Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 апреля 2005 года N 64-зо

Об утверждении областной целевой программы "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 29 марта 2005 года

(истек срок применения)

(Изменения:
закон Тверской области от 15.11.2005 г. N 131-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год (прилагается).

Статья 2. Признать утратившим силу с 1 января 2005 года закон Тверской области от 14.04.2003 N 25-ЗО "Об утверждении областной целевой программы поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы".

Статья 3. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин

Тверь

14 апреля 2005 года

N 64-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 ГОД г. Тверь 2005


Наименование Программы

"Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

"О поддержке и развитии малого предпринимательства в Тверской области"

Государственный заказчик Программы

департамент экономики и промышленной политики Тверской области

Основные разработчики Программы

департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 рабочие группы, сформированные решением Координационного Совета по развитию малого предпринимательства при Администрации Тверской области, протокол N 5 от 06.07.2004

Цели Программы

Создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, обеспечивающих увеличение доли объема производимой малыми предприятиями продукции в валовом региональном продукте Тверской области (ВРП), стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, рост благосостояния населения

Задачи Программы, важнейшие целевые показатели

организация информационного, консультационного и научно-методического обслуживания субъектов малого предпринимательства;

 совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства;

 развитие кредитно-финансовых технологий и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства;

 обеспечение занятости населения области за счет вновь создаваемых рабочих мест;

 развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

 создание положительного имиджа предпринимателя

Сроки реализации Программы

2005 год

Основные мероприятия Программы

информационное обеспечение развития малого предпринимательства;

 финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;

 - подготовка кадров для малого предпринимательства;

 - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Исполнители основных мероприятий Программы

Администрация Тверской области;

 департамент экономики и промышленной политики Тверской области;

 департамент финансов Тверской области;

 Комитет по управлению имуществом Тверской области;

 департамент продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области;

 департамент государственного заказа Тверской области;

 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького;

 организации, определенные на конкурсной основе как исполнители мероприятий

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы составит 25200 тыс. рублей, из них:
 - 15000 тыс. рублей за счет средств областного бюджета Тверской области;

 - 10200 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития Тверской области;

 увеличение доли занятых в малом предпринимательстве до 35% от числа экономически активного населения Тверской области;

 рост числа работников, постоянно занятых на малых предприятиях, до 55 тыс. человек;

 снижение уровня безработицы за счет создания рабочих мест;

 рост объемов производства продукции (товаров и услуг) малыми предприятиями на 10-15%;

 увеличение доли объема производимой малыми предприятиями продукции в ВРП Тверской области до 11-12%

Система организации контроля за исполнением Программы

В соответствии с планом выполнения работ на год исполнители основных мероприятий ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют департаменту экономики и промышленной политики Тверской области отчет о выполнении программных мероприятий.
 Годовой доклад о выполнении Программы подготавливается государственным заказчиком Программы - департаментом экономики и промышленной политики Тверской области и представляется Губернатору Тверской области до 1 марта 2006 года.
 Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с внесением Губернатором Тверской области проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за 2005 год.
 Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программных мероприятий, осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации

{паспорт программы в редакции закона Тверской области от 15.11.2005 г. N 131-зо}

Областная целевая программа "Поддержка развития малого предпринимательства в Тверской области" на 2005 год


К субъектам малого предпринимательства области относятся малые предприятия (юридические лица), предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства.

По данным Тверского областного комитета государственной статистики на 01.07.2004 года в области насчитывалось 5,4 тысяч малых предприятий.

В малом бизнесе области работают также около 56,0 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и 3,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий (юридических лиц) на протяжении последних лет практически остается неизменной: в торговле и общественном питании создано 41,3% малых предприятий, в промышленности - 18,9%, строительстве - 13,9%, то есть на эти три отрасли приходится 74,1 % всех малых предприятий, на которых выпускается около 81,9% товаров (услуг), производимых малыми предприятиями.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по данным органов статистики за январь-март 2004 года составил 2079,4 млн. рублей, или на 30% больше по сравнению с этим же периодом 2003 года.

Доминирующей отраслью малого предпринимательства по среднесписочной численности работников является торговля и общественное питание - 14361 человек, или 27,4%. На долю строительства приходится 24,8% работающих на малых предприятиях, а промышленности - 19,5%. Следует отметить, что на малых предприятиях занято 10,7% от общей численности занятых на предприятиях и в организациях Тверской области.

Индивидуальное предпринимательство по-прежнему остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. В целом число занятых в малом бизнесе оценивается более чем в 220 тысяч человек, то есть практически каждый третий работающий трудится в малом бизнесе.

Малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики области. Малые предприятия Тверской области производят металлоизделия, продукцию переработки древесины, строительные материалы, продукцию легкой промышленности, научно-техническую продукцию, товары народного потребления и народных промыслов, продовольственные товары, полиграфическую продукцию, выполняют ремонтно-строительные работы, оказывают услуги в сфере бытового обслуживания населения, медицины, автомобильных перевозок, образовательной, издательской деятельности, а также юридические, аудиторские, риэлторские, консалтинговые, рекламные услуги.

Развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных районах Тверской области. Так, более половины работающих на малых предприятиях сосредоточено в областном центре, менее четверти - в наиболее развитых муниципальных образованиях Тверской области (городах Торжок, Кимры; Бологовском, Калининском, Конаковском и Торопецком районах).

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, малый бизнес в Тверской области остается пока мало используемым резервом в экономических преобразованиях территории.

Общеизвестный факт, что в мире порядка 50% ВВП дает малый бизнес, в этом секторе экономики занято 60-70% населения. У нас в стране доля малого предпринимательства в формировании ВВП оценивается в 10-11%.

В Тверской области доля малого предпринимательства в ВРП составляет приблизительно 9%.

Развиваясь бурными темпами в начале 90-х годов, в настоящее время предпринимательство переживает период стагнации. До сих пор предпринимательскому сообществу приходится действовать в неблагоприятной окружающей среде. В отличие от крупного и среднего бизнеса малому предпринимательству в результате приватизации не достались финансовые и материально-технические ресурсы. Малый бизнес изначально был поставлен в неравные стартовые условия, поэтому не может полноценно развиваться и конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами. В своей деятельности предприниматели ощущают давление как со стороны власти, силовых структур, так и криминала.

Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого бизнеса, типичными и наиболее отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:

несовершенство нормативной правовой базы, учитывающей интересы малого бизнеса, и нестабильность действующих законодательных актов;

наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества надзорно - проверяющих инстанций;

недоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий;

отсутствие механизмов самофинансирования;

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям, имуществу, к участию в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд;

неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

несовершенство системы налогообложения;

отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

практическое отсутствие бюджетного финансирования Программы поддержки малого предпринимательства.

К числу прочих, но весьма важных проблем следует отнести недостаточно высокий имидж предпринимателя и предпринимательской деятельности.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики по поддержке предпринимательства.

Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе и в малом предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов для достижения целевой функции. Помощь предпринимателям со стороны государства должна носить системный подход, охватывать все стороны деятельности малого бизнеса.

Вместе с тем, эффективность и степень реализации программных мероприятий во многом зависят от степени заинтересованности органов местного самоуправления в развитии предпринимательства на своих территориях, от их реальных действий, направленных на поддержку малого бизнеса.

Программа представляет собой систему мероприятий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанную с учетом созданной инфрастуктуры поддержки предпринимательства. Программные мероприятия, направленные на решение задач малого предпринимательства, тесно связаны с общими задачами социально-экономического развития Тверской области.

Целью Программы является создание правовых и экономических условий для развития предпринимательской деятельности, обеспечивающих увеличение доли объема производимой малыми предприятиями продукции в валовом региональном продукте Тверской области (ВРП), стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, рост благосостояния населения.

Задачи Программы:

1. Информационное, консультационное и научно-методическое обслуживание субъектов малого предпринимательства упростит процедуру вхождения граждан в малый бизнес, обеспечит доступ предпринимателей к информационным ресурсам.

2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства направлено на стабилизацию правовых отношений, позволяющих малым предпринимателям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

3. Развитие кредитно-финансовых технологий и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства будет способствовать доступу малого бизнеса к денежным и материальным ресурсам, позволит снизить затраты на внедрение прогрессивных технологий, улучшить качество и объемы производимой продукции, развивать инновационный бизнес.

4. Обеспечение занятости населения области за счет создаваемых рабочих мест будет способствовать уменьшению безработицы и улучшению материального положения населения области.

5. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства обеспечит рост числа квалифицированных кадров в малом бизнесе.

6. Создание положительного имиджа предпринимателя направлено на усиление предпринимательской активности населения Тверской области, развитие "среднего класса", рост благосостояния населения, а в конечном итоге политическую и экономическую стабильность государства.

Сроки реализации Программы: 2005 год.

Система программных мероприятий включает четыре направления, нацеленные на решение задач, сформулированных в разделе II "Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы".

Государственная поддержка малого предпринимательства в Тверской области будет направлена в первую очередь на приоритетные сферы деятельности:

производство импортозамещающих товаров народного потребления;

оказание услуг по эксплуатации жилья и объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

наукоемкие технологии, в том числе информационная и инновационная (внедренческая) деятельность;

производство медицинского оборудования и лекарственных препаратов;

художественные промыслы, ремесленничество;

оказание бытовых услуг населению;

развитие туристической индустрии в Тверской области (деятельность туристических фирм, занимающихся внутренним и въездным туризмом, создание объектов туристской индустрии).

В каждом направлении поддержки малого предпринимательства ставятся свои конкретные внутренние задачи.

Направление первое - "Информационное обеспечение развития малого предпринимательства":

- содержит мероприятия, направленные на развитие доступных и качественных информационных услуг субъектам малого предпринимательства, содействие малым предпринимателям в установлении прямых контактов с потенциальными партнерами как внутри области, так и за ее пределами, взаимодействие со средствами массовой информации, поддержку в рекламной и выставочной деятельности.

Направление второе - "Финансово-кредитная поддержка малого

предпринимательства":

- содержит мероприятия по развитию механизмов привлечения внешних ресурсов, созданию схем работы с кредитно-финансовыми организациями, удешевлению кредитных ресурсов.

Направление третье - "Подготовка кадров для малого предпринимательства":

- включает мероприятия, направленные на формирование системы дополнительного образования, подготовку и переподготовку специалистов для малого бизнеса.

Направление четвертое - "Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства":

включает мероприятие по созданию Тверского областного IT-бизнес-инкубатора, где субъектам малого предпринимательства будут предоставляться помещения в аренду на льготных условиях, а также оказываться консультационные, бухгалтерские, юридические и прочие услуги

Перечень программных мероприятий, объем требуемых ассигнований на их выполнение представлены в приложении "Мероприятия Программы" к настоящей Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»