Недействующий

О региональной целевой программе "Развитие земельной реформы в Новгородской области на 2000-2002 годы"


ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Новгородской области на 2000-2002 годы"

1. Основные положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований в области в 1991-1998 годах

В Новгородской области как и во всей России завершен первый этап земельных преобразований. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность более 90 тыс. гектаров земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 206 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 420 тыс. га их земель. В итоге 66,2 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств (1453 хозяйства), в распоряжение которых передано 29,2 тыс.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 180 тыс.га. В собственности граждан в настоящее время находится 501 тыс. гектаров или 60 процентов всех сельскохозяйственных угодий области. Дополнительно еще около 4 тыс. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.

Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 60 земельных участков под своими предприятиями и объектами.

Органам местного самоуправления передано в ведение 198,2 тыс.га земель, в том числе в городах и поселках городского типа из 53,0 тыс.га земель в собственность граждан и юридических лиц передано 13 процентов земель.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 280,9 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 99,4 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,24 до 0,52 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,10 га.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 363,4 тыс. граждан и 5,8 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 18,8 млн., в 1996 году - 28,4 млн., в 1997 году - 51,4 млн., в 1998 году -55,8 млн. деноминированных рублей.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок купли-продажи с землей постоянно возрастает, за период с 1994 года увеличилось на 1,5 тыс. и в настоящее время достигло более 1,9 тыс. в год.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и бессистемно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. Для решения вопроса предоставления и изъятия земельных участков принят областной закон "О порядке предоставления и изъятия земельных участков в Новгородской области", который в настоящее время требует изменений и дополнений в связи с новыми задачами, возникающими при реализации земельных преобразований в области.

На уровне области, также как и на государственном, отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы, планы реализации земельной политики, не определены четко полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, чем нарушается земельное законодательство.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению, переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, новые субъекты ведения сельского хозяйства (товарищества, акционерные общества, крестьянские хозяйства), возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет в городах приватизация земель предприятиями, выкупившими здания и сооружения, приватизация земельных участков, предоставленных для коммерческой деятельности, жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда. Это не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций в развитие производства, строительство жилья, тормозит перераспределение городских земель в соответствии с требованиями рынка и развития городов.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне плохо. В 1998 году заказ на выполнение работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель из средств федерального бюджета до области не был доведен из-за отсутствия денежных средств. Из федерального бюджета было выделено 290 тыс. рублей на погашение долгов за 1996 год. Из областного бюджета в 1998 году выделено 816 тыс. рублей, 1300 тыс. рублей - из бюджетов городов и районов. В итоге в 1998 году были практически свернуты землеустроительные работы (прирост проинвентаризированных земель в населенных пунктах составил немногим более 2 процентов). Тормозится создание земельного кадастра, межевание земель для оформления документов о правах на землю, особенно по объектам недвижимости, находящимся в собственности или пользовании нескольких юридических и физических лиц. В области не проводятся работы по массовой оценке земель и экономическому зонированию территории, другие работы по формированию инфраструктуры рынка.

Низок уровень информационной и просветительской работы среди населения по вопросам земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации

Целями Программы являются повышение эффективности использования земельного фонда области, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений в деятельности государственных и муниципальных органов управления, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;