ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 от 1З ноября 1997 года № 999

Об утверждении Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики в 1998-2000 годах и на период до 2005 года


В целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, формирования благоприятных экономических, организационных и правовых условии международного сотрудничества и в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 1997 года № 272 "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономической деятельности Удмуртии" Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики в 1998-2000 годах и на период до 2005 года (прилагается).

2. Утвердить рабочую группу по реализации указанной Программы в составе:

Злобин А. Г. - Первый заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, руководитель группы;

Викулов В.А. - министр международных связей Удмуртской Республики, заместитель руководителя группы.

Члены группы:

Аверьянов Е.М. - министр экономики Удмуртской Республики;

Бельтюков В.В. - министр финансов Удмуртской Республики;

Вылегжанин Е.Ю. - президент Удмуртской торгово-промышленной палаты;
     Долгов В.И.
- министр промышленности Удмуртской Республики;

Жуйков В.И. - министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Зайцев М.П. - председатель Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики;

Моржов А.В. - начальник Удмуртской таможни (по согласованию);

Наумов В.Л. - первый заместитель председателя Госкомитета Удмуртской Республики по собственности;

Решетников С.М. - председатель Комитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики:

Шишкин Ф.Ф. - уполномоченный МВЭС РФ по Удмуртской Республике (по согласованию);

Циренщиков В.А. - и.о.председателя Комитета по недрам Удмуртской Республики.

3. Рабочей группе в срок до 1 декабря разработать и утвердить план практических мероприятий по реализации Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики на 1998 год.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
        П.Н.Вершинин


Программа развития
внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики в 1998-2000 годах и на период до 2005 года (утв. постановлением Правительства УР от 13 ноября 1997 г. N 999)



     Раздел I.  Общие положения                                   
     Раздел II. Итоги  и  проблемы  развития   внешнеэкономических  связей Удмуртской Республики
     Основные параметры  и проблемы развития  внешнеторговой  деятельности
     Основные параметры  и проблемы привлечения  иностранных  инвестиций  и  деятельности предприятий  с иностранными               инвестициями
     Раздел III.Основы внешнеторговой стратегии Удмуртской Республики     
     Экспортная деятельность
     Импортная деятельность                                 
     Территориально-географические приоритеты внешнеторговой деятельности
     Организация и техника внешней торговли                 
     Прогнозные оценки  и параметры развития  внешнеторговой  деятельности
     Раздел IV. Основы инвестиционной  и финансовой  стратегии  Удмуртской Республики в сфере ВЭС
     Иностранные инвестиции                                 
     Внутренние  источники   финансирования  мероприятий  по развитию   внешнеэкономического  комплекса   Удмуртской               Республики
      Раздел V.  Мероприятия  по  совершенствованию   механизма  управления внешнеэкономическим комплексом Удмуртской Республики
      Структура управления                                   
      Разграничение полномочий                               
      Нормативно-правовая база                               
      Меры по стимулированию и поддержке ВЭД                 
      Организационно-технические мероприятия                 
      Раздел VI. Развитие  международных  гуманитарных  связей   Удмуртской  Республики

Раздел I.
Общие положения

Основной задачей Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики (далее именуется Программа) является укрепление и качественное преобразование ее внешнеэкономического потенциала в целях стимулирования роста и структурной перестройки регионального хозяйства. Программа рассчитана на период с 1998 по 2005 годы и является важной составной частью среднесрочной Программы социально-экономического развития Удмуртии.

Значимость настоящей Программы обуславливается неуклонным повышением роли внешнеэкономической деятельности в хозяйственной жизни Республики. В последнее время темпы роста экспорта существенно опережают динамку валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства в регионе, в том числе за период 1995-1996 гг. объемы зарубежных поставок возросли на две трети, тогда как выпуск промышленной продукции сократился более чем на четверть. Соответственно экспортная квота в ВВП Республики увеличилась с l3% в 1994 году до 18% в 1996 году, приблизившись к среднероссийскому уровню.

В условиях сокращающегося внутреннего спроса замедление спада промышленного производства во многих отраслях обеспечивалось за счет поставок на внешние рынки, в частности это характерно для нефтедобывающей и металлургической промышленности, транспортного машиностроения, а также выпуска спортивного и охотничьего оружия. Одновременно за счет импорта в значительной степени покрывался спрос на инвестиционные и потребительские товары.

Отмечается постепенное усиление позиций предприятий с иностранными инвестициями в экономике Удмуртии. В частности, их удельный вес в совокупных региональных инвестициях увеличился с 0,2% в 1993 году до более 2,5% в 1996 году.

Важные народохозяйственные функции регионального внешнеэкономического комплекса сохранятся и в дальнейшем, однако в предстоящий период следует ожидать повышения роли внешнеэкономической деятельности, как фактора структурной перестройки и формирования условий для начала устойчивого роста экономики Удмуртии. Возрастет фискальная значимость различных аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе увеличатся поступления средств в республиканский и местные бюджеты.

Принимая во внимание необходимость усиления стимулирующего влияния внешнеэкономической деятельности на региональное хозяйство, придания ей современного качества, высокой степени предсказуемости и устойчивости, настоящая Программа предусматривает:

- укрепление и совершенствование экспортного потенциала Республики за счет приоритетного развития экспортоориентированных производств машиностроительного о оборонного комплексов Удмуртии;

- совершенствование и повышение эффективности импортной деятельности, направленной на расширение закупок прогрессивных видов машин и оборудования ив целом инвестиционных товаров, в том числе, и в первую очередь, для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также насыщение внутреннего рынка высококачественными, экологически чистыми и безопасными потребительскими товарами;

- оптимизацию географической структуры внешней торговли, имеющей целью расширение круга торговых партнеров удмуртских предприятий, определение наиболее надежных и выгодных из них с учетом всей совокупности экономических, торгово-политических и географических факторов, а также выход на новые перспективные рынки;

- совершенствование форм, организации и техники внешнеторговой деятельности в регионе, включая улучшение маркетинговой, конъюктурной и контрактной работы на предприятиях-участниках ВЭД, а также создание специализированных республиканских внешнеторговых объединений и торговых домов;

- расширение притока иностранных инвестиций, в том числе в нетрадиционных формах, в производственный сектор экономики, включая разработку системы мер стимулирования и поддержки этой деятельности;

- определение и обоснование этапов реализации политики привлечения иностранного капитала в экономику Удмуртской Республики, а также выявления перспективных объектов для осуществления инвестиций;

- определение и обоснование внутренних источников финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономического комплекса Удмуртии с акцентом на возможности республиканского и местных бюджетов;

- мероприятия по совершенствованию механизма управления внешнеэкономическим комплексом Удмуртской Республики, а именно:

-- совершенствование структуры управления сферой ВЭС, включая четкое разграничение функций и полномочий между объектами управления, в том числе между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой, а также между последней и предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности;

-- создание целостной нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности в регионе;

-- меры по стимулированию и поддержке внешнеэкономической деятельности в регионе, включая финансовое, информационно-консультационное и маркетинговое содействие предприятиям-экспортерам, а также совершенствование государственной системы подготовки кадров внешней торговли;

-- комплекс организационно-технических мероприятий, призванных облегчить эффективность реализации настоящей Программы;

- расширение международных гуманитарных связей Удмуртской Республики как важного фактора создания благоприятного внешнего имиджа региона, способствующего развитию торговли и привлечению иностранных инвестиций.

В любо случае кардинальной проблемой развития и укрепления внешнеэкономического потенциала Республики является оживление деловой активности в регионе и повышение конкурентоспособности местных товаров. Именно на этом пути лежит решение задач роста эффективности внешней торговли и увеличения иностранного капитала. Поэтому должны быть тесно увязаны с общей работой по выполнению среднесрочной Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Раздел II.
Итоги и проблемы развития внешнеэкономических связей Удмуртской Республики

Внешнеэкономические связи Удмуртской Республики в 90-ые годы развивались на неблагоприятном фоне глубокого экономического спада, поразившего все основные отрасли регионального хозяйства. Промышленное производство к 1996 году сократилось на 63% по сравнению с уровнем 1991 года, инвестиции за аналогичный период снизились почти на три четверти. При этом снижение основных макроэкономических показателей в республике было более заметным, чем в среднем по России. Проблемы региона значительно усугублялись наличием большого количества предприятий, выпускающих военно-техническую продукцию, и незначительными объемами финансирования конверсионных мероприятий.

За годы реформ существенно уменьшилась емкость внутреннего рынка Республики. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника не превышает 3/4 от средней по России, безработица составляет около 10% экономически активного населения, что несколько выше общенационального показателя.

Все сказанное наряду с низкой деловой активностью в стране, отсутствием платежеспособных покупателей и производителей качественных товаров в нужном ассортименте и количестве, острым дефицитом инвестиционных ресурсов создало мощные стимулы для развития внешнеэкономической деятельности, поиска зарубежных партнеров, поставщиков и рынков сбыта. Вместе с тем, кризисное состояние экономики региона не могло обеспечить достаточные возможности для проведения эффективной внешнеторговой деятельности и успешной политики привлечения иностранных инвестиций. В результате обозначились существенные структурные диспропорции и качественные проблемы в развитии ВЭС региона, требующие срочного решения и обусловившие необходимость разработки настоящей Программы.

Основные параметры и проблемы развития внешнеторговой деятельности

Торговля товарами

В развитии внешней торговли Удмуртии в последние годы прослеживаются следующие основные тенденции:

- рост внешнеторгового оборота, начиная с 1993 года, в том числе в 1995-1996 гг., среднегодовые темпы его прироста составили 18,7% против 12,6% в среднем по России;

- опережающее расширение экспорта - в среднем на 29,5% в 1995-1996 гг., что обуславливает формирование высокого положительного сальдо и ведет к усилению несбалансированности внешнеторговых операций Республики (импорт составляет немногим более четверти товарооборота);

- форсированное увеличение поставок нефти, проката черных металлов и продукции неорганической химии на внешний рынок, обусловившие заметный рост экспортной квоты соответствующих производств и значительное утяжеление товарной структуры экспорта;

- существенное снижение доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте региона (с 27% в 1993 году до 8% в 1996 году);

- значительное влияние торговли оружием и боеприпасами на общие количественные показатели экспорта в 1994-1995 гг. (удельный вес оружия и боеприпасов в экспорте Удмуртской Республики составил 27% в 1994 году и 5% в 1995 году), в последнее время с связи с ограничениями на ввоз спортивного и охотничьего оружия в США объемы республиканского экспорта оружия и боеприпасов заметно снизились.

- увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств в импорте Республики (с 40% в 1995 году до 50% в 1996 году, что в 1,6 раза превышает общенациональный показатель) и, наоборот, сокращение удельного веса продовольственных товаров и сельхозсырья (с 20% в 1995 году до 13% в 1996 году, что почти в 2 раза уступает среднему значению по России);

- постепенное расширение географии внешней торговли Республики (в 1996 году предприятия и организации региона поддерживали связи с партнерами из 72 стран мира) при в целом пока еще нестабильном составе партнеров и высокой концентрации рынков сбыта важнейших экспортных товаров на отдельно взятой стране;

- неуклонное снижение удельного веса стран СНГ в товарообороте Республики (с 25% в 1994 году до 19% в 1996 году); при этом в импорте региона поставки из государств Содружества достигают 40% и более, что предопределило формирование устойчивого отрицательного сальдо Удмуртии в торговле с указанной группой стран;

- сосредоточение основных объемов внешнеторговых операций на узкой группе крупнейших промышленных предприятий Республики (в 1995 году на 5 предприятий приходилось 2/3 товарооборота и свыше 80% всех экспортных отгрузок региона).

О порядке заключений и регистрации государственных контрактов на импорт товаров (работ, услуг) Постановление Правительства УР от 16 июня 1997 г. N 608

 

Торговля нефакторными услугами

Товарооборот по статье "торговля нефакторными услугами" играет незначительную роль в общем объеме внешнеторговых операций Республики (включая торговлю товарами и нефакторными услугами) и составляет около 1% (0,5% в экспорте и 4% в импорте). В импорте услуг в основном представлена плата за пользование трубопроводным транспортом (75% всего импорта нефакторных услуг в 1996 году), тогда как экспортируются практически исключительно технические услуги в области связи и коммуникаций (96% всего экспорта нефакторных услуг). Отличительной чертой торговли нефакторными услугами в 1996 году стало достижение сбалансированности экспортно-импортных операций.

В целом же в силу объективной ограниченности ресурсов для расширения объемов и диверсификации экспортно-импортных операций Удмуртии в сфере торговли нефакторными услугами ее дальнейшее развитие и масштабы в решающей степени зависят от состояния дел на других направлениях внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля Удмуртской Республики товарами и
нефакторными услугами (1) (I-млн.долларов; II - темпы прироста, %)


_________________________________________________________________________
¦                      ¦      1994 г.   ¦      1995 г.   ¦   1996 г.    ¦
¦                      ________________________________________________________________
¦                  
_________________________________________________________________________
¦Торговля товарами     ¦                ¦                ¦              ¦
_________________________________________________________________________
¦Всего (2)             ¦      1000.0    ¦      1000.0    ¦    1000.0    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦ 503.8     -    ¦  563.4   11.8  ¦  709.5   25.0¦
¦     Экспорт          ¦ 310.7     -    ¦  408.5   31.5  ¦  521.2   27.0¦
¦     Импорт           ¦ 193.1     -    ¦  154.9   -19.8 ¦  188.4   21.0¦
¦     Сальдо           ¦ 117.7     -    ¦  253.7    -    ¦  332.8       ¦
________________________________________________________________________¦
¦Дальнее зарубежье (2) ¦       78.4     ¦       79.5     ¦      80.7    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦ 377.0     -    ¦  448.1   18.9  ¦  572.9   29.9¦
¦     Экспорт          ¦ 267.2     -    ¦  372.6   39.4  ¦  462.1   24.0¦
¦     Импорт           ¦ 109.8     -    ¦  75.5    -31.2 ¦  110.8   46.8¦
¦     Сальдо           ¦ 157.3     -    ¦  297.1         ¦  351.3       ¦
_________________________________________________________________________
¦СНГ (2)               ¦       25.2     ¦       20.5     ¦      19.3    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦ 126.8     -    ¦  115.3   -9.1  ¦  136.7   18.6¦
¦     Экспорт          ¦ 43.5      -    ¦  36.0    -17.2 ¦   59.1   64.2¦
¦     Импорт           ¦ 83.2      -    ¦  79.4    -4.6  ¦   77.6   -2.3¦
¦     Сальдо           ¦ -39.7     -    ¦  -43.4   -     ¦  -18.5   -   ¦
_________________________________________________________________________
¦Торговля нефакторными ¦                                                ¦
¦услугами              ¦                                                ¦
_________________________________________________________________________
¦Всего (2)             ¦       -        ¦      1000.0    ¦    1000.0    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦  ---       -   ¦   8.6     -    ¦    8.3   -3.7¦
¦     Экспорт          ¦  ---       -   ¦   2.1     -    ¦    4.1   99.3¦
¦     Импорт           ¦  ---       -   ¦   6.5     -    ¦    4.2  -36.1¦
¦     Сальдо           ¦  ---       -   ¦  -4.5     -    ¦   -0.1     - ¦
_________________________________________________________________________
¦Дальнее зарубежье (2) ¦       -        ¦       76.2     ¦      86.9    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦  ---       -   ¦   6.5     -    ¦   7.2     9.8¦
¦     Экспорт          ¦  ---       -   ¦   2.0     -    ¦   4.1   104.7¦
¦     Импорт           ¦  ---       -   ¦   5.5     -    ¦   3.1   -31.6¦
¦     Сальдо           ¦  ---       -   ¦  -2.6     -    ¦   0.9      - ¦
_________________________________________________________________________
¦СНГ (2)               ¦       -        ¦       23.8     ¦      13.1    ¦
_________________________________________________________________________
¦     Оборот           ¦  ---       -   ¦   2.0     -    ¦   1.1   -42.8¦
¦     Экспорт          ¦  ---       -   ¦   0.1     -    ¦   0.0   -52.3¦
¦     Импорт           ¦  ---       -   ¦   2.0     -    ¦   1.0   -46.6¦
¦     Сальдо           ¦  ---       -   ¦  -1.9     -    ¦  -1.0        ¦
_________________________________________________________________________

_____________________________
     (1) Без учета неорганизованной торговли товарами. Включая дальнее и ближнее зарубежье. Некоторые суммы не дают итога из-за округления.
     (2) Удельные веса групп стран в общем обороте.
     Источник: Госкомстат УР.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»