ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2010 года N 1088
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ИНЫХ ВИДОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 682, от 13.08.2015 N 783)
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, а также в целях усиления защищенности территории области от пожаров, чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Владимирской области (приложение N 1).
2. Утратил силу с 14 июля 2015 года. - Постановление администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 682.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке муниципальных правовых актов руководствоваться типовыми положениями о муниципальной пожарной охране (приложение N 3) и о добровольной пожарной охране (приложение N 4).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
(п. 5 в ред. постановления администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 682)
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
(п. 6 в ред. постановления администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 682)
Губернатор
Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ИНЫХ ВИДОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Концепция развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Владимирской области (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Законом Владимирской области от 03.12.2004 N 228-ОЗ "О системе обеспечения пожарной безопасности во Владимирской области".
1.2. Концепция определяет механизм и приоритетные направления развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Владимирской области с учетом ее состояния и готовности к применению по предназначению, наличия рисков и угроз безопасности на территории Владимирской области, а также возможностей бюджетного финансирования. Концепция конкретизирует задачи и направления деятельности исполнительных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Владимирской области по созданию и развитию пожарных формирований.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящей Концепции:
- система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности;
- допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;
- социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара.
2.1. На территории Владимирской области ежегодно происходит около 2000 пожаров со среднестатистическим материальным ущербом в 300 миллионов рублей, при пожарах погибают примерно 200 человек. Основное количество пожаров (75% от общего количества) приходится на жилой сектор, 3,4% - на объекты муниципальной собственности. При пожарах в жилом фонде погибают примерно 94% от общего количества погибших на пожарах.
Основные статистические данные по пожарам, произошедшим во Владимирской области за последние пять лет, приведены в следующей таблице:
Показатели | Годы | |||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Произошло пожаров | 2710 | 2474 | 2319 | 2186 |
Погибло людей на пожарах, всего (чел.) | 241 | 231 | 223 | 213 |
Травмировано людей на пожарах, всего (чел.) | 242 | 226 | 201 | 171 |
Спасено людей на пожарах, всего (чел.) | 1344 | 1335 | 1169 | 1111 |
Материальный ущерб от пожаров, всего (млн. руб.) | 1229,32 | 301,37 | 221,07 | 304,42 |
Сохранено материальных ценностей при пожарах (млн. руб.) | 494,32 | 719,66 | 1004,88 | 1028,96 |
2.2. Состав сил и средств, а также состояние пожарной охраны на территории Владимирской области характеризуется следующими данными:
1) группировка федеральной противопожарной службы МЧС России в Владимирской области состоит из 75 подразделений. Численность личного состава составляет 1762 человека, 335 единиц пожарной техники;
2) на территории Владимирской области функционирует 205 добровольных подразделений пожарной охраны. Численность личного состава составляет 2985 человек, 83 единицы основной пожарной и 63 единицы вспомогательной техники;
3) на территории области 72 ведомственных подразделения пожарной охраны осуществляют свою деятельность. Численность личного состава 947 человек. На вооружении находится 92 единицы основной, 15 единиц приспособленной пожарной техники и 4 пожарных поезда;
4) имеется 5 подразделений частной пожарной охраны численностью личного состава 144 человека. На вооружении находятся 12 АЦ;
5) осуществляет деятельность 2 муниципальных подразделения пожарной охраны. Численность личного состава 21 человек. На вооружении находится 3 АЦ.
2.3. Согласно требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расположение пожарных подразделений необходимо планировать исходя из времени прибытия к месту вызова первого подразделения до 10 минут в городских поселениях и до 20 минут в сельских поселениях.
Указанное требование распространяется лишь для 1996 населенных пунктов Владимирской области (79,1% от общего количества населенных пунктов).
В целях обеспечения тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах Владимирской области в объемах и сроках, отвечающих требованиям нормативных правовых документов, необходимо увеличение штатной численности и укрепление материально-технической базы группировки пожарной охраны.
Разработан "План создания подразделений пожарной охраны на территории Владимирской области на период 2010 - 2012 годов" (приложение), в соответствии с которым планируется создать:
- в 2010 году - 4 подразделения муниципальной (добровольной) пожарной охраны, что позволит увеличить процент прикрытия на 3,2%;
- в 2011 году - 6 подразделений муниципальной (добровольной) пожарной охраны, что позволит увеличить процент прикрытия на 3,5%;
- в 2012 году - 41 подразделение муниципальной (добровольной) пожарной охраны, что позволит увеличить процент прикрытия на 12,5%.
Реконструкцию и содержание зданий, приспособляемых под пожарные депо, планируется проводить за счет средств органов местного самоуправления.
Обеспечение подразделений противопожарной службы области комплектами аварийно-спасательного инструмента планируется осуществить в течение первого полугодия 2011 года.
В целях обеспечения тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах Владимирской области в объемах и сроках, отвечающих требованиям нормативных правовых документов, необходимо увеличение штатной численности и укрепление материально-технической базы группировки пожарной охраны.
2.4. Полномочия органов местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности, созданию и содержанию муниципальных и аварийно-спасательных формирований практически не реализуются.
2.5. Оценка возможных опасностей, угроз и пожарных рисков, состава и состояния имеющихся пожарных и аварийно-спасательных подразделений на территории Владимирской области обуславливает необходимость планирования и реализации мероприятий по развитию и совершенствованию сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации возникающих пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.6. Приведенные факты свидетельствуют о том, что во Владимирской области не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности граждан. Для решения указанной проблемы необходимы комплексный подход и согласованные действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов администрации области, органов местного самоуправления и организаций Владимирской области.
3.1. Основная цель Концепции - обеспечение согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов администрации области, органов местного самоуправления по доведению численности и готовности пожарных подразделений до уровня, обеспечивающего их прибытие к любому объекту населенного пункта Владимирской области в установленные сроки, а также тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с регламентирующими документами.
3.2. Обязательными условиями достижения основной цели Концепции являются:
- реализация в полном объеме территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами администрации области, органами местного самоуправления и организациями установленных законодательством и нормативными правовыми актами полномочий и обязанностей в сфере обеспечения пожарной безопасности;
- выработка ответственного отношения к вопросам безопасности и достижение надлежащего уровня подготовки населения к действиям при возникновении пожаров, чрезвычайных ситуациях и происшествиях природного и техногенного характера.
3.3. Для достижения основной цели Концепции органами государственной власти и местного самоуправления на территории Владимирской области в пределах своей компетенции должны решаться следующие основные задачи:
3.3.1. Создание в сельских населенных пунктах Владимирской области пожарных подразделений, способных активно влиять на состояние пожарной безопасности на подведомственных территориях, оперативно реагировать на пожары и чрезвычайные ситуации, обеспечивая при этом эффективное применение имеющихся сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
3.3.2. Поддержание органов управления, сил и средств пожарных подразделений в готовности к выполнению задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
3.3.3. Выработка единой политики по вопросам технической оснащенности подразделений пожарной охраны на территории Владимирской области.
3.3.4. Совершенствование материально-технической базы пожарных подразделений на территории Владимирской области.
3.3.5. Создание условий для подготовки и аттестации личного состава и пожарных подразделений в целом на проведение аварийно-спасательных работ.
3.3.6. Разработка и реализация мероприятий по недопущению снижения уровня возможностей по реабилитации, социальной и правовой защищенности работников пожарной охраны и членов их семей.
3.3.7. Определение номенклатурного состава и объемов резервов материально-технических средств для ликвидации пожаров и других чрезвычайных ситуаций и их создание.
3.3.8. Пропаганда деятельности противопожарной службы среди населения Владимирской области.
3.3.9. Формирование информационной потребности и пропаганда знаний в сфере защиты населения и территорий от пожаров, участие в подготовке населения и служащих организаций к действиям в условиях пожара.
3.3.10. Выработка единой кадровой политики, обеспечивающей пожарную охрану Владимирской области высококвалифицированным руководящим составом и начальствующим составом среднего звена.
3.3.11. Поддержка пожарно-прикладного спорта.
4.1. Развитие пожарной охраны на территории Владимирской области осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов органов местного самоуправления и организаций при участии Владимирского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества.
4.2. Разработка и реализация перспективных планов совершенствования противопожарной защиты объектов экономики и жилого фонда муниципальных образований.
4.3. Развитие пожарной охраны на территории Владимирской области предполагается осуществить по двум направлениям.
4.3.1. Первое направление - создание оптимальной по составу и структуре группировки пожарных подразделений, способной с максимальной эффективностью выполнять возложенные задачи.
Принципы развития:
- плановость (разработка и реализация перспективных планов совершенствования противопожарной защиты муниципальных образований);
- территориальность (учет при создании и развитии пожарных подразделений специфики застройки территорий, промышленных и природных особенностей);
- концентрация сил (создание пожарных подразделений с использованием имеющейся материально-технической базы, придание пожарным частям дополнительных функций путем увеличения штатной численности, специализированного обучения личного состава и технического дооснащения);