ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1З ноября 1997 года № 999
Об утверждении Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики в 1998-2000 годах и на период до 2005 года
В целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, формирования благоприятных экономических, организационных и правовых условии международного сотрудничества и в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 1997 года № 272 "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономической деятельности Удмуртии" Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики в 1998-2000 годах и на период до 2005 года (прилагается).
2. Утвердить рабочую группу по реализации указанной Программы в составе:
Злобин А. Г. - Первый заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики, руководитель группы;
Викулов В.А. - министр международных связей Удмуртской Республики, заместитель руководителя группы.
Члены группы:
Аверьянов Е.М. - министр экономики Удмуртской Республики;
Бельтюков В.В. - министр финансов Удмуртской Республики;
Вылегжанин Е.Ю. - президент Удмуртской торгово-промышленной палаты;
Долгов В.И. - министр промышленности Удмуртской Республики;
Жуйков В.И. - министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Зайцев М.П. - председатель Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики;
Моржов А.В. - начальник Удмуртской таможни (по согласованию);
Наумов В.Л. - первый заместитель председателя Госкомитета Удмуртской Республики по собственности;
Решетников С.М. - председатель Комитета по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики:
Шишкин Ф.Ф. - уполномоченный МВЭС РФ по Удмуртской Республике (по согласованию);
Циренщиков В.А. - и.о.председателя Комитета по недрам Удмуртской Республики.
3. Рабочей группе в срок до 1 декабря разработать и утвердить план практических мероприятий по реализации Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики на 1998 год.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.Вершинин
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Итоги и проблемы развития внешнеэкономических связей Удмуртской Республики
Основные параметры и проблемы развития внешнеторговой деятельности
Основные параметры и проблемы привлечения иностранных инвестиций и деятельности предприятий с иностранными инвестициями
Раздел III.Основы внешнеторговой стратегии Удмуртской Республики
Экспортная деятельность
Импортная деятельность
Территориально-географические приоритеты внешнеторговой деятельности
Организация и техника внешней торговли
Прогнозные оценки и параметры развития внешнеторговой деятельности
Раздел IV. Основы инвестиционной и финансовой стратегии Удмуртской Республики в сфере ВЭС
Иностранные инвестиции
Внутренние источники финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономического комплекса Удмуртской Республики
Раздел V. Мероприятия по совершенствованию механизма управления внешнеэкономическим комплексом Удмуртской Республики
Структура управления
Разграничение полномочий
Нормативно-правовая база
Меры по стимулированию и поддержке ВЭД
Организационно-технические мероприятия
Раздел VI. Развитие международных гуманитарных связей Удмуртской Республики
Основной задачей Программы развития внешнеэкономической деятельности Правительства Удмуртской Республики (далее именуется Программа) является укрепление и качественное преобразование ее внешнеэкономического потенциала в целях стимулирования роста и структурной перестройки регионального хозяйства. Программа рассчитана на период с 1998 по 2005 годы и является важной составной частью среднесрочной Программы социально-экономического развития Удмуртии.
Значимость настоящей Программы обуславливается неуклонным повышением роли внешнеэкономической деятельности в хозяйственной жизни Республики. В последнее время темпы роста экспорта существенно опережают динамку валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства в регионе, в том числе за период 1995-1996 гг. объемы зарубежных поставок возросли на две трети, тогда как выпуск промышленной продукции сократился более чем на четверть. Соответственно экспортная квота в ВВП Республики увеличилась с l3% в 1994 году до 18% в 1996 году, приблизившись к среднероссийскому уровню.
В условиях сокращающегося внутреннего спроса замедление спада промышленного производства во многих отраслях обеспечивалось за счет поставок на внешние рынки, в частности это характерно для нефтедобывающей и металлургической промышленности, транспортного машиностроения, а также выпуска спортивного и охотничьего оружия. Одновременно за счет импорта в значительной степени покрывался спрос на инвестиционные и потребительские товары.
Отмечается постепенное усиление позиций предприятий с иностранными инвестициями в экономике Удмуртии. В частности, их удельный вес в совокупных региональных инвестициях увеличился с 0,2% в 1993 году до более 2,5% в 1996 году.
Важные народохозяйственные функции регионального внешнеэкономического комплекса сохранятся и в дальнейшем, однако в предстоящий период следует ожидать повышения роли внешнеэкономической деятельности, как фактора структурной перестройки и формирования условий для начала устойчивого роста экономики Удмуртии. Возрастет фискальная значимость различных аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе увеличатся поступления средств в республиканский и местные бюджеты.
Принимая во внимание необходимость усиления стимулирующего влияния внешнеэкономической деятельности на региональное хозяйство, придания ей современного качества, высокой степени предсказуемости и устойчивости, настоящая Программа предусматривает:
- укрепление и совершенствование экспортного потенциала Республики за счет приоритетного развития экспортоориентированных производств машиностроительного о оборонного комплексов Удмуртии;
- совершенствование и повышение эффективности импортной деятельности, направленной на расширение закупок прогрессивных видов машин и оборудования ив целом инвестиционных товаров, в том числе, и в первую очередь, для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также насыщение внутреннего рынка высококачественными, экологически чистыми и безопасными потребительскими товарами;
- оптимизацию географической структуры внешней торговли, имеющей целью расширение круга торговых партнеров удмуртских предприятий, определение наиболее надежных и выгодных из них с учетом всей совокупности экономических, торгово-политических и географических факторов, а также выход на новые перспективные рынки;
- совершенствование форм, организации и техники внешнеторговой деятельности в регионе, включая улучшение маркетинговой, конъюктурной и контрактной работы на предприятиях-участниках ВЭД, а также создание специализированных республиканских внешнеторговых объединений и торговых домов;
- расширение притока иностранных инвестиций, в том числе в нетрадиционных формах, в производственный сектор экономики, включая разработку системы мер стимулирования и поддержки этой деятельности;
- определение и обоснование этапов реализации политики привлечения иностранного капитала в экономику Удмуртской Республики, а также выявления перспективных объектов для осуществления инвестиций;
- определение и обоснование внутренних источников финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономического комплекса Удмуртии с акцентом на возможности республиканского и местных бюджетов;
- мероприятия по совершенствованию механизма управления внешнеэкономическим комплексом Удмуртской Республики, а именно:
-- совершенствование структуры управления сферой ВЭС, включая четкое разграничение функций и полномочий между объектами управления, в том числе между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой, а также между последней и предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности;
-- создание целостной нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности в регионе;
-- меры по стимулированию и поддержке внешнеэкономической деятельности в регионе, включая финансовое, информационно-консультационное и маркетинговое содействие предприятиям-экспортерам, а также совершенствование государственной системы подготовки кадров внешней торговли;
-- комплекс организационно-технических мероприятий, призванных облегчить эффективность реализации настоящей Программы;
- расширение международных гуманитарных связей Удмуртской Республики как важного фактора создания благоприятного внешнего имиджа региона, способствующего развитию торговли и привлечению иностранных инвестиций.
В любо случае кардинальной проблемой развития и укрепления внешнеэкономического потенциала Республики является оживление деловой активности в регионе и повышение конкурентоспособности местных товаров. Именно на этом пути лежит решение задач роста эффективности внешней торговли и увеличения иностранного капитала. Поэтому должны быть тесно увязаны с общей работой по выполнению среднесрочной Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Внешнеэкономические связи Удмуртской Республики в 90-ые годы развивались на неблагоприятном фоне глубокого экономического спада, поразившего все основные отрасли регионального хозяйства. Промышленное производство к 1996 году сократилось на 63% по сравнению с уровнем 1991 года, инвестиции за аналогичный период снизились почти на три четверти. При этом снижение основных макроэкономических показателей в республике было более заметным, чем в среднем по России. Проблемы региона значительно усугублялись наличием большого количества предприятий, выпускающих военно-техническую продукцию, и незначительными объемами финансирования конверсионных мероприятий.
За годы реформ существенно уменьшилась емкость внутреннего рынка Республики. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника не превышает 3/4 от средней по России, безработица составляет около 10% экономически активного населения, что несколько выше общенационального показателя.
Все сказанное наряду с низкой деловой активностью в стране, отсутствием платежеспособных покупателей и производителей качественных товаров в нужном ассортименте и количестве, острым дефицитом инвестиционных ресурсов создало мощные стимулы для развития внешнеэкономической деятельности, поиска зарубежных партнеров, поставщиков и рынков сбыта. Вместе с тем, кризисное состояние экономики региона не могло обеспечить достаточные возможности для проведения эффективной внешнеторговой деятельности и успешной политики привлечения иностранных инвестиций. В результате обозначились существенные структурные диспропорции и качественные проблемы в развитии ВЭС региона, требующие срочного решения и обусловившие необходимость разработки настоящей Программы.
В развитии внешней торговли Удмуртии в последние годы прослеживаются следующие основные тенденции:
- рост внешнеторгового оборота, начиная с 1993 года, в том числе в 1995-1996 гг., среднегодовые темпы его прироста составили 18,7% против 12,6% в среднем по России;
- опережающее расширение экспорта - в среднем на 29,5% в 1995-1996 гг., что обуславливает формирование высокого положительного сальдо и ведет к усилению несбалансированности внешнеторговых операций Республики (импорт составляет немногим более четверти товарооборота);
- форсированное увеличение поставок нефти, проката черных металлов и продукции неорганической химии на внешний рынок, обусловившие заметный рост экспортной квоты соответствующих производств и значительное утяжеление товарной структуры экспорта;
- существенное снижение доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте региона (с 27% в 1993 году до 8% в 1996 году);
- значительное влияние торговли оружием и боеприпасами на общие количественные показатели экспорта в 1994-1995 гг. (удельный вес оружия и боеприпасов в экспорте Удмуртской Республики составил 27% в 1994 году и 5% в 1995 году), в последнее время с связи с ограничениями на ввоз спортивного и охотничьего оружия в США объемы республиканского экспорта оружия и боеприпасов заметно снизились.
- увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств в импорте Республики (с 40% в 1995 году до 50% в 1996 году, что в 1,6 раза превышает общенациональный показатель) и, наоборот, сокращение удельного веса продовольственных товаров и сельхозсырья (с 20% в 1995 году до 13% в 1996 году, что почти в 2 раза уступает среднему значению по России);
- постепенное расширение географии внешней торговли Республики (в 1996 году предприятия и организации региона поддерживали связи с партнерами из 72 стран мира) при в целом пока еще нестабильном составе партнеров и высокой концентрации рынков сбыта важнейших экспортных товаров на отдельно взятой стране;
- неуклонное снижение удельного веса стран СНГ в товарообороте Республики (с 25% в 1994 году до 19% в 1996 году); при этом в импорте региона поставки из государств Содружества достигают 40% и более, что предопределило формирование устойчивого отрицательного сальдо Удмуртии в торговле с указанной группой стран;
- сосредоточение основных объемов внешнеторговых операций на узкой группе крупнейших промышленных предприятий Республики (в 1995 году на 5 предприятий приходилось 2/3 товарооборота и свыше 80% всех экспортных отгрузок региона).
О порядке заключений и регистрации государственных контрактов на импорт товаров (работ, услуг) Постановление Правительства УР от 16 июня 1997 г. N 608
Товарооборот по статье "торговля нефакторными услугами" играет незначительную роль в общем объеме внешнеторговых операций Республики (включая торговлю товарами и нефакторными услугами) и составляет около 1% (0,5% в экспорте и 4% в импорте). В импорте услуг в основном представлена плата за пользование трубопроводным транспортом (75% всего импорта нефакторных услуг в 1996 году), тогда как экспортируются практически исключительно технические услуги в области связи и коммуникаций (96% всего экспорта нефакторных услуг). Отличительной чертой торговли нефакторными услугами в 1996 году стало достижение сбалансированности экспортно-импортных операций.
В целом же в силу объективной ограниченности ресурсов для расширения объемов и диверсификации экспортно-импортных операций Удмуртии в сфере торговли нефакторными услугами ее дальнейшее развитие и масштабы в решающей степени зависят от состояния дел на других направлениях внешнеэкономической деятельности.
_________________________________________________________________________
¦ ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦
¦ ________________________________________________________________
¦
_________________________________________________________________________
¦Торговля товарами ¦ ¦ ¦ ¦
_________________________________________________________________________
¦Всего (2) ¦ 1000.0 ¦ 1000.0 ¦ 1000.0 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ 503.8 - ¦ 563.4 11.8 ¦ 709.5 25.0¦
¦ Экспорт ¦ 310.7 - ¦ 408.5 31.5 ¦ 521.2 27.0¦
¦ Импорт ¦ 193.1 - ¦ 154.9 -19.8 ¦ 188.4 21.0¦
¦ Сальдо ¦ 117.7 - ¦ 253.7 - ¦ 332.8 ¦
________________________________________________________________________¦
¦Дальнее зарубежье (2) ¦ 78.4 ¦ 79.5 ¦ 80.7 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ 377.0 - ¦ 448.1 18.9 ¦ 572.9 29.9¦
¦ Экспорт ¦ 267.2 - ¦ 372.6 39.4 ¦ 462.1 24.0¦
¦ Импорт ¦ 109.8 - ¦ 75.5 -31.2 ¦ 110.8 46.8¦
¦ Сальдо ¦ 157.3 - ¦ 297.1 ¦ 351.3 ¦
_________________________________________________________________________
¦СНГ (2) ¦ 25.2 ¦ 20.5 ¦ 19.3 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ 126.8 - ¦ 115.3 -9.1 ¦ 136.7 18.6¦
¦ Экспорт ¦ 43.5 - ¦ 36.0 -17.2 ¦ 59.1 64.2¦
¦ Импорт ¦ 83.2 - ¦ 79.4 -4.6 ¦ 77.6 -2.3¦
¦ Сальдо ¦ -39.7 - ¦ -43.4 - ¦ -18.5 - ¦
_________________________________________________________________________
¦Торговля нефакторными ¦ ¦
¦услугами ¦ ¦
_________________________________________________________________________
¦Всего (2) ¦ - ¦ 1000.0 ¦ 1000.0 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ --- - ¦ 8.6 - ¦ 8.3 -3.7¦
¦ Экспорт ¦ --- - ¦ 2.1 - ¦ 4.1 99.3¦
¦ Импорт ¦ --- - ¦ 6.5 - ¦ 4.2 -36.1¦
¦ Сальдо ¦ --- - ¦ -4.5 - ¦ -0.1 - ¦
_________________________________________________________________________
¦Дальнее зарубежье (2) ¦ - ¦ 76.2 ¦ 86.9 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ --- - ¦ 6.5 - ¦ 7.2 9.8¦
¦ Экспорт ¦ --- - ¦ 2.0 - ¦ 4.1 104.7¦
¦ Импорт ¦ --- - ¦ 5.5 - ¦ 3.1 -31.6¦
¦ Сальдо ¦ --- - ¦ -2.6 - ¦ 0.9 - ¦
_________________________________________________________________________
¦СНГ (2) ¦ - ¦ 23.8 ¦ 13.1 ¦
_________________________________________________________________________
¦ Оборот ¦ --- - ¦ 2.0 - ¦ 1.1 -42.8¦
¦ Экспорт ¦ --- - ¦ 0.1 - ¦ 0.0 -52.3¦
¦ Импорт ¦ --- - ¦ 2.0 - ¦ 1.0 -46.6¦
¦ Сальдо ¦ --- - ¦ -1.9 - ¦ -1.0 ¦
_________________________________________________________________________
_____________________________
(1) Без учета неорганизованной торговли товарами. Включая дальнее и ближнее зарубежье. Некоторые суммы не дают итога из-за округления.
(2) Удельные веса групп стран в общем обороте.
Источник: Госкомстат УР.