МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2011 года N 326

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, в целях обеспечения единой государственной экологической политики на территории Самарской области приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологического развития Самарской области на период до 2020 года.

2. Признать утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 20.12.2007 N 14 "Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения".

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.

5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Врио министра
лесного хозяйства,
охраны окружающей среды
и природопользования
Самарской области
Н.П.ДОМКЕ

     


Утверждена
Приказом
министерства лесного хозяйства,
охраны окружающей среды
и природопользования Самарской области
от 14 октября 2011 года N 326


КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА



Введение


Настоящая Концепция является документом долгосрочного планирования, определяющим стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ для экологически ориентированного развития Самарской области. Она определяет общие принципы и приоритеты сотрудничества и региональной экологической политики, конкретные направления, цели и задачи, решение которых необходимо в современных социально-экономических условиях и существующих тенденциях изменения качества жизни и окружающей среды.

Главной целью Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 года) устойчивого развития социально-экологического благосостояния населения региона, защищенности природных систем и жизненно важных интересов общества, прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, а также гармоничного развития региона с обеспечением экологической безопасности.

Концепция основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Самарской области.

Основным стратегическим приоритетом экологически ориентированного развития Самарской области в период до 2020 года будет являться формирование экологической составляющей в деятельности научных и инновационных центров, создание современной социальной, деловой и инновационной инфраструктуры по разработке и производству высокотехнологичной продукции.


Основные принципы экологической политики


Самарская область проводит экологическую политику, основанную на принципах, изложенных в федеральном законодательстве, целью которой является:

устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим, признание невозможности развития Самарской области при деградации среды обитания населения;

участие исполнительных органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, общественных организаций в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

подход к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования путем разработки и принятия правовых актов в указанной сфере, а также в сфере градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других;

развитие и совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на территории Самарской области;

учет и предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, в том числе учет отдаленных экологических последствий, отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на окружающую среду, если их последствия непредсказуемы;

открытость и доступность экологической информации;

повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии, формирование экологической культуры в индивидуальном и общественном сознании;

сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности;

обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности, направленной на сохранение среды обитания.

Приоритетные экологические проблемы Самарской области


В Самарской области накоплен ряд проблем, характерных для регионов с длительным интенсивным освоением территории.

Ключевые факторы экологического риска для территории Самарской области:

высокий уровень концентрации промышленных предприятий;

развитие нефтегазового комплекса с возможными негативными последствиями разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья;

наличие и развитие проявлений опасных физико-геологических процессов;

наличие объектов - потенциальных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

высокий износ существующих водозаборных сооружений и водопроводных сетей;

высокий износ действующих канализационных сетей, недостаточная эффективность канализационных очистных сооружений или полное их отсутствие;

отсутствие действенных механизмов реализации экологически ориентированных проектов и их интеграции в систему социально-экономического развития;

неприемлемое накопление твердых бытовых отходов в окрестностях населенных пунктов и рекреационных зонах;

трансформация природных систем в результате неэкологичного ведения сельского хозяйства, нерегламентированного движения автотранспорта, возникновения пожаров, необоснованного обвалования водных объектов и строительства дамб;

снижение биоразнообразия, в первую очередь, численности и площади распространения популяций редких видов растений и животных в результате нерегламентированного (сверхнормативного и браконьерского) их использования и роста нагрузок на биоресурсы;

недостаточность стимулов для развития экологического образования и воспитания различных слоев населения.

Государственное управление в области охраны окружающей среды на территории Самарской области


Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами государственной власти Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.

     
Государственный экологический мониторинг


В соответствии с положениями действующего законодательства государственный экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее - экологический мониторинг).

Объектами экологического мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, недра, источники антропогенного воздействия, природные факторы.

Осуществление экологического мониторинга должно быть направлено:

на развитие территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в целях получения оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

на разработку и развитие расчетных методов оценки состояния окружающей среды в целях выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на ее состояние.

     
Государственный экологический надзор


Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Объектами государственного экологического надзора, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления, являются объекты хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Для осуществления в установленном порядке государственного экологического надзора необходимо:

развитие материально-технической базы структурных подразделений органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный экологический надзор, повышение их мобильности и оснащение оборудованием экспресс-диагностики загрязнения окружающей среды;

внедрение системы добровольного представления информации о выполнении требований природоохранного законодательства предприятиями (система самодекларирования предприятий);

развитие общественного экологического контроля.

Охрана атмосферного воздуха


Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды в Самарской области. Качество атмосферного воздуха зависит от выбросов загрязняющих веществ от предприятий, расположенных на территории Самарской области, и автотранспорта.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны быть направлены:

на сокращение выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;

на осуществление мониторинга атмосферного воздуха с использованием инструментальных и расчетных методов;

на обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками


Среди стационарных источников основными загрязнителями воздуха являются предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, энергетического комплекса.

Экологическая политика в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками ориентирована на снижение выбросов загрязняющих веществ от предприятий за счет внедрения ресурсосберегающих и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране окружающей среды.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками должны быть направлены:

на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих источников за счет их реконструкции и модернизации;

на установление объединенных санитарно-защитных зон предприятий;

на совершенствование системы государственного надзора в сфере охраны атмосферного воздуха, включая инструментальный химико-аналитический контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Самарской области.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения передвижными источниками


Автотранспорт негативно влияет на состояние атмосферного воздуха Самарской области. Более 50% валового выброса загрязняющих веществ по Самарской области составляют выбросы от автотранспорта.

Основными факторами, влияющими на загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, являются увеличение количества автомобилей, медленное развитие инфраструктуры общественного транспорта, недостатки в организации движения общественного транспорта, низкие экологические характеристики производимых (эксплуатируемых) в стране автомобилей, увеличение объемов автоперевозок.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха от выбросов передвижных источников загрязнения должны быть направлены:

на развитие общественного транспорта, включая оснащение городов Самарской области автобусами с эмиссией загрязняющих веществ не ниже Евро-3 с применением топлива с улучшенными экологическими характеристиками, развитие электрических видов транспорта, в том числе метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий;

на совершенствование транспортно-планировочной структуры и развитие улично-дорожной сети населенных пунктов Самарской области, включая защиту жилой застройки от выхлопных газов зелеными насаждениями;

на совершенствование организации дорожного движения, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, развитие системы парковок;

на повышение эффективности контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.


Рациональное использование и охрана водных объектов


Водные объекты на территории Самарской области (далее - водные объекты) представлены Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, рекой Волга и ее притоками, природными и искусственными водоемами, реками, озерами, прудами и болотами.

В целях обеспечения прав граждан на чистую воду, поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, необходимо обеспечить:

сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты;

очистку акватории водных объектов и водоохранных зон;

очистку русел рек от донных отложений.

Развитие системы водоотведения (канализации) в Самарской области должно быть направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты, что позволит улучшить состояние водных объектов Самарской области.

Основными направлениями деятельности по сокращению сброса неочищенных сточных вод вводные объекты Самарской области должны стать:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»