АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2001 г.                                    № 271

г. Барнаул

О проекте закона Алтайского края "О Программе государственной поддержки развития
муниципальных образований в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы"

В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона) Алтайского края   краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять в первом чтении проект закона Алтайского края "О Программе государственной поддержки развития муниципальных образований в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы".

2. Направить указанный законопроект главе администрации края, в прокуратуру края, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю для внесения замечаний и предложений.

Установить, что поправки к проекту закона направляются в администрацию края до 15 октября 2001 года.

3. Предложить администрации края совместно с комитетом краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению (С.В. Землюков) доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение краевого Совета народных депутатов во втором чтении.

Заместитель председателя краевого

Совета народных депутатов                            Б.В.Ларин





Проект

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

О Программе государственной поддержки развития муниципальных
образований в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом (Основным Законом) Алтайского края, иными законами Алтайского края устанавливает организационные и правовые основы реализации государственной политики в области местного самоуправления в Алтайском крае.

Статья 1. Утвердить Программу государственной поддержки развития муниципальных образований в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".     

Глава администрации

Алтайского края                                    А.А.Суриков





Приложение
к закону Алтайского края
“О Программе государственной
 поддержки развития муниципальных
 образований в Алтайском крае
на 2001 - 2003 годы”

Программа
государственной поддержки развития муниципальных образований
в алтайском крае на 2001 - 2003 годы

Паспорт программы

Наименование Программы

  

Программа государственной поддержки развития муниципальных образований в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы (далее - Программа)


Основания для разработки Программы

  


указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1370 “Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации”

постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1394 “О Федеральной целевой Программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления”

рекомендации краевого совещания глав администраций муниципальных образований сельсоветов, городов и районов края от 17 октября 2000 года

постановление главы администрации края от 27 октября 2000 года № 841 “Об итогах совещания глав администраций муниципальных образований сельсоветов, городов и районов по развитию местного самоуправления в Алтайском крае”

распоряжение председателя краевого Совета народных депутатов и главы администрации края от 1 марта 2001 года № 168/41-р


Государственный заказчик Программы



Координатор Программы





Основные разработчики и исполнители мероприятий Программы

  


администрация края




комитет администрации края по работе с кадрами и взаимодействию с органами местного самоуправления





краевой Совет народных депутатов

администрация края


Цель Программы

  

создание на территории Алтайского края условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований


Сроки реализации Программы

  


2001 - 2003 годы


Источники финансирования Программы

  


краевой бюджет

бюджеты муниципальных образований (по согласованию) прочие источники


Ожидаемые результаты

  


создание правовых, экономических, организационных механизмов оптимального использования потенциала граждан путем вовлечения их в решение общих дел на местном уровне, что позволит добиться устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований

совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления; внедрение передовых методик и технологий по оптимизации местных бюджетов; территориальных основ муниципальных образований и структуры органов местного самоуправления; отработка системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления; реализация на территории края отдельных мероприятий федеральной программы, способствующих социально-экономическому развитию муниципальных образований; создание системы информационного обеспечения населения Алтайского края о деятельности местного самоуправления


Система контроля за исполнением Программы

  


контроль за исполнением Программы осуществляет комитет администрации края по работе с кадрами и взаимодействию с органами местного самоуправления

комитеты, управления и отделы администрации края, организации и ведомства, органы местного самоуправления городов и районов представляют в администрацию края информации о ходе работы по реализации мероприятий Программы к 20 июля и 20 января ежегодно

информации о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы не реже одного раза в полугодие рассматриваются на заседаниях Совета администрации края и один раз в год на сессии краевого Совета народных депутатов

     

Введение


Программа государственной поддержки развития муниципальных образований на 2001-2003 годы разработана в соответствии с предложениями глав администраций муниципальных образований сельсоветов, городов и районов, высказанными на краевом совещании 17 октября 2000 года и во исполнение постановления главы администрации края от 27 октября 2000 года № 841 “Об итогах совещания глав администраций муниципальных образований сельсоветов, городов и районов по развитию местного самоуправления в Алтайском крае”, распоряжения председателя краевого Совета народных депутатов и главы администрации края от 1 марта 2001 года № 168/41-р.    

Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в Алтайском крае в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономических реформ на муниципальном уровне.     

Главной целью Программы является создание на территории Алтайского края условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.     

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:     

1) совершенствование механизма, обеспечивающего становление и эффективное взаимодействие государственных органов Алтайского края с органами местного самоуправления, оказания им поддержки для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;    

2) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления на краевом уровне и оказание органам местного самоуправления помощи в создании собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;     

3) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований путем закрепления на постоянной основе доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, рассчитанных с применением единой методики расчета;     

4) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, и решений органов государственной власти Алтайского края, влекущих дополнительные расходы местных бюджетов;     

5) создание условий для передачи отдельных категорий объектов, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность;     

6) выработка рекомендаций, методик, способствующих оптимизации территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления; эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом; комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления; повышению качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;     

7) развитие в Алтайском крае государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;     

8) разработка и реализация краевых инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2001 - 2003 годов.    

Раздел 1. состояние и основные проблемы развития местного
самоуправления в алтайском крае


В настоящее время на территории Алтайского края образовано 766 муниципальных образований. В том числе сельские районы - 60, города краевого значения - 11, закрытое административно-территориальное образование Сибирский, город районного значения Горняк, сельсоветы - 688 и поссоветы - 5. В Алтайском крае в основном действует двухуровневая система местного самоуправления, вместе с тем имеются и единые муниципальные образования. К ним относятся 9 городов краевого значения, Калманский, Кытмановский и Чарышский районы, закрытое административно-территориальное образование Сибирский.    

Муниципальные образования имеют представительные органы местного самоуправления. Число депутатов представительных органов местного самоуправления составляет 6958 человек, в том числе 1665 депутатов районного и городского уровней, 5293 депутата поссоветов и сельсоветов.    

Главы муниципальных образований в основном избираются всенародно; в некоторых муниципальных образованиях главы в соответствии с уставами избираются из числа депутатов, или представительный орган на конкурсной основе заключает контракт и назначает главу администрации района, города, поссовета, сельсовета.     

Для осуществления деятельности органов местного самоуправления в Алтайском крае создана нормативная правовая база, представленная в виде законов Алтайского края, постановлений краевого Совета народных депутатов, постановлений и распоряжений главы администрации края, краевых комплексных и целевых программ.    

Однако становлению местного самоуправления препятствует нерешенность ряда проблем, в первую очередь - экономических и финансовых, что существенно затрудняет и замедляет ход реформы местного самоуправления.    

Экономические проблемы:    

1) несоответствие финансовых и материальных ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям;     

2) утрата большого числа социально значимых объектов собственности в результате приватизации;     

3) незавершенность формирования муниципальной собственности, в том числе муниципальных земель.     

Финансовые проблемы:    

существенная степень централизации финансовых ресурсов;     

отсутствие средств, как для осуществления собственных полномочий, так и для исполнения отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти.     

Низкий уровень эффективности местного самоуправления объясняется следующими причинами:     

1) фактическая отстраненность населения от процесса принятия решений по вопросам местной жизни;     

2) недостаточный уровень методического обеспечения работ по организации местного самоуправления, по формированию и применению регламентирующих и обеспечивающих местное самоуправление документов;     

3) недостаточная законодательная база местного самоуправления: отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением; неполнота и неоднозначность регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления; несоблюдение законности на стадии разработки уставов муниципальных образований, их принятия, вступления в силу, внесения в них изменений и дополнений;    

4) низкий уровень кадрового обеспечения местного самоуправления.    

Местное самоуправление также сталкивается с проблемой несогласованности и несистемности правовой основы, в первую очередь на федеральном уровне; с проблемами, связанными с противоречиями между изменившимся юридическим статусом поссоветов, сельсоветов и сохранившимися традициями распределительной системы на уровне районов.

Сложившаяся ситуация требует определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Алтайского края в сфере становления и развития местного самоуправления.

Для решения указанных проблем необходима согласованность действий органов государственной власти Алтайского края и местного самоуправления. В качестве средства такого согласования предлагается настоящая Программа.

Разные стартовые условия вхождения муниципальных образований в рынок, а именно: производственный и социальный потенциал, природно-ресурсная основа, компетентность органов местного самоуправления способствуют дифференциации муниципальных образований по уровню социально-экономического развития. В этой связи муниципальные образования обоснованно ставят вопросы о наделении их отдельными государственными полномочиями. В крае действуют 4 закона, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями. Необходимо продолжить законотворческую работу по передаче отдельных государственных полномочий, традиционно исполняемых на уровне местной власти.

Эффективность деятельности местных органов власти во многом зависит от профессионализма, компетенции, морально-этических, деловых и нравственных качеств, высокой управленческой культуры глав муниципальных образований, муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления. От квалификации кадров органов местного самоуправления зависит результативность принимаемых решений и, в конечном счете, результаты социально-экономического развития муниципальных образований.

Значительно больше внимания необходимо уделять работе с населением, вовлечению его в решение местных вопросов, взаимодействию местной власти с населением.

Раздел 2. система мероприятий по государственной поддержке
развития муниципальных образований

Глава 1. совершенствование правовой основы деятельности
органов местного самоуправления


Основные направления совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления включают анализ законов Алтайского края, нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления и внесение предложений по их совершенствованию, разработке проектов краевых нормативных правовых актов, модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, включающих регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

В этих целях необходимо законодательным путем определить:

1) порядок установления нормативов минимального бюджетного обеспечения муниципальных образований;

2) порядок расчета и передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

3) порядок расчета и компенсации органам местного самоуправления средств на исполнение ими решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы или снижающих доходы местных бюджетов;

4) основы статуса выборного должностного лица местного самоуправления.

Перечень мероприятий в области совершенствования правовой основы деятельности органов местного самоуправления приводится в приложении № 1 к Программе.

Глава 2. организационное и научно-методическое обеспечение
деятельности органов местного самоуправления


Совершенствование основ местного самоуправления требует решения следующих задач:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»