Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2010 года № 662

Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера
в Нижегородской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 28 ноября 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274
_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2011 № 388;
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.11.2011 № 938;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.07.2012 № 468;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2012 № 626;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.04.2013 № 215;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.06.2013 № 404;
постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2013 № 697;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.11.2013 № 882                                      
------------------------------------------------------------------------



В целях снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизации эпидемической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе реализации мероприятий профилактики, диагностики, лечения на территории Нижегородской области, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского. (п.4 в ред. постановления Правительства области от 10.04.2013 № 215- см. предыдущую редакцию)




Губернатор                                                                                         В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 30 сентября 2010 года № 662

     

    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера

     в Нижегородской области" на 2011-2013 годы
     (далее - Программа)
(в ред. постановлений Правительства области от 20.05.2011 № 388;
от 21.11.2011 № 938; от 23.07.2012 № 468; от 13.09.2012 № 626;
от 10.04.2013 № 215; от 24.06.2013 № 404)      




(Паспорт программы изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 28.11.2013 № 882
-см.
предыдущую редакцию)


1. Паспорт Программы

Наименование Программы

областная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 года № 1181 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий";

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1438 "О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 № 2523-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 № 2568-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 № 2581-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 № 2541-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 1944-р.

Государственный заказчик Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Основной разработчик Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Основная цель Программы

снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), в том числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) на автомобильных дорогах Нижегородской области, стабилизация эпидемической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями, на основе решения проблем профилактики, диагностики, лечения на территории Нижегородской области

Основные задачи Программы

- снижение эпидемической опасности источников туберкулезной инфекции;

- снижение уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;

- стабилизация эпидемической ситуации и предупреждение массового распространения ВИЧ-инфекции в Нижегородской области, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

- снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области.

Сроки и этапы реализации Программы

     2011-2013 годы
     Программа реализуется в один этап

     Исполнители основных мероприятий Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области, государственные бюджетные и казенные учреждения здравоохранения Нижегородской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы (тыс. руб.)

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Годы

2011

2012

2013

Всего за период реализации Программы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.:

58 240,0

98 726,8

1 038 076,94

1 195 043,74

Областной бюджет, в т.ч.

58 240,0

66 430,5

299427,84

424098,34

Капвложения

НИОКР

Прочие расходы

58 240,0

66 430,5

299427,84

424098,34

Федеральный бюджет, в т.ч

32 296,3

738 649,1

770 945,4

Капвложения

НИОКР

Прочие расходы

32 296,3

738 649,1

770 945,4

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Программы

- смертность от туберкулеза - 9,4 случая на 100 тысяч населения;

- охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез - 70%;

- процент бактериологического подтверждения деструктивных форм впервые выявленного туберкулеза - 106,0%;

- поддержание на низких цифрах показателя заболеваемости природно-очаговыми заболеваниями среди профессиональных групп населения;

- охват туберкулинодиагностикой детского и подросткового населения до 99,9%;

- поддержание на высоком уровне (до 99%) охвата профилактическими прививками профессиональных групп населения;

- обследование на ВИЧ-инфекцию не менее 95000 человек;

- обследование не менее 1200 больных ВИЧ-инфекцией для обоснования назначения антиретровирусной терапии и оценки эффективности лечения;

- лечение 22 больных ВИЧ-инфекцией;

- повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших на 20%;

- сокращение времени доставки резерва в зону ЧС с 6 до 3 часов;

- снижение смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек) в Нижегородской области с 19,3 до 18,8 на 100 тыс. человек;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 2,5%;

- снижение тяжести последствий ДТП с 9,7 погибших на 100 пострадавших до 9,6 погибших на 100 пострадавших;

- снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней с 8,2% до 7,9%.".


2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

(Раздел 2.1  изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 24.06.2013 № 404 - см. предыдущую редакцию)  

К настоящему времени на территории Нижегородской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, инфекционные болезни, ВИЧ-инфекция), а также ростом показателей смертности и инвалидизации населения от внешних причин, от последствий ДТП и сердечно-сосудистых заболеваний.

Эпидемическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной.

Территориальный показатель заболеваемости туберкулезом населения Нижегородской области (78,2 случая на 100 тысяч населения) в 2 раза выше по сравнению с уровнем 1991 года (35,0).

Одним из факторов распространения туберкулезной инфекции среди населения является пополнение резервуара туберкулезной инфекции за счет неэффективно пролеченных больных, у которых развиваются хронические формы туберкулеза. Эффективность лечения впервые выявленных больных туберкулезом недостаточна и составляет по критерию прекращения бактериовыделения 77% (контрольный уровень - 85%). Для повышения эффективности лечения больных необходимо обеспечение достаточным количеством и полным набором противотуберкулезных препаратов, а также создание условий, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам, в стационарах противотуберкулезных учреждений.

Негативную роль в развитие эпидемического процесса вносит распространение лекарственно-устойчивых форм возбудителя туберкулеза вследствие его приспособления к воздействию противотуберкулезных препаратов. Первичная множественная лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза в 2009 году составила 18,1%, что в 1,8 раза выше, чем в среднем по России. Одним из условий эффективного лечения данной категории больных является возможно более раннее выявление возбудителя туберкулеза и определение его лекарственной чувствительности к противотуберкулезным препаратам. С этой целью необходима организация качественного бактериологического обследования больных туберкулезом. Процент бактериологического подтверждения диагноза туберкулеза органов дыхания недостаточен и составляет 50,8%.

Одной из причин эпидемического неблагополучия по туберкулезу является высокий уровень заболеваемости в очагах инфекции, который в Нижегородской области в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 20,5%: с 897,5 до 1081,1 случая на 100 тысяч контактных лиц, несмотря на проведение противоэпидемических мероприятий. Ежегодно регистрируются случаи заболевания туберкулезом среди лиц, контактирующих с больными закрытыми формами туберкулеза без бактериовыделения, что также свидетельствует о недостаточном качестве бактериологической диагностики туберкулеза.

Остается высоким уровень заболеваемости туберкулезом сотрудников противотуберкулезных учреждений - 128,8 на 100 тысяч, что в 2,1 раза выше заболеваемости постоянно проживающего населения. Для снижения заболеваемости работников противотуберкулезных учреждений необходимо улучшение материально-технической базы учреждений и внедрение в работу мер инфекционного контроля.

Проблема борьбы с инфекционными заболеваниями является одной из самых актуальных как в Российской Федерации в целом, так и на территории Нижегородской области. Ежегодно в Нижегородской области регистрировалось от восьмисот тысяч до полутора миллионов случаев инфекционных заболеваний.

48 территорий Нижегородской области являются эндемичными по клещевому энцефалиту, туляремии. На 17 территориях Нижегородской области имеются сибиреязвенные скотомогильники, являющиеся потенциально опасными для населения, что требует проведения ежегодной иммунизации декретированных групп населения от данных инфекций.

В Нижегородской области ухудшается эпизоотическая ситуация по бешенству. Ежегодно увеличивается количество случаев бешенства среди животных: 2008 год - 27 случаев, 2009 год - 167 случаев. В 2009 году возросло до 36 число районов Нижегородской области, в которых зарегистрированы случаи заболевания.

Наличие эпизоотии среди диких животных ведет к вовлечению в эпизоотический процесс домашних животных, доля которых в разные годы колеблется от 12 до 50 процентов.

В 2009 году зарегистрировано 2 случая заболевания гидрофобии среди людей.

Ежегодно увеличивается количество лиц, обратившихся в лечебно-профилактические учреждения (2007 год - 8000 человек, 2008 год - 9497 человек, 2009 год - 10618 человек), получивших укусы животными, в том числе 210 человек, получивших укусы дикими животными, требующих проведения лечебно-профилактических мероприятий, в том числе введение антирабической вакцины и антирабического иммуноглобулина.

На территории Нижегородской области ухудшается эпидемиологическая ситуация по клещевому энцефалиту. В 2009 году отмечен рост заболеваемости клещевым энцефалитом в 2,7 раза и болезнью Лайма в 2 раза. Расширился ареал распространения иксодовых клещей с 28 до 48 районов Нижегородской области. Что требует проведения профилактических мероприятий в части проведения иммунизации групп риска и оказания комплекса лечебно-профилактических мероприятий лицам, обратившимся за медицинской помощью по факту присасывания клещей.

При сохранении высокого уровня охвата детей профилактическими прививками (95%) продолжают иметь место случаи заболевания дифтерией (2008 год - 1 случай, 2009 год - 1 случай), что требует системного контроля за показателями прививочной работы, анализа показателей привитости, контроля за своевременностью планирования на прививки, используя программный комплекс управления иммунизацией по планированию и учету профилактических прививок.

На территории Нижегородской области ежегодно регистрируются эпидемические подъемы заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, энтеровирусными инфекциями, ротавирусной инфекцией, а также вспышечная заболеваемость.

В целях своевременного принятия адекватных управленческих решений для принятия мер по предупреждению распространения, локализации ситуации, готовности госпитальной базы для оказания лечебно-диагностических мероприятий заболевшим требуется проведение оперативного мониторинга ситуации, в том числе по оперативному учету инфекционной заболеваемости и обмену информацией. Используя автоматизированный программный комплекс учета инфекционной заболеваемости, возможно оперативно проводить комплекс профилактических мероприятий, в том числе иммунизацию населения по эпидемическим показаниям.

До 1996 года в Нижегородской области регистрировались единичные случаи ВИЧ-инфекции. Ситуация резко изменилась во второй половине 1996 года, когда начался эпидемический подъем этого заболевания среди лиц, практикующих внутривенное введение наркотиков. Таким образом, вирус иммунодефицита  человека попал в среду наркопотребителей и ситуация практически вышла из-под контроля. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции/СПИДу в Нижегородской области отражает те же тенденции, которые имеют место в России. Расширилась география эпидемии за счет увеличения числа районов Нижегородской области, где регистрируются случаи ВИЧ-инфекции; во всех районах областного центра и Нижегородской области зарегистрирована ВИЧ-инфекция.

За весь период регистрации в Нижегородской области на 1 января 2010 года выявлено 7290 больных, из них 4901 мужчина, 2389 женщин. Заболеваемость - 25,3 на 100 тысяч населения, распространенность - 191,0. Таким образом, по сравнению с 2004 - 2006 годами, когда заболеваемость стабилизировалась на уровне 12,4 - 12,7 на 100000 населения, отмечается ухудшение эпидемической ситуации. Показатель заболеваемости, начиная с 2007 года, увеличивается ежегодно в 1,2 раза, в тоже время он почти в 1,5 раза ниже, чем по России и в 1,9 раз ниже, чем в Приволжском федеральном округе.

80% ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди от 15 до 29 лет, то есть лица, находящиеся в трудоспособном и репродуктивном возрасте. Однако, с 2006 года отмечается тенденция увеличения доли лиц в возрасте старше 36 лет (в 1996 году - 2,5%, в 2009 году - 17,0%).

Продолжается постепенное снижение числа инфицированных при внутривенном употреблении наркотических препаратов и рост доли инфицированных половым путем. Увеличивается доля инфицированных женщин. Соответственно возрастает число ВИЧ-инфицированных беременных. В 2000 году на 1000 обследованных беременных выявлено 0,05 случая, в 2009 - 0,6 (рост в 12 раз). Ежегодно увеличивается число родов у ВИЧ-позитивных женщин. Всего рождено 763 ребенка, из них 127 в 2009 году. Количество детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, по прогнозу на 2012 год составит 150 человек. С целью профилактики развития заболеваний у данного контингента детей необходимо исключить грудное вскармливание и осуществлять кормление детей с первых дней жизни только адаптированными молочными смесями. В целях своевременного принятия адекватных управленческих решений для принятия мер по предупреждению распространения, локализации ситуации по распространению ВИЧ-инфекции, а также для оказания лечебно-диагностических мероприятий ВИЧ-инфицированным беременным требуется проведение оперативного мониторинга ситуации, в том числе по оперативному учету инфекционной заболеваемости и обмену информации. Используя автоматизированный программный комплекс мониторинга состояния беременных, возможно оперативно проводить комплекс профилактических мероприятий, в том числе своевременно направлять беременных на оказание специализированной медицинской помощи, что позволит снизить риски перинатальных потерь.

Такое изменение структуры ВИЧ-инфицированных по путям заражения, полу, возрасту свидетельствует о неблагоприятном прогнозе эпидемии ВИЧ - возрастает угроза перехода эпидемии в генерализованную стадию и роста числа ВИЧ-инфицированных детей.

Таким образом, возникла новая и в высшей степени тревожная фаза эпидемического процесса, требующая не только активизации, но и значительного совершенствования всей системы профилактических и медицинских мероприятий.

В тоже время система профилактики и оказания медицинской помощи недостаточна, чтобы противостоять эпидемии и улучшить качество жизни ВИЧ-инфицированных.

По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности сопряженных с угрозой террористических актов.

В ряду ЧС значительную часть составляют пострадавшие при ДТП. В 2008 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6027 ДТП, в которых 786 человек погибло и 7381 было ранено. В 2009 году в результате ДТП пострадало 7707 человек, из которых 767 погибло, в том числе 70 человек при оказании медицинской помощи.

Показатель смертности от ДТП в 2008 году в Нижегородской области составил 23,4 (по России - 16,8). Наиболее тяжелые травмы (сочетанные шокогенные или политравмы), которые сопровождаются высокими показателями смертности и инвалидизацией пострадавших, чаще всего возникают вследствие ДТП. Летальность при таких травмах составляет 39-85% (в среднем - 50%), а инвалидизация - 33% от числа выживших пострадавших. Несвоевременное оказание первой помощи и скорой медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, запоздалое оповещение и прибытие к месту ДТП спасателей и медицинских бригад, некачественное оказание помощи медицинскими работниками являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, показатель инвалидности в результате ДТП выше в 6 раз, а пострадавшие в результате ДТП нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.

Для спасения жизни пострадавших очень важен временной фактор. Один час задержки оказания первой помощи уносит жизнь до 30% тех, кто мог бы выжить после ДТП, через 6 часов после аварии погибают 90%.

Улучшение показателей медицинских последствий ЧС, в том числе и в результате ДТП возможно только на основе создания и дальнейшего совершенствования единой системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим на основе максимального сокращения сроков прибытия медицинских формирований в зону ЧС, сокращения сроков доставки пострадавших в медицинские учреждения, в том числе специализированные, повышения качества оказания первой помощи.

В условиях массового поступления пострадавших в случае возникновения ЧС необходимо проведение комплексных мероприятий по координации действий сил и средств службы медицины катастроф, а также взаимодействия с другими ведомствами, задействованными в ликвидации ЧС, и привлечение специалистов отряда специализированной медицинской помощи постоянной готовности государственного казенного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф" (далее - ГКУЗ НО "НТЦМК") к работе в зоне ЧС. С целью оптимизации работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области необходимо приобретение штабного специализированного автотранспорта и создание телемедицинской системы оперативного реагирования, что позволит поднять систему управления медицинским обеспечением в ЧС на качественно новый уровень.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»