Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


О защите населения и территорий Томской области
от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера

_________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Томской области от 11.11.05 г. № 206 - ОЗ
________________________________________________________________

___________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Томской области от 13.08.02 г. № 54-ОЗ

___________________________________________


Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 26 сентября 1996 года
N 340


Настоящий Закон, разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72, ч. 1, п. 3), федеральным Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Уставом (Основным Законом) Томской области, определяет общие организационно-правовые нормы по вопросам защиты граждан на территории Томской области (далее - население), земельного, водного, воздушного пространства в пределах области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на федеральные органы государственной власти, действующие на территории области, органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и подчиненности, и население области.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия


Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, спасение их жизни, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - планомерно проводимые соответствующими территориальными, муниципальными, местными органами исполнительной власти, восстановительные и строительные работы, а также мероприятия по восстановлению систем жизнеобеспечения и природной среды, а также социально - реабилитационные мероприятия на территории, где была ликвидирована чрезвычайная ситуация.

Критерии чрезвычайных ситуаций - показатели, характеризующие количество людей, пострадавших в этих ситуациях, людей у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зоны чрезвычайной ситуаций.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - это сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, принятых и принимаемых мерах по их ликвидации, а также сведения о радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующей территории.


Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций


Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Томской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных Законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О закрытом административно-территориальном образовании", а также настоящего Закона и других законов Российской Федерации и Томской области.


Статья 3. Цели настоящего закона


Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- материальная, социально-правовая защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение целевого использования материальных и финансовых средств из федеральных, областных и местных источников, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- создание правовой основы организации подготовки различных групп населения на территории области к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области, юридической ответственности должностных лиц и граждан, виновных в неисполнении его требований;

- определение порядка создания, хранения и использования резервов материальных и финансовых ресурсов на территории области для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и регулирования отношений в данной области. Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, не связанные с вышеперечисленными целями, настоящим Законом не регулируются.


Статья 4. Областная подсистема предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий


1. В областную подсистему предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий входят:

- органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти на территории области;

- органы управления, силы и средства исполнительной власти Томской области;

- органы местного самоуправления, их силы и средства;

- организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Возглавляет областную подсистему предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий Глава Администрации (Губернатор) Томской области - Начальник гражданской обороны области. В городах - главы администраций - начальники гражданской обороны соответствующих территорий, в организациях - первые руководители - начальники гражданской обороны объектов. Положение об областной подсистеме по чрезвычайным ситуациям утверждается Главой Администрации (Губернатором) области.


Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций


Границы зон чрезвычайных ситуаций на территориях, где они произошли, определяются назначенными правительственной комиссией или исполнительной властью области, районов, руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, исходя из классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с Администрацией области и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.


Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий Томской области при предупреждении, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий


1. Информацию по вопросам защиты населения и территорий Томской области составляют сведения:

- о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях;

- об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ходе работ по локализации и ликвидации и их результатах;

- о принятых и планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации;

- о состоянии потенциально опасных объектов и территорий, соответственно об их радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности;

- о наличии, укомплектованности, оснащенности, использовании сил и средств, направленных и привлеченных к проведению спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;

- о наличии, состоянии и использовании финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

2. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, Администрации Томской области, органов местного самоуправления, организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и иными каналами о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

4. Средства массовой информации всех уровней, независимо от форм собственности и организационно-правового устройства, безотлагательно предоставляют свои каналы и системы для информирования населения.

5. Сокрытие, несвоевременное предоставление информации либо предоставление должностными лицами, а также производителями работ заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отказ органам областной подсистемы предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в предоставлении средств массовой информации и связи для информирования населения и оповещения влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

6. Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций информацией по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и Томской области.


Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий при предупреждении, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий


Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможному снижению их ущерба и потерь, в случае их возникновения, проводятся органами управления всех уровней заблаговременно, с учетом реальной возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий области планируются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, согласовываются с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утверждаются комиссией по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется под руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением всех имеющихся сил и средств в зоне чрезвычайной ситуации, а при их недостаточности привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления установленным порядком.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется территориальными, муниципальными и местными органами управления, а также предприятиями и организациями по целевым программам, утвержденным на федеральном, территориальном и местном уровнях.


Глава II. Полномочия органов государственной власти
области и органов местного самоуправления по
вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий


Статья 8. Полномочия государственной Думы Томской области


Государственная Дума Томской области:

- в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, совместно с исполнительными органами государственной власти Томской области разрабатывает и принимает законы, иные нормативные правовые акты по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- утверждает бюджетные ассигнования мероприятий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, осуществляет контроль за их использованием;

- проводит депутатские слушания по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.


Статья 9. Полномочия Администрации Томской области


Администрация Томской области:

- разрабатывает и представляет в Государственную Думу Томской области законопроекты в пределах своей компетенции, принимает иные нормативные правовые акты по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечивает их выполнение;

- создает в своих структурах постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

- принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их последствий;

- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;

- при масштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, угрожающих жизни и здоровью людей, совместно с Государственной Думой Томской области входит с предложением в федеральные органы государственной власти о введении в области или на отдельных ее территориях временного периода особого или чрезвычайного положения, не влекущего за собой ущемления прав и свобод населения области;

- осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- направляет в установленном порядке силы и средства на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий из областных ресурсов; при необходимости решает с федеральными органами государственной власти вопрос о выделении и направлении их из федеральных источников;

- решает в соответствии с законодательством вопросы о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий воинских формирований;

- организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, обеспечивает поддержание общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается в федеральные органы государственной власти за оказанием помощи;

- создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций для сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с законодательством осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; при недостаточности собственных средств обращается в федеральные органы государственной власти за оказанием помощи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»