Недействующий

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

  Введение

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность означает сохранение стабильности, устойчивости и возможности саморазвития.

В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, вызовы внешней среды, связанные с проблемами безопасности выделены как одни из наиболее значимых при выборе приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области.  

В Стратегии отмечается, что усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному росту расходов стран на национальную оборону и безопасность (в течение последних 5 лет бюджет расходов на национальную оборону России и США устойчиво растет со среднегодовым темпом на уровне 7%). Нижегородская область с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность.

Усиление мер безопасности сопряжено с угрозой снижения интенсивности обмена людьми, знаниями, технологиями и информацией, что может ограничивать возможности нижегородских предприятий успешно конкурировать на международных рынках. Риски угрозы безопасности также негативно сказываются на инвестиционной привлекательности региона и развитии туризма.

Одной из основных задач государственного управления является борьба с преступностью, как необходимый элемент безопасности граждан и нормального функционирования экономики.

По данным информационного центра Главного управления внутренних дел по Нижегородской области (далее - ГУВД) за период с 2001 по 2006 год количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области увеличилось на 47,2% (с 73837 в 2001 году до 108694 в 2006 году), причём в сфере общественной безопасности рост преступности за этот период составил 357% (с 18356 до 65463), в сфере деятельности криминальной милиции количество преступлений снизилось на 22% (с 55481 до 43231). За 2006 год, по сравнению с 2005 годом, общее количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области выросло на 11,6%, в том числе, количество преступлений в сфере общественной безопасности увеличилось на 16,2%, криминальных преступлений - на 5,2%.

В Нижегородской области фиксируется более высокий уровень преступности, по сравнению со средними показателями по России и по Приволжскому федеральному округу: на 100 тысяч жителей в России в 2006 году было совершено 2701 преступление, в Приволжском федеральном округе - 2959, в Нижегородской области - 3186,5.

Работа правоохранительных органов осложняется тем, что рост преступности сопровождается снижением возрастного уровня, усилением изощренности и организованности преступников, а также использованием ими новейших технических средств.

Для противодействия росту криминала необходимо существенное повышение технической оснащенности органов внутренних дел, как основной силы охраны правопорядка, средствами связи и оперативного реагирования.

В настоящее время при решении задач безопасности необходимо учитывать и возрастание глобальной угрозы международного терроризма.

В Нижегородской области представлен практически весь спектр политических партий, движений, общественных организаций, действующих в России. Количество их участников колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Данные организации активно пытаются пропагандировать свои идеи и привлекать новых последователей, предпочтительно из молодежной среды, в том числе путем распространения печатной продукции. В ряде случаев под эгидой патриотизма пропагандируются идеи экстремизма, национальной исключительности, фашизма.

Отмечается рост численности представителей азербайджанской, дагестанской и чеченской диаспор, придерживающихся радикальных взглядов и ориентированных на зарубежные центры (Саудовская Аравия, Турция, страны Ближнего Востока).

Имеется значительное количество учебных заведений и общественных организаций, осуществляющих ввоз из-за рубежа религиозной литературы, иной печатной продукции.

Имеют место факты обнаружения в южных районах Нижегородской области литературы и пропагандистских материалов исламской экстремистской группировки, базирующейся на территории Узбекистана и проповедующей идеологию панисламизма - создания единого исламского государства независимо от национальной принадлежности.

Действующая система организации и проведения антитеррористических мероприятий и мероприятий по усилению безопасности на объектах массового скопления людей, объектах транспорта с техногенно-опасными рисками, критически важных и особо опасных объектах пока еще не в полной мере отвечает существующим угрозам безопасности. В первую очередь потому, что не носит системный, централизованный и долгосрочный характер.

Негативное влияние на социально-экономическое развитие Нижегородской области оказывает рост задолженности по налогам и сборам, например, задолженности по транспортному налогу. Причём, применяемые меры налогового администрирования зачастую недостаточны для эффективного решения данной проблемы и требуется активное содействие правоохранительных органов.

Продолжает расти преступность в сфере экономики, использования природных ресурсов. Остается на высоком уровне количество нарушений правил дорожного движения, а также аварий, в том числе, с тяжелыми травматическими последствиями.

Статистика показывает, что за последние 5 лет количество дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области выросло на 47% - с 3649 случаев в 2001 году до 5429 случаев в 2006 году. Количество человек, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий выросло за этот  период на 59,7% (с 3863 до 6170 человек за год). Не сократилось и число погибших в авариях, смертность при дорожно-транспортных происшествиях увеличилась на 1,2% (с 805 до 815 человек за год).

В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, рост дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области опережал среднероссийский уровень    на 3,1 процентных пункта:  105,7%  в Нижегородской области и  

102,6% по России в целом. Так же опережающими  темпами за 2006 год росло количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях: за 2006 год рост по Нижегородской области составил 110,1%, по России - 103,8%. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Нижегородской области сократилось больше, чем в среднем по России: на 6,5% и 3,6% соответственно.

Относительные показатели уровня аварийности в Нижегородской области практически равны средним показателям по России: на каждые 10 тысяч зарегистрированных автотранспортных средств и в России, и в Нижегородской области совершается по 65 дорожно-транспортных происшествий; на каждые 100 тысяч жителей Нижегородской  области приходится 223 пострадавших  (по России -222).

Для реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз безопасности необходима организация эффективного горизонтального взаимодействия различных органов исполнительной власти области. Горизонтальное взаимодействие состоит в межведомственной координации и интеграции и требует  применения высокоэффективных унифицированных системотехнических решений с включением систем управления различных органов исполнительной власти во взаимоувязанную систему мониторинга и управления.

Мониторинг - это оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, которая имеет большое значение для повышения эффективности исполнения контрольных и надзорных функций, правоприменительной и правоустанавливающей деятельности государственных органов.

Использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти нацелено на  повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Эффективная работа системы мониторинга, как общей информационно-технологической инфраструктуры, возможна при использовании интеллектуальных технологий, способных автоматизировать сложный и дорогостоящий труд специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений.

Выбор интеллектуальных систем безопасности для решения данных задач подтверждается и опытом их использования в России и за рубежом.

В Российских условиях наилучшую результативность даёт внедрение  аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасность", разработанного специалистами ведущих научных институтов России (МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова и др.). АПК "Безопасность" представляет собой комплексную систему безопасности от масштаба района до города и области, построенную на основе интеллектуального ядра. Концепция системы предполагает полностью масштабируемую, тиражируемую структуру и гибкую настройку системы под конкретную охраняемую территорию. Заложенные в архитектуру принципы обеспечивают высокую эффективность функционирования и гибкость системы.

Именно АПК "Безопасность" был рекомендован министром внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиевым главам российских регионов в качестве основы для создания современных территориальных систем безопасности.

Нацеленность на реализацию системного, комплексного подхода, основанного на использовании современных интеллектуальных технологий, позволит обеспечить требуемый высочайший уровень безопасности, координацию действий всех заинтересованных служб при проведении оперативных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.