Недействующий

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О социально-экономической целевой программе Архангельской области
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Архангельской области
на 2007 - 2010 годы»

(с изменениями на 6 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 15 апреля 2009 года N 4-2-ОЗ

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Областным законом от 6 декабря 2007 года N 458-22-ОЗ (газета "Волна" от 14 декабря 2007 года N 97 (1109)).

____________________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области на 2007 - 2010 годы» согласно приложению к настоящему закону.

Статья 2.

Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области разработать муниципальные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3.

Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области на 2007 - 2010 годы» при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 4.

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

 

Глава администрации области
 Н.И. Киселев

г. Архангельск

19 октября  2006 г.

N 241-внеоч.-ОЗ

Приложение
к областному закону
от 19 октября 2006 года N 241-внеоч.-ОЗ
(в редакции Областного закона
от 6 декабря 2007 года N 458-22-ОЗ
-
см. предыдущую редакцию)

Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Архангельской области
на 2007 - 2010 годы»


Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области «Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Архангельской области на 2007 - 2010 годы»

Наименование программы

-

социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области на 2007 - 2010 годы» (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

-




-

распоряжение администрации Архангельской области от 3 мая 2006 года N 4-ра «О рабочей группе по разработке проекта социально-экономической программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Архангельской области до 2010 года»;
постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»

Государственный заказчик Программы

-

управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее - управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты)

(строка в редакции Областного законом от 6 декабря 2007 года N 458-22-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

-


-

-


-

-

управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты;
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области;
департамент образования и науки администрации Архангельской области (далее - департамент образования и науки);
департамент агропромышленного комплекса администрации Архангельской области (далее - департамент агропромышленного комплекса);
Северное межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области

Цель Программы




Задачи Программы

-



-

-

-

-

-

последовательное снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Архангельской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Архангельской области;
создание условий для заблаговременного выявления источников чрезвычайных ситуаций и выработки рекомендаций по их устранению;
повышение эффективности работы системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;
улучшение материально-технической оснащенности пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб и формирований;
повышение уровня подготовки руководящего состава, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапы реализации Программы

-

2007 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий Программы


-




-


-


-

оснащение федеральных и областных государственных учреждений, в функции которых входят вопросы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, современным эффективным оборудованием, позволяющим обеспечить заблаговременное выявление источников их возникновения;
обеспечение функционирования центра управления в кризисных ситуациях Архангельской области на базе единого телефона службы спасения «01» (в последующем - «112»);
проведение мероприятий, направленных на повышение готовности аварийно-спасательных и пожарных подразделений к действиям по предназначению;
повышение уровня подготовки руководящего состава, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Исполнители Программы

-

-


-
-
-

-

управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты;
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области;
департамент образования и науки;
департамент агропромышленного комплекса;
Северное межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 51920,0 тыс. руб., в том числе:

- средства областного бюджета - 25760,0 тыс. руб.;
- средства федерального бюджета - 26160,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

-

-

снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
сокращение в два раза (по отношению к показателям 2005 года) затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на территории Архангельской области;
уменьшение потерь населения от чрезвычайных ситуаций

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется управлением государственной противопожарной службы и гражданской защиты и Архангельским областным Собранием депутатов


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевыми методами

Увеличение числа чрезвычайных ситуаций является глобальной проблемой.

В России эта проблема усугубляется увеличивающимся износом основных производственных фондов, падением производственной дисциплины, снижением квалификации обслуживающего персонала, стремлением значительной части хозяйствующих субъектов получить максимальную прибыль без обеспечения надлежащей безопасности производства.

По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории России в последние 15 лет количество чрезвычайных ситуаций каждый год возрастает в среднем на 5,5 % .

Такая ситуация характерна и для Архангельской области. За последние пять лет в области произошло 146 чрезвычайных ситуаций, из них 128 чрезвычайных ситуаций техногенного характера и 18 чрезвычайных ситуаций природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибли 311 и пострадали 756 человек, материальный ущерб составил более 180 млн. рублей.

На территории Архангельской области функционируют 174 потенциально опасных объекта, в том числе:

- 10 радиационно опасных объектов, на которых накоплено значительное количество жидких и твердых радиоактивных отходов из-за отсутствия мест их захоронения и специализированных организаций, занимающихся их переработкой;

- 62 химически опасных объекта, использующих в среднем в год 1440 тонн аварийно химически опасных веществ, таких как хлор, аммиак, сернистый ангидрид. Технологическое оборудование на большинстве химически опасных объектов устарело, нарушаются правила складирования аварийно химически опасных веществ, склады не оснащены автоматическими системами контроля, предупреждения и ликвидации возможных аварий и инцидентов.

Состояние потенциально опасных объектов экономики создает высокий риск техногенных чрезвычайных ситуаций. При этом только 76 % потенциально опасных объектов имеют дежурно-диспетчерские службы. Ни на одном из них не создана локальная система оповещения, позволяющая оповестить работников и проживающее вблизи население.

На 83 % пожароопасных объектов и на 81 % взрывопожароопасных объектов отсутствуют системы аварийного контроля.

Замены требуют до 40 % теплосетей, до 60 % сетей водоснабжения и канализации, до 30 % сетей электроснабжения. Частые аварии на объектах жилищно-коммунального хозяйства вызывают социальную напряженность среди населения Архангельской области.

Выбросы опасных веществ организаций в окружающую среду приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для Архангельской области является загрязнение атмосферного воздуха специфическими вредными примесями, поступающими от объектов целлюлозно-бумажной промышленности.

Качество воды в большинстве населенных пунктов не отвечает нормативным требованиям. Повышенный уровень загрязнения вод отмечается в устьевых участках рек Северной Двины и Вычегды.

Федеральные и областные государственные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля имеют недостаточно оснащенную лабораторную базу, которая не позволяет оперативно производить мониторинг окружающей среды. По отдельным показателям такие учреждения не в состоянии осуществлять его из-за отсутствия соответствующего оборудования.

За период с 1992 по 2002 год в Архангельской области ликвидировано 65 пожарных частей ведомственной пожарной охраны общей численностью личного состава 2021 человек. В результате значительно возросла нагрузка на личный состав подразделений государственной противопожарной службы, увеличились радиус выезда пожарных автомобилей, время прибытия к месту вызова и, соответственно, размеры последствий от пожаров. В последние пять лет количество пожаров не сокращается и достигает в среднем 2550 пожаров в год. Растут число погибших на пожарах и размеры материального ущерба. Так, если в январе 2005 года в огне погибли 24 человека, то в январе 2006 года 43 человека (на 79 % больше). Значительно возросло количество крупных пожаров и пожаров с групповой гибелью людей.

Газодымозащитная служба, без которой невозможно эффективно вести спасение людей и имущества в непригодной для дыхания среде, сегодня имеется лишь в 14 из 62 пожарных подразделений государственной противопожарной службы области.

Для спасения людей в многоэтажных зданиях на вооружении пожарных подразделений в городах и районах области имеются всего 4 автолестницы из 15 положенных по нормативам.

С учетом существующей угрозы безопасности населения необходимо принять меры по созданию аварийно-спасательных служб в городских округах и поселениях Архангельской области. В настоящее время они созданы только в городах Северодвинске, Котласе, Мирном и Коряжме.

Решение этой проблемы возможно в рамках отдельных целевых программ муниципальных районов. До их принятия необходимо провести работу по передаче поселениями в установленном порядке соответствующих полномочий муниципальным районам Архангельской области. Это позволит сконцентрировать финансовые средства на создании аварийно-спасательных служб в интересах всех поселений, входящих в состав муниципальных районов Архангельской области.

Требуется повысить готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях и уже созданных аварийно-спасательных служб. Настоящей Программой предусматривается оснащение их современным эффективным оборудованием, которое не представляется возможным закупить за счет текущего финансирования из-за его высокой стоимости.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - РСЧС) органами повседневного управления территориальных подсистем РСЧС являются дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время в Архангельской области оперативное реагирование в чрезвычайных ситуациях осуществляют несколько оперативно-дежурных служб Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области и управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты, находящиеся в разных местах. Функции служб частично дублируют друг друга. При этом время на принятие управленческих решений зачастую неоправданно увеличивается.

Создание единого центра управления в кризисных ситуациях Архангельской области (далее - ЦУКС) и его современное техническое оснащение на базе оперативно-дежурной службы, находящейся по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, позволят организовать единую вертикаль приема и передачи информации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также своевременное принятие мер по их ликвидации.

Объединение (перенос) всех оперативно-дежурных служб в ЦУКС явится основой для перехода с 2008 года на единый общеевропейский телефонный номер службы спасения «112» и поэтапного интегрирования областного ЦУКС в информационно-коммуникационную систему создаваемого Национального центра управления в кризисных ситуациях.

Результаты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всецело зависят от степени подготовленности руководителей всех уровней, спасателей, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. В Архангельской области отсутствует собственная учебная база для подготовки и повышения квалификации спасателей. Учебная база областного учебно-методического центра не совершенствуется из-за отсутствия средств, что отрицательно сказывается на качестве подготовки руководящего и командно-начальствующего состава. Из 7 городских округов и 19 муниципальных районов Архангельской области только в муниципальных образованиях «Котлас» и «Северодвинск» функционируют филиалы учебно-методического центра. В остальных муниципальных образованиях Архангельской области обучение практически не ведется.

Для решения большинства из перечисленных проблем требуются время и дополнительные финансовые средства.

Сущность проблемы состоит в том, что в непростых экономических условиях необходимо повысить уровень безопасности населения и защищенности особо важных объектов. Это возможно сделать путем уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, обеспечив заблаговременное выявление источников их возникновения и оперативное принятие мер по их устранению.

Данная проблема может быть решена только на основе последовательного выполнения целевых программных мероприятий путем координации и сосредоточения организационных усилий и финансовых средств Российской Федерации, Архангельской области и муниципальных образований.

2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является последовательное снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Архангельской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи Программы:

- реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Архангельской области;

- создание условий для заблаговременного выявления источников чрезвычайных ситуаций и выработки рекомендаций по их устранению;

- повышение эффективности работы системы управления и экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях;

- улучшение материально-технической оснащенности пожарных подразделений, аварийно-спасательных служб и формирований;

- повышение уровня подготовки руководящего состава, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Программа взаимосвязана с федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1.

В рамках подписанного между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Архангельской области соглашения о намерениях от 15 ноября 2005 года по реализации указанной федеральной целевой программы планируется проведение работы по обеспечению финансирования части мероприятий Программы из федерального бюджета в объеме 26160,0 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Программы предусмотрена на период с 2007 по 2010 год и осуществляется в один этап.

3. Ресурсное обеспечение Программы

     

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов.

Общий объем финансирования Программы в 2007 - 2010 годах составляет 51920,0 тыс. рублей, в том числе за счет:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»