Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 1995 г. N 25-п

О программе "Содействия занятости населения Омской области на 1995 год"

______________________________________________
Утратило силу на основании Указа Губернатора
Омской области от 9 января 2004 г. N 2

______________________________________________


Руководствуясь Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации",

постановляю:

1. Утвердить программу "Содействия занятости населения Омской области на 1995 год".

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Малицкого Г.А.

Глава администрации
 Л.К. Полежаев

Программа
"Содействие занятости населения Омской области" на 1995 г.

Введение

Программа "Содействие занятости населения Омской области" на 1995 год разработана Главным управлением труда и занятости населения в РФ на основе программ занятости районов города и области и является интегрирующим документом целевых программ, обеспечивающим проведение на всей территории области единой политики в сфере занятости населения.

При определении подходов к настоящей программе использовались методические рекомендации Федеральной службы занятости России.

При определении прогнозной оценки рынка труда в программе учитывались:

- демографические процессы, протекающие в области;

- влияние экономической ситуации на рынок труда по материалам областного экономического комитета.

Основными целями разработки стратегии занятости населения на 1995 года явились:

- содействие активным поискам работы граждан или стимулирование приобретения ими новой профессии (специальности);

- смягчение социально-экономических последствий безработицы;

- предотвращение длительной (более года) безработицы;

- сдерживание уровня реальной безработицы до трех процентов.

При формировании политики занятости населения на 1995 год расширены пассивные меры регулирования рынка труда, такие как предоставление возможности безработным гражданам досрочного выхода на пенсию, материальная поддержка безработных граждан, поддержка занятости работников, находящихся под риском увольнения. В части активных форм содействия занятости приоритет отдан повышению качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда, оказанию финансовой помощи работодателям на создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан на конкурсной основе, организации временных и общественных работ.

Прогноз рынка труда разработан в трех вариантах. Сохранена практика ежеквартального прогнозирования и анализа ситуации на рынке труда, что позволит областной и районным службам занятости корректировать свои действия с изменениями обстановки и более гибко проводить активную политику занятости.


I. Состояние занятости в Омской области

1.1. Положение на рынке труда Омской области в 1994 году

Трудовые ресурсы.

Численность постоянного населения Омской области на 01.01.94 г. составила 2174,1 тыс. человек, в том числе городского - 1463630 человек (67,3%), сельского 710514 человек (32,7%). удельный вес женщин во всем населении области в текущем году составил 52,8% (1147439 человек), мужчин - 47,2% (1026705 человек).

В результате снижения рождаемости и увеличения миграционного оттока ожидаемая численность населения на начало 1995 года составит 2171,9 тыс. человек.

Трудовые ресурсы составляют 1246,2 тыс. чел. - 57.4% от численности населения (оценочной на конец 1994 года), из них 98% - трудоспособное население в трудоспособном возрасте, около 2% - работающих пенсионеры и подростки.

В последние годы количество занятых в народном хозяйстве снизилось и в 1994 году составило 981,0 тыс. чел. (78,7% всех трудовых ресурсов), удельный вес занятых в материальном производстве не превышает 70%.

Резко сократилась доля госсектора в общей численности занятых с 50,2 процентов в 1993 году до 35% в 1994 году. Удельный вес частно-предпринимательского сектора увеличился с 39,6 до 54,1%.

Положение на рынке труда.

Формирование областного рынка труда в 1994 году проходило в условиях сохранившегося спада производства, структурных изменений в экономике и продолжающейся инфляции. Безработица пока не стала массовой, хотя эти процессы и отразились на состоянии рынка труда. В течение 1994 года увеличилась численность безработных и уровень официальной безработицы.

Обычной стала практика частичных остановок производства, работы в режиме сокращенной рабочей недели и неполного рабочего дня, использования административных неоплачиваемых отпусков. В состоянии частичной безработицы находилось более 170,0 тысяч человек.

Что касается официально зарегистрированных ищущих работу незанятых граждан, в том числе со статусом безработных, то их трудоустройство - постоянная забота областной службы занятости, использующей разнообразные формы работы: содействие в поиске постоянного рабочего места, проведение ярмарок вакансий, направление на обучение и переобучение безработных граждан с последующим их трудоустройством, помощь в создании новых рабочих мест и содействие предпринимательской инициативе, организация временных и общественных работ, оформление досрочных пенсий.

Спрос и предложение рабочей силы.

По данным ГУТиЗН заявленная предприятиями, учреждениями и организациями области потребность в рабочей силе на 1 декабря составила 3105 единиц.

Удельный вес примерной списочной численности работников предприятий, подавших заявки на рабочую силу в службу занятости, в общей численности занятых в народном хозяйстве области в 1994 году в среднем составил 15%.

Существенную роль в предоставлении рабочих мест играют предприятия государственной и муниципальной формы собственности. На их долю приходится 64% всех заявленных в службу вакансий. Удельный вес заявок предприятий новых форм собственности по свободным рабочим местам составил 34%.

Если говорить о зависимости от типа предприятий (в соответствии с формой их регистрации), то в течение года наибольшее число вакансий, помимо государственных и муниципальных предприятий, предложили предприятия смешанных форм собственности (27,8% всей потребности в рабочей силе); далее следуют частные предприятия (6,4% спроса), общественные организации и объединения (1.4% спроса). В структуре спроса преобладают профессии рабочих (81%); спрос на специалистов и служащих в течение года увеличился на 9 процентов пункта.

В отраслевой структуре спроса на рабочую силу по сравнению с прошлым годом произошли значительные изменения: в два раза вырос спрос на работников сельского хозяйства (что связано с временной потребностью в работниках низкой квалификации в летний и осенний периоды), на 8 процентов - предприятий промышленности. В два раза снизилась потребность в рабочей силе предприятий строительной отрасли, на 30 процентов - предприятий транспорта и связи.

Предложение рабочей силы на фиксируемом рынке труда области за анализируемый период отличалось от такого же периода 1993 года. За 11 месяцев 1994 года в отделы труда и занятости обратилось в 1,5 раза больше граждан, чем за такое же время в 1993 году (более 80 тысяч человек).

Значительная доля граждан обращается за консультацией; в 1994 году она составила 70%.

По вопросу трудоустройства в отделы труда и занятости обращаются в основном незанятые граждане. В течение 11-ти месяцев их зарегистрировано 27,0 тыс. человек, или 90% всех соискателей. В составе ищущих работу в 2 раза вырос удельный вес пенсионеров.

Общее количество незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости и нетрудоустроенных к 1 декабря 1994 года, составило 15067 человек, или 1,26% трудоспособного населения области.

Четверть ищущих работу незанятых граждан и постановленных на учет в службе занятости (25,4%) приходится на высвобожденных работников - 6876 человек. Численность высвобожденных работников, обратившихся в службу в 1994 году, на 40% выше чем в 1993 году.

В 1994 году среди ищущих работу, не трудоустроенных службой граждан продолжала увеличиваться доля лиц, уволившихся по собственному желанию (38% в 1 полугодии 1993 года, 46% на 01.01.94 г. 52% в 1 полугодии 1994 года).

Среди незанятых граждан, ищущих работу, постепенно увеличивается доля выпускников различных учебных заведений. В 1993 году удельный вес их составил в среднем 3,2% численности безработных граждан зарегистрированных службой занятости, в первом полугодии 1994 года их доля составила уже 5,2% (областная служба подобными данными за 11 месяцев не располагает).

Трудовое посредничество содействию занятости.

Рассогласование спроса и предложения рабочей силы, спад производства, недостаточное количество вакансий и их неудовлетворительное качество, зачастую низкий уровень квалификации, затрудняют трудоустройство обратившихся в службу занятости.

В настоящее время на 1 свободное рабочее место претендует 2 безработных гражданина, имеющие профессии рабочих и на 1 вакантную должность - 4 специалиста, зарегистрированных в районных отделах труда и занятости в качестве безработных.

В анализируемом периоде районные отделы оказали содействие в трудоустройстве на свободные рабочие места и вакантные должности 9553 незанятым гражданам, поставленным на учет. В процессе трудоустройства рабочая сила перераспределяется между отраслями, меняется ее профессионально-должностной состав.

Информирование населения о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места, проведение ярмарок вакансий и ученических мест, оказание многих других услуг по содействию в трудоустройстве граждан позволили значительно увеличить масштабы посреднических услуг в поисках работы. Так, в результате работы сентябрьской ярмарки вакансий трудоустроено 306 человек (уровень официальной безработицы снизился на 0,03 процентных пункта).

За 11 месяцев по направлению службы занятости из среды незанятого населения прошли обучение 2283 человека (направлено - 3193 граждан), что позволило уменьшить количество безработных на рынке труда на 11,4%, а уровень официальной безработицы на 0,27 процентных пункта. Трудоустроено 1010 (44,2%) прошедших обучение. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" в случае нетрудоустройства граждане вновь могут обратиться в службу за помощью в трудоустройстве; по состоянию на 01.10.94. их доля составляет 5,6% (от общего числа прошедших обучение).

Более 1,5 тысяч омичей были заняты на оплачиваемых общественных работах, организованных службой для временной занятости населения. Около 6 тысяч несовершеннолетних граждан были охвачены временной занятостью в летний период. Эти меры существенно смягчили ситуацию на рынке труда области. 7 процентов безработных граждан в течение этого периода были включены в активную трудовую жизнь. Среднемесячный доход на общественных работах примерно в 3,5 раза превысил размер пособия по безработице (173,5 тысяч рублей против 54,4), что явилось весомой поддержкой жизненного уровня.

В 1994 году продолжена практика поддержки предпринимательской инициативы развития производства и рабочих мест. Заключено 48 договоров на создание 1690 рабочих мест на сумму более 3 млрд. рублей. По всем действующим договорам создано 934 рабочих мест (в том числе 400 в сельской местности). На них трудоустроено 567 человек (2,5% от численности безработных, побывавших на рынке труда). На 218 созданных рабочих мест (23%) трудоустроены безработные граждане, 42 безработным оказана финансовая помощь на организацию индивидуальной предпринимательской деятельности.


В целях предотвращения массовых увольнений и сохранения численности трудовых коллективов ГУТиЗН заключило 14 договоров на сохранение 5685 рабочих мест на сумму 1,925 млрд. рублей, что позволило не допустить роста реальной безработицы на 0,5 процентных пункта (к общей численности экономически активного населения).

Одним из приоритетных направлений оказания безработным гражданам дополнительных услуг в содействии трудоустройству является создание на территории Омской области Клубов ищущих работу.

С момента создания Клубов (с апреля 1994 года) в районных и городских службах занятости проведено 15 циклов занятий. Всего за 1994 год прошли полный курс обучения по поиску работы 200 человек. Основной задачей клуба является оказание безработным гражданам помощи в приобретении навыков поиска работы и предоставление им практической возможности реализовать полученные навыки. В программах обучения не последнее место отводится вопросам экономики и права.

В области создан и функционирует Центр профессиональной реабилитации инвалидов, где в течение года прошли переобучение 98 человек по специальностям: ремонт бытовых холодильников, конструирование и моделирование женской одежды, вязание, вышивание, ремонт и обслуживание телевизоров, изготовление плетеной мебели, пользователь ПВМ, пошив кожгалантерейных изделий, ремонт часов.

В 1994 году Главным управлением начата работа по созданию социально-делового центра (бизнес - инкубатора) содействия предпринимательской инициативы и самостоятельной занятости, способствующего получению навыков эффективной предпринимательской деятельности.

В течение года на базе Большереченского района отрабатывалась технология работы с безработными гражданами и работодателями, был произведен монтаж и запуск в эксплуатацию локальной сети. Опыт работы района постоянно изучается и применяется в других регионах области.

Прогнозная оценка уровня официальной безработицы предполагала возможное возникновение трех различных (альтернативных) вариантов:

1. уровень безработицы составит менее 1% трудовых ресурсов;

2. уровень безработицы превысит 1% трудовых ресурсов;

3. уровень безработицы увеличится до 3%.

По состоянию на 1 декабря уровень официальной безработицы в области составил 1,1% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, в течение года признано безработными 22,6 тысяч человек; ситуация на рынке труда области развивалась по второму варианту.

Проводимая ГУТиЗН политика занятости позволила охватить активными мерами содействия (исключая трудоустройство на вакантные рабочие места по заявкам работодателей) около 4,3 тыс. человек и 1,5 тыс. гражданам выдано представление на досрочную пенсию. Все это позволило снизить численность безработных на 26%, а уровень официальной безработицы на 0,5 процентных пункта. Действия службы занятости по сохранению рабочих мест позволили не допустить роста уровня официальной безработицы еще на 0,5 процентных пункта. Таким образом, усилия областной и районных служб занятости, компетентность сотрудников не допустили развития ситуации на рынке труда по третьему (максимальному) варианту и росту уровня зарегистрированной безработицы до 3 процентов.

Материальная поддержка безработных граждан.

В связи с увеличением общего числа безработных, по состоянию на 1 декабря 1994 года (по сравнению с 1 декабря 1993 года), повысилось число граждан, получающих пособие по безработице, с 3159 до 10380 человек. резко снижается возможность трудоустройства лиц предпенсионного возраста, что связано с низкой конкурентоспособностью этой категории граждан. В течение 11 месяцев 1881 безработному гражданину служба занятости предложила досрочно выйти на пенсию. За такой же период прошлого года таких предложений было выдано на 60% меньше. Материальную помощь получили 1,3 тыс. человек, в том числе на детей около 1,0 тыс. человек. В 1994 году продолжена практика организации детских праздников для детей безработных граждан, в частности, новогодних праздников, Дня защиты детей - 1 июня и Дня знаний - 1 сентября.

В соответствии с Постановлением главы администрации области от 29.11.94 г. N 573-п 10.02.95 г. ГУТиЗН ликвидировано. Образован Комитет труда, занятости и миграции населения администрации Омской области.

Динамика безработицы.

По состоянию на 1 декабря 1994 года, из числа не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в районных отделах труда и занятости, 84% признаны безработными. Общая численность официально зарегистрированных безработных на 01.12.94 г. составила 12670 человек, а уровень официальной безработицы в среднем по области 161% в том числе по сельским ее районам - 1,7%, по городу Омску - 04%. С начала текущего года уровень реальной безработицы увеличился с 7 до 12,7% к численности экономически активного населения (которая включает занятых - 932,0 тыс. чел. и реально безработных граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее - 136,0 тыс. чел.). В структуре официальной безработицы высока доля фрикционной (т.е. тех безработных граждан, которые лишились работы по собственной инициативе или за нарушение трудовой дисциплины) - 49% и циклической - около 20% (высвобожденных работников в связи с сокращением объемов производства). Уровень структурной безработицы относительно невысок - 3,1%.

Структура состава безработных по ряду показателей отличается от структуры состава незанятых граждан, ищущих работу; например, доля женщин среди безработных намного выше (66,5% против 59,5%).

Доля молодежи (16-29 лет) в общей численности обратившихся по итогам 9 месяцев уменьшилась с 37 в 1993 г. до 33,5% в 1994 году, хотя в абсолютном выражении их численность возросла почти в 1,5 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»