Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
24 июля 2012 года
№ в реестре 03914-316/318-2095/591
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
г. Нижний Новгород
от 6 июля 2012 года № 2095/591
Об утверждении Программы и Порядка проведения подготовки
граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями
несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без
попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах
(с изменениями на 11 декабря 2012 года)
__________________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с отменой приказа Министерства образования и
Министерства социальной политики области 09 апреля 2013 г. № 931/352 на основании
министерства образования области и
министерства социальной политики области от 6 июля 2012 года № 2095/591
__________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области 09.10.2012 г. № 2937/968;
приказом министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области от 11.12.2012 г. № 3728/1261
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываем: (в ред. приказа министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области от 11.12.2012 г. № 3728/1261 - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Программа).
2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Порядок).
3. Управлению гражданско-патриотического воспитания и социально-правовой защиты детей министерства образования Нижегородской области (Н.В. Серагин), управлению социальной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области (М.В. Ушакова) обеспечить контроль за реализацией Программы и Порядка.
4. Руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обеспечить реализацию Программы и Порядка.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Нижегородской области Е.Л. Родионову и заместителя министра социальной политики Нижегородской области Н.Т. Отделкину.
И.о. министра образования
Нижегородской области
Е.Л. Родионова
___________________
"06" июля 2012 г.
и.о министра социальной политики
Нижегородской области
Н. Т. Отделкина
_________________
"06" июля 2012 г.
Приложение 1
к приказу министерства образования
Нижегородской области
и министерства социальной политики
Нижегородской области
от 06.07.2012 № 2095/591
Министерство образования Нижегородской области
Министерство социальной политики Нижегородской области
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ
ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН,
ЛИБО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬЮ
НА ВОСПИТАНИЕ В ИНЫХ УСТАНОВЛЕННЫХ СЕМЕЙНЫМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМАХ
(в ред. приказа министерства образования Нижегородской области
и министерства социальной политики Нижегородской области от 11.12.2012 г. № 3728/1261)
Нижний Новгород
2012
Введение
Обеспечение прав ребенка на воспитание в семье - одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство - важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Нижегородской области на сегодняшнем этапе как приоритетное направление.
В Нижегородской области в последние годы осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Детей).
Число семей, воспитывающих Детей в регионе ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 января 2012 года в Нижегородской области насчитывается более 11 000 замещающих семей, в которых воспитываются более 13 000 детей.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в интернатные учреждения. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства Детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребёнка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения своих обязанностей в замещающих семьях являются неготовность родителей принимать ребёнка с психологическими особенностями, ребёнка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, спецификой развития этих Детей, недостаточная правовая и педагогическая подготовленность к решению проблем воспитания ребенка. Вместе с тем, помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в условиях "новой семьи".
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью.
Для организации подготовки замещающих родителей в Нижегородской области созданы Школы замещающих родителей на базе учреждений социальной защиты семьи и детей и образовательных учреждений, которым в соответствии с действующим законодательством переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Школах замещающих родителей Нижегородской области. (абзац в ред. приказа министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области от 11.12.2012 г. № 3728/1261 - см. предыдущую редакцию)
Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в принимающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги.
Технологии подготовки граждан, выразивших желание взять детей на воспитание в семью, позволяет оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения в них детей.
Цели и задачи подготовки:
Цель курса подготовки - обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье, предотвращение вторичных отказов от Детей, принятых на воспитание.
Задачи курса подготовки:
1. Познакомить граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (далее - Граждан), с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей. Разъяснить права и обязанности замещающих родителей.
2. Повысить психолого-педагогическую и социально-правую компетентность Граждан в области детской психологии, развития ребенка, влияния прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка.
3. Познакомить с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, сформировать навыки ненасильственных способов коммуникаций и представление о безопасном воспитании Детей.
4. Оценить готовность Граждан к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, оценке имеющихся ресурсов и ограничений, содействовать осознанному выбору формы устройства ребенка.
5. Помочь Гражданам осознать важность профессионального сопровождения и поддержки для замещающей семьи.
Требования к уровню освоения Гражданами содержания курса подготовки
По завершении курса подготовки Граждане должны:
Иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую Граждане берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка;
о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, его потребностей развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
Знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье;
наиболее часто встречающиеся у Детей детские заболевания; правила оказания первой медицинской помощи ребенку;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитанию;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Организация курсовой подготовки
Категории Граждан, имеющих право на подготовку в Школе замещающих родителей:
Совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:
- для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;
- для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких родственников Детей;
- для лиц, которые уже были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Подготовка граждан осуществляется на основании личного заявления и документа, удостоверяющего личность Гражданина.