• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     

от 3 сентября 2002 г. № 227
     г.Барнаул

О проекте закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"


В соответствии со статьей 73 и 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять в первом чтении проект закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае".

Председатель краевого Совета
народных депутатов А.Г.Назарчук



Проект

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"


Статья 1. Внести в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" (Сборник законодательства Алтайского края, 1999, №36(56); 2000, № 47(67); 2001, №68; 2002, №71) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"Закон


     Алтайского края

О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае


Настоящий Закон определяет основные направления реализации конституционного права жителей Алтайского края на жилище в условиях дальнейшего развития жилищной реформы и постепенного перехода от бесплатного обеспечения жильем граждан к его приобретению за счет собственных средств у собственников недвижимости в жилищной сфере.

Бесплатное предоставление жилья сохраняется для категорий граждан, определенных в настоящем Законе в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Настоящий Закон регулирует отношения, складывающиеся в жилищной сфере, и устанавливает единые в Алтайском крае порядок и условия предоставления жилья по договору социального найма.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовая основа настоящего Закона


Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Устав (Основной Закон) Алтайского края, другие нормативные правовые акты Алтайского края.

Статья 2. Основные понятия

1. Жилищный фонд Алтайского края - совокупность жилых помещений, независимо от форм собственности, пригодных для проживания и расположенных на территории Алтайского края.

2. Жилые помещения - жилой дом (его часть), квартира, комната, предназначенные и пригодные для проживания, отвечающие установленным санитарным и техническим нормам и требованиям.

3. Жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них.

4. Наймодатель - собственник или управомоченное им лицо, обязующееся передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

5. Наниматель - гражданин, с которым наймодатель заключает договор найма.

6. Ордер - документ, дающий право на вселение в жилое помещение и заключения договора социального найма.

7. Договор социального найма - договор, по которому одна сторона - наймодатель - обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение в государственном, муниципальном или ином жилищном фонде социального использования во владение и пользование для проживания в нем.

8. Специализированные дома - относящиеся к жилищному фонду социального использования общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и другие жилые помещения, предназначенные для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Алтайского края.

9. Коммунальная квартира - жилое помещение, состоящее из двух или более изолированных комнат, занимаемое несколькими нанимателями, либо собственниками.

10. Малоимущие граждане - семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае.

Статья 3. Целевое назначение и виды жилищного фонда

1. Жилищный фонд предназначается для проживания граждан.

2. Запрещается использование для проживания граждан жилых помещений, не отвечающих санитарным, техническим нормам и требованиям.

3. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.

4. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.

5. Иное использование жилых помещений допускается, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

6. Жилищный фонд на территории Алтайского края включает в себя:

частный жилищный фонд;

2) государственный жилищный фонд;

муниципальный жилищный фонд.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Алтайского края в жилищной сфере


К полномочиям органов государственной власти Алтайского края в жилищной сфере относится:

1) определение основных направлений развития жилищной политики;

2) ежегодное определение доли государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Алтайского края (в том числе, в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий, оперативном управлении краевых государственных учреждений), предназначенной для продажи;

3) установление предельной продажной цены жилых помещений, предназначенных для продажи, находящихся в собственности Алтайского края (в том числе, в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий, оперативном управлении краевых государственных учреждений);

4) установление нормы площади жилья, предоставляемой по договору социального найма в жилищном фонде социального использования;

5) жилищное строительство за счет средств краевого бюджета;

6) контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;

7) правовое регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности субъектов в жилищной сфере (нанимателей, наймодателей, собственников недвижимости);

8) обеспечение социальных гарантий в проведении реформы в жилищной сфере.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере


К полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере относится:

1) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) распределение и предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде;

3) жилищное строительство за счет местных бюджетов;

4) формирование жилищного фонда социального использования из доли муниципального жилищного фонда;

5) продажа жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе с рассрочкой платежа;

6) предоставление застройщикам земельных участков для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией, в соответствии с законами Алтайского края;

7) обеспечение содержания и развития объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих муниципальный жилищный фонд;

8) развитие договорных отношений в области организации и управления жилищного хозяйства.

Статья 6. Общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями


Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади по договору социального найма, распределение жилой площади в жилищном фонде социального использования осуществляется под общественным контролем и с соблюдением гласности.

Глава 2. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Статья 7. Граждане, имеющие право состоять на учете для получения жилья

1. На учет для улучшения жилищных условий принимаются граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метров и менее.

В составе семьи учитываются временно отсутствующие члены семьи, за которыми в соответствии с действующим законодательством сохраняется право на жилую площадь в период их временного отсутствия.

Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов и приравненные к ним в установленном порядке лица, одинокие женщины - участницы Великой Отечественной войны, проживающие в коммунальных или неблагоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта квартирах, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и при обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи выше установленной нормы;

2) проживающие в жилом помещении, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям или находится в санитарно - защитной зоне со специальным режимом, установленным органами местного самоуправления в соответствии с законом;

3) проживающие в квартирах со смежными неизолированными комнатами, занятыми несколькими семьями, при отсутствии родственных отношений;

4) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, в том числе при наличии родственных отношений, если в составе одной из семей имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, при этом учитывается право на дополнительную площадь в соответствии с действующим законодательством;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищных фондов, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах или квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой пригодной для проживания жилой площади в данном населенном пункте;

7) проживающие в служебных квартирах;

8) семьи, в которых лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов) проживают в одной комнате;

9) при обеспечении жилой площадью на каждого члена семьи нанимателя выше установленной нормы, если они проживают в домах гостиничного типа, а также коммунальных квартирах, где у нанимателей отсутствуют кухня, ванная комната, душевая, туалет, или эти помещения являются местами общего пользования;

10) военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы и службы в органах внутренних дел, а также граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающиеся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. На учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (с отметкой о постоянной регистрации), независимо от формы собственности занимаемого жилого помещения. Исключение составляют граждане, временно отсутствующие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы (члены экипажей судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и другие работники, деятельность которых связана с постоянным передвижением), где за ними сохраняется жилое помещение в течение всего времени выполнения данной работы, если иное не установлено федеральным законодательством.

3. Право состоять на учете для улучшения жилищных условий имеют граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации.

4. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право:

1) на предоставление в установленном настоящим Законом порядке жилого помещения в пределах нормы по договору социального найма;

2) на приобретение жилого помещения в собственность с использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Алтайского края.

Статья 8. Гарантии гражданам, состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до принятия настоящего Закона


Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и в краевых государственных и муниципальных унитарных предприятиях, краевых государственных и муниципальных учреждениях (далее - государственные, муниципальные организации в соответствующем падеже) по основаниям, установленным "Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае", утвержденными постановлением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 28 декабря 1989 года № 447, действовавшими до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою очередность и право получения жилой площади по договору социального найма.

В случаях перехода государственных организаций в другую форму собственности (при акционировании), учет работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании трудовых, коллективных или иных соглашений, заключенных с администрацией правопреемников этих организаций.

При переходе ведомственных учреждений социально - культурной сферы в муниципальную собственность их работники, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в базовых организациях, принимаются на учет нуждающихся по месту жительства с учетом даты подачи заявления по прежнему месту работы.

Глава 3. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 9. Органы, осуществляющие учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется органами местного самоуправления, которые определяют должностных лиц либо органы (общественная жилищная комиссия), отвечающие за проведение данной работы.

2. Общественная комиссия по жилищным вопросам состоит из заместителя главы муниципального образования (председатель комиссии), депутатов представительных органов местного самоуправления, представителей трудовых коллективов.

3. Порядок ведения делопроизводства по учету и распределению жилой площади, положение о комиссии, её состав и порядок работы определяются органами местного самоуправления.

4. В государственных и муниципальных организациях вопросы принятия граждан на учет, определения очередности предоставления им жилых помещений подготавливаются жилищно-бытовыми комиссиями. Положение о комиссии, ее состав и порядок работы определяются и утверждаются органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, и профсоюзным комитетом или иным представительным органом трудового коллектива, действующим на основании коллективного договора. Наравне с работниками этих организаций принимаются на учет граждане, оставившие работу в этих организациях в связи с уходом на пенсию.

5. В организациях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администраций этих предприятий, учреждений и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны органов местного самоуправления, при условии передачи этого жилья органам местного самоуправления и распределения его после этого в соответствии с настоящим Законом.


Статья 10. Документы, необходимые для принятия на учет для улучшения жилищных условий


Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от граждан требуются:

1) заявление по установленной форме;

2) акт проверки жилищных условий;

3) выписка из домовой книги по месту жительства гражданина;

4) копия лицевого счета;

5) справка из бюро технической инвентаризации о наличии (или отсутствии) у членов семьи заявителя, совместно с ним проживающих, жилой площади на праве собственности в данном муниципальном образовании;

6) справки учреждений здравоохранения и другие документы, дающие право на жилищные льготы.

Статья 11. Порядок рассмотрения документов для постановки на учет

1. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной администрацией края форме.

2. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие установленные законодательством льготы, должны рассматриваться в течение одного месяца со дня поступления.

3. После рассмотрения всех представленных гражданами документов специально созданные в органах местного самоуправления и в организациях органы, либо должностные лица составляют по установленной администрацией края форме список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на соответствующий календарный год, из которого одновременно в отдельный льготный список включаются граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений.

4. При постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление (приобретение) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления информируют соответствующий федеральный орган исполнительной власти или его структурное подразделение на территории Алтайского края в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий.

Статья 12. Право гражданина на обжалование отказа в постановке на учет


Отказ органа местного самоуправления в принятии на учет для улучшения жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 13. Контроль за формированием по месту работы списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий


Копии списков граждан, принятых по месту работы на учет для получения жилых помещений по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищных фондах, передаются ежегодно для контроля в органы местного самоуправления, которые вправе своим решением возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения, если в них включены граждане, которые согласно настоящему Закону не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо при их включении в список допущены нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, либо настоящего Закона.

Статья 14. Оформление учетной документации на граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства и по месту работы

1. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в органах местного самоуправления и в организациях как документ строгой отчетности по установленной администрацией края форме.

2. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.

3. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления и организации, имеющие списки очередности на улучшение жилищных условий, проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет для улучшения жилищных условий, и их перерегистрацию.

4. Граждане, состоящие на учете для улучшения жилищных условий, обязаны в срок до 1 января представить по месту учета соответствующие документы об изменениях в составе семьи, жилищных условий.

Статья 15. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами, состоящими в очереди на получение жилого помещения в жилищном фонде социального использования, до получения жилого помещения, удовлетворяющего требованиям статьи 24 настоящего Закона.

2. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства сохраняется также за временно отсутствующими гражданами на период сохранения за ними права пользования жилыми помещениями в случаях, перечисленных в статьях 60 и 62 Жилищного кодекса РСФСР.

3. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 24 настоящего Закона, отпали другие основания, по которым гражданин был поставлен на учет для получения жилья;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с организациями, указанными в пункте 4 статьи 9, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает в этих организациях, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию, переходом на выборную должность, сокращением штата или ликвидацией организации. Не могут быть сняты с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете;

5) получения в установленном федеральным законодательством, либо законами края порядке безвозмездных субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений после фактического приобретения жилья;

6) в случае расторжения брака между супругами, работающими в одной организации и состоящими на учете для улучшения жилищных условий, очередь за бывшим супругом заявителя устанавливается с учетом даты его постановки на учет в составе семьи заявителя и даты приема на работу в эту организацию, если иное не предусмотрено коллективным либо трудовым договором.

4. Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

5. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Глава 4. Очередность предоставления жилых помещений


Статья 16. Предоставление жилых помещений по договору социального найма


Жилые помещения по договору социального найма предоставляются (приобретаются) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

Очередность на получение жилой площади гражданам, принятым на учет по месту жительства, устанавливается решением органов местного самоуправления, а в организациях - совместным решением администрации и органа, который согласно законодательству, коллективному договору или решению общего собрания (конференции) уполномочен принимать такие решения, по дате фактического письменного обращения граждан о постановке на учет и оформляется списком на предоставление жилой площади по установленной администрацией края форме.

Изменения в списках очередности допускаются только по основаниям, установленным законодательством, или по решению суда.

Статья 17. Внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма


Жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди гражданам:

1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;

2) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если они ранее не имели или им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;

3) судьям - в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

4) прокурорам и следователям органов прокуратуры - в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации";

5) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Первоочередное предоставление жилых помещений

1. В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам, а также инвалидам и семьям погибших воинов, выполнявших интернациональный долг на территориях других государств (по постановлениям Правительства СССР и Российской Федерации).

К членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести, относятся: иждивенцы погибшего или пропавшего без вести, которым, в связи с этим выплачивается пенсия, родители, супруг, не вступивший в брак вторично, независимо от получения пенсии; дети, не имеющие своих семей, или хотя и имеющие свои семьи, но ставшие инвалидами до достижения совершеннолетия, а также имеющие свои семьи дети, оба родителя которых погибли или пропали без вести;

2) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней;

3) лицам, страдающим заболеваниями, перечисленными в списке заболеваний, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года № 330. В семьях, где такими заболеваниями страдают несовершеннолетние дети или признанные судом недееспособные лица, право состоять от их имени на учете для улучшения жилищных условий на льготных основаниях имеют совместно проживающие с ними родители, опекуны (попечители);

4) инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов;

5) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, либо погибших на производстве в результате несчастного случая, в соответствии с действующим законодательством;

6) матерям, которым присвоено звание "Мать - героиня", многодетным семьям или одиноким матерям. К многодетным семьям относятся семьи, имеющие 3-х и более детей. К одиноким матерям следует относить матерей, не вступавших и не вступивших в брак, и имеющих право на государственное пособие на содержание и воспитание ребенка;

7) семьям при рождении близнецов;

8) учителям, другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально - технических учебных заведений;

9) воспитателям и старшим воспитателям детских дошкольных учреждений;

10) врачам и другим медицинским и фармацевтическим работникам лечебно - профилактических, санитарно - профилактических и аптечных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации;

11) лицам, принятым на работу в милицию, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность;

12) лицам, указанным в пунктах 1-3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Лицам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 указанного Закона, жилые помещения предоставляются не позднее трех месяцев со дня подачи заявления;

13) другим категориям граждан, предусмотренным законодательством.

2. При возникновении у граждан права на указанные льготы они обязаны подать заявление органу, решающему вопросы постановки на учет. Очередность в льготном списке устанавливается по дате подачи такого заявления.

3. Граждане, имеющие право на получение жилого помещения в первоочередном или внеочередном порядке, могут по их желанию приобрести его в собственность, с использованием субсидий или иных льгот, установленных действующим законодательством.

Статья 19. Перенесение очередности на получение жилых помещений


Очередность на получение жилого помещения может быть перенесена на более поздние сроки гражданам, состоящим на учете по месту работы, по основаниям, предусмотренным коллективным договором, заключенным между администрацией и трудовым коллективом, или трудовым соглашением.

Глава 5. Порядок предоставления жилых помещений


Статья 20. Категории граждан, имеющих право на бесплатное получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования

1. Право на бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий:

1) малоимущие граждане;

2) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

3) инвалиды I и II групп;

4) другие лица, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Расчет среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) производится в порядке, установленном федеральным законодательством, и учитывается за двухлетний период, предшествующий предоставлению жилого помещения.

3. В случае, если гражданин, состоящий на учете для улучшения жилищных условий, не отвечает требованиям подпунктов 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, он имеет право сам выбирать вариант улучшения жилищных условий путем приобретения его в собственность, в том числе с рассрочкой платежей, с использованием субсидии и иных льгот, установленных действующим законодательством.

4. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, вправе получить субсидии для строительства и покупки жилых помещений. Порядок предоставления субсидий для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления.

Статья 21. Обязанности органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан по своевременному заселению жилищного фонда социального использования

1. Количество жилых помещений, выделяемых для граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилья в организациях, оговаривается коллективным договором; в органах местного самоуправления - ежегодным решением при утверждении плана жилищного строительства и распределения жилой площади.

2. При распределении вновь построенной и освобождающейся для повторного заселения жилой площади жилищная комиссия органа местного самоуправления, либо жилищно - бытовая комиссия организации, составляет предварительные списки лиц, которым согласно их очереди должна быть предоставлена жилая площадь.

3. Списки на предоставление жилых помещений, построенных (приобретенных) с привлечением бюджетных средств, а также документы, обосновывающие их распределение, предоставляются организациями, ведущими в соответствии со статьей 9 настоящего Закона учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вместе с обновленными учетными делами граждан, получающих жилую площадь, в органы местного самоуправления за месяц до сдачи дома в эксплуатацию.

4. Перед предоставлением жилого помещения граждане должны вновь представить в соответствующие органы учета документы, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона; а граждане, перечисленные в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 20, - документы, подтверждающие право на бесплатное предоставление жилья, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении занимаемой ими по договору социального найма жилой площади, если очереднику выделяется квартира на весь состав семьи, проживающий в занимаемой квартире.

5. Жилые помещения должны заселяться в срок не более 30 дней после приема в эксплуатацию государственными комиссиями жилых домов. В такой же срок должны заселяться жилые помещения, освободившиеся после выезда граждан.

Статья 22. Порядок предоставления жилых помещений по договору найма в жилищном фонде социального использования

1. Органы местного самоуправления рассматривают и решают вопросы, связанные с распределением и заселением жилой площади, находящейся в жилищном фонде социального использования, а также осуществляют контроль за распределением и заселением жилой площади в жилищном фонде государственных, муниципальных организаций.

2. Государственные (краевые) и муниципальные организации совместным решением администрации и профсоюзного комитета (или органа, наделенного такими полномочиями в соответствии с законодательством), выделенную им из государственного (краевого) или муниципального жилищных фондов (либо приобретенную за счет средств соответствующих бюджетов) жилую площадь, распределяют согласно списку очередности, а в случае его отсутствия - работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании настоящего Закона. Список работников на предоставление жилых помещений передается для контроля в орган местного самоуправления, на территории которого ведется учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Перед предоставлением жилых помещений специально назначенные должностные лица (комиссии) органов местного самоуправления или организации вновь проверяют жилищные условия очередника и вносят предложение о предоставлении жилого помещения для заселения.

4. Должностные лица, не выполняющие обязанности по порядку распределения и заселения, по использованию жилищного фонда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Предоставление жилых помещений в коммунальных квартирах


Освобождающиеся изолированные комнаты в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фондам, должны предоставляться проживающим в этой квартире нанимателям, собственникам жилых помещений, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь) и имеющим право на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с основаниями настоящего Закона.

При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части первой настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям данной квартиры или другим гражданам в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 24. Требования, предъявляемые к жилым помещениям жилищного фонда социального использования

1. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть размером не менее девяти квадратных метров жилой площади на человека.

2. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

3. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

4. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемые инвалидами по договору найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

5. Бесплатное предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, ранее получившим жилое помещение в собственность в результате приватизации, производится по норме, установленной частью 1 настоящей статьи, с учетом доли каждого члена семьи в приватизированной квартире (комнате), если граждане не передают ее в собственность органа, предоставляющего жилое помещение по договору социального найма.

6. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам бессрочно.

Статья 25. Замена жилых помещений в жилищном фонде социального использования


Органы местного самоуправления, а также организации обязаны по обращению граждан о замене жилого помещения, занимаемого по договору найма, с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставить им соответствующее жилое помещение также по договору найма.

Обмен, бронирование жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования производится в соответствии с действующим законодательством.

Не допускается сдача в поднаем жилых помещений в жилищном фонде социального использования без согласия наймодателя.

Глава 6. Заселение жилых помещений в жилищном фонде социального использования

Статья 26. Ордер на жилое помещение


На основании решения органа местного самоуправления о предоставлении гражданину жилого помещения в жилищном фонде социального использования ему выдается ордер установленной формы на жилое помещение для заключения договора социального найма между гражданином и собственником (либо уполномоченным им лицом) жилищного фонда, в котором находится предоставленное жилое помещение.

Ордер является единственным основанием для вселения в жилищный фонд социального использования. Бланки ордеров хранятся как документы строгой отчетности.

Статья 27. Порядок оформления и выдачи ордеров на жилые помещения в жилищном фонде социального использования

1. Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится органами местного самоуправления в точном соответствии со списком на предоставление жилой площади. Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

2. Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности. При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (с отметкой о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства), свидетельство о рождении или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

3. Выдача ордеров на жилое помещение может быть приостановлена и пересмотрена в случаях:

1) когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

2) выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Статья 28. Основание и порядок признания ордера на жилое помещение недействительным


Ордер на жилое помещение может быть признан недействительным только в судебном порядке. Требование о признании ордера недействительным может быть заявлено в течение трех лет со дня его выдачи.

Статья 29. Оформление договора найма на жилое помещение в жилищном фонде социального использования


При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности. На основании ордера наймодатель (собственник жилищного фонда) заключает с нанимателем и членами его семьи письменный договор найма по установленной форме в течение 15 дней.

За гражданами, проживающими на момент принятия настоящего Закона по договору найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов, сохраняется право найма независимо от площади занимаемого жилого помещения.

Договор найма может быть расторгнут только по основаниям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

Глава 7. Предоставление служебных жилых помещений и жилых помещений в специализированных домах

Статья 30. Служебные жилые помещения

1. Жилые помещения включаются в число служебных и исключаются из их числа решением органа местного самоуправления.

2. Под служебные квартиры выделяются жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов.

3. Предоставление служебных жилых помещений производится в соответствии с перечнем категорий работников, которым предоставляется служебное жилое помещение, утвержденным Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления в домах, построенных за счет соответствующих бюджетов и отнесенных в установленном порядке к государственной (краевой), муниципальной собственности.

4. В число служебных может быть включено только свободное жилое помещение.

Статья 31. Порядок предоставления и заселения служебных жилых помещений

Решение о предоставлении служебного жилого помещения принимается органом управления организации, в ведении которой находится жилое помещение (согласия на это профсоюзного комитета или иного представительного органа трудового коллектива не требуется).

Орган местного самоуправления на основании соответствующего решения организации о предоставлении служебного жилого помещения выдает гражданину ордер установленной формы, который является основанием для заселения и заключения договора найма на служебное жилое помещение.

Пользование служебным жилым помещением осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Специализированные дома жилищного фонда социального использования

Решение о строительстве специализированных домов и положения о них принимаются главой администрации Алтайского края и органами местного самоуправления.

Жилые помещения в специализированных домах не подлежат обмену, бронированию, приватизации, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Учет и порядок предоставления жилых помещений в специализированных домах жилищного фонда социального использования

Учет граждан, нуждающихся в проживании в специализированных домах, осуществляется по месту их постоянного жительства органами местного самоуправления (через органы социальной защиты населения) при участии ветеранских и других общественных организаций.

На учет для предоставления жилого помещения в специализированных домах принимаются одинокие граждане пожилого возраста, в том числе одиноко проживающие инвалиды и лица пенсионного возраста, которые в установленном порядке признаны переселенцами или беженцами, одинокие супружеские пары (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), одинокие граждане - инвалиды (в том числе дети - инвалиды, достигшие 16-летнего возраста, выписанные из стационарных учреждений социального обслуживания и не признанные в установленном законом порядке недееспособными) и другие категории граждан по решению органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Действие или бездействие должностных лиц, повлекшее нарушение прав граждан, указанных в абзаце 2 настоящей статьи, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 34. Общежития

1. Для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

2. Заселение и пользование общежитием производится на основании и в порядке, установленными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Алтайского края.

3. Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа трудового коллектива) организации, в ведении которой находится общежитие.

4. Жилая площадь, предоставляемая на период постоянной работы в организации, распределяется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями, установленными Примерным положением об общежитии, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328.

5. Гражданам, проживающим и зарегистрированным по месту жительства в общежитиях, в случае перевода общежитий в число жилых домов государственного или муниципального жилищных фондов органы местного самоуправления выдают в установленном законом порядке ордера на занимаемые жилые помещения.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".

Статья 36. Срок действия настоящего Закона


Настоящий Закон действует до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации."

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Глава администрации Алтайского края А.А. Суриков

Пояснительная записка

к проекту закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"


В связи с поступлением из Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю экспертного заключения от 13.03.2002 г. на закон Алтайского края от 10.04.1999 года № 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" (в действующей редакции) предлагается принять закон Алтайского края ""О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае".

В экспертном заключении указано, что принятие указанного закона Алтайского края не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, юридической экспертизой действующей редакции закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" выявлены противоречия отдельных его положений нормам федерального законодательства.

В названный закон Алтайского края неоднократно вносились изменения и дополнения и, на наш взгляд, целесообразно изложить его в новой редакции с учетом всех поправок и дополнений, предложенных в последнем экспертном заключении.

Изменения и дополнения были внесены в преамбулу закона и в 15 статей, исключены статьи 8 и 24 как противоречащие нормам Конституции Российской Федерации и действующего законодательства. В ходе работы над законопроектом были учтены предложения, поступившие из Алтайского краевого Совета профсоюзов. На предлагаемый законопроект получена положительная экспертная оценка из Главного управления Минюста России по Алтайскому краю.

Также, внесенные поправки приводят статьи закона в соответствие с требованиями юридической техники и стилистики.

Принятие предлагаемого законопроекта не потребует дополнительного финансирования из краевого бюджета.

Заместитель главы
администрации края Н.Г. Загайнов

Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

О проекте закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"

Название документа: О проекте закона Алтайского края "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае"

Номер документа: 227

Вид документа: Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания

Принявший орган: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Статус: Действующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 03 сентября 2002

Дата начала действия: 03 сентября 2002