ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 августа 2008 года N 760-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

(в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)

В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

(в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)

2. Утвердить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

(в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)

3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" и в срок до 1 июня 2009 года представить его на утверждение Правительства Удмуртской Республики.

(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 18 августа 2008 года N 760-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия предлагаемых к решению проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы "Государственная поддержка по развитию системы переработки и захоронения отходов Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Сложившаяся в Удмуртской Республике ситуация в области обращения с отходами производства и потребления ведет к прогрессирующему загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет угрозу здоровью населения республики.

Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 700 тыс. тонн, или 2,8 млн. куб. м, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. Сложившаяся неблагоприятная ситуация обусловлена многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3% от общего объема, и, как следствие, трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного отбора.

В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2007 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.

Удмуртская Республика располагает значительным промышленным потенциалом, на ее территории сосредоточено значительное количество предприятий различных отраслей промышленности: нефтедобывающая, машиностроение и металлообработка, металлургия, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая и другие. Кроме того, в республике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.

Анализ структуры образующихся отходов в отраслях промышленности, сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере Удмуртской Республики выявил перечень проблемных видов отходов, вопрос утилизации и переработки которых до настоящего времени не решен.

Данные отходы характеризуются как неутилизируемые и подразделяются по местам образования:

1. Машиностроение и металлообработка:

- гальванические шламы;

- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

- отходы лакокрасок;

- смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ).

В течение многих лет на территории предприятий машиностроения накапливаются токсичные гальванические шламы (270 т/год), содержащие такие тяжелые металлы, как хром, никель, свинец, медь, кадмий и другие. Несмотря на вред, наносимый тяжелыми металлами окружающей среде, их переработка в настоящее время не ведется, и продолжается процесс захоронения гальваношламов на свалках.

Подобная ситуация наблюдается и по проблеме утилизации легковоспламеняющихся жидкостей (220 т/год), смазочно-охлаждающих жидкостей (650 т/год) и отходов лакокраски (320 т/год). Все указанные отходы относятся к повышенному классу опасности для окружающей природной среды.

2. Электроэнергетика:

- золошлаки ТЭЦ.

Ежегодное образование золошлаков на предприятиях электроэнергетики составляет 14 тыс. тонн, на сегодняшний день на предприятиях отрасли накоплено свыше 800 тыс. тонн данных отходов.

3. Нефтедобывающая промышленность:

- нефтешламы.

Образование отходов происходит на каждом этапе добычи нефти. Данные отходы характеризуются многокомпонентностью и токсичностью по отношению к окружающей среде и человеку. Одним из основных загрязнителей окружающей среды нефтедобывающей промышленности являются нефтешламы (22500 т/год). В настоящее время в республике существует большое количество нефтяных амбаров, отходы, накопленные в них, способствуют загрязнению нефтепродуктами подземных вод, являющихся источниками питьевого водоснабжения некоторых районов республики.

4. Транспорт:

- отработанные покрышки;

- отработанные масла.

Неблагоприятная обстановка складывается и с отходами транспортного комплекса в части утилизации отработанных масел и автопокрышек. Отработанные масла (10000 т/год) представляют большую угрозу загрязнения нефтепродуктами поверхностных вод и почв. Отработанные покрышки (8000 т/год) вследствие их низкой биоразлагаемости приводят к захламлению прилегающих к городам и поселкам территорий.

5. Сельское хозяйство:

- отходы животноводческого и птицеводческого комплексов (навоз, помет);

- отходы от убоя скота, трупы павших животных.

Ежегодно в животноводческих и птицеводческих хозяйствах республики образуются сотни тысяч тонн навоза и помета. Складирование данных отходов производится на необорудованных площадках, вследствие этого во время дождей и снеготаяния фекальные продукты попадают в водоемы, загрязняя их.

Другая проблема животноводческого и птицеводческого комплексов - трупы животных и птицы (3400 т/год), а также отходы убоя и переработки животных и птиц. В настоящее время трупы животных и птицы размещаются в ямах Беккера, которые располагаются на территории свалок, а зачастую просто закапываются в землю в скотомогильники, не отвечающие санитарно-ветеринарным требованиям, тем самым создавая прямую угрозу здоровью населения, а также заражения болезнетворными организмами почвы, подземных и поверхностных вод.

6. Здравоохранение:

- медицинские отходы.

Специфичность отходов лечебно-профилактических учреждений (150 т/год) заключается в недопустимости их захоронения на свалках твердых бытовых отходов в связи с возможным содержанием в отходах возбудителей инфекционных заболеваний.

Немаловажной проблемой для городов является отсутствие специализированных площадок для накопления снега от уборки улиц. Вывозимый снег содержит песчано-солевую смесь и химические реагенты, а также нефтепродукты и тяжелые металлы. Отсутствие площадок приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод и почв нефтепродуктами, солями тяжелых металлов.

Также в республике остро стоит проблема утилизации хозфекальных отходов из выгребных ям. Проблема отходов из выгребных ям заключается в их высокой инфекционной способности по отношению к человеку. Данная проблема наиболее актуальна для сельских населенных пунктов, где в подавляющем большинстве нет очистных сооружений, и отходы либо сливаются в ближайший водоем, либо размещаются на свалках.

Проблемы системы обращения с отходами производства и потребления не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Удмуртской Республики, а также возрастающее негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Эти подходы являются комплексными, требуют согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития системы обращения с отходами производства и потребления.

Программно-целевой метод обоснован, прежде всего:

- значимостью накопившихся проблем;

- невозможностью решения проблем в короткие сроки;

- необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;

- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.

Наличие Программы позволит организовать работу по привлечению средств бюджета Удмуртской Республики, бюджета муниципальных образований и внебюджетных источников.

Программно-целевой метод дает возможность достижения целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


Исходя из вышеперечисленных проблем, связанных с отходами, можно сделать прогноз развития ситуации в области обращения с отходами производства и потребления:

1) резкое ухудшение экологического и технологического состояния свалок городов и районов Удмуртской Республики;

2) ускоренное исчерпание мощностей для захоронения городских отходов;

3) рост несанкционированных мест размещения отходов (свалок), отчуждение новых территорий; рост неконтролируемого процесса удаления отходов;

4) загрязнение подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;

5) рост потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Возможные варианты решения сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления с использованием программно-целевого метода:

1. Нормативно-правовое направление:

- применение организационно-управленческих, правовых, нормативных и контрольных регуляторов;

- методическое и научное сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений.

2. Информационно-аналитическое направление:

- ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Удмуртской Республики;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;

- внедрение логистических принципов процесса обращения с отходами.

3. Инвестиционное направление:

- повышение инвестиционной привлекательности проектов в области обращения с отходами;

- концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий.

4. Технологическое направление:

- внедрение современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных, отходов сельского хозяйства и здравоохранения;

- внедрение пилотного проекта оптимизации системы сбора и переработки вторичного сырья;

- внедрение пилотного проекта оптимизации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу;

- ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»