Недействующий


ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Об охране труда в Алтайском крае

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Алтайского края от 7 мая 2007 года N 36-ЗС
____________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------

Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Алтайского края от 13 июля 1998 года № 39-ЗС ("Алтайская правда" № 164 от 28 июля 1998 г.);
Законом Алтайского края от 6 апреля 2001 года № 16-ЗС;
Законом Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС.     

 ---------------------------------------------------------------------------------------     

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере охраны труда на территории Алтайского края и направлен на обеспечение конституционных прав и гарантий граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

     

В настоящем Законе используются следующие основные понятия.

1) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

2) аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки существующих условий и характере труда на действующих рабочих местах организации, их травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

3) безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов исключено или уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

4) вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

5) опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

6) производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

7) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником;

(Пункт 7 изменен на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС).

8) рабочее Место - место; в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

9) сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ,   удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

10) средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

11) условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон:

1) конкретизирует общий порядок регулирования отношений между работодателями и работниками в области охраны труда в Алтайском крае,

2) устанавливает систему органов управления охраной труда на территории Алтайского края;

3) определяет компетенцию и формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов и Иных уполномоченных работниками представительных органов, объединений работодателей по вопросам охраны труда.

Статья 3. Законодательство Алтайского края об охране труда


1. Законодательство Алтайского края об охране труда основывается на Уставе (Основном Законе) Алтайского края и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края.

2. Гарантии Права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные уставами организаций, коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Алтайского края, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренныхТрудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и настоящим Законом.

(Пункт 2 изменен на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС).

3. Условия договоров о труде и охране труда и иных локальных нормативных акте» ухудшающие Положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда, являются недействительными.

Статья 4. Сфера действия Закона


1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1)работодателей;

2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

4) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждении начальною профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную Практику;

5) военнослужащих, направляемых на работу в организации,

6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;

7) иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях Алтайского края, находящихся в юрисдикции Российской Федерации

Статья 5. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в Алтайском крае являются:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) государственное управление охраной труда;

4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

6) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(Подпункт 6 изменен на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС).

7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

(Подпункт 8 изменен на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС).

9) координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

11) участие органов власти края в финансировании целевых программ по охране труда;

12) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

15) международное сотрудничество в области охраны труда;

16) установление контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Алтайского края, органов местного само управления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Алтайского края в области охраны труда


К полномочиям органов государственной власти Алтайского края в области охраны труда относятся:

1) государственное управление охраной труда на территории Алтайского края;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края об охране труда;

3) разработка и утверждение краевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, организация их выполнения;

4) определение расходов на охрану труда за счет средств краевого бюджета;

5) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в области безопасных условий труда;

6) организация обучения руководителей и специалистов по охране труда, проверка знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

7) организация государственной экспертизы условий труда работников, аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда в организациях;

8) создание структурных подразделений для осуществления функции управления охраной труда на территории края, формирование постоянных и временных комиссий по охране труда и безопасности производства, наделение их полномочиями и организация работы.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда


1. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда, в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Алтайского края в установленном порядке они вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции.

(Пункт 1 изменен на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС).

2. Для выполнения своих полномочий органы местного самоуправления формируют органы по труду, территориальные межведомственные комиссии по охране труда и безопасности производства и устанавливают их полномочия, организуют деятельность учебных центров по охране труда, взаимодействуют с администрацией края, представителями федеральных органов надзора и контроля, объединениями работодателей и профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками представительных органов.

Глава 2. Права и обязанности работников и работодателей в
области охраны труда

Статья 8. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены


(Название и текст статьи 8 изменены на основании Закона Алтайского края от 14.11.02 г. № 74-ЗС)


Каждый работник имеет право на:

1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

2) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

4) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

5) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной зашиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

6) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя,

7) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя и в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»