%.

В ближайшей перспективе возможно прогнозирование развития криминальной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в следующих направлениях:

- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

- активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России и Калужской области для расширения торговли наркотиками и отмывания доходов, полученных преступным путем;

- расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

- возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Калужской области.

Тем не менее в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.

Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.

Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.

Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.

Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Денежные средства, выделяемые в рамках предыдущих целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", позволили несколько улучшить материально-техническую базу подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но этого явно недостаточно.

Практика реализации предыдущих целевых программ (2001-2003, 2004-2006 годы) показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на областном уровне вышеуказанных проблем.

В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.

Необходимый эффект в сфере противодействия распространению наркотиков может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической работы, создании системы общей и индивидуальной профилактики наркомании, объединении усилий и согласованности действий всех ветвей и уровней власти, образовательных и медицинских учреждений, правоохранительных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, средств массовой информации, всех здоровых сил общества.

В связи с этим выполнение Программы предусматривает объединение усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных формирований, организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности по борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.

Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих областных министерств и должна решаться программно-целевыми методами с осуществлением общей координации.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся профилактических и медико-реабилитационных учреждений, внедрение новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов.

Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.

Данная Программа разработана с учетом регионального, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, известных ученых и специалистов.

2. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области более чем на 12 процентов по сравнению с 2005 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 2200 человек.

Выполнение Программы основано на объединении усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных формирований, организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности по борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

Программа рассчитана на 2007-2009 годы и предполагает решение следующих задач:

- обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних;

- совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»