Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2006 года № 344

Об утверждении областной целевой программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Нижегородской области на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 1 августа 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года № 320
__________________________________________________________________________

----------------------------------------------------------     

Документ с изменениями, внесенными:    

постановлением Правительства Нижегородской области от 04.10.2007 № 363

постановлением Правительства Нижегородской области от 23.04.2008 № 154

постановлением Правительства Нижегородской области от 01.08.2008 № 325

----------------------------------------------------------     


В соответствии с Концепцией областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 мая 2006 года № 174, а также в целях повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками "группы риска", Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать и утвердить соответствующие целевые программы, предусматривающие мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать средства на реализацию Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.



Губернатор                                                                                                  В.П. Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 18.10.2006 № 344

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007-2010 ГОДЫ"

-----------------------------------------------------------------------------

По тексту Программы слова "департамент образования", "департамент здравоохранения", "управление Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области" в соответствующем падеже заменены словами "министерство образования", "министерство здравоохранения", "управление государственной службы занятости населения Нижегородской области" в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства области от 23.04.2008 № 154

----------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------

По тексту Программы слова "комитет по культуре", "комитет по развитию спорта", "комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области" в соответствующем падеже заменены словами "департамент по культуре", "департамент по развитию спорта", "комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области" в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства области от 01.08.2008 № 325

-----------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------

По тексту Программы слова "ДО НО", "ДЗ НО", "КК НО", "КРС НО", "УФГСЗН НО" заменены словами "МО НО", "МЗ НО", "ДК НО", "ДРС НО", "УГСЗН НО" согласно постановлению Правительства области от 01.08.2008 № 325

-----------------------------------------------------------------------------

Паспорт
областной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Нижегородской области на 2007-2010 годы"

(в ред. постановления Правительства области от 04.10.2007 № 363
             постановления Правительства области от 23.04.2008 № 154
              постановления Правительства области от 01.08.2008 № 325)

Наименование Программы

Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы"

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-З "О государственном социальном обслуживании населения";

постановление Правительства Нижегородской области от 17 мая 2006 года № 174 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основной разработчик и исполнители Программы

(в ред. постановления Правительства области от 01.08.2008 № 325- см. предыдущую редакцию)



Основной разработчик - департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.

Исполнители:

- департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;

- министерство образования Нижегородской области;

- министерство здравоохранения Нижегородской области;

- департамент по развитию спорта Нижегородской области;

- департамент по культуре Нижегородской области;

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области;

- Главное управление внутренних дел Нижегородской области (по согласованию);

- управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (по согласованию);

- управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (по согласованию);

Основная цель Программы

Повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, доведение в 2007 году показателей по Нижегородской области до среднестатистических по Приволжскому федеральному округу с последующим ежегодным сокращением не менее чем на 0,1 процента, улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками "группы риска"

Основные задачи Программы

1. Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

2. Активизация работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

3. Укрепление материальной базы, в том числе обеспечение специализированным реабилитационным оборудованием и оргтехникой государственных специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления внутренних дел Нижегородской области, органов опеки и попечительства в целях ведения единой информационной базы данных на детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Создание условий для организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей и подростков "группы риска"

Сроки реализации Программы

2007-2010 годы

Перечень основных мероприятий Программы

1. Меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Направлены на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, стабилизацию криминогенной ситуации в молодежной среде, в том числе среди школьников, совершенствование информационного обмена о несовершеннолетних, склонных к совершению повторных преступлений или допускающих административные правонарушения, и включают другие специальные мероприятия.

2. Мероприятия по организационно- методической поддержке учреждений системы профилактики детской беспризорности и безнадзорности, осуществление мониторинга взаимодействия заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организационные мероприятия по Программе.

Предусматривают создание единой межведомственной системы учета семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, отработку и внедрение современных технологий выявления, реабилитации и социального сопровождения неблагополучных семей и детей, обмен опытом, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, информационное сопровождение учреждений и служб, осуществляющих профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

3. Мероприятия по укреплению материально- технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предусматривают укрепление материально- технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью увеличения объема и повышения качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

4. Мероприятия по общественно-воспитательной работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Предусматривают организацию досуга и полезной занятости детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, их профориентацию и трудоустройство, физкультурно- спортивные мероприятия, патриотическое воспитание, поддержку социально значимых общественных проектов и программ, направленных на профилактику детской беспризорности и безнадзорности

Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
(в ред. постановления Правительства области от 01.08.2008 № 325- см. предыдущую редакцию)

Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 48958,8 тыс. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета - 43258,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2007 год - 1455,0 тыс. руб.,

2008 год - 4058,0 тыс. руб.,

2009 год - 18754,4 тыс. руб.,

2010 год - 18991,4 тыс. руб.

         - средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" - 5700,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2007 год- 5400,0 тыс. руб.,

2008 год - 100,0 тыс. руб.,

2009 год - 100,0 тыс. руб.,

2010 год - 100,0 тыс. руб.

Кроме того, для реализации мероприятий Программы в части предоставления временных рабочих мест возможно привлечение средств из внебюджетных источников (в том числе, предполагается привлечение ресурсов работодателей при условии их участия в Программе).

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы приведет к следующим результатам:

- увеличению количества несовершеннолетних, относящихся к "группе риска", прошедших отдых и оздоровление в летних лагерях (ежегодно по 200 человек);

- повышению эффективности проведения профильных смен для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

- ежегодному трудоустройству на постоянное рабочее место с перспективой профессионального роста не менее 600 несовершеннолетних граждан;

- ежегодному увеличению предоставления профориентационных услуг не менее 10 тыс. несовершеннолетних граждан;

- ежегодному созданию дополнительно не менее 500 постоянных рабочих мест для временного трудоустройства не менее 1000 несовершеннолетних граждан;

- организации временного трудоустройства ежегодно не менее 5 тыс. подростков из числа состоящих на профилактическом учете различного уровня;

- повышению методического уровня педагогов, работающих с детьми "группы риска" (100 человек в год);

созданию мобильного банка данных и системы учета детей, нуждающихся в государственной защите

     
I. Содержание проблемы


Выполнение комплексных мероприятий по борьбе с детской беспризорностью, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области в 2002-2006 годах позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Налажено взаимодействие органов социальной защиты населения, органов внутренних дел, органов управления образованием, здравоохранением Нижегородской области по выявлению беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им необходимой социальной и медицинской помощи.

Вместе с тем, социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. К их числу относятся: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.

Составными частями государственной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности являются государственные органы социальной защиты населения и государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Вопросы профилактики детской беспризорности, обеспечение эффективной социальной защиты и реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находятся в основе работы департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, территориальных органов департамента и подведомственных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В настоящее время работой с детьми и семьями "группы риска" занимаются специалисты 11 центров помощи семье и детям и 42 специализированных социально-реабилитационных учреждения для несовершеннолетних (социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних).

За 2005 год в условиях стационарного и дневного отделения получили социальные услуги 20478 детей и подростков. Всего обслужено 132950 семей.

В 2005 году было оказано 1034,1 тыс. услуг, из них: 154300- социально-экономических, 115784 - социально-психологических, 16312 - социально-правовых, 220911 - социально-бытовых, 283967 - социально-медицинских (диагностика, лечение от алкогольной и наркотической зависимости, оформление инвалидности и медицинских страховых полисов, санаторно-курортное лечение, летнее оздоровление и т.д.).

В области действует специальная общеобразовательная школа для детей с девиантным поведением открытого типа № 27 Автозаводского района города Нижнего Новгорода, создано государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Нижегородский областной детско-юношеский центр "Дети и подростки против наркотиков", одной из функций которого является реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, профилактика асоциального поведения и системное психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска".

В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых как с ребенком, так и с родителями, необходима разработка и внедрение в практику новых технологий по работе с семьей и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, которые требуют соответствующего сопровождения.

Одну из главных ролей по выявлению безнадзорных подростков и детей, нуждающихся в срочной помощи со стороны государства, играют органы внутренних дел. В 2005 году было выявлено 4954 безнадзорных детей, которые в ходе профилактических мероприятий помещались в центр временного содержания Главного управления внутренних дел Нижегородской области, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возвращались в детские дома и школы-интернаты, направлялись в учреждения здравоохранения, передавались для воспитания в семьи.

Несмотря на активную работу органов системы профилактики правонарушений, в Нижегородской области остается достаточно высоким уровень преступности среди несовершеннолетних. Динамика подростковой преступности в области превышает показатели как по Российской Федерации в целом, так и по Приволжскому федеральному округу. Динамика удельного веса преступлений среди несовершеннолетних при общей тенденции к понижению (снижение в 2005 году по отношению к 2004 году с 11,8 до 11,5 процентов)  превышает показатели Приволжского федерального округа (9,2 процента) и Российской Федерации (9,1 процента). Остается достаточно высоким уровень преступности среди несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности.

Во взаимодействии со всеми службами за 4 месяца 2006 года удалось снизить на 3,3% число несовершеннолетних, совершивших преступления, из них на 4,5% - учащихся школ, на 13,9% - учащихся средних и высших учебных заведений, на 8,0% - совершивших в группе, на 14,5% - совершивших в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем, криминогенная обстановка среди несовершеннолетних в Нижегородской области остается сложной. Увеличилось число преступлений, совершенных подростками (на 8,0%). Рост преступности наблюдается в 33 районах области, особенно значительный в Выксунском, Павловском, Первомайском, Уренском, Большемурашкинском, Вачском, Перевозском, а также в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода.

Меры по раннему выявлению преступных групп несовершеннолетних, их разобщению, привлечению к ответственности взрослых лиц - организаторов преступлений неадекватны масштабам криминальных проявлений.

Медленно внедряются в практику профилактической деятельности новые технологии и методики работы в образовательных учреждениях, по месту жительства, среди неформальных молодежных объединений и групп.

Сложившаяся ситуация требует оперативного реагирования всех субъектов профилактики правонарушений, совместного комплекса организационно-практических мер, направленных на снижение преступности несовершеннолетних.

Одной из причин роста асоциальных явлений среди подростков является снижение эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, которые в последнее время снизили эффективность работы по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия, ослабили контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, других детей "группы риска".

В Нижегородской области формируется единая электронная информационная система выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних.

В связи с этим необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по активизации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшению координации деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия.

Для эффективного решения указанных проблем необходимо кардинальное улучшение взаимодействия учреждений и служб различной ведомственной принадлежности, общественных объединений и других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это может быть достигнуто исключительно программными методами, путем реализации согласованного комплекса мероприятий.

II. Цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, доведение в 2007 году показателей по Нижегородской области до среднестатистических по Приволжскому федеральному округу с последующим ежегодным сокращением не менее чем на 0,1 процента, улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками "группы риска".

Программой предусматривается решение следующих основных задач:

1. Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

2. Активизация работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

3. Укрепление материальной базы, в том числе обеспечение специализированным реабилитационным оборудованием и оргтехникой государственных специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления внутренних дел Нижегородской области, органов опеки и попечительства в целях ведения единой информационной базы данных на детей, находящихся в социально опасном положении.

4. Создание условий для организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей и подростков "группы риска".

III. Исполнители Программы


Исполнителями Программы являются:

- департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;

- министерство образования Нижегородской области;

- министерство здравоохранения Нижегородской области;

- департамент по развитию спорта Нижегородской области;

- департамент по культуре Нижегородской области;

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области;

- Главное управление внутренних дел Нижегородской области (по согласованию);

- управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (по согласованию);

- управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (по согласованию);

(абзац исключен постановлением Правительства области от 01.08.2008 № 325- см. предыдущую редакцию)

IV. Сроки и этапы реализации Программы


Программа реализуется с 1 января 2007 года по 31 декабря 2010 года. Сроки проведения мероприятий Программы предусмотрены приложением 1 "План мероприятий областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы". Программа не предусматривает поэтапной разбивки сроков реализации.

V. Перечень основных мероприятий Программы


Мероприятия Программы представлены в Плане мероприятий областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы" (приложение 1 к Программе) и сгруппированы по следующим основным направлениям:

1) меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»