Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Жилище" на 2007 - 2010 годы

Принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 2007 года

(с изменениями на 15 августа 2008 года)

_____________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.

_____________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Законом Тамбовской области от 03 апреля 2008 года N 358-З.

_____________________________________________

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Жилище" на 2007 - 2010 годы" согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

2 марта 2007 г.

N 153-З

Приложение N 1
к Закону Тамбовской области
от 2 марта 2007 года
N 153-З

Областная целевая программа
"Жилище" на 2007-2010 годы"


Паспорт
областной целевой программы
"Жилище" на 2007 - 2010 годы"

     Наименование
     Программы

Областная целевая программа "Жилище" на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа)

     Основание для
     разработки
     Программы

     Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 N 104 и от 31.12.2005 N 865), Закон Тамбовской области от 27.12.1995 N 43-З "Об областных целевых программах", постановление администрации области от 31.03.2006 г. N 318 "О разработке областных целевых программ "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы" и "Областная комплексная программа по государственной поддержке строительства жилья в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы"

     Перечень подпрограмм, входящих в состав Программы

     Подпрограммы:
     "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Тамбовской области на 2007-2010 годы"
     "Обеспечение населения Тамбовской области питьевой водой на 2007-2010 годы"
     "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007-2010 годы"
     "Молодёжи - доступное жильё на 2007-2010 годы"
     "Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области на 2007-2010 годы"

     Государственный
     заказчик

     Администрация Тамбовской области

Координатор Программы

     Управление инвестиций Тамбовской области

     Разработчики  Программы

     Управление строительства и архитектуры Тамбовской области, управление инвестиций Тамбовской области, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области

     Цели и задачи
     Программы

     Основная цель Программы - формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Тамбовской области
     Основными задачами Программы являются:
     создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
     обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) в соответствии с платежеспособным спросом граждан;
     создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
     обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

     Сроки
     реализации
     Программы

     2007-2010 годы

     Основные
     исполнители
     Программы

     Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Тамбовской области на 2007-2010 годы" - управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, управление инвестиций области, управление по охране окружающей среды и природопользованию области, органы местного самоуправления (по согласованию);
     Подпрограмма "Обеспечение населения Тамбовской области питьевой водой на 2007-2010 годы" - управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управление инвестиций области, управление по охране окружающей среды и природопользованию области, органы местного самоуправления (по согласованию);
     Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007-2010 годы" - управление инвестиций области, управление строительства и архитектуры области, органы местного самоуправления (по согласованию);
     Подпрограмма "Молодежи - доступное жилье на 2007-2010 годы" - управление инвестиций области, органы местного самоуправления (по согласованию), банки, обслуживающие средства субсидии, определяемые на конкурсной основе в соответствии с установленными критериями участия в Подпрограмме;
     Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области на 2007-2010 годы" - управление строительства и архитектуры области, управление инвестиций области, органы местного самоуправления (по согласованию), ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области", банки, иные организации всех форм собственности, привлекаемые на конкурсной основе.

     Объемы
     и источники
     финансирования
     Программы

     Общий объем финансирования Программы составляет- 12011,83 млн. рублей, в том числе:
     - средства федерального бюджета - 2340,17 млн. рублей(1);
_________________________
(1) Здесь и далее объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, государственные гарантии Российской Федерации, а также результаты реализации Программы, связанные с указанным финансированием и предоставлением государственных гарантий носят прогнозный характер и подлежат уточнению в процессе реализации Программы.
     - средства областного бюджета - 2121,122 млн. рублей;
     - средства муниципальных образований (по согласованию) - 565,948 млн. рублей;
     - средства частных инвесторов и кредиторов - 6984,59 млн. рублей, в том числе собственные и заемные средства граждан (в т.ч. молодых семей) 688,27 млн. рублей.

     Важнейшие целевые индикаторы и показатели

     Годовой объем ввода жилья:
     2007 год - 464,3 тыс. кв. м;
     2008 год - 475,0 тыс. кв. м;
     2009 год - 500,0 тыс. кв. м;
     2010 год - 525,0 тыс. кв. м.
     Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам:
     2007 год - 180,0 млн. рублей;
     2008 год - 240,0 млн. рублей;
     2009 год - 300,0 млн. рублей;
     2010 год - 350,0 млн. рублей.
     Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов):
     2007 год - 320 семей;
     2008 год - 350 семей;
     2009 год - 370 семей;
     2010 год - 400 семей.      
     Построено водопроводных сетей:
     2007 год - 75 км;

     2008 год - 85,1 км;
2009 год - 84,5 км;
     2010 год - 84,3 км.     

     Снижение общего износа основных фондов коммунального сектора:
     2007 год - с 60 до 58%;
     2008 год - до 55%;
     2009 год - до 52%;
     2010 год - до 50%.

     Ожидаемые
     конечные
     результаты
     реализации
     Программы

     Улучшение жилищных условий граждан Тамбовской области (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. м на человека до 24,5 кв. м);
     - увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - с 7 до 20 процентов;
     - строительство около 2,0 млн.кв.м. жилья в период 2007-2010 годов;
     - увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам до 350 млн. рублей;
     - содействие в обеспечении жильем за счет средств бюджетов всех уровней в 2007 - 2010 годах 1440 молодых семей;
     - повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);
     - увеличение обеспеченности населения водоснабжением на 10,9%;
     - улучшение качества и снижение стоимости используемой питьевой воды;
     - совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения доступности жилья для населения;
     - создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

     Организация контроля
     за реализацией Программы

     Контроль за реализацией Программы осуществляется Тамбовской областной Думой и администрацией Тамбовской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Тамбовской области. Координатор осуществляет общую координацию выполнения подпрограмм и представление отчетности

     

1. Характеристика проблемы

 Одной из наиболее острых социальных проблем в Тамбовской области, как и в целом по России, продолжает оставаться жилищная проблема. Жилищное строительство в области за десятилетие (1990 - 2000 г.г.) сократились практически в 2 раза.

По состоянию на 01.01.2006 года на территории области на учете для получения жилья состоит 18,7 тыс. семей.

Наибольший удельный вес семей очередников в общем числе семей, состоящих на учете на получение площади, по-прежнему занимают молодые семьи (около 5,0 тысяч, или 26,6%), семьи военнослужащих, уволенных в запас или отставку - 1,06 тысяч (5,7%), многодетные семьи - 951 человек (5,1%).

Начиная с 2001 года, жилищное строительство в Тамбовской области уверенно набирает темпы. За период с 2001 года по 2005 годы введено в эксплуатацию 1 миллион 389 тыс. кв. м общей площади жилья. Темп роста строительства жилья за пятилетие составил около 150%. Ежегодный объём ввода жилья увеличился с 220,7 тыс.кв. метров общей площади в 2001 году до 350,2 тыс.кв. метров в 2005 году. Однако, объёмы вводимого жилья недостаточны для формирования свободного и доступного рынка жилья. При интенсивном росте объемов строительства жилья число семей, состоящих на учете на получение жилой площади, уменьшается незначительно. Основные показатели жилищного строительства и обеспечения жильем очередников в период 2001-2005 годы представлены в приложении 1.

Основными причинами, сдерживающих рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней;

недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;

недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;

несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.

Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На территории Тамбовской области с 2004 года начато внедрение системы ипотечного жилищного кредитования.

Ипотечные кредиты (займы) выдаются под 11,0 - 14,5 процентов годовых в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования.

В рамках Тамбовской областной ипотечной программы осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области", созданное администрацией области в 2005 году.

В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающего населения области, одновременно с этим предоставление государственной поддержки малоимущим гражданам.

В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.

Деятельность коммунального комплекса Тамбовской области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.

Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры, технологическая отсталость, низкая эффективность системы управления.

Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства на территории Тамбовской области.

2. Основные цели и задачи Программы


Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации на территории Тамбовской области.

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Программы является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания для жителей Тамбовской области.

Основными задачами Программы являются:

создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

обеспечение доступности ипотечных кредитов (займов) в соответствии с платежеспособным спросом граждан;

создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:

развитие жилищного строительства;

совершенствование жилищно-коммунального комплекса;

развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:

формирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, иной документации, необходимой для жилищного строительства;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;

комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки.

Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:

создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и в коммунальном комплексе;

разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления по вопросам управления многоквартирными домами;

развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;

совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;

финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;

создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;

развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»