Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2009 года № 248

Об утверждении республиканской целевой программы
«Культура Удмуртии (2010-2014 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 июля 2015 года на основании постановления Правительства УР от 06.07.2015 N 326.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 16 декабря 2013 года)



__________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 28
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 августа 2011 года № 282
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 30 января 2012 года № 19
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 года № 472
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569
__________________________________________________________________

     Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Культура Удмуртии (2010-2014 годы)».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010-2014 годы)» Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 07 сентября 2009 года № 248



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КУЛЬТУРА УДМУРТИИ (2010-2014 годы)»

I. ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
«Культура Удмуртии (2010-2014 годы)»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Культура Удмуртии (2010-2014 годы)» (далее - Программа).

Основание для разработки

Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29.06.2009 г. № 525-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010-2014 годы)»

Государственный

заказчик Программы

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики

Разработчики проекта Программы

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики

Исполнители

Программы

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики,

подведомственные Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики государственные учреждения,

иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с законодательством.

Цель

Программы (в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)

Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры (далее - учреждения культуры);

организация эффективной системы безопасности, совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих их сохранности, защита жизни и здоровья людей, пребывающих в учреждениях культуры; обеспечение доступности учреждений культуры для инвалидов

Задачи

Программы

(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 472)

1) Сохранение культурного наследия Удмуртской Республики;

2) поддержка и пропаганда лучших традиций театрального, циркового и музыкального искусства; (в ред. постановления Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 28)

3) всестороннее и гармоничное развитие детей и подростков на основе эстетического воспитания и образования;

4) осуществление модернизации музейной и библиотечной деятельности, создание условий для сохранения, пополнения и экспонирования музейного фонда, обеспечения библиотек книжными изданиями;

5) сохранение, развитие и пропаганда традиционной культуры народов, проживающих на территории Удмуртской Республики, обеспечение творческой деятельности населения;

6) укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, их техническое и технологическое оснащение (переоснащение);

7) внедрение информационных продуктов и технологий.

8) охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия;

9) совершенствование работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышение пожарной безопасности на объектах учреждений культуры;

10) исключение угроз жизни и здоровью работников и посетителей учреждений культуры;

11) обеспечение сохранности фондов, финансов, материальных ценностей, зданий и сооружений учреждений культуры;

12) недопущение несанкционированного проникновения посторонних лиц в учреждения культуры;

13) профилактическая работа с работниками учреждений культуры по предупреждению правонарушений и преступных посягательств;

14) предупреждение аварий инженерных сетей и устойчивая работа технических средств охраны и безопасности учреждений культуры

15) адаптация учреждений культуры с целью доступности для инвалидов (в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)

Целевые индикаторы Программы

- Количество экземпляров библиотечного фонда на 1000 чел. населения;

- количество посещений музеев на 1000 чел. населения;

д- оля представленных зрителю музейных предметов (во всех формах) в общем количестве музейного фонда;

- удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений;

- количество посещений спектаклей, концертов, цирковых представле-ний на 1000 чел. населения; (в ред. постановления Правительства УР от 15 февраля 2010 года № 28)

- доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре театрально-концертных учреждений;

- процент охвата эстетическим образованием детей от 7 до 15 лет через сеть детских школ искусств;

- количество разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.(в ред. постановления Правительства УР от 15 августа 2011 года № 282)

количество «образцовых» коллективов самодеятельного художественного творчества, участвующих во всероссийских, межрегиональных фестивалях и конкурсах;

процент учреждений культуры, соответствующих требованиям пожарной безопасности;

количество человек, прошедших обучение  по охране труда и пожарной безопасности в год;

количество вновь аттестованных рабочих мест по условиям труда в учреждениях культуры в год.

(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 472)
     - количество учреждений культуры, адаптированных с целью доступности для инвалидов (в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)

Перечень подпрограмм Программы

нет

Сроки и этапы реализации Программы

 2010 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

(в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)

Общий объем финансирования Программы составляет 155055,2 тыс. руб., в т.ч. 114463,2 тыс. руб. - бюджет   Удмуртской Республики, 40592,0 тыс. руб. - внебюджетные средства, а именно:

2010 год - 5307,5 тыс. руб. - бюджет Удмуртской  Республики, 1970,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;

2011 год - 14793,3 тыс. руб. - бюджет Удмуртской Республики, 10500,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;

2012 год - 15916,9 тыс. руб. - бюджет Удмуртской Республики, 8535,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;

2013 год - 31337,5 тыс. руб. - бюджет Удмуртской Республики, 9770,0 тыс. руб. - внебюджетные средства;

2014 год - 47108,0 тыс. руб. - бюджет Удмуртской Республики, 9817,0 тыс. руб. - внебюджетные средства.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые

конечные результаты реализации

Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

- создать благоприятные условия для культурной деятельности и свободного доступа населения к культурным ценностям;

- повысить качество государственных услуг, предоставляемых учреждениями культуры;

- обеспечить сохранность культурного наследия Удмуртской Республики, в том числе музейных ценностей,

библиотечных фондов, недвижимых памятников истории и культуры;

- сохранить единое культурное пространство Удмуртской Республики и укрепить культурные связи между регионами России;

- укрепить материально-техническую базу учреждений культуры через техническое и технологическое оснащение.

- создать условия для повышения уровня защищенности людей, пребывающих в учреждениях культуры, сохранения имущества от пожаров, укрепления материально-технической базы для безопасного функционирования учреждений культуры

(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 472)   

адаптировать учреждения культуры с целью доступности для инвалидов (в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)


II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(в ред. постановления Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 569)

          

Разработка Программы вызвана необходимостью определения принципов государственной поддержки культуры и искусства Удмуртской Республики, разработки основных направлений и комплекса программных мероприятий по развитию отрасли на среднесрочный период.

Программа основывается на приоритетном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности людей. Положения Программы ориентированы на преемственность культурных традиций Удмуртской Республики и необходимость проведения последовательной модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества.

На территории Удмуртской Республики действуют 15 театров и концертных организаций, 57 детских школ искусств, 569 библиотек, 30 музеев, 3 профессиональных образовательных учреждения и 731 культурно-досуговое учреждение, зоопарк, цирк. На государственной охране состоят 382 объекта культурного наследия, из них регионального значения - 343 объекта и 39 объектов, отнесенных к категории объектов федерального значения.

Сохранена доступность всех учреждений культуры для населения.

Ежегодно выпускается свыше 20 новых театральных постановок и 50 концертных программ, проводятся крупные республиканские фестивали: музыкальный фестиваль, посвященный П.И. Чайковскому, «Молодые таланты России на родине П.И. Чайковского», «Театральная весна». Профессиональные коллективы представляют искусство Удмуртской Республики как в регионах России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, Кировская область), так и за рубежом.

За последние годы уровень количества посещений музеев республики превысил 700 тысяч человек. Музеи организуют и проводят свыше 15 тысяч экскурсий, 2 тысяч лекций и мероприятий, более 500 выставок. Ежегодный прирост фондовых коллекций составляет в среднем 3,3%.

Общий документный фонд общедоступных библиотек республики насчитывает более 6 млн. 500 тыс. единиц хранения, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных пользователей составляет 627 тыс. человек, что составляет 41% населения республики. Ежегодная посещаемость общедоступных библиотек республики составляет более 5 млн. 500 тыс. пользователей. В библиотеках республики создано более 50 информационных центров.

Остается устойчивой тенденция развития любительского творчества. За прошедший период стали знаковыми событиями фестивали этнической культуры «Новая песня древней земли» и «Воршуд» («Святыня рода»). Продолжено формирование сети муниципальных домов ремесел, их участие в региональных и международных выставках декоративно-прикладного искусства.

Произошли изменения в сфере подготовки специалистов: статус колледжа присвоен Удмуртскому республиканскому училищу культуры и Республиканскому музыкальному училищу.

Вместе с тем задачи, поставленные перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме. Серьезным препятствием в их реализации остается недостаточное бюджетное финансирование. Возможность увеличения доходов учреждений культуры и искусства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничена недостаточной оснащенностью материальной базы.

Требуют безотлагательного решения вопросы капитального ремонта зданий Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (со строительством пристроя фондохранилища), второй очереди реконструкции Государственного национального театра Удмуртской Республики (строительство пристроя), реконструкции ДК «Ижмаш» под Государственный русский драматический театр им. В.Г. Короленко, реконструкции здания Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Необходимо осуществлять ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Театрально-концертные организации нуждаются в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют высокий износ, оборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства.

Требуют реставрации более 90 тысяч музейных предметов. Лишь в начальной стадии находится создание единого электронного каталога Музейного фонда Удмуртской Республики для обеспечения свободного доступа к культурным ценностям различных категорий населения.

Отсутствует необходимое пополнение фондов библиотек литературой, способной удовлетворить профессиональные, образовательные, информационные потребности населения Удмуртской Республики. Качество состава библиотечных фондов не соответствует нормативам на 1 жителя. Недостаточное государственное финансирование сказалось на национальном книгоиздании. Согласно данным ФГУ «Российская книжная палата», за 2007 год в Удмуртии было издано всего лишь 11 названий книг на удмуртском языке (из них учебников - 6 названий), что составляет только 6% от общего количества книг, изданных в республике (их тираж составил 14,6% от совокупного тиража республиканских изданий).

Практически все дома культуры и клубы, учреждения дополнительного художественного образования нуждаются в техническом оснащении (переоснащении).

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области культуры является обеспечение безопасности, сохранности фондов, зданий и сооружений, материальных ценностей, что создает гарантию успешного выполнения основных функций учреждений культуры.

Решение проблемы обеспечения безопасности людей, пребывающих в учреждениях культуры, сохранения материальных и духовных ценностей народов Российской Федерации, национальной культуры Удмуртской Республики относится к наиболее приоритетным задачам развития культуры, что нашло свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537.

Учреждения культуры являются объектами с массовым пребыванием людей, к которым предъявляются повышенные требования безопасности.

Как показывает практика, несмотря на все усилия, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций (террористических актов), пожаров, краж, аварий, наносящих ущерб здоровью людей, в учреждениях культуры как местах с массовым пребыванием людей пока еще высока.

Анализ оснащенности учреждений культуры системами сигнализации, пожаротушения, телекоммуникаций, связи и т.п. показывает, что используемые технические и организационные решения не обеспечивают надежной защиты культурных ценностей от пожаров, хищений, аварий и других факторов риска. Кроме этого, в соответствии с предписаниями органов государственного пожарного надзора на сегодняшний день в 90% учреждений культуры требуется огнезащитная обработка элементов конструкций зданий, декораций и сценического оформления, замена, модернизация пожарной сигнализации, замена горючей отделки путей эвакуации на огнестойкую, оборудование учреждений средствами автоматической передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи Единой дежурной диспетчерской службы «01», приобретение первичных средств пожаротушения, установка системы видеонаблюдения и контроля доступа.

Вместе с тем из-за отсутствия финансовых средств не все учреждения культуры имеют возможность устанавливать современные приборы охраны, заменять устаревшие, приобретать эффективные средства пожаротушения и огнезащиты. Не все учреждения культуры оборудованы системами автоматического пожаротушения. В целях сохранности фондов, материальных ценностей в учреждениях культуры необходимо установить системы видеонаблюдения и контроля доступа.

Мероприятия по созданию системы безопасности требуют немалых затрат. Но если соотнести затраты на операции по защите учреждений культуры со стоимостью редчайших документов, памятников материальной и духовной культуры, которые могут быть утрачены, то необходимость усиления безопасности учреждений культуры становится очевидной.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Адаптация учреждений культуры с целью доступности для инвалидов позволит инвалидам беспрепятственно получить услугу, для этого потребуется установить пандусы, поручни, средства ориентации для инвалидов по зрению и слуху, расширить проемы для инвалидов-колясочников, адаптировать санузлы для маломобильного населения, установить кнопки вызова.

Реализация мероприятий Программы позволит: повысить уровень защищенности людей, пребывающих в  учреждениях культуры; сохранить имущество от пожаров; укрепить материально-техническую базу для обеспечения безопасного функционирования учреждений культуры, адаптировать учреждения культуры  с целью доступности для инвалидов.

Проблемы в отрасли «культура» в Удмуртской Республике не могут быть решены в условиях текущего бюджетного финансирования без дополнительной государственной поддержки.

Реализация государственной политики в области культуры и искусства программно-целевыми методами в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего развития отрасли и позволит добиться поставленных целей и задач, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ по конкретным мероприятиям, предотвратить их распыление и привлечь дополнительные средства.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:

создание условий для развития культуры и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального искусства;

укрепление единого культурного и информационного пространства Удмуртской Республики;

доступность и разнообразие предлагаемых населению услуг и информации в сфере культуры;

сохранение нематериального культурного наследия и поддержку народного художественного творчества;

повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества;

активизацию экономических процессов развития культуры и рациональное использование бюджетных средств.

Программа является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере культуры на среднесрочную перспективу.

В настоящее время в Удмуртии проводится подготовка проектов документов территориального планирования (схем территориального планирования, генеральных планов поселений и городских округов). В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации решений в области градостроительной деятельности. На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах, должны быть отображены границы территорий объектов культурного наследия и границы зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики от 6 мая 2009 года № 17-РЗ «О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике» границы территорий объектов культурного наследия, границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Правительством Удмуртской Республики.

Для разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия необходимы исследования в целях установления исторических границ, межевание территории, установление правообладателей земельных участков, на которых расположены объекты, разработка проектной документации.

В настоящее время в связи с отсутствием в Удмуртии установленных границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия нормативные требования охраны объектов культурного наследия в градостроительных документах не учтены. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о землях историко-культурного назначения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ограничены в обороте. В результате в республике происходит предоставление земельных участков с расположенными на них объектами культурного наследия, на них проводятся хозяйственные работы, разрушающие объекты культурного наследия.

Отсутствие установленных границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон влечет за собой:

несоответствие градостроительной документации нормам об охране объектов культурного наследия;

невозможность регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

невозможность оформления паспортов на объекты культурного наследия;

отсутствие в земельном кадастре сведений о землях, подлежащих отнесению к категории земель особо охраняемых территорий;

предоставление гражданам и организациям земельных участков с расположенными на них объектами культурного наследия, отсутствие обременений (ограничений), возлагаемых на собственников (пользователей) при пользовании земельными участками с расположенными на них объектами культурного наследия.

III. Социально-экономическая значимость проблемы для населения

Удмуртской Республики

Социально-экономическая значимость мероприятий Программы будет состоять в повышении социальной роли культуры в обществе, а именно:

- укреплении единого культурного и информационного пространства Удмуртской Республики;

- создании благоприятных условий для творческой деятельности;

- увеличении доступности и разнообразия предлагаемых населению услуг и информации в сфере культуры;

- активизации экономических процессов развития культуры;

- обеспечении потребности населения республики в социально значимой литературе, необходимой для удовлетворения этноязыковых запросов граждан и решения задач в области воспитания, образования, науки и культуры;

- рациональном использовании бюджетных средств.

Реализация комплекса мероприятий Программы позволит создать условия для дальнейшего развития национальных культур народов, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»