Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 февраля 2008 года N 90

Об утверждении краткосрочной областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области
от 04.04.2008 N 215 НГР RU67000200800136,
от 01.09.2008 N 467, НГР:RU67000200800310,
от 14.11.2008N 621, НГР:RU67000200800418,
от 30.01.2009 N 43 НГР RU6700020090030)

(утратило силу согласно п.5 ст.3 областного закона от 07.05.2002N 48-з, НГР:RU67000200200106)

В соответствии c распоряжением Администрации Смоленской области от 17.10.2007 N 872-р/адм "О разработке в 2008 году проектов областных целевых программ" (в редакции распоряжения Администрации Смоленской области от 26.12.2007 N 1105-р/адм), постановлением Администрации Смоленской области от 07.05.2003 N 106 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации краткосрочных областных целевых программ" (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 28.05.2004 N 172)

Администрация Смоленской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую краткосрочную областную целевую программу "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год (далее также - Программа).

2. Департаменту бюджета и финансов Смоленской области (И.В. Скобелев) обеспечить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2008 год.

(п. в ред. постановления Администрации Смоленской области от 01.09.2008 N 467, НГР:RU67000200800310)

Губернатор

Смоленской области С.В. Антуфьев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 07.02.2008 N 90

КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год Смоленск 2008


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

краткосрочная областная целевая программа "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2008 год

Решение о разработке Программы

Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Заказчик Программы
 http://172.17.6.22:8080/content/ngr/RU67DMJ200800310.doc

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Разработчик Программы

Департамент образования

Основные цели и задачи Программы

основными целями Программы являются:
 - обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования;

 - обеспечение качественного профессионального образования.
 Основными задачами Программы являются:
 - повышение доступности общего образования в Смоленской области;

 - повышение качества дошкольного и общего образования в Смоленской области;

 - развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

 - создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса;

 - развитие системы воспитания детей и молодежи, повышение доступности системы дополнительного образования;

 - повышение качества профессионального образования в Смоленской области;

 - повышение доступности профессионального образования в Смоленской области;

 - повышение эффективности механизмов управления в системе образования в Смоленской области

Сроки реализации Программы

2008 год

Исполнители Программы
 http://172.17.6.22:8080/content/ngr/RU67DMJ 200800310.doc

Департамент образования, Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент по здравоохранению), Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре (далее - Департамент строительства), Главное управление по делам молодежи Смоленской области (далее - Главное управление), органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленский государственный университет" (далее - СмолГУ) (по согласованию), смоленское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Институт усовершенствования учителей" (далее - Институт), областные государственные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - ОГОУ НПО), в том числе смоленское областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 34 пос. Катынь" (далее - ПУ N 34), областные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (далее - ОГОУ СПО), в том числе областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский техникум легкой промышленности и индустрии моды" (далее - СТЛПиИМ), областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский индустриальный техникум" (далее - СИТ), областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский технологический техникум" (далее - СТТ),областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Смоленский педагогический колледж" (далее - педагогический колледж), областное государственное учреждение "Смоленский региональный центр обработки информации" (далее - ОГУ СРЦОИ), смоленское областное государственное учреждение "Центр поддержки молодежных и детских общественных объединений "Радуга" (далее - центр "Радуга"), областные общеобразовательные учреждения (далее - ООУ), в том числе смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия "Полянка" (далее - прогимназия "Полянка"), смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" (далее - Центр диагностики и консультирования), областные учреждения дополнительного образования детей (далее - ОУДО), в том числе смоленское областное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества" (далее - Центр развития), смоленское областное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов" (далее - станция натуралистов), муниципальные учреждения дошкольного образования (далее - УДО) (по согласованию), муниципальные общеобразовательные учреждения (далее - МОУ) (по согласованию), муниципальные учреждения дополнительного образования детей (далее - УДОД) (по согласованию), иные юридические лица (на конкурсной основе)

Объем и источник финансирования Программы
 http://172.17.6.22:8080/content/ngr/RU67DMJ200800136.doc , от 30.01.2009 N 43 НГР http://17 2.17.6.22:8080/content/ngr/RU67DMJ200900030.doc )

общий объем финансирования Программы составляет 56 428,1 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение доли обучающихся, получающих общее образование с использованием информационных технологий, до 20 процентов от общего числа обучающихся;

 - увеличение доли детей от 6 до 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, до 99,9 процента;

 - увеличение доли детей, для которых организован централизованный подвоз автомобильным транспортом, до 97 процентов;

 - увеличение доли выпускников, сдавших единый государственный экзамен (ЕГЭ), в общей численности выпускников, участвовавших в сдаче единого государственного экзамена, до 72 процентов;

 - увеличение охвата обучающихся 10-11 классов ООУ и МОУ программами профильного изучения предметов от общего числа обучающихся 10-11 классов до 50 процентов;

 - увеличение показателяобеспеченности общеобразовательных учреждений учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (далее - учебники в соответствии с федеральными перечнями и учебные пособия) до 70 процентов;

 - увеличение числа персональных компьютеров до 3,75 штук в расчете на 100 учащихся;

 - увеличение доли граждан до 18 лет, занимающихся по программам дополнительного образования, до 54 процентов
 - увеличение доли образовательных учреждений, реализующих двухуровневые программы профессионального образования, до 0,05 процента;

 - увеличение доли выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, получивших постоянную работу по специальности в первый год после завершения образования, в общей численности выпускников данных учреждений, до 60 процентов;

 - обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет:
 - распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста в целях обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе, профильного обучения;

 - оптимизации нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений и расширения возможностей дополнительного образования детей;

 - создания регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования

Органы, осуществляющие контроль за ходом реализации Программы

Администрация Смоленской области, иные органы исполнительной власти Смоленской области в пределах их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством

1. Обоснование необходимости разработки Программы


В ходе выполнения областной целевой программы "Развитие системы образования в Смоленской области на 2004-2007 годы" (далее - долгосрочная целевая программа) были реализованы проекты и мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования в Смоленской области, формирования системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений с помощью совершенствования механизмов финансирования образования и механизмов управления образованием.

Созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение образовательных учреждений персональными компьютерами, подключение их к сети "Интернет", создание областных образовательных порталов, оснащение образовательных учреждений электронными образовательными продуктами, переподготовка педагогов в области информационно-коммуникационных технологий).

Благодаря мерам, предпринятым в рамках реализации указанной программы, была создана база для решения следующих задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии региона:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с современными требованиями;

- разработка механизмов управления системой образования, соответствующих задачам развития системы образования;

- создание механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для социальных партнеров и регионального рынка труда.

Однако, несмотря на принимаемые меры и проводимые мероприятия существует ряд проблем, связанных с обеспечением благоприятных условий для получения качественного и доступного образования.

Увеличилось количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции физических и психических нарушений, особенно детей, нуждающихся в коррекции речи, зрения и интеллекта, в связи с чем необходимо осуществление деятельности по организации предшкольного образования для создания равных стартовых возможностей для детей различных категорий.

Общее уменьшение количества детей в Смоленской области приводит к сокращению количества общеобразовательных учреждений, закрытию общеобразовательных учреждений и необходимости организации подвоза детей в учреждения, имеющие необходимый материальный и кадровый потенциал для обеспечения качественного образования.

Областные и муниципальные общеобразовательные учреждения сталкиваются с трудностями в обновлении содержания образования. При этом наиболее сложной является необходимость использования в своей деятельности новых методологических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного восприятия мира. Не всегда обоснованно осуществляется ими выбор учебных программ, учебников, учебных пособий, отвечающих потребностям и возможностям обучающихся, целям общеобразовательного учреждения.

Муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 77 процентов от общей численности всех областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в них обучается около 30 процентов детей. Их отличительными особенностями являются: отсутствие современной материально-технической базы, слабое кадровое обеспечение и низкий уровень квалификации педагогов, преподавание педагогами предметов, по которым они не являются специалистами, малая наполняемость классов, отсутствие возможности создания достаточного количества профильных классов, трудности с подвозом обучающихся, отсутствие пришкольных интернатов. Все это приводит к снижению качества знаний обучающихся.

Сложным остается материально-техническое обеспечение областных и муниципальных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В областных государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - специальные (коррекционные) образовательные учреждения), несмотря на снижение общей численности обучающихся, остается стойким рост числа детей с отклонениями в поведении, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей с отклонениями в психическом и умственном развитии.

Среди детей с отклонениями в развитии, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 3 процента имеют II группу здоровья, 74 процента - III группу здоровья, 23 процента - IV группу здоровья.

На качество проводимой психолого-педагогической реабилитации обучающихся влияет недостаточное количество педагогических кадров, имеющих специальную профессиональную подготовку. Только 19 процентов педагогов имеют высшее дефектологическое образование, 24 процента от общего количества специальных (коррекционных) образовательных учреждений не укомплектованы педагогами-психологами, 7,6 процента - логопедами.

Недостаточное финансирование данных учреждений не позволяет создать для обучающихся адаптивную среду, нет возможности приобретения необходимого оборудования, специальной мебели как индивидуального, так и группового пользования. Отдельные категории обучающихся (с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелой степенью умственной отсталости) не получают развития и не охвачены специальным (коррекционным) образованием.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений после получения профессионального образования часто остаются невостребованными на рынке труда, поскольку нуждаются в более длительном по времени процессе постинтернатного сопровождения.

Еще не в полной мере сформирована система комплексной психологической помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На ее эффективность отрицательно влияет большая текучесть кадров психологов, недостаточное понимание руководителями областных и муниципальных образовательных учреждений и педагогическими работниками роли и места психолога и социального педагога в учебно-воспитательном процессе.

Департаментом образования и органами местного самоуправления решаются задачи по сохранению здоровья обучающихся. При этом сложной проблемой остается организация горячего питания обучающихся. Скудным остается рацион питания, наблюдается дефицит мясных и молочных продуктов, нет возможности организовать диетическое питание, витаминизированные столы, хотя в этом нуждаются более 30 процентов обучающихся.

В критическом состоянии находится учебно-материальная база физкультурно-оздоровительного комплекса областных и муниципальных общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Они оснащены спортивным оборудованием и инвентарем по состоянию на 2006 год лишь на 40 процентов. Доля износа спортивного оборудования составляет от 80 до 90 процентов.

Инновационные процессы в системе образования направлены на обеспечение ее перехода от унитарной к вариативной, предоставление возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Однако внедрению инноваций мешает слабая учебно-материальная база областных и муниципальных образовательных учреждений, недостаточность средств для обеспечения полноценной работы по повышению квалификации педагогов, обмену опытом среди них.

Недостаточный уровень финансирования учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров, является следствием того, что сложившаяся система повышения квалификации педагогических работников в Смоленской области не в полной мере удовлетворяет возрастающие потребности общества.

Остается острой проблема кадрового обеспечения областных и муниципальных образовательных учреждений. В большинстве указанных учреждений недостает, главным образом, педагогов-предметников средних и старших классов, в том числе учителей информатики, иностранного языка, русского языка и литературы. Причина нехватки - возросшая востребованность знаний на рынке труда. В 2007 году в областных и муниципальных образовательных учреждениях образовалось 157 (в 2006 году - 132) вакансий специалистов. Из общего числа педагогических работников 87,8 процентов - женщин.

Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров: увеличилось на 6 процентов количество педагогов со стажем работы выше 20 лет и составило в 2006 году 55 процентов; уменьшилось до 6 процентов количество педагогов со стажем работы до 5 лет от общего числа педагогов областных и муниципальных образовательных учреждений, в то же время выросло до 16 процентов количество педагогов-пенсионеров. Такое положение с кадровым обеспечением образовательных учреждений сложилось вследствие низкого уровня оплаты труда педагогов и их слабой социальной защищенности.

Система начального профессионального образования является частью системы образования, но имеет свою специфику. Для ее эффективного функционирования требуется решение следующих задач: создание и обеспечение деятельности регионального учебно-методического центра профессионального образования (далее - учебный центр) и регионального ресурсного центра по реализации образовательных программ в системе начального и среднего профессионального образования (далее - ресурсный центр), обновление и модернизация в ОГОУ НПО и ОГОУ СПО учебно-производственного оборудования мастерских и лабораторий, обеспечение их компьютерной техникой и учебными программами на электронных носителях, разработка и внедрение интегрированных программ непрерывного образования, обеспечение деятельности областных экспериментальных площадок, профессиональная переподготовка и повышение уровня квалификации мастеров производственного обучения и другие.

Финансирование ОГОУ НПО и ОГОУ СПО до 2005 года осуществлялось из федерального бюджета. Методическое обеспечение их деятельности осуществлял Институт развития профессионального образования Федерального агентства по образованию.

С 1 января 2005 года тридцать ОГОУ НПО и шесть ОГОУ СПО переданы в собственность Смоленской области и финансируются из областного бюджета

Профессиональное образование во все большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей регионального рынка труда, конкретных запросов работодателей и становится инструментом решения экономических проблем региона. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, усиливается конкуренция на рынке труда, появляются новые профессии и специальности.

Для повышения качества профессионального образования, обеспечения его доступности и эффективности, необходимо ресурсное обеспечение, в том числе и финансовое

Исходя из социально-экономической и демографической ситуации, сложившейся в Смоленской области, определен комплекс мер по созданию условий для дальнейшего улучшения в Смоленской области качества воспитания и образования детей в соответствии с перечнем мероприятий Программы.

2. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования, обеспечение качественного профессионального образования.

Основными задачами Программы являются:

- повышение доступности общего образования в Смоленской области;

- повышение качества дошкольного и общего образования в Смоленской области;

- развитие профильного обучения в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- создание оптимальных условий для повышения качества образовательного процесса;

- развитие системы воспитания детей и молодежи, повышение доступности системы дополнительного образования;

- повышение качества профессионального образования в Смоленской области;

- повышение доступности профессионального образования в Смоленской области;

- повышение эффективности механизмов управления в системе образования в Смоленской области.

Достижение указанных целей возможно посредством реализации комплекса мероприятий, включенных в Программу.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008 года.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий направлена на развитие системы образования в Смоленской области. Перечень мероприятий Программы указан в приложении к Программе.

Выполнение мероприятий Программы планируется освещать в средствах массовой информации, что, в свою очередь, будет способствовать формированию положительного имиджа Смоленской области, распространению информации о системе образования в Смоленской области.

4. Механизм реализации Программы


Заказчик Программы обеспечивает реализацию мероприятий Программы посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания. Заказчик осуществляет мониторинг мероприятий Программы и принимает меры для привлечения дополнительных источников финансирования Программы.

Заказчик Программы в ходе реализации Программы взаимодействует с органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и иными организациями Смоленской области в целях обеспечения выполнения мероприятий Программы в полном объеме.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»