ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 июля 2009 года № 181
Об утверждении республиканской целевой программы
«Государственная поддержка создания и развития системы переработки и
захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»
(с изменениями на 15 апреля 2013 года)
_______________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 1 августа 2011 года № 265
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 30 июля 2012 года № 326
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 8 октября 2012 года № 458
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162
_______________________________________________________________________________
В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена постановлением
Правительства Удмуртской Республики
от 06 июля 2009 года № 181
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию); государственные (автономные) учреждения Удмуртской Республики (по согласованию); проектные и строительные организации и иные организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Цели Программы | Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения на основе комплексного системного подхода, включающего в себя разработку нормативно-правовых, экономических, организационных и иных условий оптимизации управления в сфере деятельности по обращению с отходами производства и потребления |
Задачи Программы | 1. Разработка и организация системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления. 2. Формирование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления. 3. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами производства и потребления. 4. Создание эффективной системы сбора и переработки отходов, подлежащих вторичной переработке. 5. Строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов для размещения отходов производства и потребления по кустовому принципу. 6. Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов. 7. Формирование экологической культуры населения через систему экологического воспитания и просвещения |
Целевые индикаторы Программы (в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162) | 1. Доля использования и обезвреживания (утилизации) отходов, %. 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн. 3. Количество несанкционированных свалок, единиц. 4. Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц. 5. Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство новых кустовых полигонов по захоронению отходов, единиц. 6. Количество разработанной проектно-сметной документации на строительство мусоросортировочных станций, единиц |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы: 2010 - 2014 годы, в том числе: первый этап - 2010 - 2011 годы; второй этап - 2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 15 апреля 2013 года № 162) | Общий объем финансирования составляет - 353,805 млн. рублей, в том числе: за счет средств бюджета Удмуртской Республики -189,805 млн. рублей, из них: 2010 год - 0,600 млн. рублей; 2011 год - 4,005 млн. рублей; 2012 год - 35,00 млн. рублей; 2013 год - 40,00 млн. рублей; 2014 год - 110,200 млн. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию) - 64,0 млн.рублей; за счет иных источников (в соответствии с законодательством) - 100 млн. рублей. Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. Предполагаемые объемы финансирования из бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и иных источников (в соответствии с законодательством) носят ориентировочный характер. В рамках Программы муниципальным образованиям в Удмуртской Республике могут предоставляться субсидии за счет средств бюджета Удмуртской Республики при условии их долевого участия за счет средств местных бюджетов в финансировании соответствующих мероприятий Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Создание не менее 340 новых рабочих мест. 2. Увеличение коэффициента извлечения вторичного сырья до 15%. 3. Увеличение количества извлеченного вторичного сырья от общего объема образующихся отходов до 120 тыс. тонн. 4. Привлечение инвестиций в экономику Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей. 5. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики в размере 100 млн. рублей. 6. Увеличение степени использования и обезвреживания (утилизации) отходов на 8%. 7. Возврат в хозяйственный оборот 108 га сельскохозяйственных земель. |
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ «О программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы», в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.
Термины и определения, используемые в Программе, даны в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, ее эстетический ландшафтный облик.
Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м(3) или 1 млн. тонн, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.
В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп, термометров.
Однако в целом по республике на сегодняшний момент сложилась низко - эффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3 % от общего объема, и трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.
Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:
- первый уровень - городские округа в Удмуртской Республике (далее - городские округа);
- второй уровень - поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов (далее - районные центры);
- третий уровень - сельские поселения в Удмуртской Республике (далее - сельские поселения).
На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск - Воткинск - Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.
В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором и большого количества несанкциони-рованных свалок около садоводческих массивов.
Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:
- несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;
- отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
- наличие большого количества несанкционированных свалок;
- отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.
Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:
- стихийного образования свалок в республике без учета норм природоохранного законодательства;
- отведения земельных участков под свалки постановлениями глав местного самоуправления без учета экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;
- отсутствия учета образования и движения отходов производства и потребления.
Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.
Для решения проблем, связанных с постоянным ростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок, несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим и санитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов, с созданием сети мусоросортировочных станций.
В рамках реализации Программы территория Удмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новых кустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных в Программу в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустам проводилось по следующим критериям:
привязка кустовых полигонов к крупным населенным пунктам республики;
территориальный признак - расстояние от мусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.
Цель создания данной системы состоит в снижении затрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов в каждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.
Внедрение данной системы в рамках проекта позволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалок районных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихся отходов на одном кустовом полигоне за счет создания сети мусоросортировочных станций.
Реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка проектно-сметной документации на строительство кустовых полигонов и мусоросортировочных станций;
2) строительство кустовых полигонов по захоронению отходов. Программой предусмотрено строительство 5-ти новых полигонов в городах Можге и Сарапуле, в селе Якшур-Бодья, в поселках Игра и Ува. Предполагается строительство полигона в городе Камбарке.(в ред. постановления Правительства УР от 30 июля 2012 года № 326) Строительство новых кустовых полигонов вызвано:
- исчерпанием мощностей по захоронению отходов на свалках городов Можги и Сарапула;
- нехваткой мощности существующей свалки поселка Ува на захоронение значительного объема отходов в рамках кустового полигона;
- наличием разработанных и прошедших государственную экспертизу проектов на строительство новых полигонов для села Якшур-Бодья и поселка Игра;
3) строительство мусоросортировочных станций по сортировке отходов с целью извлечения вторичного сырья и сокращения объемов отходов, поступающих на свалки и полигоны. Программой предусмотрено строительство 23 мусоросортировочных станций, из которых 15 планируется построить в районных центрах республики, 8 - на кустовых полигонах.
Строительство мусоросортировочных станций предполагает закрытие существующих свалок ТБО в сельских поселениях и районных центрах Удмуртской Республики. Сбор отходов в сельских поселениях будет производиться на площадках временного накопления отходов (контейнерных или бетонированных). Отходы, собираемые от районного центра и сельских поселений, вывозятся на мусоросортировочные станции, где производится сортировка отходов с выделением вторичного сырья. Остатки отходов от сортировки вывозятся для захоронения на кустовой полигон специализированным транспортным средством.
Мусоросортировочные станции на кустовых полигонах предназначены для сортировки отходов, поступающих от населенного пункта (города и городского округа, поселка), в котором расположен полигон.
Оснащение мусоросортировочных станций производится технологическим и техническим оборудованием, необходимым для сортировки, прессования и транспортирования отходов.
Оставшиеся свалки и полигоны, включенные в проект в качестве кустовых, подлежат обустройству с целью приведения их состояния в соответствие с нормами природоохранного законодательства. Разработка проектов и финансирование работ по обустройству производится за счет организаций, эксплуатирующих данные объекты.
Создание эффективной системы управления отходами производства и потребления невозможно без формирования в республике нормативно-правовой и методической базы, регулирующей процесс обращения с отходами. В настоящее время нормативно - правовая база в данной области отсутствует. В соответствии с федеральным законодательством необходимо разработать и утвердить нормативные правовые акты Удмуртской Республики, в том числе регулирующие:
- порядок и правила обращения с отходами, в том числе определения способа сбора, хранения, обезвреживания, размещения, переработки и утилизации отходов на территории республики;
- положение о субсидировании процентной ставки по кредитам, а также части лизинговых платежей, полученным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями-производителями товаров, работ, услуг (переработчиками отходов);(в ред. постановления Правительства УР от 1 августа 2011 года № 265)
- создание республиканской системы обеспечения населения информацией об обращении с отходами производства и потребления.
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории Удмуртской Республики, так как без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
Реализация мероприятий по экологическому воспитанию и просвещению предусматривает разработку концепции реализации комплекса мероприятий с целью формирования единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами на территории Удмуртской Республики, включающей в себя:
- организацию обучающих семинаров и тренингов с целью повышения эффективности взаимодействия предприятий и органов исполнительной власти Удмуртской Республики в области обращения с отходами;
- издание методических пособий, справочной литературы, периодических экологических изданий, рекламно-информационной продукции (буклеты, плакаты, листовки, социальная экологическая реклама);
- разработку проектов постоянных телепередач, радиопередач, рекламных роликов, документальных фильмов об охране природы;
- организацию службы общественных инспекторов по охране окружающей среды в Удмуртской Республике.
Количество мероприятий (семинаров, методических пособий, телепередач и т.д.) в рамках формирования единой системы экологического воспитания и просвещения в сфере обращения с отходами определяется целевыми индикаторами Программы.
Удмуртская Республика располагает значительным промышленным потенциалом. На ее территории сосредоточено большое количество предприятий различных отраслей: нефтедобычи, транспортировки нефти, машиностроения и металлообработки, металлургии, электроэнергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности и других отраслей. Наряду с этим в республике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.
Таким образом, можно сделать вывод о ежегодном образовании в республике большого количества промышленных отходов.
При подготовке Программы, с целью минимизации негативного влияния промышленных отходов на окружающую природную среду и здоровье населения, был проведен анализ структуры отходов, образующихся во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве Удмуртской Республики, по результатам которого все отходы были условно разделены на две группы:
- первая группа - перерабатываемые отходы. К данной группе относятся те отходы, для которых на сегодняшний момент имеются мощности по их переработке и использованию на территории Удмуртской Республики;
- вторая группа - неутилизируемые «проблемные» виды отходов. Группа представлена отходами, для которых в настоящее время на территории республики отсутствуют мощности по сбору и переработке, а транспортирование данных отходов для переработки в другие субъекты Российской Федерации является экономически нецелесообразным. Текущее накопление данных видов отходов на площадках промышленных предприятий представляет угрозу загрязнения окружающей среды.