Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2011 года N 321


Об утверждении Стратегии развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Самарской области от 07.02.2017 N 72

____________________________________________________________________

 

        В целях реализации государственной политики в сфере культуры на территории Самарской области Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Стратегии развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 13.06.2007 №77 «Об Основных направлениях государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года».
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство культуры Самарской области (Рыбакову).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
 В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 13.07.2011 №321

Стратегия развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года

1. Общие положения

     Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Законом Самарской области «О культуре в Самарской области», Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129, Положением о министерстве культуры Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 № 61, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области.
     В соответствии с указанными документами повышение темпов экономического развития, структурные изменения, вызванные переходом к инновационному типу развития не только в Самарской области, но и в России в целом, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе.
     Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
     во-первых, переход к инновационному типу развития экономики вызывает необходимость повышения профессиональных требований к кадрам, в том числе к уровню интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
     во-вторых, по мере развития личности растут потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
     Государственная политика в сфере культуры Самарской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий для достойной жизни и свободы человека и гражданина.
     В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в сфере культуры в Самарской области на период до 2020 года.

2. Характеристика состояния сферы культуры в Самарской области


     Самарская область с давними театральными, музыкальными и художественными традициями обладает огромным историко-культурным и духовным потенциалом, который определяет способность обеспечивать динамичное развитие региона, повышать уровень благосостояния его населения.
     В Самарской области действует 35 музеев (с филиалами); 819 общедоступных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки; 12 театров, в том числе 4 областных театра; Самарская областная и Тольяттинская муниципальная филармонии; 710 сельских и городских клубов и домов культуры, Государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова, государственное учреждение Самарской области «Самарский зоологический парк».
     В системе киносети Самарской области функционируют 109 киноустановок, находящихся в ведении муниципальных образований Самарской области.
     Сеть учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры представлена 112 учреждениями.
     В области действуют 5943 клубных формирования, из которых 4552 являются коллективами самодеятельного народного творчества.
     За последние годы в сфере развития культуры Самарской области отмечаются позитивные тенденции.
     По состоянию на 01.01.2011 фонды музеев области составили 589,2 тыс. единиц хранения, что на 15,9 тыс. единиц больше, чем в 2009 году (573,3 тыс. единиц).
     Активизация культурно-образовательной деятельности (внедрение инновационных форм работ, проведение крупных выставочных проектов, создание специализированных музейных площадок для различных целевых групп, в том числе для посетителей с ограниченными возможностями здоровья) способствовала увеличению в 2010 году числа получателей музейных услуг по сравнению с 2009 годом на 306,6 тыс. человек (с 815,4 до 1122 тыс. человек), которое впервые превысило 1 млн. человек.
     За последние несколько лет библиотеки Самарской области зарекомендовали себя как востребованные населением стабильно работающие учреждения, предоставляющие возможность бесплатного получения информации и вносящие большой вклад в сохранение и развитие культуры.
     Услуги, предоставляемые библиотеками, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют повышению образовательного уровня и культурному развитию граждан, формированию информационного общества. На 1000 человек населения области приходится 178 экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек при среднем показателе по России - 160 экземпляров, по Приволжскому федеральному округу - 175 экземпляров.
     Положительные результаты достигнуты в театрально-концертной деятельности. Среди многих составляющих развития театрально-концертного и профессионального искусства приоритетными стали гастрольная деятельность, реализация совместных творческих проектов, стимулирование процессов творчества и признания заслуг творческих коллективов, ведущих артистов и исполнителей Самарской области, поддержка творческих союзов. В репертуарах театров каждый год появляется более 40 новых постановок, в 2010 году их стало 55.
     В среднем за год около 1150 тысяч зрителей посещают свыше 4700 спектаклей и концертов, из которых 50% адресованы детской аудитории.
     Позитивные результаты были получены благодаря использованию абонементной системы при сохранении минимальной стоимости входных билетов для социально незащищенных слоев населения (ветеранов войны и труда, инвалидов, воспитанников детских домов, школ-интернатов и т.д.).
     Благоприятная ситуация наблюдается в сфере сохранения традиционной народной культуры. На территории Самарской области развиты такие жанры традиционной народной культуры и любительского искусства, как народная песня, народный танец. Достаточно динамично развиваются самодеятельное театральное творчество, эстрадное творчество и оркестровое исполнительство.
     Творческие коллективы, работающие на базе культурно-досуговых учреждений, неоднократно становились лауреатами и победителями всероссийских и международных фестивалей.
     В Самарской области создаются условия для развития информационного общества. В учреждениях регионального уровня достигнуты существенные результаты в сфере информатизации: эффективно используется билетно-информационная система, действуют сайты учреждений, компьютеризированы рабочие места, формируются электронные каталоги библиотечных и музейных фондов, единая база данных по памятникам культурного наследия.
     Объем электронных каталогов библиотек составляет 1650 тыс. записей: областных - 466,1 тыс. записей, муниципальных - 1183,9 тыс. записей.
     В общедоступных библиотеках области число персональных компьютеров, автоматизированных рабочих мест составляет 1313 единиц, доступ в Интернет имеют 158 библиотек.
     В 15 музеях области создаются электронные версии предметов культуры и вносятся в электронный каталог. Всего внесено в электронную базу данных 121,9 тыс. предметов.
     Выход в Интернет имеют 28 музеев области, официальные сайты в сети Интернет имеют 12 музеев.
     Среди регионов Приволжского федерального округа Самарская область по числу электронных версий музейных предметов, внесенных в электронный каталог, по наличию у музеев электронной почты, а также по наличию у них доступа к сети Интернет находится на 5-м месте, по объему электронного библиотечного каталога - на 2-м месте, по числу библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, - на 3-м месте.
     Деятельность учреждений культуры Самарской области получает высокую оценку на престижных мероприятиях всероссийского уровня. Культурный потенциал Самарской области позволяет удовлетворять духовные запросы самых требовательных гостей со всего мира.
     В отрасли трудятся около 14,2 тыс. работников культуры. В 2010 году сохранилась положительная тенденция роста среднемесячной заработной платы в государственных (муниципальных) учреждениях культуры и искусства: величина данного показателя (9185,7 рубля) на 7,5% выше, чем в 2009 году (8544 рубля). По уровню заработной платы в сфере культуры в 2010 году Самарская область заняла 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа.
     В Самарской области, одной из первых среди регионов России, задолго до принятия нового Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлен переход к финансированию подведомственных министерству культуры Самарской области учреждений культуры на основе государственных заданий на оказание услуг. Новый подход к управлению, расчеты стоимости оказываемых услуг, оптимизация структуры и штатных расписаний учреждений (в частности, введение ставки заместителя руководителя по развитию) позволили учреждениям адаптироваться к рыночным условиям, повысить ответственность за качество оказываемых услуг.
     Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в сфере культуры в Самарской области, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, которые приводят к существенному недоиспользованию потенциала культуры.
     Основной проблемой, тормозящей поступательное развитие отрасли, продолжает оставаться несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и требованиям. К примеру, 642 здания или 38% от общего количества требуют капитального ремонта.
     В рыночных условиях, сопровождающихся недостаточным бюджетным финансированием сферы культуры из местных бюджетов, актуальность приобретает вопрос привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе посредством расширения спектра и увеличения объема платных услуг.
     Сфера культуры в Самарской области на протяжении многих лет финансировалась по остаточному принципу, что привело к недостаточности высококвалифицированных специалистов в муниципальных учреждениях культуры, текучести кадров, непривлекательности для молодежи в качестве места работы, ослаблению материально-технической базы.
     В связи с наибольшей концентрацией учреждений культуры в городских округах и административных центрах муниципальных районов для жителей ряда сельских поселений единственным источником доступа к культурным благам является деятельность культурно-досуговых учреждений. Однако недостаточный уровень материально-технической базы учреждений и отсутствие квалифицированных кадров не позволяют обеспечить населению сельских поселений равные права на доступ к достижениям культуры.
     Недостаточная информатизация сферы культуры в Самарской области затрудняет развитие коммуникативных связей государственных и муниципальных учреждений культуры между собой и с аналогичными учреждениями в России.
     Сдерживающим фактором развития культуры является отсутствие в муниципальных образованиях Самарской области единого подхода к организации управления сферой, системности и учета причинно-следственных связей и взаимодействий между различными субъектами хозяйствования, обеспечивающими предоставление культурных услуг населению. Это обстоятельство сдерживает процесс эффективной переориентации управления на муниципальном уровне на управление по результатам.

3. Цели и задачи государственной политики в сфере культуры в Самарской области на период до 2020 года

     Целями государственной политики в рамках настоящей Стратегии являются:
     развитие и реализация культурного и духовного потенциала населения Самарской области,
     сохранение историко-культурного наследия.
     Достижение данных целей предполагает решение следующих долгосрочных задач:
     укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
     развитие кадрового потенциала сферы культуры;
     обеспечение доступа к культурным ценностям посредством современных информационно-коммуникационных технологий и ресурсов;
     обеспечение доступа социально незащищенных категорий граждан к услугам в сфере культуры;
     совершенствование системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры;
     интеграция Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс;
     обеспечение прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни;
     сохранение, использование и популяризация недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
     сохранение и развитие традиционной народной культуры и культурного многообразия.
     Решение этих задач будет осуществляться по четырем основным направлениям:
     обеспечение максимальной доступности для населения области культурных благ и образования в сфере культуры;
     создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры;
     сохранение и популяризация культурного наследия народов, проживающих в Самарской области;
     использование культурного потенциала Самарской области для формирования её положительного образа на общероссийском уровне и за рубежом.

4. Этапы реализации настоящей Стратегии, оценка рисков

4.1. Этапы и сроки реализации

     Реализацию настоящей Стратегии предусматривается осуществлять в два этапа.
     На первом этапе, в 2011-2015 годах, основными приоритетами станут сохранение стабильности развития сферы культуры, обеспечение доступности и качества базовых социальных услуг, в том числе для социально незащищенных слоев населения, при одновременном обеспечении решения задач, направленных на достижение стратегических целей.
     В указанном периоде будут созданы условия для сохранения и развития материально-технической базы отрасли, организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры.
     На втором этапе, в 2016-2020 годах, основным приоритетом станет обеспечение положительной динамики развития отрасли, будет осуществлен переход на новое качество доступности и оказания услуг в сфере культуры посредством развития инновационных форм работы учреждений культуры.


4.2. Оценка рисков

     Реализация настоящей Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
     законодательные риски - возможная недостаточность нормативно-правового регулирования при реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
     макроэкономические риски - возможная нестабильность финансово-экономической ситуации, что повлечет снижение социально-культурной активности граждан, снижение объемов бюджетного финансирования сферы культуры;
     организационные риски - недостаточная активность муниципальных образований в изменении подходов к управлению муниципальными учреждениями культуры.       

5. Основные направления развития сферы культуры в Самарской области

5.1. Обеспечение максимальной доступности для населения области культурных благ и образования в сфере культуры

     

     Актуальность данного направления обусловлена необходимостью выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса, национальности, места проживания с учетом досуговых предпочтений различных категорий населения.
     Для обеспечения максимальной доступности услуг в сфере культуры необходимо принятие следующих мер:
     формирование новых творческих коммуникаций между муниципальными образованиями Самарской области;
     создание условий беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к услугам в сфере культуры;
     включение библиотечной сети Самарской области в общероссийскую библиотечную систему (создание регионального центра Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина) и сотрудничество с крупными мировыми библиотечными центрами;
     организация доступа граждан к электронным ресурсам посредством интернет-технологий;
     обеспечение ценовой доступности услуг в сфере культуры для всех слоев населения Самарской области;
     организация мобильной системы информационно-библиотечного обслуживания сельского населения Самарской области;
     развитие универсальных передвижных систем (автоклубов, киноустановок);
     развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
     совершенствование материально-технической базы учреждений культуры, в том числе:
     проведение капитального ремонта объектов культуры,
     оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, оргтехникой, средствами связи и высокоскоростным доступом к сети Интернет,
     расширение площадей, занимаемых учреждениями культуры, посредством реконструкции и строительства,
     оснащение учреждений культуры специализированным оборудованием (инструментом) и материально-техническими средствами, в том числе для доступа инвалидов и групп людей с ограниченной мобильностью,
     формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений культуры, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, детскую школу искусств и др.).

5.2. Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры

     Для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры необходимо осуществить следующие основные меры:
     укрепление и развитие кадрового потенциала в сфере культуры;
     обеспечение инновационного развития учреждений культуры;
     совершенствование научно-методического и информационного обеспечения развития культуры;
     развитие культурного многообразия.
     5.2.1. Для укрепления и устойчивого развития кадрового потенциала в сфере культуры необходимо:
     проведение на постоянной основе профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
     развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры;
     оказание поддержки деятельности учреждений дополнительного образования детей;
     укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими кадры для сферы культуры;
     совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы культуры;
     обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры в зависимости от качества и результатов их деятельности.
     5.2.2. Для обеспечения инновационного развития учреждений культуры необходимо:
     внедрение и развитие новых форм продвижения культурных ценностей, предполагающих создание электронных версий объектов культурного достояния: книжной продукции, коллекций движимого (библиотеки, архивы, музеи) и недвижимого культурного достояния, произведений искусства (живопись, графика, скульптура и др.), а также продвижение произведений, изначально созданных в электронной форме;
     обеспечение поддержки и стимулирования инновационных творческих проектов в области культуры и искусства;
     создание и поддержка информационных проектов;
     содействие процессам организации и продвижения творческих продуктов, создаваемых на основе традиционных и инновационных культурных практик;
     развитие механизмов партнерства государства, бизнеса и организаций культуры и искусства, в том числе благотворительности и меценатства;
     содействие развитию предпринимательства в сфере культуры, арт-менеджмента и маркетинга в учреждениях культуры.
     5.2.3. Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения развития культуры включает следующие меры:
     использование современных телекоммуникационных технологий для информационного взаимодействия органов исполнительной власти, учреждений, предоставляющих услуги в сфере культуры, с населением области;
     создание современного автоматизированного формата обслуживания библиотек посредством автоматизации библиотечных процессов;
     создание и развитие интернет-ресурсов сферы культуры, в том числе интернет-экскурсий, порталов, сайтов и единого входа на официальные сайты учреждений культуры;
     развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе государственных и муниципальных библиотек;
     оказание информационной поддержки частным музеям, галереям, библиотекам, театрам;
     развитие информационно-рекламной деятельности в сфере культуры и взаимодействие со средствами массовой информации;
     развитие информационно-издательской деятельности в сфере культуры;
     осуществление научного сотрудничества учреждений культуры с высшими учебными заведениями в сфере культуры;
     совершенствование системы научного прогнозирования, стратегического планирования и социального проектирования развития сферы культуры;
     ведение реестра услуг в сфере культуры;
     разработка требований к качеству предоставления услуг в сфере культуры;
     совершенствование системы управления по результатам с использованием механизмов проектного управления;
     внедрение передового мирового опыта управления культурными процессами.
     5.2.4. Развитие культурного многообразия обусловлено возрастающей потребностью населения в культурных услугах.
     Для развития культурного многообразия необходимо:
     содействие негосударственным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры;
     осуществление адресной поддержки организаций и учреждений культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры;
     предоставление государственной поддержки кинематографии;
     совершенствование механизмов поддержки деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного творчества;
     координация, регуляция и поддержка творческих инициатив в отношении традиционных культур и субкультур (этнических, конфессиональных, возрастных, социальных) и включение их в активную творческую жизнь области;
     расширение спектра услуг в сфере культуры в зависимости от потребностей населения;
     .создание культурных ценностей социальной направленности при поддержке системы государственных грантов (просветительские проекты, художественные произведения, программы);
     разработка и реализация системы мер по развитию ценностей национальных культур;
     развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства;
     реализация механизмов защиты авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним.

5.3. Сохранение и популяризация культурного наследия народов, проживающих в Самарской области


     Актуальность данного направления обусловлена необходимостью сохранения для будущих поколений памятников истории и культуры, предметов музейных и библиотечных фондов, а также популяризации культурного наследия во всех его формах.
     В рамках данного направления необходимо предпринять следующие меры:
     совершенствование законодательства об объектах культурного наследия;
     осуществление инвентаризации памятников истории и культуры;
     создание единой информационной системы мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия;
     проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, что позволит вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;
     обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;
     разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранение страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия;
     создание условий для повышения уровня безопасности хранения архивных документов и культурных ценностей;
     создание специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества (центров народного творчества, домов ремесел, центров традиционной народной культуры и т.д.);
     осуществление поддержки творческих проектов, имеющих некоммерческий характер, направленных на сохранение, развитие и популяризацию традиций народной культуры (различные формы творческой деятельности, концертно-лекторская, выставочная, научно-просветительская, пропагандистская, издательская, образовательная деятельность);
     пропаганда и популяризация объектов национального достояния;
     сохранение народных промыслов и ремесел;
     обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;
     формирование целостной системы исторических территорий, достопримечательных мест, включающей исторические города и сельские поселения, мемориальные места, поля исторических сражений, старинные промышленные предприятия, места, связанные с археологическим, этнографическим наследием, формирование на её основе музеев-заповедников.
     Неотъемлемой частью сохранения и популяризации культурного наследия является персонификация культуры. Её актуальность обусловлена необходимостью увековечения и сохранения в памяти людей имен и достижений выдающихся деятелей культуры и искусства.
     Для реализации персонификации культуры в Самарской области необходимо:
     развивать систему грантов, стипендий, наград и иных стимулирующих выплат для поддержки выдающихся деятелей культуры и творческих коллективов, талантливой молодежи;
     разработать и внедрить систему мер по увековечению памяти выдающихся деятелей культуры (оказывать поддержку фестивалям, конкурсам, фондам, носящим имена выдающихся деятелей культуры России и Самарской губернии, устанавливать мемориальные доски, памятные камни, присваивать улицам имена выдающихся деятелей культуры, объявлять года выдающихся деятелей культуры и искусства);
     оказывать поддержку авторским культурным проектам (творческие программы, именные мастер-классы и другое);
     разработать и внедрить систему мер по формированию и развитию у молодежи таких общественно значимых ценностей, как честь и достоинство, патриотизм, уважение к истории и традициям, старшему поколению, ценность человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства, здоровья, образования и труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»