Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 сентября  2002 года № 126-ОЗ

Об областной целевой программе
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Амурской области на 2002-2006 годы"  

(Утратил силу)     
___________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 20 июня 2005 года № 11-ОЗ
___________________________________________________

Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
15 августа 2002 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Амурской области на 2002 - 2006 годы" (приложение).



Статья 2


Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2002 - 2006 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Амурской области на 2002 - 2006 годы".



Статья 3


Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать муниципальные целевые программы по борьбе с туберкулезом с учетом эпидемиологической ситуации на их территориях.



Статья 4


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона считать утратившим силу подпункт 20 статьи 1 Закона Амурской области от 26 декабря 2000 г. № 280-ОЗ "О программах социально-экономического развития Амурской области".


Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков

     г. Благовещенск
     13 сентября 2002 года
     № 126-ОЗ

Приложение
к Закону Амурской области
от 13 сентября 2002 г. № 126-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ"


Паспорт областной целевой программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Амурской области
на 2002-2006 годы"


     Наименование                                     Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы
     программы                                           с туберкулезом в Амурской области на 2002 - 2006 годы"

     Основания для                                    Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ
     разработки                                          "О предупреждении распространения туберкулеза
     программы                                           в Российской Федерации";

                                                                      Постановление Правительства Российской Федерации
                                                                      от 13 ноября 2001 г. N 790
                                                                     "О федеральной целевой программе
                                                                     "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)"


     Государственный                               Комитет по здравоохранению Администрации области
     заказчик          
     программы

     Основные                                             Комитет по здравоохранению Администрации области,
     разработчики                                      центр государственного санитарно-эпидемологического надзора
     программы                                           в  Амурской области

     Цель программы                                Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу

     Задачи программы                            1. Улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы.

                                                                     2. Обеспечение лекарственными средствами фтизиатрической службы.

                                                                     3. Подготовка кадров фтизиатрической службы.

                                                                     4. Совершенствование лечебно  - диагностической и профилактической помощи
                                                                           больным туберкулезом.

                                                                     5. Развитие системы информирования населения о мерах по профилактике
                                                                        туберкулеза.

                                                                     6. Проведение противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной
                                                                         инфекции

     Сроки реализации                            2002 - 2006 годы
     программы

     Основные                                             Комитет по здравоохранению Администрации области,
     исполнители       
     мероприятий                                      центр государственного санитарно - эпидемологического
     программы                                          в Амурской области;

                                                                     комитет по образованию Администрации области;

                                                                     Амурская государственная медицинская академия;

                                                                    Амурский медицинский колледж;

                                                                    лечебно-профилактические учреждения области

     Объемы и                                           Общий объем финансирования программы на
     источники                                           2002 - 2006 годы - 85893,7 тыс. рублей:

     финансирования                             2002 год - 5700,0 тыс. рублей;
     программы                                        2003 год - 22251,6 тыс. рублей;
                                                                   2004 год - 19947,0 тыс. рублей;
                                                                   2005 год - 19115,3 тыс. рублей;
                                                                   2006 год - 18879,8 тыс. рублей.

                                                                   В том числе из областного бюджета -
                                                                   85893,7 тыс. рублей.

     Ожидаемые                                      Стабилизация эпидобстановки по туберкулезу.
     результаты                                        
                                                                   Полное обеспечение больных туберкулезом
     реализации                                       специфическими лекарственными средствами.
     программы                                        
                                                                   Снижение смертности населения от туберкулеза до 20 случаев на 100 тыс.
                                                                   населения.

                                                                   Сокращение сроков лечения больных туберкулезом на 2 - 3 дня.

                                                                   Увеличение охвата населения профосмотрами до 80%.

                                                                   Увеличение излечения больных с впервые  выявленным туберкулезом до 75%

     Организация                                    Государственный заказчик программы осуществляет текущий
     текущего                                             контроль за ее реализацией.
     контроля          
     за реализацией                               Комитетом по здравоохранению Администрации области
     программы                                        представляется в установленном порядке информация
                                                                   о выполнении мероприятий программы и использовании финансовых
                                                                   средств.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Туберкулез в области остается актуальной медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания населения. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в области в последние три года оценивается как эпидемия. В 1999 году показатель заболеваемости составил 131,3 случая на 100 тыс. населения, в 2000 году - 119,1 случая на 100 тыс. населения, в 2001 году - 146,1 случая на 100 тыс. населения. Показатель смертности населения области от туберкулеза увеличился в 2001 году на 12% и составил 34 случая на 100 тыс. населения (в 2000 году - 30,4, в 1999 году - 27,4).

Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Охват населения профилактическими флюорографическими осмотрами в области в течение трех лет остается низким и в 1999 году составил 49%, в 2000 году - 50,6%, в 2001 году - 58,7%. В городе Райчихинске, в Благовещенском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Свободненском районах в течение нескольких лет не выявляются внелегочные формы туберкулеза.

У детей туберкулиндиагностика является ведущим методом выявления туберкулеза. Охват тубпробами детей составил 92%, подростков - 58%, однако в Октябрьском, Сковородинском и Шимановском районах данный показатель в течение двух лет остается низким.

Туберкулез часто приводит к стойкой утрате трудоспособности. В 2000 году из числа больных активным туберкулезом 35,2% больных были признаны инвалидами (в 2000 году - 34%, в 1999 году - 33,5%), среди них 96% трудоспособного возраста.

Из года в год увеличивается количество больных активным туберкулезом: в 1999 году их число составляло 4170 человек (479,2 случая на 100 тыс. населения), в 2000 году - 4513 человек (528,2 случая на 100 тыс. населения), в 2001 году - 4814 человек (568,5 случая на 100 тыс. населения) при среднероссийском показателе 245,3 случая на 100 тыс. населения.

Ежегодно на 5 - 6% увеличивается контингент больных туберкулезом за счет прибывших из учреждений управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области.

Увеличилось количество больных с открытыми (заразными) формами туберкулеза (БК+), и в 2001 году их число составляло 1426 человек.

В области крайне неудовлетворительно проводятся мероприятия по оздоровлению очагов туберкулезной инфекции. Плохо осуществляется предоставление заразным больным квартир: из числа бактериовыделителей, проживающих в общежитиях, было выведено и изолировано в отдельные комнаты лишь 53%, а из проживающих в многонаселенных квартирах, в которых жили дети, - 19%.

Основными причинами повышения заболеваемости туберкулезом являются ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, нервные стрессы, появление новых групп риска (лиц без определенного места жительства, асоциальных лиц,) изменение свойства возбудителя туберкулеза.

Материально-техническая база противотуберкулезной службы области не отвечает в полной мере современным требованиям: в 12 районах области отсутствуют или не работают дезкамеры; в 13 районах флюорографические аппараты технически устарели, проработав более 10 лет. Нет современных цифровых передвижных флюороустановок для обследования сельского населения в отдаленных и труднодоступных районах (местностях) области. Областной противотуберкулезный диспансер нуждается в оборудовании для внедрения новейших современных технологий лечения и диагностики больных. В Зейском противотуберкулезном диспансере и Юхтинской туберкулезной больнице нет рентгенологических аппаратов.

Несмотря на эпидемию туберкулеза, в области не создана система информирования населения о мерах по профилактике туберкулеза.

По прогнозным данным в ближайшие годы заболеваемость туберкулезом населения области сохранится на высоком уровне.

Эффективность борьбы с туберкулезом зависит от комплексного подхода к решению задач и консолидации специалистов всех заинтересованных ведомств, органов государственной власти, муниципальных образований, что возможно только в рамках областной целевой программы.


II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью программы является стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в области.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1) улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы области;

2) обеспечение лекарственными средствами фтизиатрической службы;

3) подготовка кадров фтизиатрической службы;

4) совершенствование лечебно-диагностической и профилактической помощи больным туберкулезом;

5) развитие системы информирования населения о мерах по профилактике туберкулеза;

6) проведение противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.

Приоритетными мероприятиями программы являются:

1) улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы области;

2) обеспечение фтизиатрической службы лекарственными средствами;

3) проведение противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.


III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения.

Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает оснащение лечебно-профилактических и противотуберкулезных учреждений медицинским оборудованием.

Лечебно-профилактические мероприятия, связанные с предупреждением заболевания туберкулезом, направлены на совершенствование и повышение качества проведения профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, усиление работы, связанной с профилактическими флюорографическими исследованиями населения, а также обеспечение больных туберкулезом специфическими лекарственными препаратами.

Повышение квалификации медицинских работников фтизиатрической службы будет направлено на обеспечение эффективной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.

Развитие системы информирования населения о мерах по профилактике туберкулеза предусматривает разработку, тиражирование и распространение санитарно-просветительных материалов по раннему выявлению и профилактике туберкулеза, адаптированных к различным группам населения; участие в создании тематических передач и видеоклипов по проблемам борьбы с туберкулезом для трансляции по каналам местного телевидения и радиовещания; тиражирование и распространение видеофильмов и видеоклипов среди больных туберкулезом, находящихся в противотуберкулезных учреждениях; разработку методических рекомендаций для учреждений общелечебной сети по раннему выявлению и профилактике туберкулеза.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа реализуется за счет областного бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»