ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2000 года № 615

О демонополизации и развитии конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве Удмуртской Республики в 2000-2003 годах

  

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года № 1613 «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы», а также в целях дальнейшего развития процессов реформирования жилищно-коммунального хозяйства, снижения издержек на жилищно-коммунальные услуги, улучшения качества обслуживания и повышения эффективности использования финансовых средств  Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Основные направления демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве Удмуртской Республики на 2000-2003 годы (далее Основные направления).

2. Рекомендовать администрациям городов и районов Удмуртской Республики использовать Основные направления в реформировании жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

Первый заместитель Председателя Правительства
      Удмуртской Республики
     Ю.С. Питкевич


Утверждены
постановлением Правительства
      Удмуртской Республики
     от 26.06.2000 г. № 615

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2000 - 2003 ГОДАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Основные направления демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Удмуртской Республики на 2000-2003 годы (далее именуются - Направления) разработаны на основе концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года № 1613 «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».

2. Основной целью реализации Направлений является повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) и выполняемых работ в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее ЖКХ), снижение издержек и, соответственно, тарифов и цен. Это может быть достигнуто путем создания условии для формирования конкурентной среды и осуществления антимонопольного регулирования в сфере ЖКХ.

3. Направления устанавливают основные принципы демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКУ в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы.

4. При демонополизации отраслей ЖКХ в муниципальных образованиях необходимо учитывать следующие требования:

- комплексный подход к структурной перестройке отрасли;

- дифференцированный подход к демонополизации подотраслей ЖКХ;

- ориентация на обеспечение максимально возможной конкуренции хозяйствующих субъектов и защиту прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг;

- равенство предприятий ЖКХ всех форм собственности;

- взаимосвязь мероприятий, осуществляемых в рамках федеральной, региональных и местных программ демонополизации;

- контроль взаимосвязи процесса демонополизации и качества услуг ЖКХ;

- обеспечение гласности проводимых мероприятий.

5. Направлениями предусматривается:

- реформирование органов управления ЖКХ на местном уровне;

- завершение перехода к договорным отношениям между субъектами жилищно-коммунальной деятельности: собственником, потребителем, заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;

- организация обслуживания муниципальной собственности и выполнения работ на конкурсной основе;

- создание предпосылок к организации управления объектами ЖКХ на конкурсной основе;

- создание предпосылок для появления слоя собственников жилья и их объединений с целью совместного управления жильём (товариществ собственников жилья);

- принятие мер по равноправию предприятии ЖКХ всех форм собственности;

- организацию информационного обеспечения мероприятий, предусмотренных Направлениями;

- регулирование деятельности естественных локальных монополий.

II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖКХ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Структурные особенности ЖКХ в Удмуртской Республике


Жилищно-коммуиальное хозяйство Удмуртской Республики в своём составе имеет все основные подотрасли: жилищное хозяйство, тепло, -энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, дорожно-мостовое хозяйство, инженерная защита территорий, санитарная очистка, озеленение, техническая инвентаризация, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги.

За последние годы значительно изменилась ситуация с правом собственности на объекты ЖКХ. В республике приватизировано около 50% жилищного фонда. объекты ЖКХ в основном муниципальные, активно идет процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность.

Жилищно-коммунальной деятельностью в Удмуртии занимаются не менее 160 предприятий, из которых 106 находятся в муниципальной и государственной собственности, остальные в частной или смешанной. Имеются, также. подразделения ЖКХ в составе промышленных предприятии (ведомственные).

Происшедшие в отрасли изменения заложили предпосылки для развтня конкуренции и демонополизации, но к настоящему времени не дали существенных позитивных результатов.

Задачи демонополизации и значительной мере решены в ритуальной деятельности, где существует реальная конкуренция. Это прежде всего обусловлено возможностью получения от потребителей ритуальных услуг наличных денег. В банно-прачечном и гостиничном хозяйстве развитие конкуренции сдерживается невостребованностью услуг и необходимостью дотировать эти отрасли из местных бюджетов. Наряду с этим имеются отдельные примеры успешного функционирования малых частных гостиниц и бань, предоставляющих услуги высокого качества.

Основной задачей Направлений является оказание помощи органам местного самоуправления в демонополизации и создании конкурентной среды на рынке услуг жилищного хозяйства, ресурсоснабжения и благоустройства.

Обобщающей характеристикой ЖКУ является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населённых пунктов. Они предоставляются предприятиями отрасли в виде доведённых до потребителя носителей с определёнными качественными показателями (тепло-, электроэнергия, вода и т.п.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, саночистка и т.д.).

Для отрасли ЖКХ характерны:

- принадлежность к группе жизнеобеспечения;

- социальная значимость;

- низкая заменяемость другими услугами.

В силу технологических особенностей, условий формирования отрасли в Удмуртской Республике предприятия, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями - предприятия водоканала, электроснабжения, теплоснабжения). Это специализированные муниципальные предприятия, как например "Ижводоканал" и "Ижевские электросети" в г. Ижевске, а также многоотраслевые, как например муниципальные предприятия ЖКХ гг. Можги и Камбарки. Многоотраслевые и специализированные предприятия являются, как правило, и производителями и продавцами коммунальных услуг. Одной из особенностей современного этапа является то, что электроэнергию и значительную часть тепловой энергии (а также топливо и воду) муниципальным предприятиям приходится покупать у акционерных обществ, входящих в единую энергосистему Удмуртской Республики и Российской Федерации в целом, являющихся естественными монополистами более высокого уровня.

Предприятия, предоставляющие услуги в виде непосредственно выполняемых работ на объектах (обслуживание жилищного фонда, внешнее благоустройство) тоже могут быть специализированными как, например Дорожное эксплуатационно-ремонтное предприятие г. Ижевска, многопрофильными, как Спецавтохозяйство по благоустройству г. Глазова или многоотраслевыми, как муниципальное предприятие ЖКХ г.Камбарки. В силу сложившихся ранее условий формирования отрасли границы действия этих предприятий определяются границами посёлков, городов, микрорайонов, конкретных улиц. Эти предприятия не имеют пока конкурентов в своей деятельности, обусловленной рыночными принципами, а имеющиеся примеры конкурсов или отборов являются скорее административно навязанными.

Система управления и финансирования ЖКХ в Удмуртской Республике


В Удмуртской Республике основным методом управления ЖКХ является административное воздействие на предприятия. Экономические (рыночные) принципы управления практически не используются. У руководителей органов местного самоуправления до сих пор существует иллюзия, что административным путём можно получить лучшие результаты за меньшие деньги, чем при создании необходимых экономических рыночных механизмов хозяйствования. Поэтому формально созданные в ряде городов и районов Удмуртской Республики службы заказчика (Сарапул, Глазов, Камбарка, Сарапульскпй район) не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи. Пожалуй, только Городское жилищное управление (ГЖУ) Ижевска является службой заказчика в полной мере: имеет договора с подрядными организациями на обслуживание жилищного фонда, заключает договоры найма с жильцами, организует конкурсные отборы на все виды работ. В других городах и районах функции Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, что приводит к совмещению ими функций Заказчика и Подрядчика.

Всё это ведёт к нарушению принципов рыночных отношений, правовой неопределённости взаимоотношений администраций, предприятий и потребителей услуг, отсутствию контроля за качеством предоставляемых услуг, неоправданному завышению тарифов, большим взаимным финансовым задолженностям, неэффективному использованию бюджетных средств.

Финансирование жилищно-коммунальной отрасли в Удмуртии осуществляется в основном из следующих источников:

оплата физических лиц (населения) за предоставленные услуги и выполненные работ;

оплата юридических лиц за предоставленные услуги и выполненные работы;

бюджетное дотирование разности в реальной стоимости услуг и административно установленным уровнем их оплаты;

бюджетное финансирование некоторых видов работ.

Кроме того, частично финансирование идёт за счёт средств предприятий, всё ещё имеющих на балансе объекты ЖКХ.

Особенностью Удмуртии является то, что большинство муниципальных образований, как и вся республика в целом, являются дотационными.

Особенности ЖКХ в Удмуртской Республике


Удмуртская Республика относится к 4 климатической зоне, характеризующейся продолжительной и суровой зимой. Отопительный сезон длиться с середины сентября до середины мая. В связи с этим предоставление некоторых услуг имеет сезонный характер, а значительная часть средств, расходуемых в ЖКХ идёт на подготовку и прохождение отопительного сезона - до 60%. Это, естественно, сказывается на структуре и величине тарифов предоставляемых услуг и стоимости выполняемых работ.

На 01.01.2000 года и жилищно-коммунальном муниципальном хозяйстве было около 13,5 млн.м2 жилья, 300 котельных и 154 центральных тепловых пункта (далее ЦТП), 1009 км тепловых сетей в 2-х трубном исполнении, более 5,5 тыс.км воздушных и кабельных линий электропередачи, 2316 трансформаторных подстанции, 2,5 тыс.км улиц, проездов и дорог, 90 мостов и путепроводов, 2350 км водопроводных сетей. 7 комплексов водоочистки, 450 водопроводных станций, 25 бань и т.д.

В настоящее время около 1млн.кв.м жилищного фонда нуждается в срочном капитальном ремонте, ветхий и аварийный фонд с износом более 65% составляет около 150 тыс.кв.м; 1000 км водопровода нуждаются в замене. 84% водопроводных станций нуждаются в замене насосного оборудования, все комплексы водоочистки требуют капитального ремонта; ежегодной замены требуют 40 км тепловых сетей; вся улично-дорожная сеть нуждается в текущем ремонте, а не менее 300 км - в капитальном, 24% мостов в аварийном состоянии или требуют срочной реконструкции.

Особенностью республики является использование различных видов топлива для котельных и ЦТП - от торфа до природного газа, и, также то, что на территории Удмуртской Республики нет своих запасов дешёвого и эффективного топлива. Большая часть его завозится. Коммунальная теплоэнергетика, все предприятия которой являются муниципальной собственностью, практически полностью зависит от монополистов-поставщиков топлива. Так, уголь, доля которого в общей массе топлива составляет 22,6%, поставляется из Кузбасса Государственным предприятием "Удмуртлестоппром", природный газ, доля которого 59,5% - акционерными обществами "Газпром" и «Межрегионгаз»; мазут и нефть - АО "Удмуртнефть" и частично компанией "Башнефть". Имеется большая зависимость муниципальной коммунальной энергетики от АО "Удмуртэнерго". Так соотношение производимой и покупной теплоэнергии в г.Ижевске составляет 1/38.

Предприятия коммунальной электроэнергетики, хотя и является электроснабжающими организациями, для своих абонентов используют электроэнергию, получаемую от АО "Удмуртэнерго". Муниципальные предприятия электроэнергетики, имеются в городах и рабочих посёлках Удмуртской Республики. В сельских райцентрах таких предприятий нет -электрические сети в основном бесхозяйные.

Основой водных ресурсов Удмуртии является речной сток. Реки Удмуртской Республики относятся к бассейну Камы и Вятки. Их суммарная протяжённость составляет 29,7-гьгс.км. Показатель водности речных бассейнов колеблется от 4 на юге и до 8,5 л/с.кв.м на севере республики. На территории есть 4 крупных пруда общей ёмкостью 179,9 млн.куб. метров. Имеются значительные ресурсы подземных вод питьевого качества. Забор воды из поверхностных источников составляет 89,3%, из подземных - 10,7%. В прошлом году общий забор воды составил 1б4,745 млн.м.куб. Водные объекты значительно загрязнены нефтепродуктами, фонолами, хлоридами, солями тяжёлых металлов и т.п. Основными загрязнителями являются промышленные предприятия, муниципальные системы канализации, сельскохозяйственные и городские ливневые стоки.

80% населения Удмуртской Республики пользуется услугами муниципальных систем водоснабжения, 63,8% - услугами муниципальной канализации. В среднем на городского жителя приходится от 149 до 257 литров воды в сутки, на сельского от 36 до 155 литров воды.

В последние годы наблюдается ухудшение качества воды в наружных водопроводных сетях.

Сооружения по очистке воды и распределительные сети не в состоянии очищать и доставлять воду надлежащего качества. Четверть сетей и оборудования изношено полностью. Очистные сооружения водопровода и канализации не справляются ни с объёмами, ни с загрязнителями, на которые они не были рассчитаны.

Состояние инженерных сетей ЖКХ Удмуртской Республики, жилищного фонда, объектов благоустройства характеризуется нарастающим износом, составляющим от 40 до 70%. Значительная часть сетей и объектов ЖКХ находятся в аварийном состоянии и требуют замены или срочного капитального ремонта (реконструкции). Кроме физического износа, большая часть оборудования является морально устаревшей, не отвечающей современным требованиям. Квалификация обслуживающего персонала оставляет желать лучшего, особенно в райцентрах.

Значительная часть жилищного фонда, не менее 30%, построена в панельном исполнении, характеризующимся высокой теплопотерей и значительными затратами в эксплуатации.

В Удмуртской Республике много населённых пунктов сельского типа, входящих в состав районных муниципальных образований, где условия проживания значительно отличаются от городских. Они характеризуются неразвитостью инженерной инфраструктуры, большей чем в городах изношенностью систем, оборудования, многообразием жилищного фонда с преобладанием частного сектора. В районах обычно одно муниципальное многоотраслевое предприятие ЖКХ совмещает функции Заказчика и Подрядчика.

Надо иметь ввиду, что количество жилья и объектов коммунального назначения увеличивается за счёт приёма в муниципальную собственность имущества сельских предприятий. Это, как правило, крайне запущенное хозяйство, требующее больших затрат на ремонт, замену и эксплуатацию, а также создания новых предприятий (или расширения имеющихся).

Объективная необходимость демонополизации отрасли в Удмуртской Республике


Существующее положение привело к тому, что в Удмуртской Республике ниже среднего среди регионов Российской Федерации уровень обеспечения жилищно-коммунальными услугами. Это создаёт дискомфортные условия проживания, увеличивает социальную напряженность, приводит к другим негативным последствиям.

Приведённый выше анализ показывает, что причины сложившейся ситуации кроются как в принимавшихся (и принимаемых) технологических решениях, так и в организации структуры управления отраслью, нежелании (неспособности) руководителей на местах менять что либо.

Сложившаяся структура управления ЖКХ. характеризующаяся отсутствием конкуренции, эффективного антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий, административным произволом сформировала и продолжает поддерживать эатратную природу функционирования отрасли.

Бюджеты городов и районов не в состоянии оплачивать расходы на эксплуатацию объектов ЖКХ, предприятия имеют огромные кредиторские и дебиторские задолженности, а качество предоставляемых услуг и выполняемых работ с каждым годом ухудшается.

Ситуация, сложившаяся в ЖКХ требует резкого повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что возможно только путем развития рыночных, конкурентных отношений, элементами которых являются конкурсы на получение права выполнения работ или предоставления ЖКУ, договорные отношения, определяющие условия их выполнения или предоставления, общедоступный механизм контроля за выполнением работ и предоставлением услуг.

Актуальность проведения демонополизации отрасли обусловлена необходимостью изменения структуры финансирования отрасли, которое предусматривает поэтапный переход от бюджетного дотирования хозяйствующих субъектов, предоставляющих ЖКУ, к оплате потребителями при условии адресной социальной защиты низкодоходных слоев населения.

Необходимость демонополизации диктуется также изменением отношений собственности, что уже привело к появлению в сфере ЖКХ как предприятий различных форм собственности, так и новых групп собственников - потребителей жилищно-коммунальных услуг.

III. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Демонополизация и создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в городах



Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений:

- конкуренция в сфере управления недвижимостью;

- конкуренция подрядных организации в целях получения заказа на обслуживание жилья.

Одним из возможных направлений для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия организаций собственников жилья, которое достигается, в первую очередь путём создания товариществ собственников жилья (далее ТСЖ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»