РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 августа 2008 года N 760-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)
В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
(в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)
2. Утвердить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
(в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)
3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" и в срок до 1 июня 2009 года представить его на утверждение Правительства Удмуртской Республики.
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2009 N 219-р)
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
Концепция республиканской целевой программы "Государственная поддержка по развитию системы переработки и захоронения отходов Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.
Сложившаяся в Удмуртской Республике ситуация в области обращения с отходами производства и потребления ведет к прогрессирующему загрязнению окружающей природной среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет угрозу здоровью населения республики.
Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 700 тыс. тонн, или 2,8 млн. куб. м, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. Сложившаяся неблагоприятная ситуация обусловлена многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3% от общего объема, и, как следствие, трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного отбора.
В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2007 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Удмуртская Республика располагает значительным промышленным потенциалом, на ее территории сосредоточено значительное количество предприятий различных отраслей промышленности: нефтедобывающая, машиностроение и металлообработка, металлургия, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая и другие. Кроме того, в республике имеются крупные предприятия агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.
Анализ структуры образующихся отходов в отраслях промышленности, сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере Удмуртской Республики выявил перечень проблемных видов отходов, вопрос утилизации и переработки которых до настоящего времени не решен.
Данные отходы характеризуются как неутилизируемые и подразделяются по местам образования:
1. Машиностроение и металлообработка:
- гальванические шламы;
- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- отходы лакокрасок;
- смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ).
В течение многих лет на территории предприятий машиностроения накапливаются токсичные гальванические шламы (270 т/год), содержащие такие тяжелые металлы, как хром, никель, свинец, медь, кадмий и другие. Несмотря на вред, наносимый тяжелыми металлами окружающей среде, их переработка в настоящее время не ведется, и продолжается процесс захоронения гальваношламов на свалках.
Подобная ситуация наблюдается и по проблеме утилизации легковоспламеняющихся жидкостей (220 т/год), смазочно-охлаждающих жидкостей (650 т/год) и отходов лакокраски (320 т/год). Все указанные отходы относятся к повышенному классу опасности для окружающей природной среды.
2. Электроэнергетика:
- золошлаки ТЭЦ.
Ежегодное образование золошлаков на предприятиях электроэнергетики составляет 14 тыс. тонн, на сегодняшний день на предприятиях отрасли накоплено свыше 800 тыс. тонн данных отходов.
3. Нефтедобывающая промышленность:
- нефтешламы.
Образование отходов происходит на каждом этапе добычи нефти. Данные отходы характеризуются многокомпонентностью и токсичностью по отношению к окружающей среде и человеку. Одним из основных загрязнителей окружающей среды нефтедобывающей промышленности являются нефтешламы (22500 т/год). В настоящее время в республике существует большое количество нефтяных амбаров, отходы, накопленные в них, способствуют загрязнению нефтепродуктами подземных вод, являющихся источниками питьевого водоснабжения некоторых районов республики.
4. Транспорт:
- отработанные покрышки;
- отработанные масла.
Неблагоприятная обстановка складывается и с отходами транспортного комплекса в части утилизации отработанных масел и автопокрышек. Отработанные масла (10000 т/год) представляют большую угрозу загрязнения нефтепродуктами поверхностных вод и почв. Отработанные покрышки (8000 т/год) вследствие их низкой биоразлагаемости приводят к захламлению прилегающих к городам и поселкам территорий.
5. Сельское хозяйство:
- отходы животноводческого и птицеводческого комплексов (навоз, помет);
- отходы от убоя скота, трупы павших животных.
Ежегодно в животноводческих и птицеводческих хозяйствах республики образуются сотни тысяч тонн навоза и помета. Складирование данных отходов производится на необорудованных площадках, вследствие этого во время дождей и снеготаяния фекальные продукты попадают в водоемы, загрязняя их.
Другая проблема животноводческого и птицеводческого комплексов - трупы животных и птицы (3400 т/год), а также отходы убоя и переработки животных и птиц. В настоящее время трупы животных и птицы размещаются в ямах Беккера, которые располагаются на территории свалок, а зачастую просто закапываются в землю в скотомогильники, не отвечающие санитарно-ветеринарным требованиям, тем самым создавая прямую угрозу здоровью населения, а также заражения болезнетворными организмами почвы, подземных и поверхностных вод.
6. Здравоохранение:
- медицинские отходы.
Специфичность отходов лечебно-профилактических учреждений (150 т/год) заключается в недопустимости их захоронения на свалках твердых бытовых отходов в связи с возможным содержанием в отходах возбудителей инфекционных заболеваний.
Немаловажной проблемой для городов является отсутствие специализированных площадок для накопления снега от уборки улиц. Вывозимый снег содержит песчано-солевую смесь и химические реагенты, а также нефтепродукты и тяжелые металлы. Отсутствие площадок приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод и почв нефтепродуктами, солями тяжелых металлов.
Также в республике остро стоит проблема утилизации хозфекальных отходов из выгребных ям. Проблема отходов из выгребных ям заключается в их высокой инфекционной способности по отношению к человеку. Данная проблема наиболее актуальна для сельских населенных пунктов, где в подавляющем большинстве нет очистных сооружений, и отходы либо сливаются в ближайший водоем, либо размещаются на свалках.
Проблемы системы обращения с отходами производства и потребления не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Удмуртской Республики, а также возрастающее негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Эти подходы являются комплексными, требуют согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития системы обращения с отходами производства и потребления.
Программно-целевой метод обоснован, прежде всего:
- значимостью накопившихся проблем;
- невозможностью решения проблем в короткие сроки;
- необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;
- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.
Наличие Программы позволит организовать работу по привлечению средств бюджета Удмуртской Республики, бюджета муниципальных образований и внебюджетных источников.
Программно-целевой метод дает возможность достижения целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.
Исходя из вышеперечисленных проблем, связанных с отходами, можно сделать прогноз развития ситуации в области обращения с отходами производства и потребления:
1) резкое ухудшение экологического и технологического состояния свалок городов и районов Удмуртской Республики;
2) ускоренное исчерпание мощностей для захоронения городских отходов;
3) рост несанкционированных мест размещения отходов (свалок), отчуждение новых территорий; рост неконтролируемого процесса удаления отходов;
4) загрязнение подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
5) рост потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.
Возможные варианты решения сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления с использованием программно-целевого метода:
1. Нормативно-правовое направление:
- применение организационно-управленческих, правовых, нормативных и контрольных регуляторов;
- методическое и научное сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений.
2. Информационно-аналитическое направление:
- ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Удмуртской Республики;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами;
- внедрение логистических принципов процесса обращения с отходами.
3. Инвестиционное направление:
- повышение инвестиционной привлекательности проектов в области обращения с отходами;
- концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий.
4. Технологическое направление:
- внедрение современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных, отходов сельского хозяйства и здравоохранения;
- внедрение пилотного проекта оптимизации системы сбора и переработки вторичного сырья;
- внедрение пилотного проекта оптимизации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу;
- ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель.