• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 июля 2008 года № 713

О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства»


В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства».
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Самарской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.
3. Поручить председателю комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской Губернской Думы Потякину Василию Васильевичу представлять настоящий законопроект в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской Губернской Думы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.Ф.Сазонов

Проект
Вносится Самарской Губернской Думой

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2003, N 46, ст. 4444; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 50, ст. 6246) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«охота - вид пользования животным миром, в процессе которого осуществляется выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы;
охотничье хозяйство - вид хозяйственной деятельности в сфере материального производства и услуг, связанной с использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания для обеспечения потребностей общества в пищевых продуктах, промышленном и лекарственно-техническом сырье, изделиях;
ведение охотничьего хозяйства - комплекс мер, обеспечивающих устойчивое использование, воспроизводство и охрану объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сохранение и улучшение качества охотничьих угодий, осуществляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (охотопользователями);
путевка - документ, свидетельствующий о заключении между охото-пользователем и гражданином договора возмездного оказания услуг гражданину на использование им объектов животного мира посредством изъятия этих объектов из среды их обитания, а также подтверждающий разрешение соответствующего охотопользователя на охоту в закрепленном за ним охотничьем угодье.»;

2) в части второй статьи 24 слова «Красные книги» заменить словами «Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации»;
3) текст статьи 34 изложить в следующей редакции:
«Гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователен, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

ведение охотничьего хозяйства;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователен, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.»;
4) статью 35 дополнить частями восьмой, девятой и десятой следующего содержания:
«На одной территории или акватории может осуществляться ведение охотничьего хозяйства только одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Если в отношении территории или акватории выдана долгосрочная лицензия для осуществления ведения охотничьего хозяйства, осуществление иных видов пользования животным миром (кроме ведения охотничьего хозяйств) осуществляется по согласованию с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим пользование животным миром для ведения охотничьего хозяйства.
Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии на одной и той же территории или акватории, должны заключить между собой соглашение о порядке совместного пользования животным миром на указанной территории или акватории. Данное соглашение должно быть заключено в течение 30 дней со дня выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю долгосрочной лицензии в отношении территории или акватории, на которой уже осуществляется пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии. Соглашение о совместном пользовании животным миром на территории или акватории несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства и законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.»;

5) дополнить статьей 35.1 следующего содержания:

«Статья 35.1. Основания возникновения права пользования (права на охоту) объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, у физических лиц
Правом на охоту с охотничьим огнестрельным оружием обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, выдержавшие специальный экзамен по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием (охотничий минимум), уплатившие государственную пошлину, на безружейную охоту - с разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами - с 16-летнего возраста.
Право на охоту может быть предоставлено иностранным гражданам и лицам без гражданства после уплаты ими установленной государственной пошлины, получения билета иностранного охотника, именной разовой лицензии в соответствии с действующим законодательством.
При осуществлении охоты для граждан Российской Федерации документами, удостоверяющими право на охоту, являются:
охотничий билет, выдаваемый государственным органом управления охотничьим хозяйством, или членский охотничий билет, выдаваемый общественной охотничьей организацией, форма которых устанавливается в соответствии с федеральным законодательством;
путевка, выдаваемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении охоты на территории предоставленного ему охотничьего угодья, либо разрешение, выдаваемое специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания при осуществлении охоты на территории охотничьего угодья общего пользования;
именная разовая лицензия, выдаваемая при осуществлении охоты на лицензируемые объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты;
разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.»;

6) в статье 37:
а) часть третью после слов «владельцами лесного фонда на указанной территории,» дополнить словами «с органом, осуществляющим распоряжение соответствующими земельными участками,»;
б) часть пятую дополнить предложением следующего содержания;
«Предоставление лесного участка для ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с лесным законодательством.»;
в) часть восьмую признать утратившей силу;
7) текст статьи 40 изложить в следующей редакции:
«Пользователи животным миром имеют право:

пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;
собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них;

вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира; 4 реализовывать произведенные продукцию и изделия;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды;
оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями), владельцами лесного фонда и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии, кроме прав, предусмотренных частью первой настоящей статьи, имеют также право:
выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством;
возводить на полученных в установленном порядке земельных участках постоянные и (или) временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром;
самостоятельно осуществлять и регулировать добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, тех видов, которых охото-пользователь самостоятельно за счет собственных средств расселил в ус
тановленных границах охотничьих угодий и довел их численность до уровня промысловой;
быть информированным органами государственной власти и органами местного самоуправления о проведении ими культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории охотничьего угодья не менее чем за 10 дней до дня проведения данных мероприятий;
осуществлять изъятие незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции в случае осуществления гражданами охоты на территории охотничьего угодья без документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;
осуществлять с учетом требований федерального законодательства задержание граждан, нарушивших их право пользования животными миром на территории охотничьего угодья, и доставление их в правоохранительные органы;
принимать иные меры, направленные на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством.

Пользователи животным миром обязаны:

осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии, кроме обязанностей, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, также обязаны:
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Применение ногозахватывающих капканов запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены.»;

9) в статье 41:

наименование статьи дополнить словами «и ведение охотничьего хозяйства»;

часть первую после слов «охоты и» дополнить словом «ведения».


Статья 2

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) следующие изменения:

1) в статье 11:
а) часть 5 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3) безопасности объектов животного мира, их устойчивого использования, воспроизводства и качества среды их обитания;
4) проведения охоты в сроки, установленные в соответствии с законодательством в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.»
6 (1) дополнить частью б(1) следующего содержания:

«6(1). Ограничение пребывания граждан в лесах в случаях, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 5 настоящей статьи, устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти. Указанные нормативные правовые акты подлежат опубликованию принявшими их органами.
Ограничение пребывания граждан в лесах в случае, предусмотренном в пункте 3 или пункте 4 части 5 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. Указанный нормативный правовой акт принимается по инициативе лица, осуществляющего использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на соответствующем лесном участке, в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации. Предусмотренный настоящим абзацем нормативный правовой акт подлежит опубликованию принявшим его органом.»;

2) в статье 25:
а) часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Если лесной участок предоставлен для ведения охотничьего хозяйства, предоставление данного лесного участка для иных видов использования лесов допускается по согласованию с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которому предоставлен лесной участок для ведения охотничьего хозяйства.»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2(1). Лица, которым предоставлен один лесной участок в соответствии со статьей 71 настоящего Кодекса, должны между собой заключить соглашение о порядке совместного использования леса на указанном лесном участке. Данное соглашение должно быть заключено в течение 30 дней со дня государственной регистрации аренды лесного участка в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении лица, который будет осуществлять пользование леса на лесном участке, на котором уже осуществляется использование леса.»;

Статья 3.

Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 11 дополнить пунктом следующего содержания:
«12) ведения охотничьего хозяйства.»;
2) в статье 41:
а) часть 1 дополнить пунктами З(1) и З(2) следующего содержания: «3(1)) обеспечения безопасности объектов животного мира, их устойчивого использования, воспроизводства и качества среды их обитания;

З(2)) обеспечения проведения охоты в сроки, установленные в соответствии с законодательством в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;»;

б) в части 2:

второе предложение изложить в следующей редакции: «В иных случаях приостановление водопользования осуществляется нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.»;
дополнить предложением следующего содержания: «Соответствующие нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления подлежат опубликованию принявшими их органами.»;

в) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Соответствующие нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления подлежат опубликованию принявшими их органами.»;
г) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Приостановление или ограничение водопользования в случае, предусмотренном в пункте 3 или пункте 3 части 1 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом специально уполномоченно-№о государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. Указанный нормативный правовой акт принимается по инициативе пользователей животным миром в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации. Предусмотренный настоящей частью нормативный правовой акт подлежит опубликованию принявшим его органом.».

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства»

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства» (далее - законопроект) разработан в целях решения на федеральном уровне ряда вопросов, имеющих существенное значение как для охоты и ведения охотничьего хозяйства, так и для осуществления иных видов пользования животным миром, а также использования лесов и водопользования.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон), Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) и Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс).

1. В части второй статьи 24 Федерального закона говорится об охране объектов животного мира, занесенных в Красные книги. При этом законодатель не делает никаких оговорок в отношении статуса указанных книг.

Вместе с тем на территории России ведется не только Красная книга Российской Федерации. Согласно абзацу третьему статьи 6.1 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира отнесено учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.
В целях уточнения положений части второй статьи 24 Федерального закона законопроектом предлагается указать на данное обстоятельство.

2. В части первой статьи 34 Федерального закона перечисляются виды пользования животным миром, которые, исходя из ее содержания, распространяются без исключений как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Вместе с тем анализ положений Федерального закона (в том числе статей 35 и 41) позволяет сделать вывод, что подобные исключения допустимы и являются правомерными.
В связи с данным обстоятельством законопроектом предлагается разделить виды пользования животным миром для граждан и для юридических лиц. При этом перечень субъектов дополнить по аналогии с иными статьями Федерального закона индивидуальными предпринимателями.
Основное различие в указанных видах пользования состоит в том, что охоту вправе осуществлять только граждане, а ведение охотничьего хозяйства - только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Под охотой предлагается понимать вид пользования животным миром, в процессе которого осуществляется выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.
Под ведением охотничьего хозяйства предлагается понимать комплекс мер, обеспечивающих устойчивое использование, воспроизводство и охрану объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сохранение и улучшение качества охотничьих угодий, осуществляемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Данные обстоятельства во избежание неоднозначного толкования законопроектом предлагается в соответствующей части отразить также в статьях 1 и 41 Федерального закона.
3. Согласно части седьмой статьи 35 Федерального закона на одной территории или акватории может осуществляться несколько видов пользования животным миром. Данное правило применяется, если осуществление одного вида пользования животным миром не препятствует осуществлению другого.
Вопрос о совместном пользовании животным миром несколькими субъектами на одной территории или акватории является достаточно важным и сложным с практической точки зрения. Однако на законодательном уровне он решен слабо, а указанное выше исключение из правила сформулировано настолько в общих чертах, что фактически относит решение соответствующего вопроса на усмотрение органа, выдающего лицензию, что в итоге может привести к негативным последствиям.
Чтобы решить данную проблему, законопроектом предлагается статью 35 Федерального закона дополнить нормами, уточняющими ее положения.
Во-первых, согласно законопроекту на одной территории или акватории может осуществляться ведение охотничьего хозяйства только одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В данной ситуации не может и не должно быть никаких исключений, что вытекает из содержания такого вида пользования животным миром, как ведение охотничьего хозяйства.
Во-вторых, в соответствии с законопроектом, если в отношении территории или акватории выдана долгосрочная лицензия для осуществления ведения охотничьего хозяйства, осуществление иных видов пользования животным миром (кроме ведения охотничьего хозяйств) осуществляется по согласованию с юридическим лицом или индивидуальным предприни- мателем, осуществляющим пользование животным миром для ведения охотничьего хозяйства.
Как видно из содержания данного положения, оно применяется, только если соответствующая территория или акватория была первоначально передана юридическому лицу или предпринимателю для ведения охотничьего хозяйства.
Это связано с тем, что ведение охотничьего хозяйства, как система комплексного природопользования, выполняет важнейшие экологические функции, поскольку позволяет, с одной стороны, регулировать численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с другой стороны, ведение охотничьего хозяйства является эффективным механизмом воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Таким образом, является не только логичным, но и правомерным предлагаемое законопроектом согласование. При этом согласование не должно пониматься как осуществление властных функций охотопользова-телем, которые могут осуществлять только органы государственной власти.
Аналогичное дополнение по аналогичной причине законопроектом предлагается внести в часть 2 статьи 25 Лесного кодекса.
В-третьих, законопроектом предлагается установить обязанность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии на одной и той же территории или акватории, заключить между собой соглашение о порядке совместного пользования животным миром на указанной территории или акватории. Данное соглашение должно быть заключено в течение 30 дней со дня выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю долгосрочной лицензии в отношении территории или акватории, на которой уже осуществляется пользование жи--вотным миром на основании долгосрочной лицензии.
Заключение указанного соглашения позволит решить вопрос о согласованном пользовании животным миром на одной территории или акватории, при котором каждый вид пользования будет дополнять другой и осуществляться в интересах охраны и воспроизводства объектов животного мира.
Аналогичное дополнение по аналогичной причине законопроектом предлагается внести в статью 25 Лесного кодекса.
4. При осуществлении гражданами права на охоту существует вопрос об основаниях возникновения данного права.
Законопроектом в связи с этим предлагается Федеральный закон дополнить отдельной статьей, посвященной данному вопросу, которая подготовлена по результатам анализа норм федерального законодательства в соответствующей сфере правового регулирования.
При определении состава документов, удостоверяющих право на охоту, использованы положения действующего Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 26 июля 1993 года № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации».
Во избежание вопросов относительно термина «путевка» законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в статью 1 Федерального закона, согласно которому путевка представляет собой документ, свидетельствующий о заключении между охотопользователем и гражданином договора возмездного оказания услуг гражданину на использование им объектов животного мира посредством изъятия этих объектов из среды их обитания, а также подтверждающий разрешение соответствующего охотопользователя на охоту в закрепленном за ним охотничьем угодье.
Предлагаемое определение подготовлено с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от '19 августа 2004 года № КАС 04-348.
Путевка, как видно из предлагаемого определения, может выдаваться только при осуществлении охоты в пределах территории охотничьего угодья, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Вместе с тем законодательство в области охраны и использования животного мира позволяет выделять охотничьи угодья общего пользования (охотничьи угодья, которые не предоставлены юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям). Законопроектом предлагается при осуществлении охоты на территории данных угодий выдавать не путевку, а разрешение. Полномочие по выдаче данного документа возлагается на специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
5. Статья 37 Федерального закона предусматривает порядок выдачи лицензий. Данная статья нуждается во внесении отдельных изменений с учетом требований действующего законодательства.
Во-первых, законопроектом предлагается предусмотреть, что согласование предоставления территории или акватории осуществляется в том числе с органом, осуществляющим распоряжение соответствующими земельными участками.
Это позволит решить вопросы в отношении предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Во-вторых, законопроектом предлагается статью 37 Федерального закона дополнить нормой, согласно которой предоставление лесного участка для ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с лесным законодательством.
Данное предложение связано с тем, что в соответствии с Лесным кодексом для ведения охотничьего хозяйства предоставляется конкретный лесной участок на праве аренды.
В-третьих, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть восьмую статьи 37 Федерального закона, которая говорит об учете интересов местного населения при предоставлении территории или акватории.
При предоставлении территории или акватории с учетом требований действующего законодательства имеет существенное значение только мнение собственников, владельцев и пользователей соответствующих объектов недвижимого имущества, так как соответствующим решением могут быть затронуты их права и законные интересы, гарантированные гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. Установление дополнительных условий является излишним с точки зрения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
6. В статье 40 Федерального закона предусмотрены права и обязанности пользователей животным миром. При этом законодатель не делает различий между гражданами и юридическими лицами совместно с индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем объем прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в отличие от граждан получают долгосрочную лицензию на пользование животным миром, должен быть иным, исходя из анализа норм Федерального закона.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть отдельно права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочной лицензии.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить указанным субъектам дополнительные права.
Во-первых, право самостоятельно осуществлять и регулировать добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, тех видов, которых охотодользователь самостоятельно за счет собственных средств расселил в установленных границах охотничьих угодий и довел их численность до уровня промысловой.

Данное право вытекает из положений части десятой статьи 4 Федерального закона, согласно которой объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной собственности.
Во-вторых, право быть информированным органами государственной власти и органами местного самоуправления о проведении ими культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории охотничьего угодья не менее чем за 10 дней до дня проведения данных мероприятий.
Предоставление данного права позволит совершать охотопользова-телю подготовительные действия, которые способствуют не только защите объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, но и защите жизни и здоровья организаторов и участников указанных мероприятий, а также проведению мероприятий с учетом данных задач.
В-третьих, право осуществлять изъятие незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции в случае осуществления гражданами охоты на территории охотничьего угодья без документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
В-четвертых, право осуществлять с учетом требований федерального законодательства задержание граждан, нарушивших их право пользования животными миром на территории охотничьего угодья, и доставление их в правоохранительные органы.
Установление указанных прав не нарушает положение действующего законодательства о полномочиях специально уполномоченных органов государственной власти и связано со следующим обстоятельством.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении долгосрочной лицензии приобретают определенные права и обязанности в отношении соответствующей территории или акватории, а также объектов животного мира.
Согласно части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 14 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации допускается самозащита гражданских прав. При этом самозащита осуществляется параллельно с защитой прав со стороны специально уполномоченных органов государственной власти. Данные виды защиты не противоречат друг другу.
Предлагаемые законопроектом права охотополъзователей устанавливаются с учетом указанных положений Конституции и Гражданского кодекса, а также Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно статье 11 Лесного кодекса допускается ограничение пребывания граждан в лесах. Установленные случаи такого ограничения являются исключительными и направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан.
Однако не все случаи, которые могут возникнуть на практике, учтены в Лесном кодексе. Кроме того, Лесной кодекс не учитывает того, что пребывание граждан в лесу может причинить вред не только им, но и объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, которые являются исконными обитателями леса.
Законопроектом предлагается предусмотреть, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено также в целях обеспечения: 1) безопасности объектов животного мира, их устойчивого использования, воспроизводства и качества среды их обитания и 2) проведения охоты в сроки, установленные в соответствии с законодательством в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Данные ограничения, как следует из предлагаемых норм, не являются безусловными и устанавливаются только органом государственной власти. При этом инициатива должна исходить от охотопользователя.
Аналогичные дополнения по аналогичным причинам предлагается внести в статью 41 Водного кодекса.

8. В статье 11 Лесного кодекса и статье 41 Водного кодекса говорится об ограничении соответствующих прав. Вместе с тем порядок подобного ограничения Кодексами не предусмотрен.

Это является нарушением прав граждан и юридических лиц, поскольку может привести на практике к различному толкованию норм, а соответственно, злоупотреблению со стороны уполномоченных органов.
В связи с этим законопроектом предлагается по аналогии с Земельным кодексом Российской Федерации предусмотреть, что ограничения на пребывание граждан в лесах и водопользование устанавливаются актами органов государственной власти, органов местного самоуправления. При этом, поскольку данные акты затрагивают права неограниченного круга лиц, законопроектом предлагается установить обязанность принявшего органа по их опубликованию.

9. В связи с тем, что согласно законопроекту уточняются положения Федерального закона в части различия видов пользования (охота и ведение охотничьего хозяйства), подобные изменения необходимо учесть также в иных законодательных актах.

В связи с данным обстоятельством законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в статью 11 Водного кодекса, определяющую порядок предоставления водных объектов в пользование, предусмотрев, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется на водных объектах на основании решений уполномоченных органов.
Принятие законопроекта позволит: 1) устранить юридические пробелы в действующем законодательстве, 2) рационально осуществлять использование и воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, 3) сохранить и улучшить среду обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, 4) осуществлять предоставление гражданам охотничьих услуг, а также 5) повысить экономическую эффективность работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ведение охотничьего хозяйства.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства» не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства» потребует внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.

 
Финансово - экономическое обоснование екта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства»

Введение в действие федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства» не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.

О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйс

Название документа: О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйс

Номер документа: 713

Вид документа: Постановление Самарской Губернской Думы

Принявший орган: Самарская Губернская Дума

Статус: Действующий

Дата принятия: 01 июля 2008