АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 28 июня 1999 г.                                        N 206

О ходе выполнения Закона Алтайского края
 "О государственной поддержке малого
 предпринимательства в Алтайском крае"
 и перспективах развития малого предпринимательства

Заслушав информацию администрации края о ходе выполнения Закона Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае" и перспективах развития малого предпринимательства, краевое Законодательное Собрание постановляет:

1. Информацию администрации края о ходе выполнения Закона Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае" и перспективах развития малого предпринимательства принять к сведению (прилагается).

2. Обратить внимание администрации края на невыполнение положений ряда важнейших статей вышеназванного Закона, особо статьи 17 о ежегодном представлении на утверждение краевого Законодательного Собрания Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Алтайском крае.

3. Предложить администрации края в соответствии со статьями 18, 19, 20, 21 данного Закона обеспечить финансирование Программы поддержки и развития малого предпринимательства в объемах, предусмотренных Законом Алтайского края "О краевом бюджете на 1999 год".

4. Предложить администрации края, используя накопленный опыт других регионов в регистрации малых предприятий, принять меры к формированию государственного реестра субъектов малого предпринимательства.

5. Рекомендовать администрации края в соответствии со статьями 34, 35 вышеназванного Закона обеспечить вовлечение малых предприятий в выполнение государственных заказов на конкурсной основе.

6. Предложить администрации края разработать пакет нормативных актов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности сферы малого предпринимательства в Алтайском крае.

7. Рекомендовать администрации края внести на рассмотрение краевого Законодательного Собрания в августе 1999 года проект Закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Алтайского края "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае".

8. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Законодательного Собрания по промышленности, экономической политике и собственности (Калинин А.В.).

     Председатель Алтайского краевого
     Законодательного Собрания                         А.Г. Назарчук


Приложение
к постановлению
краевого Законодательного Собрания
от 28 июня 1999 г. N 206

ИНФОРМАЦИЯ
о состоянии и перспективах развития малого
предпринимательства в Алтайском крае

1. Общая характеристика развития малого
предпринимательства  в России

Статистические показатели и результаты социологических обследований свидетельствуют о том, что условия для предпринимательства в России в последние годы ухудшились. Вместо развития наблюдается стагнация и даже сокращение этого сектора экономики. Такая тенденция наметилась более 3 лет назад. Сначала ухудшение условий почувствовали малые предприятия, занимающиеся производством. Некоторое время они могли компенсировать это, развивая параллельно торгово-посредническую деятельность. Но в последние два года и в коммерции успех имели в основном ранее ставшие на ноги, как правило, средние фирмы. Большинство же субъектов малого бизнеса вынуждены были по разным причинам свою деятельность частично сокращать.

Вместе с этим все эти годы нарастала тенденция частичного или полного ухода предпринимателей в "теневую экономику". Анализируя любые процессы в сфере предпринимательства, нельзя представлять его однородным, а следует разделять его на цивилизованное и нецивилизованное. И все меры планировать и реализовывать так, чтобы содействовать первому и сокращать второе. Это должно быть основным критерием и при оценке любых шагов органов власти в этой сфере.

Главной причиной стагнации в такой потенциально динамичной сфере экономики, как малое предпринимательство, является уход государства от решительного регулирования процесса его становления и серьезных капиталовложений. Распространено убеждение в том, что в этой сфере все образуется само собой, тем более, что это явно не самая бедствующая сфера общества. Регулировалось лишь становление крупного капитала. Именно его интересы учитывались при принятии многих решений (приватизация, финансово-кредитная политика, таможенная политика, налоги и т.д.). Отказавшись от решительного участия в формировании сферы цивилизованного малого предпринимательства, государство по сути отдало эту сферу на "регулирование" криминалу, коррумпированным чиновникам и десяткам ведомств со своими проблемами и интересами. В результате такой важный ресурс экономических преобразований, как массовая предпринимательская инициатива, задействованный лишь в 1988 - 1992 гг., в дальнейшем оказался без развития.

2. Некоторые  статистические   показатели   по   сфере
малого предпринимательства   в  Алтайском  крае  и
основные  тенденции  их изменения в последние три года

В Алтайском крае все статистические показатели соответствуют общероссийскому фону (см. Таблицу). Численность работающих на малых предприятиях края за последние три года снизилась более, чем на 36 тысяч человек, что составляет около 27%. Вместе с тем имеет место значительный рост численности субъектов малого бизнеса, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Необходимо отметить, что суммарная численность занятых на малых предприятиях и занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица остается стабильной в течение 4 последних лет (около 188 тысяч человек). Все это в совокупности свидетельствует о сохраняющейся тенденции изменения организационно-правовой формы предпринимательской деятельности с целью облегчения налогового бремени и сохранения своего дела.

Резкое снижение основных экономических показателей за последние три года по сфере малого предпринимательства не согласуется со стабилизировавшимся поступлением налогов от этой сферы (около 10%). Одной из причин является то, что многие операции осуществляются через наличный оборот, не всегда отражаясь в отчетности.

Таблица

Динамика основных статистических показателей
сферы малого предпринимательства в Алтайском крае

+------------------------------------------------------------------------+
¦N ¦     Наименование показателя         ¦ 1995  ¦ 1996  ¦ 1997  ¦ 1998  ¦
¦  ¦                                     ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦
+--+-------------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
¦1.¦Число малых предприятий (МП), ед.    ¦10590  ¦10098  ¦10258  ¦10827  ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     
¦2.¦Число занятых на  МП,  чел.  (из  них¦129976 ¦114976 ¦103769 ¦93567  ¦
¦  ¦совместителей)                       ¦(15067)¦(13040)¦(11808)¦(10437)¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       
¦3.¦Число    занимающихся    предпринима-¦59000  ¦73000  ¦85000  ¦91000  ¦
¦  ¦тельской      деятельностью       без¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦образования юридического лица, чел.  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    
¦4.¦Объем произведенной МП продукции <*>,¦9184430¦7701815¦2394622¦       ¦
¦  ¦тыс. руб.,  (доля  от  общего  объема¦(24,3%)¦(30,7%)¦(14,1%)¦       ¦
¦  ¦произведенной в крае продукции, %)   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦     
¦5.¦Отгружено (передано) МП   товаров   в¦   -   ¦   -   ¦   -   ¦6430693¦
¦  ¦фактических   ценах   (без   НДС    и¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦акциза) <**>, тыс. руб.              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦      
¦6.¦Выпуск товаров   и   услуг   МП     в¦   -   ¦   -   ¦   -   ¦2351047¦
¦  ¦фактических   ценах   (без   НДС    и¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦акциза) <**>, тыс. руб.              ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦      
¦7.¦Объем платных  услуг   населению   по¦   -   ¦   -   ¦   -   ¦125919 ¦
¦  ¦МП <**>, тыс. руб.                   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦8.¦Выручка       от        реализованной¦1721410¦6382604¦3637466¦  -    ¦
¦  ¦продукции <*>,  тыс. руб.  (доля   от¦(18,2%)¦(27,1%)¦(13,1%)¦       ¦
¦  ¦общего     объема     выручки      от¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦реализованной продукции в крае, %)   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦      
¦9.¦Розничный   товарооборот   по   малым¦   -   ¦   -   ¦2528116¦2557759¦
¦  ¦предприятиям <***>, тыс. руб.        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦                                     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦Поступление  налогов     и     других¦   -   ¦204632 ¦419981 ¦       ¦
¦  ¦платежей    по    субъектам    малого¦       ¦(5,8%) ¦(10,5%)¦(10,3%)¦
¦  ¦предпринимательства,     тыс.    руб.¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦(доля     от    общего    поступления¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦налогов   в  крае  в   бюджеты   всех¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦уровней, %)                          ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+------------------------------------------------------------------------+

<*> - показатель выведен краевым комитетом государственной статистики в 1998 году.

<**> - показатель введен органами государственной статистики в 1998 году.

<***> - показатель введен органами государственной статистики в 1997 году.

3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в крае и меры администрации края по их решению

а) координация действий органов власти и управления по государственной поддержке малого предпринимательства.

Эта задача в крае решается по двум направлениям. Во-первых, через Краевую комиссию по развитию малого предпринимательства, в которую входят руководители основных звеньев инфраструктуры, общественных объединений предпринимателей и подразделений органов власти, связанных с поддержкой предпринимательства. С четвертого квартала 1998 года Комиссия проводит заседания каждый месяц. Во-вторых, координация осуществляется посредством утверждения краевых Программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее время действует такая Программа на 1998 - 99 годы.

б) совершенствование нормативной базы и системы налогообложения.

Уже требует совершенствования принятый еще в январе 1996 года основной краевой закон о государственной поддержке малого предпринимательства. После завершения в этом году реорганизации Алтайского Фонда поддержки малого предпринимательства нужно обновить всю нормативную базу его функционирования. Становится актуальным нормативное упорядочивание взаимоотношений органов власти, реализующих государственную политику в области поддержки малого предпринимательства, и звеньями инфраструктуры, действующими в этом направлении на рыночных основах. Сюда же относится и утверждение некоторых льгот для подобных структур.

Краевым Законодательным Собранием приняты Закон Алтайского края N 2-ЗС от 5.02.99 г. "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края" и Постановление N 95 от 18.03.96 г. "О применении Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на территории Алтайского края". По отношению к субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством, особенно важен второй закон. В связи с этим проект постановления, вносящего необходимые изменения и дополнения, подготовлен комитетом администрации края по поддержке предпринимательства и направлен на экспертизу в Госналогинспекцию.

в) устранение административных барьеров.

Под этими барьерами понимается излишняя регламентация предпринимательской деятельности, сопровождающаяся установлением необоснованных сборов и платежей и дающая почву для злоупотреблений. В 1998 году администрацией края начата серьезная работа в этом направлении. По этому вопросу принято два постановления, но эта проблема из разряда постоянных и нужно продолжать работу по ее решению.

г) развитие инфраструктуры по предоставлению услуг для предпринимателей.

В крае уже существует набор основных необходимых элементов инфраструктуры, призванных оказывать информационную, консультационную, маркетинговую и др. поддержку и доступных для субъектов малого предпринимательства. Сегодня на территории края действует более 30 коммерческих и некоммерческих организаций, деятельность которых так или иначе связана с поддержкой малого предпринимательства. В настоящее время стоит проблема совершенствования координации деятельности всех структур, работающих с субъектами малого предпринимательства. Среди проблем получения субъектами малого предпринимательства услуг от этих формирований следует прежде всего отметить незрелость последних. По сути все они требуют "раскрутки", как по спектру оказываемых услуг, так и по их качеству. Кроме того низкая пропускная способность инфраструктуры, недостаточная во многих случаях квалификация персонала, относительно высокая складывающаяся цена на предоставляемые услуги, перепрофилирование на коммерческую деятельность - способны дискредитировать саму идею поддержки предпринимательства. Становится актуальным расширять эту инфраструктуру на муниципальный уровень.

д) финансово-кредитная поддержка.

С 1997 года в бюджете края предусматривается выделение средств на развитие малого предпринимательства как на возвратной основе для организации льготного кредитования, так и на прямое финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства. В 1996 году выдано кредитов через фонд поддержки малого предпринимательства на сумму 1,13 млн. руб., в 1997 году - 1,30 млн. руб., в 1998 - 1,03 млн. руб. и в 1999 году - 0,42 млн. руб. В 1998 и 1999 годах кредитование осуществлялось только за счет полученных процентов по ранее выданным кредитам и возвращенных кредитов. По всем этим кредитам, выданным с 1996 года, проблемы с возвратом на сегодня имеются по 4 фирмам на сумму 0,066 млн. руб., то есть возврат составляет 98 процентов.

Крайне низким все эти годы остается уровень внешних инвестиций в сферу малого предпринимательства. Только в 1996 году удалось получить из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на льготное кредитование 1 миллиард неденоминированных рублей. Нужны решительные меры по принципиальному повышению инвестиционной привлекательности сферы малого предпринимательства в крае.

4. Некоторые  предложения  для  Программы  поддержки
малого предпринимательства на 2000 - 2001 годы

Главным необходимым изменением в подходах к проведению политики в сфере малого и среднего бизнеса мы видим значительное повышение роли краевых органов власти и управления в формировании благоприятных условий для цивилизованного предпринимательства. И нужен переход от тактики ожидания предпринимательской инициативы к тактике ее решительного стимулирования в меру возможностей на уровне края.

К задачам, решение которых должно быть намечено в новой краевой Программе поддержки малого предпринимательства, относится следующее.

1. Принять меры по налаживанию и развитию взаимодействия органов власти и управления с предпринимателями на краевом и муниципальном уровне.

2. Усовершенствовать учет деятельности субъектов малого бизнеса, отдельные элементы которого есть в органах статистики и в налоговых инспекциях.

3. Понизить налоги для отдельных приоритетных направлений предпринимательской деятельности в части, относящейся к краевому и местным бюджетам.

4. Продолжить работу по устранению административных барьеров для цивилизованного предпринимательства.

5. Приступить к работе по развитию связей между крупными, с одной стороны, и малыми и средними предприятиями - с другой.

6. Усовершенствовать краевой закон об упрощенной системе налогообложения, сделав ставки налогов дифференцированными с понижением для товаропроизводителей.

7. Установить льготы по налогам и аренде для инфраструктуры государственной и негосударственной поддержки предпринимательства.

8. Принять меры по повышению уровня привлечения внешних инвестиций в сферу малого предпринимательства и по развитию рынка лизинговых услуг.

9. Значительно увеличить кредитные ресурсы государственных региональных фондов.

10. Увеличить прямое финансирование мероприятий по поддержке предпринимательства.

11. Приступить к практике частичной оплаты стоимости услуг для субъектов малого предпринимательства.

12. Форсировать создание комплексного краевого Бизнес-центра.

     Первый заместитель главы
     администрации Алтайского края                      Н.А. Чертов

Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»