АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14.01.2009 № 4
(с изменениями на 29 декабря 2009 года)
________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Постановлением Администрации Смоленской области от 04.03.2009 г. № 107 (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 2 (часть 2), 2009),
Постановлением Администрации Смоленской области от 22.06.2009 г. № 348 (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 7 (часть 4), 2009),
Постановлением Администрации Смоленской области от 04.08.2009 г. № 453,
Постановлением Администрации Смоленской области от 28.09.2009 г. № 579,
Постановлением Администрации Смоленской области от 16.11.2009 г. № 710,
Постановлением Администрации Смоленской области от 08.12.2009 г. № 754,
Постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2009 г. № 815.
________________________________________________________________________________________________________
Администрация Смоленской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год (далее также - Программа).
2. Определить Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
Губернатор
Смоленской области
С.В. Антуфьев
Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на
рынке труда Смоленской области
на 2009 год
(в редакции Постановлений Администрации Смоленской
области от 22.06.2009 г. № 348, от 28.09.2009 г. № 579
- см. предыдущую редакцию)
Наименование субъекта бюджетного планирования | Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее также- Департамент ГСЗН Смоленской области) | |||
Наименование Программы | Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год | |||
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; | |||
Государственный заказчик Программы | Администрация Смоленской области | |||
Разработчик Программы | Департамент ГСЗН Смоленской области | |||
Основные цели и задачи Программы | целью Программы является поддержка занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения, и снижение напряженности на рынке труда Смоленской области. | |||
Целевые показатели Программы | сдерживание уровня безработицы в Смоленской области (по методологии Международной организации труда) в среднем за год от 5,9 до 6,8 процента экономически активного населения | |||
Характеристика программных мероприятий | к программным мероприятиям относятся: | |||
Срок реализации Программы | 2009 год | |||
Исполнители Программы | органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий и работодателями (по согласованию) | |||
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы в 2009 году - 114 808,2 тыс. рублей, в том числе: | |||
Показатели результативности Программы | 1) прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) - не менее 795 работников организаций, находящихся под риском увольнения; 2) прохождение стажировки на новом рабочем месте выпускников профессиональных учебных заведений - не менее 500 человек; 3) создание не менее 4 000 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 8 000 работников, находящихся под риском увольнения; 4) создание не менее 300 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; 5) оказание адресной поддержки для переезда в другую местность в целях трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера - не менее 50 человек | |||
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация Смоленской области |
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в дополнение к ведомственной целевой программе "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2009 год, рассмотренной Координационным комитетом содействия занятости населения Смоленской области (протокол от 12.12.2008 № 4), утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 22.12.2008 № 141-ОД.
Разработка Программы обусловлена необходимостью реализации дополнительных мероприятий в области занятости населения, связанных с проблемами, возникшими в условиях мирового финансового кризиса, а также координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда Смоленской области.
Основные цели, приоритетные задачи и направления политики занятости населения, представленные в Программе, сформированы на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда региона.
Основными участниками Программы являются органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и работодатели. Реализацию отдельных направлений Программы планируется осуществлять во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий.
С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики (прежде всего в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском и лесном хозяйстве), что создает дополнительные риски как для бюджета, так и для практически всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе и рынка труда.
Численность занятых в экономике Смоленской области только за последние два месяца 2008 года сократилась на 3 тыс. человек (0,6 %) и на начало декабря 2008 года составила 497,4 тыс. человек.
Преобладающая часть занятого населения области (53,2%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях. К концу 2008 года на них работали 264,7 тыс. человек.
В течение года с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам более 70 тыс. человек, из них 56 тыс. человек (80%) - по собственному желанию, 4,1 тыс. человек (5,9%) - в связи с сокращением численности работников. Выбытие работников на 94% компенсировалось приемом новых кадров.
В общем числе зарегистрированных в учреждениях службы занятости населения в качестве ищущих подходящую работу граждан 29,7 тыс. человек (на 1,8 тыс. человек меньше аналогичного периода прошлого года) составили уволенные с предприятий и организаций по собственному желанию, 3,9 тыс. человек - уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, что на 542 человека больше соответствующего периода прошлого года.
С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата. За 2,5 месяца в органы службы занятости населения сведения об увольнении 1 890 работников представили 130 организаций. На конец года с этих предприятий уже уволено 367 человек, увольнение остальных работников предполагается произвести в I квартале 2009 года.
Большинство работодателей воздерживается от массовых высвобождений работников и принимает меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени.
Численность работающих в условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации на крупных и средних предприятиях области, по оценке, составляет более 3 тыс. человек, отправлены в отпуска по инициативе администрации около 1 тыс. человек.
В связи с сокращением численности занятых в отраслях экономики значительно увеличилась общая численность безработных, которая к началу декабря составила 6,45%, или 34,3 тыс. человек (рост за ноябрь - 1,4 тыс. человек, или 4,6 %).
Наблюдается также увеличение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, которая на конец 2008 года составляет 4 963 человека и по сравнению с началом года увеличилась почти на 300 человек. Так, только в декабре 2008 года численность граждан, признанных безработными, составила 1 721 человек, что на 780 человек (82,9 %) больше, чем в ноябре 2008 года.
Несмотря на то, что уровень безработицы в Смоленской области остался ниже, чем в целом по России, однако за декабрь 2008 года он все же вырос с 0,74 до 0,93 % экономически активного населения.
В ряде территорий области уровень безработицы значительно превышает среднеобластной: в Глинковском районе - 7 %, Угранском районе - 5,45 %, Ершичском районе - 6,05 %, Ельнинском районе - 3,03%.
Значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости населения вакансии.
За декабрь 2008 года коэффициент напряженности (соотношение числа незанятых граждан, состоящих на учете, и заявленных в службу занятости населения вакансий) вырос с 1,1 до 2,1 на вакансию, что связано в первую очередь с сокращением числа вакансий заявленных работодателями в службу занятости. Потребность в работниках, заявленная работодателями, сократилась только за месяц на 1,3 тыс. вакансий (47%), а за год - на 5,9 тыс. вакансий (10,5%). Наибольшее сокращение заявленных вакансий отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле. В центрах занятости населения на конец года имелось 2,9 тыс. заявленных работодателями вакансий, на учете в целях поиска подходящей работы состояло 6,3 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан (на начало месяца - 5,9 тыс. человек).
В 2008 году увеличилось число обращений в службу занятости граждан за предоставлением государственных услуг по содействию занятости населения. Так, если за 2007 год обратилось 62 тыс. человек, то за 2008 год - 68,4 тыс. человек. Весь рост числа обращений пришелся практически на IV квартал 2008 года - с октября по декабрь. Динамика зарегистрированной безработицы в Смоленской области и ситуация на рынке труда Смоленской области приведены в приложениях № 1 и 2 к Программе.
Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается около 50 тыс. человек, из них около 75% ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости.
Остается значительной доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда: доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составила 62%, молодежи - 23 %, инвалидов - 6%.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и гражданам, находящимся под риском увольнения.
(Абзац в редакции Постановления Администрации Смоленской области от 22.06.2009 г. № 348 - см. предыдущую редакцию)
Для решения проблем на рынке труда необходимо принять комплекс мер, направленных на:
- создание новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе;
- организация временных оплачиваемых общественных работ для граждан, работающих неполный рабочий день или неполную неделю, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации, и граждан, ищущих работу, в период поиска ими постоянной работы;
- поддержку малого и среднего бизнеса;
- профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных и ищущих работу граждан;
- организацию опережающего обучения высвобождаемых работников с целью сохранения их занятости на предприятиях.
В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Для выезда на предприятия (при возникновении сложной ситуации) создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду.
Предпринимаются следующие меры по стабилизации ситуации на рынке труда:
в непрерывном режиме ведется мониторинг ситуации на рынке труда, связанной с увольнением работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также неполной занятостью работников на предприятиях и в организациях;
результаты данного мониторинга Департаментом ГСЗН Смоленской области еженедельно направляются в Федеральную службу по труду и занятости для доклада в Минздравсоцразвития России, главному федеральному инспектору в Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в Государственную инспекцию труда в Смоленской области, прокуратуру Смоленской области, объединения работодателей и строителей, объединение организаций профсоюзов, отраслевые департаменты Смоленской области;
в целях выработки согласованных действий в условиях высвобождения рабочей силы созданы областной, городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения;
в целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, действуют телефоны "горячей линии";
для информирования и консультирования граждан Департаментом ГСЗН Смоленской области изданы плакаты, буклеты, другие информационные материалы о положении на рынке труда, о правах и гарантиях в сфере труда и занятости, которые размещаются в информационных залах центров занятости населения и в средствах массовой информации;
организована работа по подбору работодателей, с которыми центры занятости населения будут осуществлять взаимодействие и сотрудничество в 2009 году в части предоставления государственных услуг по организации временных рабочих мест в рамках административных регламентов;
проработан вопрос профессионального обучения дополнительного количества безработных граждан в случае возникновения такой необходимости;
ведется работа с работодателями по замещению вакантных рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, гражданами Российской Федерации, ищущими работу и состоящими на учете в службе занятости населения.
Решение программными методами ключевых проблем в сфере занятости, вопросов поддержки занятости населения, в том числе граждан, увольняемых с предприятий в связи с финансовым кризисом, обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, работодателей и др.
Целью Программы является поддержка занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения, и снижение напряженности на рынке труда.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Задача 1. Организация опережающего профессионального обучения работающих граждан, подлежащих сокращению или увольнению
Для выполнения поставленной задачи будет обеспечено:
- организация профессионального обучения незанятых граждан, работников, подлежащих высвобождению, что позволит сдерживать рост безработицы, оперативно удовлетворять заявки организаций в квалифицированных кадрах, снизить социальную напряженность в обществе;