ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 июня 2009 года N 525-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА УДМУРТИИ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", в целях развития культуры в Удмуртской Республике:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010 - 2014 годы)".

2. Определить Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики заказчиком и разработчиком проекта республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010 - 2014 годы)".

3. Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики в срок до 15 июля 2009 года представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010 - 2014 годы)".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 29 июня 2009 года N 525-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА УДМУРТИИ (2010 - 2014 ГОДЫ)"

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики

Концепция республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010 - 2014 годы)" (далее - Концепция) призвана решить задачу обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и основывается на:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р;

Федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740;

Законе Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики";

Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы;

Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года;

Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы, утвержденном распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2008 года N 926-р.

Настоящая Концепция определяет основные способы решения проблем отрасли "Культура" в условиях недостаточного уровня бюджетного финансирования. В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы решение данной проблемы предусмотрено программно-целевым методом.

Поддержка культуры является ключевым фактором гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, обеспечения возможности доступа к национальным и мировым культурным ценностям. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, деятельность Правительства Удмуртской Республики в данной области будет направлена на реализацию следующих приоритетов:

обеспечение для граждан Удмуртии равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным и информационным ценностям;

создание условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры и образования, в сфере культуры и искусства;

сохранение и популяризация культурного наследия;

развитие библиотечного дела;

совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что проблемы, предлагаемые к решению посредством разработки и принятия республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2010 - 2014 годы)", и ее цели соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики.


II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

На территории Удмуртской Республики действуют 1407 учреждений культуры и искусства, в том числе 15 театров и концертных организаций, 57 детских школ искусств, 569 библиотек, 30 музеев, 3 профессиональных образовательных учреждения и 731 культурно-досуговое учреждение, зоопарк, цирк. На государственной охране состоят 382 объекта культурного наследия, из них регионального значения 343 объекта и 39 объектов, отнесенных к категории объектов федерального значения.

Сохранена доступность всех учреждений культуры для населения.

Ежегодно выпускается свыше 20 новых театральных постановок и 50 концертных программ, проводятся крупные республиканские фестивали: музыкальный фестиваль, посвященный П.И. Чайковскому, "Молодые таланты России на родине П.И. Чайковского", "Театральная весна". Профессиональные коллективы представляют искусство Удмуртской Республики как в регионах России (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, Кировская область), так и за рубежом.

За последние годы уровень количества посещений музеев республики превысил 700 тысяч человек. Музеи организуют и проводят свыше 15 тысяч экскурсий, 2 тысяч лекций и мероприятий, более 500 выставок. Ежегодный прирост фондовых коллекций составляет в среднем 3,3%.

Общий документный фонд общедоступных библиотек республики насчитывает более 6 млн. 500 тыс. единиц хранения, в том числе документов на магнитных и электронных носителях. Число зарегистрированных пользователей составляет 627 тыс. человек, что составляет 41% населения республики. Ежегодная посещаемость общедоступных библиотек республики составляет более 5 млн. 500 тыс. пользователей. В библиотеках республики создано более 50 информационных центров.

Остается устойчивой тенденция развития любительского творчества. За прошедший период стали знаковыми событиями фестивали этнической культуры "Новая песня древней земли" и "Воршуд" ("Святыня рода"). Продолжено формирование сети муниципальных домов ремесел, их участие в региональных и международных выставках декоративно-прикладного искусства.

Произошли изменения в сфере подготовки специалистов: статус колледжа присвоен Удмуртскому республиканскому училищу культуры и Республиканскому музыкальному училищу.

Вместе с тем задачи, поставленные перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме. Серьезным препятствием в их реализации остается недостаточное бюджетное финансирование. Возможность увеличения доходов учреждений культуры и искусства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ограничена недостаточной оснащенностью материальной базы.

Требуют безотлагательного решения вопросы капитального ремонта зданий Государственного театра оперы и балета, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств (со строительством пристроя фондохранилища), второй очереди реконструкция Государственного национального театра (строительство пристроя), реконструкция ДК "Ижмаш" под Государственный русский драматический театр им. В.Г. Короленко, реконструкция здания Национальной библиотеки Удмуртской Республики. Необходимо осуществлять ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Театрально-концертные организации нуждаются в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют высокий износ, оборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства.

Требуют реставрации более 90 тысяч музейных предметов. В начальной стадии находится создание единого электронного каталога Музейного фонда Удмуртской Республики для обеспечения свободного доступа к культурным ценностям различных категорий населения. Отсутствует необходимое пополнение фондов библиотек литературой, способной удовлетворить профессиональные, образовательные, информационные потребности населения Удмуртской Республики. Недостаточное государственное финансирование сказалось на национальном книгоиздании. Согласно данным ФГУ "Российская книжная палата" за 2007 год в Удмуртии было издано 11 названий книг на удмуртском языке (из них учебников - 6 названий), что составляет 6% от общего количества книг, изданных в республике (их тираж составил 14,6% от совокупного тиража республиканских изданий).

Практически все дома культуры и клубы, учреждения дополнительного художественного образования нуждаются в техническом оснащении (переоснащении).

Проблемы в отрасли "Культура" в Удмуртской Республике не могут быть решены в условиях текущего бюджетного финансирования без дополнительной государственной поддержки.

Реализация государственной политики в области культуры и искусства программно-целевыми методами в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего развития отрасли и позволит добиться поставленных целей и задач.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ по конкретным мероприятиям, предотвратить их распыление и привлечь дополнительные средства.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:

создание условий для развития культуры и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального искусства;

укрепление единого культурного и информационного пространства Удмуртской Республики;

доступность и разнообразие предлагаемых населению услуг и информации в сфере культуры;

сохранение нематериального культурного наследия и поддержку народного художественного творчества;

повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества;

активизацию экономических процессов развития культуры и рациональное использование бюджетных средств.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Отказ от использования программно-целевого метода приведет к негативным последствиям:

дефицит творческих лидеров и управленческих кадров, владеющих театральным и концертным маркетингом, менеджментом и фандрайзингом;

разбалансированность и неукомплектованность театральных и концертных трупп по возрастному составу и по амплуа;

снижение общественного статуса специалистов в области культуры и их низкая социальная защищенность;

сокращение книгообеспеченности в республике и обновляемости библиотечных фондов;

необеспечение сохранности и пополнения уникальных музейных коллекций;

потеря части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации и финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;

постепенная утрата культурных традиций народов, проживающих на территории Удмуртии;

ухудшение материально-технической базы учреждений культуры, образования в сфере культуры и искусства, полиграфических предприятий и средств массовой информации.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Анализ состояния и развития культурной деятельности в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основных проблем отрасли:

1. Отказ от использования программно-целевого метода.

Данный вариант является инерционным. При его реализации стабильное поступательное развитие культуры и активизация творческой деятельности учреждений культуры Удмуртии могут быть осуществлены только при условии увеличения притока финансовых средств извне. В ситуации мирового финансового кризиса привлечение внебюджетных источников финансирования является проблематичным. Основные риски реализации данного варианта обусловлены незначительным объемом частных вливаний в сферу культуры. При отсутствии Программы и применения программно-целевого метода не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Удмуртской Республики.

При реализации отдельных мероприятий, направленных на развитие культуры в Удмуртской Республике, без использования программно-целевого метода будет обеспечен определенный уровень поддержки и стимулирования деятельности культуры в Удмуртской Республике при отсутствии системного подхода к реализации государственной поддержки культуры.

2. Реализация программно-целевого метода для обеспечения развития культурной деятельности в Удмуртской Республике в полном объеме.

Указанный вариант предполагает реализацию мероприятий Программы, разработанной на базе настоящей Концепции, в полном объеме.

К положительным сторонам данного варианта можно отнести сохранение научного и творческого потенциала республики, позитивный опыт реализации республиканской целевой программы "Культура Удмуртии (2006 - 2009 годы)". Активный путь решения проблемы позволит привлечь средства федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Реализация предлагаемой Программы позволит обеспечить ускорение темпов развития культуры, создание условий для сохранения культурного наследия, развитие традиционных художественных направлений, внедрение информационных технологий, осуществить обновление материально-технической базы учреждений культуры.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа предусматривает достижение целей к концу 2014 года. Этапом реализации Программы определяется один календарный год. По итогам каждого этапа проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы будет происходить в соответствии с утвержденным Планом мероприятий.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Основная цель Программы - обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, образование в сфере культуры, доступ к культурным ценностям.

Повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, является важной задачей. На ее реализацию направлено выполнение мероприятий по развитию организаций культуры, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений культуры, обновление библиотечных фондов, создание новых постановок в театрах, экспозиционно-выставочных работ в музеях, пополнение репертуаров оркестров и концертных коллективов.

Политика в сфере культуры Удмуртской Республики, направленная на достижение поставленной цели, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

1. Создание условий для сохранения, пополнения и экспонирования музейного фонда, обеспечения библиотек книжными изданиями, осуществление модернизации музейной и библиотечной деятельности.

Будет реализован комплекс мер по развитию библиотечного дела в Удмуртской Республике. Продолжится деятельность, направленная на развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации и модернизацию деятельности библиотек за счет внедрения новейших информационных технологий, комплектование библиотечных фондов библиотек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»