ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
_______________________________________________
Финансирование целевой программы приостановлено с 1.01.05 г. по 31.12.05 г.
на основании Решения Томской городской Думы от 22.03.05 г. № 842
_______________________________________________
_________________________________________________________
Утратило силу на основании
Решения Томской Городской Думы от 03 апреля 2007 года N 429
___________________________________________________________
В целях обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, полной ликвидации существующего аварийного муниципального жилищного фонда
Томская городская Дума РЕШИЛА:
1.Принять программу "Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда" согласно приложению.
2.Администрации г. Томска (А.С. Макаров) направить программу "Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда" в Администрацию Томской области с целью включения в областную целевую программу "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда".
3.Контроль исполнения настоящего решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города Томской городской Думы (А.Г. Федоров).
Председатель Мэр города Томска
Томской городской Думы
______________Н.А.Николайчук _______________А.С. Макаров
Приложение
к решению Томской городской Думы
от 23 декабря 2003 г. № 543
ПРОГРАММА
«ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ГОРОДА ТОМСКА
ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В городе Томске, городе с почти 400 летней историей сложилась критическая ситуация с жилыми домами постройки, в основном первой половины 20 века, в связи с их ветхостью. Основным строительным материалом для строительства в то время служил лес в силу его доступности и дешевизны. Есть также дома из шлакоблоков и кирпича, которые так же подверглись воздействию времени. В основной своей массе это малоэтажные дома с минимальным набором удобств. С течением времени они ветшают, и ремонт их становиться не рентабельным и потому остро встаёт вопрос о безопасности проживания в них. Кроме того, возрастает социальная напряжённость, растёт недовольство жильцов этих домов действиями властей, как исполнительной, так и законодательной. И это всё происходит на фоне строительства «элитного» жилья в центральных районах города, а большая часть ветхих домов именно там и расположена. Кроме того, архитектурная привлекательность новостроек от такого соседства меркнет. Всё это говорит о том, что необходимо менять сложившуюся ситуацию, т.е. расселять жильцов вышеуказанных домов.
По состоянию на 01.01.2003г. в городе Томске насчитывается 424 муниципальных дома, находящихся в аварийном и ветхом состоянии. Общая площадь их превышает 103 т м , где проживает 2776 семей (7078 человек). В большинстве это люди, которые не могут самостоятельно построить или купить жильё. Им необходима социальная помощь со стороны государства и муниципалитета.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Для расселения жильцов из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда (103 т. м ) (более 2,7 тысяч семей и более 7 тысяч человек) необходимо построить или приобрести, из расчёта обеспеченности на одного жителя 18 м общей площади, более 127 т. м жилья, что потребует вложения финансовых ресурсов в размере 1,43 млрд. рублей (в ценах 2003 г. = 10 т.р. за 1м). К программе прилагается реестр ветхого и аварийного жилищного фонда (приложение 2). Оно должно быть ограниченной комфортности, т.е. лишь с необходимым набором удобств. Для этих целей наиболее приемлемыми являются крупнопанельные дома, стоимость строительства которых, по сравнению со зданиями из кирпича, несравненно ниже. Отвод земельных участков под строительство домов для переселения из аварийного и ветхого жилья должен быть без сноса строений, который приводит к дополнительным затратам на строительство, а так же с наличием вблизи инженерных коммуникаций. Не исключена и застройка отдалённых микрорайонов города.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Программа «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» является одной из приоритетных социальных программ. Программа подготовлена на основании распоряжения мэра г.Томска от 11.06.2003г. № 338 «О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» и в продолжении и развитие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 и муниципальной целевой программы «Жилище» утверждённой постановлением мэра г. Томска от 19.06.1997г. № 296.
· Данная программа должна обеспечить выполнение обязательств государства по реализации прав граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение жилищных условий.
· Более 2,7 тысяч семей (7078 человек) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных муниципальных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Наибольшую долю в этом фонде составляет жильё, занимаемое на условиях найма, в малоэтажном (до 3 этажей) жилищном фонде.
· Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения удовлетворяющего этим требованиям (ст. 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР). Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, достаточно размыты. Фактически, обязанность замены жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния лежит на муниципалитете.
· Существует ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья, поскольку до недавнего времени именно оно являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации. Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Некоторые граждане, которые могли бы решить проблему улучшения жилищных условий самостоятельно, не торопятся реализовать такую возможность, предпочитая получить новое жильё от муниципалитета или государства бесплатно.
· Наличие большого количества ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Томске приводит не только к неудовлетворительным условиям проживания граждан. Ветхий жилищный фонд ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность.
· Исходя из существующих размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней рыночной стоимости 1 м общей площади жилья для реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004 - 2010 г.г. необходимо (в ценах 2003 г. = 10 т.р. за 1 м ) 1430 млн. рублей.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Основными целями и задачами программы являются:
· организация взаимосвязи программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья;
· разработка плана действий администрации г. Томска;
· привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
· обеспечение эффективного управления направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами;
· составление перечня жилых домов и помещений, предназначенных для переселения граждан;
· обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья;
· повышение качества и эффективности жилищного строительства.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа «Переселение граждан г. Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть проведён в течение 2004 - 2010 годов.
Первый этап (2004 - 2006 годы). В приложениях 3,4,5 представлен перечень ветхих и аварийных домов расселяемых в данный период. Основным критерием включения ветхих домов в этот список является степень износа.
Предусматривается строительство и приобретение жилья в объёме 52 т м, что позволит снять остроту проблемы аварийного жилья, расселив дома, степень износа которых превысил 65% и потому грозящие обрушением.
Объём финансовых средств, необходимых для реализации данного этапа - 520 млн. рублей.
Второй этап (2007 - 2010 годы) призван решить задачу стабилизации ситуации с расселением из ветхого и аварийного жилищного фонда. На этом этапе предполагается строительство и приобретение жилья в объёме 91 т м. Требуемый объём финансовых средств составит 910 млн. рублей.
4. МЕХАНИЗМ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ПЕРЕСЕЛЯЕМЫХ ГРАЖДАН.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда им предоставляется жилая площадь, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами, т.е. 18 м общей площади.
Администрация г.Томска предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Основным критерием определения очерёдности расселения ветхих домов является степень износа.
Главным критерием при выборе предоставляемого жилья является его стоимость, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. Экономически наиболее эффективным является приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости.
При строительстве муниципального социального жилья будут использоваться специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа. При заключении договоров с застройщиками в обязательном порядке необходимо оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях переселения из аварийного и ветхого жилищного фонда.
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для формирования объёма финансирования данной программы из городского бюджета необходимо:
· организация торгов муниципальными землями (или передачи в долгосрочную аренду);
· использовать средства, полученные от муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Кроме того, будут привлекаться внебюджетные ресурсы от застройщиков за предоставление земельных участков под новое строительство и развитие инфраструктуры.
Для строительства и приобретения жилья в целях переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, на период с 2004 - 2010 г.г., требуется (в ценах 2003 г. = 10 т.р. за 1 м ) 1430 млн. рублей. Финансирование предусматривается как за счёт бюджетных средств всех уровней, так и за счёт прочих средств под которыми подразумевается реализация Федеральных целевых программ «Содействие миграции населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Обеспечение жильём военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей» и «Государственные жилищные сертификаты», а так же за счёт застройщиков. Так в 2002 году в городе Томске, за счёт последних, расселено тридцать девять домов (110 квартир) общей площадью 4620 м, что потребовало финансовых расходов свыше 40 млн. рублей.
Необходимы финансовые средства для реализации Программы переселения граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда, с разбивкой по годам, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
ЭТАПЫ | ГОДЫ | Всего | В т.ч. по источникам финансирования (млн. руб.) | |||
Федеральный бюджет | Областной бюджет | Муници-пальный бюджет | Прочие | |||
I этап | 2004 | 160 | 80 | 35 | 15 | 30 |
II этап | 2007 | 210 | 100 | 40 | 15 | 55 |
Всего по программе: | 1430 | 685 | 270 | 130 | 345 |
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешного решения задачи переселения граждан г.Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда:
· сформирована адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, которая включает объем требуемых инвестиций и объем внебюджетных ресурсов;
· создана необходимая нормативно - правовой база соответствующая типовой базе Томской области;
· обеспеченно своевременное составление отчетов о расходовании средств, консолидируемых на реализацию адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и предоставление его в департамент строительства администрации Томской области.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ.
Управление реализацией программы осуществляется заказчиком в лице департамента градостроительства и перспективного развития администрации г.Томска, который:
· осуществляет общую координацию и мониторинг работ в рамках программы;
· организует формирование нормативной базы;
· решает вопросы бюджетного и внебюджетного финансирования программы;
· несет ответственность за эффективное использование денежных средств;