Недействующий


АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от  30 марта 2007 года № 320-ОЗ

Об областной целевой программе «Противодействие злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы»

(с изменениями на 15 августа 2008 года)
(Утратил силу)

________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ

________________________________________________________
________________________________________________________
     Документ с изменениями внесенными:
     Законом Амурской области от 01 июня 2007 года № 340-ОЗ
     Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
     Законом Амурской области от 15 августа 2008 года № 85-ОЗ
________________________________________________________

Принят областным Советом народных депутатов
15 марта 2007 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы» (прилагается).

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета на 2007-2009 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы».

Статья 3


Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области разработать и принять муниципальные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Статья 4


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его первого официального опубликования.

Губернатор Амурской области
     Л.В.Коротков

г.Благовещенск

30 марта 2007 года

№ 320-ОЗ

УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 20.03.2007 № 320-O3
(В редакции Закона Амурской области от 15 августа 2008 года № 85-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2007-2009 ГОДЫ»

1. ПАСПОРТ областной целевой программы
«Противодействие
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы»
(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы»

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные  меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»;

распоряжение губернатора области от 21.02.2006 № 124-р «О создании рабочей группы для разработки проекта областной целевой комплексной программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы»

Государственный заказчик программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере здравоохранения

Координатор программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере здравоохранения

Основные разработчики программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере здравоохранения;

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере культуры;

управление внутренних дел области;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере информационной и внутренней политики

Цель программы

Сокращение в области масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

     

Основные задачи программы

1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни.
     
2. Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой.

3. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков.

4. Повышение эффективности наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями программы являются:

доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, в общей численности указанной категории лиц (в процентах);

степень доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 грамма героина, находящегося в незаконном обороте);

отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел, возбужденных по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, направленных с обвинительным заключением в суд, уголовных дел по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений, по результатам рассмотрения которых судами вынесены обвинительные приговоры, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, возбужденных уголовных дел, уголовных дел, направленных с обвинительным заключением в суд, и уголовных дел, по результатам рассмотрения которых судами вынесено обвинительное заключение (в процентах);

отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков и количественной оценки годового незаконного оборота наркотиков (в процентах); отношение количества потребляющих наркотики

лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, и общего количества обследованных (в процентах)

Перечень основных мероприятий

1. Антинаркотическая пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди молодежи в процессе ее воспитания и обучения в рамках массовых культурно-досуговых и спортивных мероприятий.

2. Выездная лечебно-консультативная помощь, профилактика наркомании в области.

3. Организация социологических исследований распространения наркомании среди детей и подростков.

4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду деятельности с проблемой наркомании,

5. Совершенствование социально-психологической и психолого-педагогической помощи.

6. Создание документальных видеороликов и фильмов по проблемам наркомании.

7. Пресечение незаконного оборота наркотиков.

8. Оперативно-профилактические мероприятия по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

9. Химические исследования и экспертизы для качественного и количественного определения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

10. Уничтожение конопли на землях сельскохозяйственного назначения, землях, прилегающих к сельскохозяйственным объектам, землях бывших поселений и на заброшенных участках.

11. Организация системы выявления лиц с повышенным риском употребления психоактивных веществ.

12. Совершенствование социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

13. Оснащение лабораторий наркологических подразделений области оборудованием для проведения комплексного обследования наркологических больных

     

Сроки реализации программы

2007-2009 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы на 2007-2009 годы -21942,2 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 21942,2 тыс.руб., из них:

2007 год - 1000,0 тыс.руб.,

2008 год - 13669,9 тыс.руб.,

2009 год - 7272,3 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы к 2010 году предполагаются:

сокращение сырьевой базы дикорастущей конопли (ежегодное сокращение на 20%);

снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

стабилизация в области эпидемиологической ситуации по наркомании;

повышение качества лечения абстинентного состояния на 10%; уменьшение числа соматических осложнений у наркологических больных на 5%;

повышение качества противорецидивного лечения на 15%;

охват профилактическими мероприятиями до 60% подростков и молодежи;

повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Исполнители основных мероприятий

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере здравоохранения;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере культуры;

исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере информационной и внутренней политики;

управление по физической культуре и спорту области;

управление внутренних дел по Амурской области;

учреждения здравоохранения области;

органы местного самоуправления

Система организации контроля за исполнением

Контроль за исполнением программы осуществляется государственным заказчиком программы -исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере здравоохранения, областным Советом народных депутатов, контрольно-счетной палатой области.

программы

Правительство области по результатам полугодия и отчетного года представляет областному Совету народных депутатов и контрольно-счетной палате области информацию о ходе выполнения программы

     

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


    2.1. Анализ ситуации

Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» и распоряжением губернатора области от 21.02.2006 № 124-р «О создании рабочей группы для разработки проекта областной целевой комплексной программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы».

Необходимость принятия настоящей программы вызвана тем, что современная ситуация в России, в том числе в области, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

В 2005 году в России зарегистрировано 3,5 млн. больных наркологическими расстройствами, что составляет 2,5% общей численности населения. Область стабильно находится в числе регионов со значительным уровнем распространенности потребления психоактивных веществ. В наркологических учреждениях области зарегистрировано 18417 человек, употребляющих различные психоактивные вещества, что составляет 2,1% общей численности населения области.

Эпидемиологические особенности наркологической ситуации на территории области определяются рядом факторов: недостаточными темпами роста экономики, уровнем материального благосостояния, который в области ниже среднероссийского, отсутствием ответственного отношения к здоровью, в первую очередь подростков и молодежи, наличием на территории области дикорастущей конопли, т.е. собственной сырьевой базы, а также доступностью и простотой изготовления наркотиков.

В течение последних трех лет в области показатель распространенности наркомании увеличился на 10% и составил в 2005 году 270,3 на 100 тыс. населения, превышая средний по Российской Федерации на 9,5%.

Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период снизился на 23% (2003 год - 30,0; 2004 год - 24,4; 2005 год - 22,7 на 100 тыс. населения). Тем не менее данный показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации, в 1,7 раза (заболеваемость наркоманией в Российской Федерации в 2004 году -14,7).

Остается высоким показатель заболеваемости гашишной наркоманией (2003 год - 26,6; 2004 год - 7,6; 2005 год - 16,4), он превышает средний показатель по Российской Федерации в 13 раз (2004 год - 1,5), средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - в 2,5 раза (2004 год -8,0).

Необходимо отметить рост первичной заболеваемости опийной наркоманией в 2,2 раза (2003 год - 2,1; 2004 год - 4,8; 2005 год - 4,7). Данный показатель ниже, чем в среднем по Российской Федерации (2004 год -12,2) и по Дальневосточному федеральному округу (2004 год - 12,8), в 3 раза.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Почти две трети потребителей наркотиков -лица в возрасте до 30 лет. Расширяется и молодеет детская и подростковая наркомания.

Заболеваемость наркоманией среди подростков за три года уменьшилась на 17% (2003 год - 82,9; 2004 год - 79,4; 2005 год - 70,8). Несмотря на это, данный показатель превышает средний по Российской Федерации (2004 год - 13,9) в 5 раз, по Дальневосточному федеральному округу (2004 год - 29,8) - в 2,3 раза.

Наиболее неблагополучными по распространенности наркомании являются города Благовещенск, Свободный и Зея, а также Благовещенский, Бурейский, Ивановский, Михайловский, Октябрьский и Тамбовский районы.

По географическому положению область отнесена к регионам России с благоприятными условиями для естественного произрастания и незаконного возделывания наркосодержащих растений с высоким уровнем наркотических веществ.

В результате мероприятий, проведенных управлением внутренних дел области и управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области в ходе оперативно-профилактической операции «Мак-2005», на территории области в 2005 году выявлено произрастание конопли на 6098,5 га.

Статистические данные свидетельствуют о росте количества зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, на территориях районов, где площади произрастания дикорастущей конопли наибольшие.

Количество выявленных наркопреступлений возросло с 790 в 1993 году до 2332 в 2005 году, или в 2,9 раза за последние 12 лет.

Доля преступлений, связанных с наркотиками, среди всех зарегистрированных на территории области в 2005 году (22898) составила 9,2%. На 53,7% по сравнению с предыдущим периодом увеличилось число наркотических преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, оно составило 1580 преступлений.

В крупном и особо крупном размерах в 2005 году совершено 1942 преступления, что на 23,6% больше уровня 2004 года. При этом следует отметить, что удельный вес преступлений, отнесенных к данной категории, составил 91,7%, что на 1,3% больше, чем в 2004 году. За этот же период зарегистрировано 2063 факта незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств (+20,6%), из них с целью сбыта наркотических средств или психотропных веществ 707 (+57,7%). За этот период раскрыто 1716 таких преступлений (+2,4%), в том числе 23 преступления, совершенных организованной группой либо преступным сообществом (-28,1%), 68 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору (+44,7%),

Кроме того, отмечается рост зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, на территориях тех районов, где выявлены наибольшие площади произрастания дикорастущей конопли: Тамбовский район - рост зарегистрированных преступлений на 12,3%, Благовещенский район - на 90,6%.

По данным управления Судебного департамента Амурской области, в 2005 году осуждено 1656 человек, что составляет 16,6% общего количества осужденных, из них за незаконные действия и нарушения правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами 1575 человек. Всего к реальному лишению свободы осуждены 477 человек, что составляет 28,8% общего количества осужденных за наркопреступления,


2.2. Описание проблемы

Наибольшее распространение (93-98% - за 2003-2005 годы) в области имеют наркотики растительного происхождения: марихуана, гашиш, гашишное масло, - что обусловлено наличием обширной собственной сырьевой базы для их производства. В южных районах, где проживает основная часть населения области, повсеместно распространена дикорастущая конопля, служащая сырьем для изготовления наркотиков растительного происхождения. В 2005 году на территории области выявлено произрастание конопли на 6098,5 га.

Однако приведенные данные лишь частично отражают действительную обстановку в области и показывают засоренность коноплей участков на землях поселений и землях сельскохозяйственного назначения. По предварительным оценкам, фактически засоренные коноплей земли превышают данные статистического учета в несколько раз.

В целом наркосодержащие растения произрастают на территории 18 из 20 муниципальных районов области. Наиболее обширные плантации дикорастущей конопли выявлены на территориях Тамбовского (3063 га), Константиновского (530 га), Михайловского (170 га) и Октябрьского (110 га) районов. На территориях Архаринского, Белогорского, Благовещенского, Бурейского, Завитинского, Мазановского, Магдагачинского, Ивановского, Ромненского, Свободненского и Серышевского районов площади конопли составляют от 15 до 87 га.

В рамках оперативно-профилактических мероприятий в 2005 году выявлено 308 очагов произрастания дикорастущей конопли на общей площади 1843,4 га, ликвидировано на площади 1291,1 га, что составляет 70% выявленных засоренных коноплей площадей. Общий вес уничтоженных наркосодержащих растений составил более 10,974 тыс. тонн.

Задокументировано 12 фактов культивирования наркосодержащих растений на приусадебных участках в Свободненском, Райчихинском, Сковородинском, Архаринском и Бурейском районах.

Благоприятные для произрастания дикорастущей конопли районы являются основными поставщиками сырья для производства наркотических средств каннабисной группы: гашиша, гашишного масла, марихуаны, -которые в дальнейшем транспортируются во все регионы Дальнего Востока.

Потенциальную опасность представляет близость границы с Китаем. Имеющаяся в правоохранительных органах оперативная информация свидетельствует о проникновении на территорию области наркотических средств синтетического и полусинтетического происхождения, таких как «экстази», а также их прекурсоров, в частности, эфедрина гидрохлорида.

В результате оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами области в 2005 году из незаконного оборота изъято более 4,5 тонны наркотических средств и психотропных веществ, в том числе марихуаны -4179,889 кг, гашиша - 338,645 кг, гашишного масла - 35,108 кг, маковой соломки - 10,95 кг, опия - 448,23 г, морфина - 57,95 г, героина - 2125,39 г, что на 30% выше уровня 2004 года.


2.3. Оценка ныне действующих мер социально-экономической политики

Практика реализации областной целевой программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы» показала, что осуществление программных мероприятий оказывает положительное влияние на комплексное решение на областном уровне указанных проблем.

Анализируя данные статистической отчетности, можно заключить, что выполнение программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы» в 2005 году привело к стабилизации заболеваемости наркоманией в области и тенденциям к снижению такой заболеваемости.

В рамках указанной программы была начата и в настоящее время продолжается деятельность по формированию условий для воспитания у населения негативного отношения к незаконному потреблению и обороту наркотиков, по уничтожению наркосодержащих растений, по подготовке квалифицированных кадров в ведомствах, ведущих профилактику наркомании и борьбу с наркопреступностью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»