АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14.01.2009 № 4

Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год

(с изменениями на 29 декабря 2009 года)

________________________________________________________________________________________________________
     Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Смоленской области от 04.03.2009 г. № 107 (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 2 (часть 2), 2009),
     Постановлением Администрации Смоленской области от 22.06.2009 г. № 348 (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 7 (часть 4), 2009),
     Постановлением Администрации Смоленской области от 04.08.2009 г. № 453,
     Постановлением Администрации Смоленской области от 28.09.2009 г. № 579,
     Постановлением Администрации Смоленской области от 16.11.2009 г. № 710,
     Постановлением Администрации Смоленской области от 08.12.2009 г. № 754,
     Постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2009 г. № 815.
________________________________________________________________________________________________________     

                

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Администрация Смоленской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год (далее также - Программа).

2. Определить Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.


Губернатор
Смоленской области
С.В. Антуфьев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 14.01.2009 № 4


Программа
дополнительных мер по снижению напряженности на
рынке труда Смоленской области
на 2009 год

Паспорт программы

(в редакции Постановлений Администрации Смоленской
 области от 22.06.2009 г. № 348, от 28.09.2009 г. № 579
 - см. предыдущую редакцию)

Наименование субъекта бюджетного планирования

Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее также- Департамент ГСЗН Смоленской области)

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Администрация Смоленской области

Разработчик Программы

Департамент ГСЗН Смоленской области

Основные цели и задачи  Программы

целью Программы является поддержка занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения, и снижение напряженности на рынке труда Смоленской области.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1) организация опережающего профессионального обучения работающих граждан, подлежащих сокращению или увольнению;
2) содействие в создании работодателями временных рабочих мест, в том числе общественных работ;
3) содействие развитию малого предпринимательства, созданию рабочих мест;
4) оказание адресной поддержки гражданам в случае переезда для работы в другую местность

Целевые показатели Программы

сдерживание уровня безработицы в Смоленской области (по методологии Международной организации труда) в среднем за год от 5,9 до 6,8 процента экономически активного населения

Характеристика программных мероприятий

к программным мероприятиям относятся:
1) организация опережающего профессионального обучения работающих граждан, подлежащих сокращению или увольнению;
2) частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату гражданам, занятым на временных и общественных работах;
3) содействие самозанятости граждан, подлежащих сокращению или увольнению;
4) оказание адресной поддержки гражданам в случае переезда для работы в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Срок  реализации Программы

2009 год

Исполнители Программы

органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий и работодателями (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы в 2009 году - 114 808,2 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 109 038,8 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 5 769,4 тыс. рублей.
     Объемы финансирования Программы подле-жат уточнению и могут корректироваться

 Показатели результативности Программы








1) прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) - не менее 795 работников организаций, находящихся под риском увольнения;

2) прохождение стажировки на новом рабочем месте выпускников профессиональных учебных заведений - не менее 500 человек;

3) создание не менее 4 000 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 8 000 работников, находящихся под риском увольнения;

4) создание не менее 300 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

5) оказание адресной поддержки для переезда в другую местность в целях трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера - не менее 50 человек

Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация Смоленской области

Введение

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Смоленской области на 2009 год разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" в дополнение к ведомственной целевой программе "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2009 год, рассмотренной Координационным комитетом содействия занятости населения Смоленской области (протокол от 12.12.2008 № 4), утвержденной приказом Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 22.12.2008 № 141-ОД.

Разработка Программы обусловлена необходимостью реализации дополнительных мероприятий в области занятости населения, связанных с проблемами, возникшими в условиях мирового финансового кризиса, а также координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда Смоленской области.

Основные цели, приоритетные задачи и направления политики занятости населения, представленные в Программе, сформированы на основе анализа сложившейся ситуации на рынке труда региона.

Основными участниками Программы являются органы исполнительной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и работодатели. Реализацию отдельных направлений Программы планируется осуществлять во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в пределах их полномочий.

1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами  


С октября 2008 года под воздействием мирового финансового кризиса наметились негативные явления в реальном секторе экономики (прежде всего в обрабатывающем производстве, строительстве, сельском и лесном хозяйстве), что создает дополнительные риски как для бюджета, так и для практически всех составляющих экономики и сфер жизни общества, в том числе и рынка труда.

Численность занятых в экономике Смоленской области только за последние два месяца 2008 года сократилась на 3 тыс. человек (0,6 %) и на начало декабря 2008 года составила 497,4 тыс. человек.

Преобладающая часть занятого населения области (53,2%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях. К концу 2008 года на них работали 264,7 тыс. человек.

В течение года с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам более 70 тыс. человек, из них 56 тыс. человек (80%) - по собственному желанию, 4,1 тыс. человек (5,9%) - в связи с сокращением численности работников. Выбытие работников на 94% компенсировалось приемом новых кадров.

В общем числе зарегистрированных в учреждениях службы занятости населения в качестве ищущих подходящую работу граждан 29,7 тыс. человек (на 1,8 тыс. человек меньше аналогичного периода прошлого года) составили уволенные с предприятий и организаций по собственному желанию, 3,9 тыс. человек - уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, что на 542 человека больше соответствующего периода прошлого года.

С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата. За 2,5 месяца в органы службы занятости населения сведения об увольнении 1 890 работников представили 130 организаций. На конец года с этих предприятий уже уволено 367 человек, увольнение остальных работников предполагается произвести в I квартале 2009 года.

Большинство работодателей воздерживается от массовых высвобождений работников и принимает меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени.

Численность работающих в условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации на крупных и средних предприятиях области, по оценке, составляет более 3 тыс. человек, отправлены в отпуска по инициативе администрации около 1 тыс. человек.

В связи с сокращением численности занятых в отраслях экономики значительно увеличилась общая численность безработных, которая к началу декабря составила 6,45%, или 34,3 тыс. человек (рост за ноябрь - 1,4 тыс. человек, или 4,6 %).

Наблюдается также увеличение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, которая на конец 2008 года составляет 4 963 человека и по сравнению с началом года увеличилась почти на 300 человек. Так, только в декабре 2008 года численность граждан, признанных безработными, составила 1 721 человек, что на 780 человек (82,9 %) больше, чем в ноябре 2008 года.

Несмотря на то, что уровень безработицы в Смоленской области остался ниже, чем в целом по России, однако за декабрь 2008 года он все же вырос с 0,74 до 0,93 % экономически активного населения.

В ряде территорий области уровень безработицы значительно превышает среднеобластной: в Глинковском районе - 7 %, Угранском районе - 5,45 %, Ершичском районе - 6,05 %, Ельнинском районе - 3,03%.

Значительно снизилось число свободных рабочих мест на предприятиях области, так как многие работодатели прекратили прием на работу или отозвали заявленные ранее в службу занятости населения вакансии.

За декабрь 2008 года коэффициент напряженности (соотношение числа незанятых граждан, состоящих на учете, и заявленных в службу занятости населения вакансий) вырос с 1,1 до 2,1 на вакансию, что связано в первую очередь с сокращением числа вакансий заявленных работодателями в службу занятости. Потребность в работниках, заявленная работодателями, сократилась только за месяц на 1,3 тыс. вакансий (47%), а за год - на 5,9 тыс. вакансий (10,5%). Наибольшее сокращение заявленных вакансий отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле. В центрах занятости населения на конец года имелось 2,9 тыс. заявленных работодателями вакансий, на учете в целях поиска подходящей работы состояло 6,3 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан (на начало месяца - 5,9 тыс. человек).

В 2008 году увеличилось число обращений в службу занятости граждан за предоставлением государственных услуг по содействию занятости населения. Так, если за 2007 год обратилось 62 тыс. человек, то за 2008 год - 68,4 тыс. человек. Весь рост числа обращений пришелся практически на IV квартал 2008 года - с октября по декабрь. Динамика зарегистрированной безработицы в Смоленской области и ситуация на рынке труда Смоленской области приведены в приложениях № 1 и 2 к Программе.

Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается около 50 тыс. человек, из них около 75% ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости.

Остается значительной доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда: доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составила 62%, молодежи - 23 %, инвалидов - 6%.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, потерявших работу и гражданам, находящимся под риском увольнения.

(Абзац в редакции Постановления Администрации Смоленской области от 22.06.2009 г. № 348 - см. предыдущую редакцию)

Для решения проблем на рынке труда необходимо принять комплекс мер, направленных на:

- создание новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе;

- организация временных оплачиваемых общественных работ для граждан, работающих неполный рабочий день или неполную неделю, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе администрации, и граждан, ищущих работу, в период поиска ими постоянной работы;

- поддержку малого и среднего бизнеса;

- профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных и ищущих работу граждан;

- организацию опережающего обучения высвобождаемых работников с целью сохранения их занятости на предприятиях.

В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения. Для выезда на предприятия (при возникновении сложной ситуации) создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты службы занятости и инспекции по труду.

Предпринимаются следующие меры по стабилизации ситуации на рынке труда:

в непрерывном режиме ведется мониторинг ситуации на рынке труда, связанной с увольнением работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также неполной занятостью работников на предприятиях и в организациях;

результаты данного мониторинга Департаментом ГСЗН Смоленской области еженедельно направляются в Федеральную службу по труду и занятости для доклада в Минздравсоцразвития России, главному федеральному инспектору в Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, в Государственную инспекцию труда в Смоленской области, прокуратуру Смоленской области, объединения работодателей и строителей, объединение организаций профсоюзов, отраслевые департаменты Смоленской области;

в целях выработки согласованных действий в условиях высвобождения рабочей силы созданы областной, городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения;

в целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, действуют телефоны "горячей линии";

для информирования и консультирования граждан Департаментом ГСЗН Смоленской области изданы плакаты, буклеты, другие информационные материалы о положении на рынке труда, о правах и гарантиях в сфере труда и занятости, которые размещаются в информационных залах центров занятости населения и в средствах массовой информации;

организована работа по подбору работодателей, с которыми центры занятости населения будут осуществлять взаимодействие и сотрудничество в 2009 году в части предоставления государственных услуг по организации временных рабочих мест в рамках административных регламентов;

проработан вопрос профессионального обучения дополнительного количества безработных граждан в случае возникновения такой необходимости;

ведется работа с работодателями по замещению вакантных рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, гражданами Российской Федерации, ищущими работу и состоящими на учете в службе занятости населения.

Решение программными методами ключевых проблем в сфере занятости, вопросов поддержки занятости населения, в том числе граждан, увольняемых с предприятий в связи с финансовым кризисом, обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, работодателей и др.   

2. Цели и задачи программы

Целью Программы является поддержка занятости населения, в том числе граждан, увольняемых или находящихся под риском увольнения, и снижение напряженности на рынке труда.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

Задача 1. Организация опережающего профессионального обучения работающих граждан, подлежащих сокращению или увольнению

Для выполнения поставленной задачи будет обеспечено:

- организация профессионального обучения незанятых граждан, работников, подлежащих высвобождению, что позволит сдерживать рост безработицы, оперативно удовлетворять заявки организаций в квалифицированных кадрах, снизить социальную напряженность в обществе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»