Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2007 года N 14

Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления природопользования и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14.10.2011 N 326
____________________________________________________________________

 

         В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р, а также в целях совершенствования государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Самарской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию эффективного и качественного управления природопользования и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения (далее - Концепция).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий, затрагивающих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, учитывать положения Концепции.

3. Контроль за выполнении настоящего приказа оставляю за собой.

4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

5. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области
А.А. Федоров


Утверждена
приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области
от 20 декабря 2007 года N 14

Концепция эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния
её населения

1. Общие положения

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

низкий уровень управленческих функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды;

преобладание ресурсоёмких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов;

высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

низкая эффективность системы государственного, муниципального, общественного и производственного экологического контроля;

низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

снижение уровня благоустройства и санитарного содержания территорий поселений;

последствия экономического кризиса и низкий уровень жизни населения;

низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения, включая административное руководство.

Эти факторы должны учитываться при проведении в Самарской области единой политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Устойчивое развитие Самарской области, высокое качество жизни и здоровье её населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природы и поддержания соответствующего качества окружающей среды, создания и обеспечения условий для исключения в настоящем и будущем деградации природной среды. Для этого необходимо систематически формировать и проводить в жизнь единую экологическую политику, направленную на рациональное использование природных ресурсов и охрану жизненной среды населения Самарской области. Сохранение и восстановление природы, исключение и предотвращение деградации природной среды должны быть приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественности Самарской области.

Эффективное и качественное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на последовательную реализацию единой политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды Самарской области.

Концепция эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения (далее - Концепция) отражает взгляды органов власти и управления, а также общественности Самарской области на управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также содержит систему положений по управлению природопользованием и охраной окружающей среды (далее - управление ПП-ООС).

Положения Концепции согласованы с положениями стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.06 № 129.


Область применения

Концепция применима:

к разработке экологической политики на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления Самарской области;

к разработке целевых комплексных программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды Самарской области;

к любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Основные понятия, используемые в настоящей Концепции

Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и оказывается воздействие на окружающую среду.

Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Экологическая эффективность (характеристика экологичности) - измеряемые результаты управления ПП-ООС.

Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с её экологической эффективностью, служащее основанием для установления целевых показателей ПП-ООС, обеспечивающих достижения стратегических целей.

Экологический ущерб окружающей природной среде - фактические экологические, экономические и социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствии, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также ухудшения социально-гигиенических, условий проживания для населения.

Управление природопользованием - обеспечение выполнения требований и норм по использованию природных ресурсов. Деятельность по изменению природных явлений и процессов (их усиление или ограничение) в желательном для человека направлении.

Управление охраной окружающей среды - обеспечение выполнения требований и норм, ограничивающих или исключающих вредное воздействие деятельности человека, процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду.

Жизненная среда - степень соответствия природных условий жизненным потребностям человека и всего живого на земле.

2. Стратегические цели и принципы их достижения в области природопользования и охраны окружающей среды

2.1. Экологическая безопасность Самарской области

Стратегической целью является обеспечение экологической безопасности Самарской области.

Принципы достижения экологической безопасности;

сохранение биологического разнообразия Самарской области, как подсистемы окружающей среды;

приоритет безопасности для жизни и здоровья населения во всех сферах деятельности на территории Самарской области;

презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности на территории Самарской области;

предупреждение и систематическая оценка чрезвычайных ситуаций экологического характера;

соблюдение гласности во всех сферах деятельности, способных создать угрозу экологической безопасности;

гарантия государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

гарантия государственного контроля за состоянием природопользования и окружающей среды;

гарантия государственного контроля над использованием и распространением чужеродных видов и генетически изменённых организмов и продуктов;

гарантия государственного участия в охране окружающей среды, воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативных, воздействий на окружающую среду и ликвидации их последствий, а также в реализации соответствующих социально-экономических и организационно-технических мероприятий.

2.2. Гидрометеорологическая безопасность Самарской области

Стратегическая цель - обеспечение гидрометеорологической безопасности Самарской области.

Принципы достижения гидрометеорологической безопасности:

постоянное наблюдение за опасными природными явлениями гидрометеорологического и гелиофизического характера;

ведение автоматизированной базы данных, оценка и прогнозирование на ее основе возникновения опасных природных явлений;

своевременное предупреждение населения и органов государственной власти и управления Самарской области о возможностях возникновения опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлений;

своевременное информирование предприятий - природопользователей о возможных наступлениях неблагоприятных метеорологических условий для своевременного принятия мер, снижающих негативноге воздействие;

своевременное оповещение о начавшемся опасном природном явлении;

разработка предложений по подготовке населения к возможным опасным гидрометеорологическим и гелиофизическим явлениям и по мероприятиям, снижающим негативные последствия таких явлений;

систематическая оценка чрезвычайных ситуация гидрометеорологического и гелиофизического характера.

2.3. Благосостояние населения Самарской области

 

Благосостояние населения представляет собой совокупность трёх составляющих: уровень жизни, условия жизни и. жизненная среда. Первые две составляющие в большой степени детерминируются, а третья составляющая полностью определяется состоянием природопользования и охраны окружающей среды.

Стратегическими целями являются вовлечение в хозяйственную деятельность человека природных ресурсов в количестве и качестве, необходимом для достижения и соблюдения определённого уровня и условий жизни населения Самарской области и обеспечение охраны окружающей среды, как жизненной среды населения Самарской области.

Принципы достижения благосостояния в части природопользования и охраны природной среды:

устойчивое социально-экономическое развитие Самарской области, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим;

признание невозможности развития человеческого общества в условиях деградации природы;

приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

учет отдалённых экологических последствий;

отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды и здоровья населения;

природопользование на платной основе;

возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства о природопользовании и об охране окружающей среды;

открытость экологической информации;

участие гражданского общества, органов государственной власти и управления, органов самоуправления в подготовке, обсуждении, принятии и реализаций решений в области природопользования и охраны окружающей среды.

3. Основные направления экологической политики, как средства достижения стратегических целей в области природопользования и охраны окружающей среды

3.1. Развитие системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

Развитие государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов с учетом различных форм их освоения.

Обеспечение государственного экологического контроля и сертификации.

Развитие нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам.

Совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической, а также санитарно-эпидемиологической экспертизы, включая экспертизу государственных программ.

Экологическая паспортизация территориальных структур, промышленных энных предприятий и выпускаемой ими продукции в Самарской области.

3.2. Нормативно-правовое обеспечение и правоприменение


Обеспечение реализации региональных законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов.

Совершенствование системы региональных нормативных правовых актов как системы управляющих воздействий, реализующих задающие воздействия федеральных законов и других актов в системе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов.

Совершенствование методик расчета экологической эффективности и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и осуществления экологически опасных видов деятельности.

Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию экологической политики Самарской области.

3.3. Экономические и финансовые механизмы

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит" - обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»