• Текст документа
  • Статус
Действующий


МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 2011 года N 326

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, в целях обеспечения единой государственной экологической политики на территории Самарской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологического развития Самарской области на период до 2020 года.
2. Признать утратившим силу приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 20.12.2007 N 14 "Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения".
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Врио министра
лесного хозяйства,
охраны окружающей среды
и природопользования
Самарской области
Н.П.ДОМКЕ




Концепция экологического развития Самарской области на период до 2020 года

Утверждена
Приказом
министерства лесного хозяйства,
охраны окружающей среды
и природопользования Самарской области
от 14 октября 2011 года N 326




Введение


Настоящая Концепция является документом долгосрочного планирования, определяющим стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ для экологически ориентированного развития Самарской области. Она определяет общие принципы и приоритеты сотрудничества и региональной экологической политики, конкретные направления, цели и задачи, решение которых необходимо в современных социально-экономических условиях и существующих тенденциях изменения качества жизни и окружающей среды.
Главной целью Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 года) устойчивого развития социально-экологического благосостояния населения региона, защищенности природных систем и жизненно важных интересов общества, прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, а также гармоничного развития региона с обеспечением экологической безопасности.
Концепция основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Самарской области.
Основным стратегическим приоритетом экологически ориентированного развития Самарской области в период до 2020 года будет являться формирование экологической составляющей в деятельности научных и инновационных центров, создание современной социальной, деловой и инновационной инфраструктуры по разработке и производству высокотехнологичной продукции.


Основные принципы экологической политики


Самарская область проводит экологическую политику, основанную на принципах, изложенных в федеральном законодательстве, целью которой является:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим, признание невозможности развития Самарской области при деградации среды обитания населения;
участие исполнительных органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления в Самарской области, общественных организаций в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
подход к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования путем разработки и принятия правовых актов в указанной сфере, а также в сфере градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других;
развитие и совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на территории Самарской области;
учет и предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, в том числе учет отдаленных экологических последствий, отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на окружающую среду, если их последствия непредсказуемы;
открытость и доступность экологической информации;
повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии, формирование экологической культуры в индивидуальном и общественном сознании;
сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности;
обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности, направленной на сохранение среды обитания.

Приоритетные экологические проблемы Самарской области


В Самарской области накоплен ряд проблем, характерных для регионов с длительным интенсивным освоением территории.
Ключевые факторы экологического риска для территории Самарской области:
высокий уровень концентрации промышленных предприятий;
развитие нефтегазового комплекса с возможными негативными последствиями разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья;
наличие и развитие проявлений опасных физико-геологических процессов;
наличие объектов - потенциальных источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
высокий износ существующих водозаборных сооружений и водопроводных сетей;
высокий износ действующих канализационных сетей, недостаточная эффективность канализационных очистных сооружений или полное их отсутствие;
отсутствие действенных механизмов реализации экологически ориентированных проектов и их интеграции в систему социально-экономического развития;
неприемлемое накопление твердых бытовых отходов в окрестностях населенных пунктов и рекреационных зонах;
трансформация природных систем в результате неэкологичного ведения сельского хозяйства, нерегламентированного движения автотранспорта, возникновения пожаров, необоснованного обвалования водных объектов и строительства дамб;
снижение биоразнообразия, в первую очередь, численности и площади распространения популяций редких видов растений и животных в результате нерегламентированного (сверхнормативного и браконьерского) их использования и роста нагрузок на биоресурсы;
недостаточность стимулов для развития экологического образования и воспитания различных слоев населения.

Государственное управление в области охраны окружающей среды на территории Самарской области


Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами государственной власти Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.


Государственный экологический мониторинг


В соответствии с положениями действующего законодательства государственный экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее - экологический мониторинг).
Объектами экологического мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, недра, источники антропогенного воздействия, природные факторы.
Осуществление экологического мониторинга должно быть направлено:
на развитие территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в целях получения оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
на разработку и развитие расчетных методов оценки состояния окружающей среды в целях выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на ее состояние.


Государственный экологический надзор


Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Объектами государственного экологического надзора, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления, являются объекты хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Для осуществления в установленном порядке государственного экологического надзора необходимо:
развитие материально-технической базы структурных подразделений органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный экологический надзор, повышение их мобильности и оснащение оборудованием экспресс-диагностики загрязнения окружающей среды;
внедрение системы добровольного представления информации о выполнении требований природоохранного законодательства предприятиями (система самодекларирования предприятий);
развитие общественного экологического контроля.

Охрана атмосферного воздуха


Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды в Самарской области. Качество атмосферного воздуха зависит от выбросов загрязняющих веществ от предприятий, расположенных на территории Самарской области, и автотранспорта.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны быть направлены:
на сокращение выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников;
на осуществление мониторинга атмосферного воздуха с использованием инструментальных и расчетных методов;
на обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками


Среди стационарных источников основными загрязнителями воздуха являются предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, энергетического комплекса.
Экологическая политика в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками ориентирована на снижение выбросов загрязняющих веществ от предприятий за счет внедрения ресурсосберегающих и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране окружающей среды.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками должны быть направлены:
на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих источников за счет их реконструкции и модернизации;
на установление объединенных санитарно-защитных зон предприятий;
на совершенствование системы государственного надзора в сфере охраны атмосферного воздуха, включая инструментальный химико-аналитический контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Самарской области.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения передвижными источниками


Автотранспорт негативно влияет на состояние атмосферного воздуха Самарской области. Более 50% валового выброса загрязняющих веществ по Самарской области составляют выбросы от автотранспорта.
Основными факторами, влияющими на загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, являются увеличение количества автомобилей, медленное развитие инфраструктуры общественного транспорта, недостатки в организации движения общественного транспорта, низкие экологические характеристики производимых (эксплуатируемых) в стране автомобилей, увеличение объемов автоперевозок.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха от выбросов передвижных источников загрязнения должны быть направлены:
на развитие общественного транспорта, включая оснащение городов Самарской области автобусами с эмиссией загрязняющих веществ не ниже Евро-3 с применением топлива с улучшенными экологическими характеристиками, развитие электрических видов транспорта, в том числе метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий;
на совершенствование транспортно-планировочной структуры и развитие улично-дорожной сети населенных пунктов Самарской области, включая защиту жилой застройки от выхлопных газов зелеными насаждениями;
на совершенствование организации дорожного движения, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, развитие системы парковок;
на повышение эффективности контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.


Рациональное использование и охрана водных объектов


Водные объекты на территории Самарской области (далее - водные объекты) представлены Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, рекой Волга и ее притоками, природными и искусственными водоемами, реками, озерами, прудами и болотами.
В целях обеспечения прав граждан на чистую воду, поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, необходимо обеспечить:
сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты;
очистку акватории водных объектов и водоохранных зон;
очистку русел рек от донных отложений.
Развитие системы водоотведения (канализации) в Самарской области должно быть направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты, что позволит улучшить состояние водных объектов Самарской области.
Основными направлениями деятельности по сокращению сброса неочищенных сточных вод вводные объекты Самарской области должны стать:
совершенствование технологических процессов очистки сточных вод, включая широкое внедрение технологии глубокого удаления из сточных вод биогенных элементов и технологий обеззараживания очищенных сточных вод;
строительство, реконструкция и модернизация действующих сетей и сооружений системы водоотведения Самарской области;
уменьшение сбросов загрязняющих веществ в водные источники за счет строительства оборотных систем технического водоснабжения;
содействие внедрению водосберегающих технологий на предприятиях.
Восстановление водотоков и водоемов Самарской области должно быть направлено на реализацию экологических и рекреационных функций водных объектов и прилегающих к ним территорий путем:
поэтапного создания сбалансированных устойчивых водных экосистем;
ландшафтно-экологического благоустройства прилегающих к водным объектам территорий;
проведения берегоукрепительных и противоэрозионных работ на участках с неустойчивым состоянием береговой зоны.
Для обеспечения надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов, а также улучшения их внешнего облика на акватории водных объектов необходимо проводить комплекс мероприятий, включающий уборку и очистку акватории водных объектов и водоохранных зон от мусора и наплавных загрязнений, кошение водной растительности на водотоках Самарской области, очистку акватории водных объектов от затонувших судовых и промышленных конструкций.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений


К гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна водохранилищ и рек; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
Безопасность ГТС позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Мероприятия по обеспечению безопасности ГТС, находящихся в собственности Самарской области, должны быть направлены на предотвращение аварийных ситуаций в целях обеспечения необходимого уровня защищенности населения Самарской области от аварий на ГТС.
В целях обеспечения безопасности ГТС принята областная целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении гидроохранных мероприятий в городских округах и муниципальных районах Самарской области" на 2010 - 2016 годы.
Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности ГТС должны стать:
реализация указанной программы;
инвентаризация и идентификация всего комплекса ГТС на территории Самарской области, разработка реестра ГТС Самарской области;
совершенствование системы государственного управления ГТС, включая разработку необходимой документации, в том числе паспорта и декларации безопасности ГТС, инструкции по безопасной эксплуатации, проекта мониторинга безопасности ГТС;
организация наблюдения за ГТС, анализ их состояния, своевременное обнаружение и устранение тех дефектов, которые при дальнейшем развитии могут привести к полной или частичной потере работоспособности объекта и возникновению чрезвычайной ситуации;
подготовка персонала к выполнению противоаварийных мероприятий и действиям в условиях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создание необходимых для этого материальных и финансовых резервов.


Охрана и рациональное использование лесов


Концепция развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами заключается в создании условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение и повышение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия лесных экосистем.
Анализ проблем в лесном хозяйстве Самарской области определяет следующие основные приоритетные направления:
сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
обеспечение охраны лесов, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях интенсивного антропогенного воздействия;
повышение продуктивности и качества лесов путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использования достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применения современных технологий выращивания леса;
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров средствами наземной и авиационной охраны лесов, создания дополнительной сети пожарно-химических станций, материально-технического оснащения лесопожарных служб, проведения предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создания системы мониторинга лесных пожаров;
совершенствование системы государственного лесного надзора, противодействия нарушениям лесного законодательства и нелегальному обороту древесины;
совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия;
совершенствование системы лесного планирования;
совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;
обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов на инновационной основе;
развитие материально-технической базы лесного хозяйства;
организация научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства;
повышение процента лесистости территории Самарской области;
сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов Самарской области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;
внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет создания лесных насаждений на неиспользуемых землях;
развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение выполнения арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства.


Охрана и рациональное использование недр


Одной из основных предпосылок успешного экономического развития Самарской области является рациональное освоение ее минерально-сырьевого потенциала и в первую очередь того объема открытых и еще не открытых скоплений общераспространенных полезных ископаемых, которые в ближайшей и отдаленной перспективе могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность без ухудшения условий жизни будущих поколений.
Рациональное использование недр - это использование ресурсов недр с максимально возможной экономической выгодой при минимально допустимом нанесении ущерба недрам и окружающей среде в целом.
Основная и решающая роль в обеспечении рационального использования недр принадлежит соблюдению установленных законодательством требований.
Приоритетными направлениями деятельности в охране и рациональном использовании недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых или используемых для строительства подземных сооружений местного значения, являются:
соблюдение установленного порядка предоставления права пользования недрами, недопущение несанкционированного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения недр;
проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений;
обеспечение достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов;
предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
В целях обеспечения рационального использования недр принята ведомственная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области на 2012 - 2014 годы", основными задачами которой являются:
актуализация данных о состоянии минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области;
организация работ по информационному обеспечению лицензирования участков недр;
организация работ по оценке прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых на перспективных участках на территории Самарской области.

Охрана почв


Почвы являются важнейшим системообразующим компонентом природной среды. Современное состояние почвенного покрова сформировалось в результате градостроительного и индустриального развития Самарской области, интенсивной сельскохозяйственной деятельности.
Основными источниками загрязнения почв служат промышленные выбросы, строительная, дорожная и другая пыль, захоронение промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора, удобрения. Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха.
Мероприятия по охране почв должны способствовать сохранению почв от эрозии и загрязнения, включая рекультивацию территорий, неблагополучных в экологическом отношении, снижение пылеобразования.
Осуществление деятельности по охране почв должно быть направлено:
на принятие в установленном порядке мер по санации (рекультивации) загрязненных почв Самарской области, в том числе на территории промышленных предприятий;
на увеличение количества зеленых насаждений на территории населенных пунктов Самарской области;
на мониторинг загрязнений и деградации почв как одного из элементов экологического мониторинга.

Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления


Отходы производства и потребления являются источником антропогенного воздействия на окружающую среду. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления могут рассматриваться в качестве сырья для другого производства при наличии экологически безопасной технологии их использования.
Охрана окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления должна быть направлена на минимизацию образования отходов, использование отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, внедрение современных технологий промышленной переработки отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды.
Основными направлениями деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны стать:
реализация областной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года;
разработка и принятие правовых актов, создающих благоприятные экономические условия для снижения объема образования отходов;
развитие современных технологий по сбору, в том числе селективному, транспортировке, переработке и обезвреживанию отходов;
создание условий для привлечения инвестиций в области обращения с отходами;
развитие автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации отходов, усиление контроля за транспортировкой отходов, борьба с несанкционированными свалками;
привлечение населения Самарской области и предпринимателей к раздельному сбору и переработке отходов и стимулирование развития перерабатывающих предприятий;
развитие системы сбора и переработки отслуживших автотранспортных средств, электронного и электротехнического лома (в том числе отработанных энергосберегающих ламп), полимерных материалов;
внедрение отделения и обезвреживания опасных отходов, в том числе в составе бытовых отходов;
внедрение современных экологически чистых технологий переработки отходов, в том числе переработки с извлечением энергии;
информирование населения Самарской области и предприятий о негативном воздействии отходов на окружающую среду.

Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений на территории Самарской области


Зеленые насаждения на территории Самарской области выполняют самые разные функции, главные из которых - оздоровление воздушного бассейна Самарской области за счет поглощения углекислого газа и выделения кислорода, снижение уровня городского шума, запыленности и загазованности воздуха, а также улучшение микроклимата за счет понижения температуры окружающего воздуха в жаркую погоду из-за испарения влаги, защита от ветров, выделение растениями фитонцидов - особых летучих веществ, уничтожающих болезнетворные микробы.
В целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду и охраны зеленых насаждений принят Закон Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области". Необходимо обеспечить реализацию положений указанного Закона.
Деятельность по охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений Самарской области должна быть направлена:
на полный учет зеленых насаждений;
на максимальное сохранение зеленых насаждений;
на увеличение озелененных территорий городов и поселений Самарской области за счет строительства новых объектов зеленых насаждений общего пользования, озеленение неиспользуемых территорий, озеленение санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
на плановую замену старовозрастных деревьев, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения Самарской области, на молодые посадки деревьев ценных пород, устойчивых к негативному воздействию окружающей среды, с увеличением баланса вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу последних;
на реконструкцию существующих зеленых насаждений общего пользования;
на эффективную организацию работ по восстановительному озеленению, по профилактике заболеваний зеленых насаждений.

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Самарской области


Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны.
На территории Самарской области расположены три ООПТ федерального значения: национальный парк "Бузулукский бор", национальный парк "Самарская Лука" и Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина, 216 ООПТ регионального значения, общей площадью 240 тысяч гектаров, что составляет 4,5 процента от общей площади региона.
Сохранение и развитие ООПТ должно быть направлено на создание благоприятной экологической среды обитания населения Самарской области, обеспечение сохранения природного наследия Самарской области.
Основными направлениями деятельности по сохранению и развитию ООПТ должны быть:
разработка правовых актов и проведение комплекса организационных и проектных мероприятий по организации новых ООПТ;
усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ;
обеспечение функционирования ООПТ в соответствии с их статусом;
организация и ведение государственного кадастра ООПТ в целях учета и оценки их состояния, определения перспектив их развития, повышения эффективности функционирования и усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны;
ведение экологического мониторинга состояния природных комплексов ООПТ.


Обеспечение радиационной безопасности


Радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. В целях оценки радиационной обстановки и планирования мероприятий по повышению радиационной безопасности ежегодно составляется радиационно-гигиенический паспорт Самарской области.
Обеспечение радиационной безопасности должно быть направлено на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания от источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
Основными направлениями деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения Самарской области должны стать:
радиационное обследование территории общего пользования и объектов социальной сферы с экстренной ликвидацией выявленных источников загрязнения;
ежегодное составление радиационно-гигиенического паспорта Самарской области;
создание и развитие автоматизированной системы контроля радиационной обстановки.


Обеспечение химической безопасности


Химическая безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от загрязнения окружающей среды, формирующегося в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.
В Самарской области расположено большое количество химически опасных предприятий, активно развивается транспортная сеть, что в совокупности обуславливает высокий уровень риска техногенных химических загрязнений. Основным фактором защиты населения Самарской области и окружающей среды от химического загрязнения является реализация комплекса превентивных мер по снижению вероятности возникновения аварийных ситуаций, а также оперативная локализация и ликвидация выявленных источников химического загрязнения.
Обеспечение химической безопасности должно осуществляться посредством реализации комплекса мероприятий по снижению вредного воздействия химически опасных веществ на окружающую среду и население Самарской области.
Основным направлением деятельности по обеспечению химической безопасности населения Самарской области должны стать принятие и реализация областной целевой программы по обеспечению химической и биологической безопасности.


Формирование экологической культуры населения Самарской области


Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности населения Самарской области.
Формирование экологической культуры должно быть направлено на формирование у населения Самарской области всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращение и недопущение экологических правонарушений.
Основными направлениями деятельности по формированию экологической культуры населения Самарской области должны стать:
совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров, развитие экспериментальных площадок экологического образования на базе учебных учреждений Самарской области);
развитие эколого-просветительской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых;
оказание поддержки образовательным и детским общественным организациям, ведущим активную работу в экологическом направлении;
привлечение общественных объединений и иных некоммерческих организаций к решению актуальных экологических проблем Самарской области;
проведение общегородских массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения Самарской области к вопросам охраны окружающей среды, обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровья;
развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
повышение информированности деловых кругов Самарской области в вопросах законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;
создание специальных программ на каналах телевидения и радио, освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;
увеличение объема издаваемой специализированной литературы, журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространение среди населения Самарской области;
создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды.


Заключение


Экологическая политика реализуется исполнительными органами государственной власти Самарской области путем учета экологических приоритетов при подготовке правовых актов, а также путем разработки, принятия и реализации в установленном порядке программ в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха, организации природоохранных работ и мероприятий.
Реализация концепции позволит обеспечить устойчивое развитие Самарской области, реализовать права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечить экологическую безопасность населения Самарской области, улучшить показатели качества окружающей среды по всем ее компонентам.

Об утверждении Концепции экологического развития Самарской области на период до 2020 года

Название документа: Об утверждении Концепции экологического развития Самарской области на период до 2020 года

Номер документа: 326

Вид документа: Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

Принявший орган: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Волжская коммуна", N 400(27835), 26.10.2011
Дата принятия: 14 октября 2011

Дата начала действия: 26 октября 2011