АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 15 октября 2008 года N 570

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

 (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 716, от 15.04.2009 N 210, от 25.09.2009 N 573, от 20.10.2009 N 656, от 24.12.2009 N 796, от 19.03.2010 N 118, от 07.05.2010 N 259, от 22.09.2010 N 562, от 30.10.2010 N 651, от 01.12.2010 N 749, от 21.03.2011 N 157, от 30.06.2011 N 362, от 26.09.2011 N 563, от 27.10.2011 N 677, от 22.11.2011 N 750, от 21.12.2011 N 844, от 21.03.2012 N 208, от 21.06.2012 N 381, от 11.09.2012 N 627, от 22.10.2012 N 795, от 18.12.2012 N 1016, от 20.05.2013 N 398, от 28.08.2013 N 651, от 18.09.2013 N 688, от 29.10.2013 N 848, от 27.12.2013 N 1154)


В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 21.04.2008 N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ" (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 520, от 21.10.2010 N 624, от 29.03.2011 N 181, от 21.12.2011 N 908) Администрация Смоленской области постановляет:

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750, от 21.06.2012 N 381)

Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009 - 2013 годы (далее также - Программа).

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 30.06.2011 N 362)

Губернатор
Смоленской области
С.В.АНТУФЬЕВ






Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 15.10.2008 N 570

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

 (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 716, от 15.04.2009 N 210, от 25.09.2009 N 573, от 20.10.2009 N 656, от 24.12.2009 N 796, от 19.03.2010 N 118, от 07.05.2010 N 259, от 22.09.2010 N 562, от 30.10.2010 N 651, от 01.12.2010 N 749, от 21.03.2011 N 157, от 30.06.2011 N 362, от 26.09.2011 N 563, от 27.10.2011 N 677, от 22.11.2011 N 750, от 21.12.2011 N 844, от 21.03.2012 N 208, от 21.06.2012 N 381, от 11.09.2012 N 627, от 22.10.2012 N 795, от 18.12.2012 N 1016, от 20.05.2013 N 398, от 28.08.2013 N 651, от 18.09.2013 N 688, от 29.10.2013 N 848, от 27.12.2013 N 1154)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2009 - 2013 годы

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 30.06.2011 N 362)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", распоряжение Администрации Смоленской области от 29.09.2008 N 1210-р/адм "О разработке в 2009 году проектов долгосрочных областных целевых программ"

Заказчик Программы

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - Департамент образования)

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 11.09.2012 N 627)

Координатор Программы

Департамент образования

Разработчик Программы

Департамент образования

Основные цели и задачи Программы

основными целями и задачами Программы являются:

Цель 1. Обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- повышение доступности дошкольного образования для населения;

- повышение транспортной доступности общего образования для населения;

- улучшение состояния школьных зданий и условий обучения школьников.

Цель 2. Повышение качества дошкольного и общего образования.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- повышение качества образования;

- развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса;

- развитие системы воспитания детей и молодежи.

Цель 3. Модернизация системы профессионального образования в Смоленской области.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- повышение качества профессионального образования в Смоленской области;

- повышение доступности профессионального образования для отдельных категорий населения

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 21.03.2011 N 157)

Целевые показатели Программы

- увеличение охвата детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования от общей численности детей дошкольного возраста до 63 процентов;

- увеличение доли детей, для которых организован централизованный подвоз автомобильным транспортом, до 100 процентов;

- увеличение доли учебных заведений, имеющих все виды благоустройства, до 55 процентов;

- увеличение доли выпускников, сдавших единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ), в общей численности выпускников, участвовавших в сдаче единого государственного экзамена, до 92 процентов;

- увеличение охвата обучающихся 10 - 11-х классов областных общеобразовательных учреждений (далее - ООУ) и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - МОУ) программами профильного изучения предметов от общего числа обучающихся 10 - 11-х классов до 60,5 процента;

- увеличение показателя обеспеченности общеобразовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (далее - учебники в соответствии с федеральными перечнями и учебные пособия), до 86 процентов;

- увеличение числа персональных компьютеров до 7,3 штуки в расчете на 100 учащихся;

- увеличение доли граждан до 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования, до 58,9 процента;

- увеличение доли учащихся основных и средних общеобразовательных школ, обучающихся в современных условиях, до 73 процентов;

- доля общеобразовательных учреждений, переведенных на подушевое финансирование, - 100 процентов;

- увеличение доли выпускников областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной

профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, включая службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и продолжение обучения по профилю, до 92,35 процента;

- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших общее образование и продолживших обучение в учреждениях профессионального образования Смоленской области, до 97 процентов

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19.03.2010 N 118, от 22.09.2010 N 562, от 30.06.2011 N 362, от 26.09.2011 N 563)

Сроки реализации Программы

2009 - 2013 годы

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 30.06.2011 N 362)

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 11856079,28 тыс. рублей, из них:

- средства областного бюджета - 11824159,28 тыс. рублей;

- средства федерального бюджета - 31920 тыс. рублей

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750, от 21.12.2011 N 844, от 21.03.2012 N 208, от 21.06.2012 N 381, от 11.09.2012 N 627, от 22.10.2012 N 795, от 18.12.2012 N 1016, от 20.05.2013 N 398, от 28.08.2013 N 651, от 18.09.2013 N 688, от 29.10.2013 N 848, от 27.12.2013 N 1154)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В ходе выполнения областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004 - 2007 годы, утвержденной областным законом "Об областной целевой программе "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004 - 2007 годы" (далее - долгосрочная целевая программа), и краткосрочной областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 07.02.2008 N 90 (далее - краткосрочная целевая программа), были реализованы проекты и мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования в Смоленской области, формирования системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений с помощью совершенствования механизмов финансирования образования и механизмов управления образованием.

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 21.06.2012 N 381)

Созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение образовательных учреждений персональными компьютерами, подключение их к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, создание областных образовательных порталов, оснащение образовательных учреждений электронными образовательными продуктами, переподготовка педагогов в области информационно-коммуникационных технологий).

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 21.06.2012 N 381)

Благодаря мерам, предпринятым в рамках реализации долгосрочной целевой программы и краткосрочной целевой программы, была создана база для решения следующих задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии региона:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с современными требованиями;

- разработка механизмов управления системой образования, соответствующих задачам развития системы образования;

- создание механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для социальных партнеров и регионального рынка труда.

Однако значительные организационные и содержательные изменения в системе образования, возникшие в результате социально-экономических преобразований, происходящих в Смоленской области, требуют решения следующих проблем.

За два последних года произошло резкое увеличение количества детей дошкольного возраста (с 49710 до 54957 человек). Процент охвата детей дошкольным образованием в области составляет 59,3 процента от количества детей дошкольного возраста. Несмотря на принимаемые меры в области дошкольного образования, проблема доступности дошкольным образованием сохраняется.

Существующие формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения. Для обеспечения общедоступного качественного дошкольного образования необходимо:

- развитие многомодельной системы дошкольного образования, отвечающей социальным запросам родителей из разных социальных групп и слоев населения;

- создание специальной службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и сопровождения детей из семей группы риска.

Общее уменьшение количества детей в Смоленской области приводит к сокращению и закрытию общеобразовательных учреждений. Возникла необходимость организации централизованного подвоза детей в общеобразовательные учреждения.

Анализ образовательной ситуации в Смоленской области в части обновления содержания образования показывает, что традиционными важнейшими показателями эффективности работы педагогических коллективов на региональном уровне являются:

- качество знаний и умений учащихся. Качество знаний и умений учащихся за последние годы составляет в среднем 36 - 37 процентов;

- успеваемость в течение трех последних лет. Успеваемость в течение трех последних лет остается стабильной и составляет 98 процентов.

Анализ результатов успеваемости учащихся показал, что увеличивается разрыв в уровне подготовки школьников разных типов общеобразовательных учреждений.

ООУ и МОУ сталкиваются с трудностями в обновлении содержания образования. При этом наиболее сложной является необходимость использования в своей деятельности новых методологических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного восприятия мира. Не всегда обоснованно осуществляется выбор учебных программ, учебников, учебных пособий, отвечающих потребностям и возможностям обучающихся, целям общеобразовательного учреждения.

Для повышения качества образования необходимо создать условия сохранения единого образовательного пространства, совершенствовать содержание и технологии общего образования, формировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участвовать в международных сопоставительных исследованиях, обеспечить инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях.

МОУ, расположенные в сельской местности, составляют 77 процентов от общей численности всех областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. В них обучается около 30 процентов детей. Отличительными особенностями указанных учреждений являются:

- отсутствие современной материально-технической базы;

- слабое кадровое обеспечение;

- низкий уровень квалификации педагогов;

- преподавание педагогами предметов, по которым они не являются специалистами;

- малая наполняемость классов;

- отсутствие возможности создания достаточного количества профильных классов;

- трудности с подвозом обучающихся;

- отсутствие пришкольных интернатов.

Все это приводит к снижению качества знаний обучающихся.

Сложным остается материально-техническое обеспечение ООУ и МОУ, областных государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - ОГБОУ НПО) и областных государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ОГБОУ СПО).

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750)

Необходимо укрепление учебно-материальной базы, учебно-методического обеспечения образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с учетом современных требований к развивающей среде.

В критическом состоянии находится учебно-материальная база физкультурно-оздоровительного комплекса ООУ и МОУ, ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО. По состоянию на 01.01.2008 указанные образовательные учреждения оснащены спортивным оборудованием и инвентарем лишь на 40 процентов. Доля износа спортивного оборудования составляет от 80 до 90 процентов.

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750)

Инновационные процессы в системе образования направлены на обеспечение ее перехода от унитарной к вариативной, предоставление возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Однако внедрению инноваций мешает слабая учебно-материальная база ООУ и МОУ, недостаточность средств для обеспечения полноценной работы по повышению квалификации педагогов, обмену опытом среди них.

Система начального профессионального образования является частью системы образования, но имеет свою специфику. Для ее эффективного функционирования требуется решение следующих задач:

- создание и обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра профессионального образования (далее - учебный центр) и регионального ресурсного центра по реализации образовательных программ в системе начального и среднего профессионального образования (далее - ресурсный центр);

- обновление и модернизация в ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО учебно-производственного оборудования мастерских и лабораторий;

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750)

- обеспечение ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО компьютерной техникой и учебными программами на электронных носителях;

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750)

- разработка и внедрение интегрированных программ непрерывного образования;

- обеспечение деятельности областных экспериментальных площадок;

- профессиональная переподготовка и повышение уровня квалификации мастеров производственного обучения.

Финансирование ОГБОУ НПО и ОГБОУ СПО до 2005 года осуществлялось из федерального бюджета. Методическое обеспечение их деятельности осуществлял Институт развития профессионального образования Федерального агентства по образованию.

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750)

С 1 января 2005 года тридцать ОГБОУ НПО и шесть ОГБОУ СПО переданы в государственную собственность Смоленской области и финансируются из областного бюджета.

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 22.11.2011 N 750, от 21.06.2012 N 381)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»