Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


О социальном партнерстве

Принят Тамбовской областной Думой 18 декабря 1998 года.

______________________________________________________

Утратил силу с 29 июля 2005 года - Закон Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 339-З.

______________________________________________________     

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и развития социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений и направлен на улучшение социально-экономического положения и недопущение социальной напряженности на территории Тамбовской области.

Статья 1. Правовая основа социального партнерства

Правовую основу социального партнерства составляют федеральные законы, правовые нормативные акты Российской Федерации и области по вопросам социально-трудовых отношений; настоящий Закон; Генеральное, региональное и территориальные трехсторонние и двусторонние соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные соглашения, коллективные договоры, заключаемые в соответствии с законодательством и не содержащие норм, ухудшающих положение граждан (работников) относительно действующего федерального законодательства.

Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор     -     правовой     акт,     регулирующий социально-трудовые отношения и  заключаемый  работниками  организации, филиала,   представительства   (далее   -   работники  организации)  с работодателем.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, образованные в соответствии с законодательством, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Социальное партнерство     -     социально-трудовые     отношения (взаимоотношения)  между  представителями работников,  представителями работодателей,    администрацией    области,     органами     местного самоуправления,  обеспечивающие оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп работников и населения области.

Стороны социального партнерства (социальные партнеры) - участники переговоров по регулированию социально-трудовых отношений на основе социального партнерства.

Стороны (члены сторон) соглашения - представители работников, представители работодателей, представители администрации области и органов местного самоуправления, осуществившие процедуру подписания соглашения либо процедуру присоединения к нему о взаимоотношениях и сотрудничестве на период действия соглашения.

Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от организационно-правовой формы собственности и подчиненности.

Работодатель - физическое либо юридическое лицо с которым работники состоят в трудовых отношениях, либо собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные ими лица.

Объединение работодателей - добровольная организация, создаваемая работодателями в целях представления и защиты своих интересов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, представителями работников, другими организациями.

Статья 3.  Принципы социального партнерства

Основные принципы социального партнерства:

уважение и учет интересов участников переговоров;

равноправие сторон и доверие в отношениях;

полномочность социальных партнеров и их представителей;

невмешательство в дела социальных партнеров и их представителей;

заинтересованность договаривающихся сторон в договорных отношениях;

свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

соблюдение социальными партнерами и их представителями законодательства Российской Федерации, Тамбовской области;

добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласия;

реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;

обязательность исполнения достигнутых в ходе переговоров договоренностей, взятых на себя обязательств;

систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, обязательств;

регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

ответственность социальных партнеров, их представителей за невыполнение по их вине принятых соглашений, договоров, обязательств;

соблюдение предусмотренных законодательством условий переговоров по вопросам социально-трудовых, экономических отношений, примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 4. Задачи социального партнерства

Основными задачами социального партнерства являются:

обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

улучшение социально-экономического положения Тамбовской области;

повышение уровня жизни населения Тамбовской области;

снижение уровня безработицы на территории области;

улучшение условий труда работающих;

организация и развитие социального партнерства на территории Тамбовской области;

разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социальных конфликтов.

Статья 5. Областная (районная, городская) трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-трудовых отношений

С целью обеспечения договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории области на условиях паритетности и равноправия сторон социального партнерства формируется областная трехсторонняя комиссия по регулированию социальных трудовых отношений, в которую входят представители органов государственной власти области, представители областных объединений работодателей, представители областных объединений профессиональных союзов.

С целью обеспечения договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории района, города на условиях паритетности и равноправия сторон социального партнерства формируется районная, городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители органа местного самоуправления, представители объединений работодателей, представители районных, городских объединений профессиональных союзов.

В случае отсутствия в районе, городе объединений работодателей и объединений профессиональных союзов трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется из представителей органа местного самоуправления, работодателей, наделенных коллегиальным решением (собранием) работодателей соответствующими полномочиями, председателей первичных профсоюзных организаций или других представителей работников, наделенных соответствующими полномочиями на общем собрании (конференции) работников организации.

Социальные партнеры (представители работников, представители работодателей, представители администрации области и представители органа местного самоуправления) на паритетной основе самостоятельно определяют персональный состав представителей областной (районной, городской) трехсторонней комиссии и порядок их ротации.

Ротация представителей в областной трехсторонней комиссии (в районной, городской) трехсторонней комиссии осуществляется не реже чем один раз в три года с обновлением не менее 25 процентов состава представителей.

Замена представителей органов государственной власти области в областной трехсторонней комиссии и представителей органов местного самоуправления в районной, городской трехсторонней комиссии осуществляется на основании правового акта соответственно администрации области, органа местного самоуправления также в случаях оставления ими должности (отставка, переход на другую работу, переизбрание, окончание срока полномочий и др.), реорганизации либо ликвидации органа исполнительной власти, органа местного самоуправления.

Областная, районная, городская трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, настоящим Законом и регламентом областной (районной, городской) трехсторонней комиссии, утвержденным социальными партнерами (членами трехсторонней комиссии).

Областная (районная, городская) трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

обеспечивает равноправное сотрудничество социальных партнеров при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений;

ведет коллективные переговоры по социально-трудовым, связанных с ними экономическим, вопросам и подготавливает проект регионального (территориального) трехстороннего соглашения;

развивает социальное партнерство на соответствующей территории;

осуществляет контроль за выполнением условий регионального (территориального) трехстороннего соглашения, отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, профессиональных соглашений, коллективных договоров;

принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения администрацией области, органами местного самоуправления, представителями работодателей, представителями работников, профсоюзами и их объединениями, действующими на территории области;

вносит предложения в установленном порядке о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры, обязательства;

содействует разрешению разногласий по вопросам заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, обязательств, заключаемых в рамках социального партнерства на территории Тамбовской области;

выступает с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти области законодательных, правовых актов области, касающихся социально-трудовой сферы;

обсуждает проекты законов, иных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Статья 6. Ведение коллективных переговоров

Каждая из сторон социального партнерства имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашения, коллективного договора.

Любая из сторон социального партнерства, получившая письменное уведомление от социального партнера с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителю работников.

При наличии в организации, на областном (городском, районном), отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых ими членов профсоюза или представляемых им работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Работодатели, орган государственной исполнительной власти области и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемые для рассмотрения представителями работников.

В случае, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, то работодатели, исполнительный орган государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Статья 7. Региональное (территориальное) трехстороннее соглашение

Региональное трехстороннее соглашение заключается администрацией Тамбовской области, областными объединениями работодателей, областными объединениями профсоюзов.

Территориальное трехстороннее соглашение заключается администрацией района, города, представителями работодателей района, города, объединениями профсоюзов.

Региональное (территориальное) трехстороннее соглашение:

разрабатывается на основе переговоров между социальными партнерами;

заключается, как правило, перед утверждением соответствующего бюджета на предстоящий год;

распространяется на администрацию области (органы местного самоуправления), территориальные органы Федеральных органов государственной власти, объединения профсоюзов, объединения работодателей (и входящие в них организации), представители которых подписали региональное (территориальное) соглашение, а также осуществивших в установленном статьей 9 настоящего Закона порядке процедуру присоединения.

Урегулирование разногласий, возникших при ведении переговоров, заключении и исполнении регионального (территориального) трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Условия регионального (территориального) трехстороннего соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными соглашениями на соответствующий период.

Условия, содержащиеся в региональном (территориальном) трехстороннем соглашении, учитываются при принятии соответствующих правовых актов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»