ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 апреля 2005 года N 64-зо
Об утверждении областной целевой программы "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 29 марта 2005 года
(истек срок применения)
(Изменения:
закон Тверской области от 15.11.2005 г. N 131-зо )
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год (прилагается).
Статья 2. Признать утратившим силу с 1 января 2005 года закон Тверской области от 14.04.2003 N 25-ЗО "Об утверждении областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы".
Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
14 апреля 2005 года
N 64-ЗО
Наименование Программы | "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | "О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области" |
Государственный заказчик Программы | департамент экономики и промышленной политики Тверской области |
Основные разработчики Программы | департамент экономики и промышленной политики Тверской области; |
Цели Программы | Создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, обеспечивающих увеличение доли объема производимой малыми предприятиями продукции в валовом региональном продукте Тверской области (ВРП), стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, рост благосостояния населения |
Задачи Программы, важнейшие целевые показатели | организация информационного, консультационного и научно-методического обслуживания субъектов малого предпринимательства; |
Сроки реализации Программы | 2005 год |
Основные мероприятия Программы | информационное обеспечение развития малого предпринимательства; |
Исполнители основных мероприятий Программы | Администрация Тверской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы составит 25200 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | повышение роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития Тверской области; |
Система организации контроля за исполнением Программы | В соответствии с планом выполнения работ на год исполнители основных мероприятий ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют департаменту экономики и промышленной политики Тверской области отчет о выполнении программных мероприятий. |
{паспорт программы в редакции закона Тверской области от 15.11.2005 г. N 131-зо}
К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.
По данным Тверского областного комитета государственной статистики на 01.07.2004 года в области насчитывалось 5,4 тысяч малых предприятий.
В малом бизнесе области работают также около 56,0 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и 3,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий (юридических лиц) на протяжении последних лет практически остается неизменной: в торговле и общественном питании создано 41,3% малых предприятий, в промышленности - 18,9%, строительстве - 13,9%, то есть на эти три отрасли приходится 74,1 % всех малых предприятий, на которых выпускается около 81,9% товаров (услуг), производимых малыми предприятиями.
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по данным органов статистики за январь-март 2004 года составил 2079,4 млн. рублей, или на 30% больше по сравнению с этим же периодом 2003 года.
Доминирующей отраслью малого предпринимательства по среднесписочной численности работников является торговля и общественное питание - 14361 человек, или 27,4%. На долю строительства приходится 24,8% работающих на малых предприятиях, а промышленности - 19,5%. Следует отметить, что на малых предприятиях занято 10,7% от общей численности занятых на предприятиях и в организациях Тверской области.
Индивидуальное предпринимательство по-прежнему остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. В целом число занятых в малом бизнесе оценивается более чем в 220 тысяч человек, то есть практически каждый третий работающий трудится в малом бизнесе.
Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят металлоизделия, продукцию переработки древесины, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, выполняют ремонтно-строительные работы, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлторские, консалтинговые, рекламные услуги.
Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных районах Тверской области. Так, более половины работающих на малых предприятиях сосредоточено в областном центре, менее четверти - в наиболее развитых муниципальных образованиях Тверской области (городах Торжок, Кимры; Бологовском, Калининском, Конаковском и Торопецком районах).
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, малый бизнес в Тверской области остается пока мало используемым резервом в экономических преобразованиях территории.
Общеизвестный факт, что в мире порядка 50% ВВП дает малый бизнес, в этом секторе экономики занято 60-70% населения. У нас в стране доля малого предпринимательства в формировании ВВП оценивается в 10-11%.
В Тверской области доля малого предпринимательства в ВРП составляет приблизительно 9%.
Развиваясь бурными темпами в начале 90-х годов, в настоящее время предпринимательство переживает период стагнации. До сих пор предпринимательскому сообществу приходится действовать в неблагоприятной окружающей среде. В отличие от крупного и среднего бизнеса малому предпринимательству в результате приватизации не достались финансовые и материально-технические ресурсы. Малый бизнес изначально был поставлен в неравные стартовые условия, поэтому не может полноценно развиваться и конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами. В своей деятельности предприниматели ощущают давление как со стороны власти, силовых структур, так и криминала.
Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого бизнеса, типичными и наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:
несовершенство нормативной правовой базы, учитывающей интересы малого бизнеса, и нестабильность действующих законодательных актов;
наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества надзорно - проверяющих инстанций;
недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;
отсутствие механизмов самофинансирования;
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, к участию в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд;
неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
несовершенство системы налогообложения;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
практическое отсутствие бюджетного финансирования Программы поддержки малого предпринимательства.
К числу прочих, но весьма важных проблем следует отнести недостаточно высокий имидж предпринимателя и предпринимательской деятельности.
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики по поддержке предпринимательства.
Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе и в малом предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов для достижения целевой функции. Помощь предпринимателям со стороны государства должна носить системный подход, охватывать все стороны деятельности малого бизнеса.
Вместе с тем, эффективность и степень реализации программных мероприятий во многом зависят от степени заинтересованности органов местного самоуправления в развитии предпринимательства на своих территориях, от их реальных действий, направленных на поддержку малого бизнеса.
Программа представляет собой систему мероприятий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанную с учетом созданной инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Программные мероприятия, направленные на решение задач малого предпринимательства, тесно связаны с общими задачами социально-экономического развития Тверской области.
Целью Программы является создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, обеспечивающих увеличение доли объема производимой малыми предприятиями продукции в валовом региональном продукте Тверской области (ВРП), стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, рост благосостояния населения.
Задачи Программы:
1. Информационное, консультационное и научно-методическое обслуживание субъектов малого предпринимательства упростит процедуру вхождения граждан в малый бизнес, обеспечит доступ предпринимателей к информационным ресурсам.
2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства направлено на стабилизацию правовых отношений, позволяющих малым предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.
3. Развитие кредитно-финансовых технологий и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства будет способствовать доступу малого бизнеса к денежным и материальным ресурсам, позволит снизить затраты на внедрение прогрессивных технологий, улучшить качество и объемы производимой продукции, развивать инновационный бизнес.
4. Обеспечение занятости населения области за счет создаваемых рабочих мест будет способствовать уменьшению безработицы и улучшению материального положения населения области.
5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства обеспечит рост числа квалифицированных кадров в малом бизнесе.
6. Создание положительного имиджа предпринимателя направлено на усиление предпринимательской активности населения Тверской области, развитие "среднего класса", рост благосостояния населения, а в конечном итоге политическую и экономическую стабильность государства.
Сроки реализации Программы: 2005 год.
Система программных мероприятий включает четыре направления, нацеленные на решение задач, сформулированных в разделе II "Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы".
Государственная поддержка малого предпринимательства в Тверской области будет направлена в первую очередь на приоритетные сферы деятельности:
производство импортозамещающих товаров народного потребления;
оказание услуг по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;
наукоемкие технологии, в том числе информационная и инновационная (внедренческая) деятельность;
производство медицинского оборудования и лекарственных препаратов;
художественные промыслы, ремесленничество;
оказание бытовых услуг населению;
развитие туристической индустрии в Тверской области (деятельность туристических фирм, занимающихся внутренним и въездным туризмом, создание объектов туристской индустрии).
В каждом направлении поддержки малого предпринимательства ставятся свои конкретные внутренние задачи.
Направление первое - "Информационное обеспечение развития малого предпринимательства":
- содержит мероприятия, направленные на развитие доступных и качественных информационных услуг субъектам малого предпринимательства, содействие малым предпринимателям в установлении прямых контактов с потенциальными партнерами как внутри области, так и за ее пределами, взаимодействие со средствами массовой информации, поддержку в рекламной и выставочной деятельности.
Направление второе - "Финансово-кредитная поддержка малого
предпринимательства":
- содержит мероприятия по развитию механизмов привлечения внешних ресурсов, созданию схем работы с кредитно-финансовыми организациями, удешевлению кредитных ресурсов.
Направление третье - "Подготовка кадров для малого предпринимательства":
- включает мероприятия, направленные на формирование системы дополнительного образования, подготовку и переподготовку специалистов для малого бизнеса.
Направление четвертое - "Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства":
включает мероприятие по созданию Тверского областного IT-бизнес-инкубатора, где субъектам малого предпринимательства будут предоставляться помещения в аренду на льготных условиях, а также оказываться консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуги
Перечень программных мероприятий, объем требуемых ассигнований на их выполнение представлены в приложении "Мероприятия Программы" к настоящей Программе.